Автор: Дмитриева Ирина Васильевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Биробиджан, Еврейской автономной области
Наименование материала: Занятие
Тема: Тема: " Лесовичок в гостях у ребят" Речевое занятие для детей старшей группы
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 49»
Непосредственно образовательная деятельность
по реализации образовательной области «Речевое развитие»
в старшей группе
Тема: «Лесовичок в гостях у детей»
Составила:
старший воспитатель
И.В. Дмитриева
г. Биробиджан
2020г
НОД по развитию речи в старшей группе.
Тема: « Лесовичок в гостях у детей»
Программные задачи:
Образовательные:
- Закреплять знания детей о диких животных, их особенностях, месте обитания.
- Учить детей образовывать притяжательные прилагательные от
существительных
- Учить логически мыслить, рассуждать, решать проблемные ситуации
- Совершенствовать связную речь детей.
Развивающие:
- Развивать умения детей ритмично проговаривать слова, сочетая их с
движениями рук.
- Развивать зрительную память, образное мышление, мелкую моторику.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к новым знаниям
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь при
выполнении коллективных заданий.
- Воспитывать доброе отношение к живой природе.
Интеграция областей: Речевое развитие, познавательное развитие,
художественно – эстетическое развитие.
Словарная работа: беличий, рыбий, петушиный, логово, дупло, берлога.
Материал и оборудование: Игрушка старичок - Лесовичок, конверты с играми
«Чей хвост», «Собери животное», «Где чей домик», карточки с дикими
животными, чистые листы на которых свечкой нарисованы животные, губка,
гуашь,простой карандаш, картинки с изображением жилища животных (нора,
дупло, кустик, берлога, логово), магнитная доска.
Содержание образовательной деятельности
Воспитатель (собирает детей возле себя): Ребята, мы сейчас с вами поиграем. Я
буду говорить слова, а вы будите перебирать пальчики рук, соединяя с большим
пальцем последовательно указательный, средний и т. д.
Кинезиологическое упражнение «Цепочка»
Встаньте возле меня рядком, поиграем мы ладком,
Приготовьте ушки, глазки, начинаем нашу сказку. (заканчивают)
Я сегодня в сад бежала и кого-то повстречала…. Как думаете, кого я могла
встретить? (ответы детей) Отгадайте загадку и узнаете кого!
- Есть на свете Старичок,
Носит он из пёстрых листьев, разноцветный колпачок.
Каждый день и в дождь, и в зной,
Сторожит он мир лесной. (Лесовичок)
В. Это старичок – Лесовичок (показ игрушки).Он пришёл к вам в гости со своими
лесными зверями и хочет вас с ними познакомить.
Воспитатель показывает на доске чистые листы. Вот посмотрите, это их
портреты. Какие они весёлые, озорные… назовите их! (дети удивляются,
говорят, что на листочках ничего нет, они чистые)
В. ( недоумённо) Как нет? Не может быть? А куда же они делись?
Лесовичок(воспитатель) печально: Их, наверное, заколдовала злая волшебница, и
они все исчезли… Что же мне делать одному в лесу без моих друзей? (спрашивает
у детей, дети рассуждают)
В: Ребята, нужно помочь Лесовичку и вернуть всех зверей в лес. Согласны?
В: Чтобы расколдовать зверей, нужно будет выполнить сложные задания,
которые приготовила Злая волшебница. Все задания она сложила в конверты и
спрятала их. А найти конверты нам помогут загадки. Отгадаете, узнаете, где
спрятан конверт с заданием. И так, начинаем.
1
. Первая загадка
: Есть в комнате портрет, во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ, он засмеётся тоже.
Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!
В открывает конверт: Да это вопросы Злой волшебницы! Вам нужно на них
ответить.
1. Вы говорите про лесных зверей, а как по - другому их всех можно назвать?
(дикие животные)
2. Как вы думаете, каких диких животных я заколдовала? (один ребёнок
перечисляет, остальные дети его внимательно слушают и добавляют)
3 Почему их называют дикими животными?
Вывод: Вы правильно ответили на вопросы Злой волшебницы про диких
животных. Будем искать следующий конверт
2. В. Слушайте подсказку: Не куст, а с листочками, не человек, а
разговаривает, не рубашка, а сшита.
Дети: Книга! Конверт будем искать там, где у нас в группе книги! (дети
приносят конверт, в нём Дид. игра «Собери животное». Дети рассаживаются за
столы, работают в парах.
- Какое животное ты собрал и что интересного ты можешь о нём рассказать?
( Предполагаемые ответы: Я собрал картинку ежа, его никто не может съесть,
потому что он колючий, заяц очень трусливый, может далеко прыгать…, и т.д.)
- Давайте поздороваемся с животными необычным способом. Приготовьте руки,
будем говорить слова и руками показывать движения (кинезиологическое
упражнение «Кулак, ребро, ладонь»)
«Здравствуй, рыжая лисичка,
Здравствуй, белочка, сестричка,
Здравствуй, серенький волчонок,
Здравствуй, беленький зайчонок.
Задание: «Расскажи о своём животном»
Вывод: Все дети смогли собрать животных, потому что работали дружно,
помогали друг другу, интересно рассказали о диких животных
3. Следующая загадка: Бьют его, а он не плачет, Только выше, выше скачет!
Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. Находят конверт. В нём игра.
Дид. игра « Чей хвост?»
В. Что необычное вы видите на картинке? (животные без хвостов). Чьи хвосты
нарисованы на картинке? (хвост беличий, волчий, заячий ит.д.) Нужно животным
помочь найти свои хвосты. Вы должны провести линию карандашом и соединить
животных с их хвостиком. (дети выполняют задание. Проверяют друг у друга )
- Всем животным хватило хвостов?
- Чей хвост оказался лишним? (хвост рыбий, петушиный, львиный и т.д.)
- Почему эти хвосты лишние?
- Каким животным помогают их хвосты? (лисе заметать следы, белке укрываться
в морозы, волку служит рулём)
Вывод: Вы справились с очень трудным заданием. Молодцы
4 Следующая загадка: Пишет он, когда диктуют, он и чертит, и рисует, а
сегодня вечерком, он раскрасит ваш альбом. Дети: Это карандаш! Надо искать
конверт там, где у нас лежат карандаши! Находят конверт в нём картинки с
изображением диких животных.
Дети получают карточки с изображением животных. Не называя, кто изображён
на картинке, показывают жестами, мимикой животное. Остальные должны
отгадать, кто это? Дид.игра «Изобрази животное»
В. Скоро придёт холодная зима и нужно каждому животному найти свой домик,
чтобы они зимой не замёрзли.
Дид.игра «Где чей домик» (дети раскладывают животных в их жилища и
рассказывают, кто где живёт и что делает зимой)
В. Дети, вы так старались, все задания Злой волшебницы выполнили, а звери так и
не появились, что же делать? (Дети рассуждают)
Воспитатель печально: Давайте возьмём листочки и раскрасим их
разноцветными красками, может быть так порадуем Лесовичка. Дети снимают
листочки с доски и закрашивают их с помощью губки. В процессе закрашивания
на листочках появляются животные, нарисованные свечкой. Дети радуются, что
помогли Лесовичку вернуть его друзей в лес, отдают ему картинки. Лесовичок
благодарит детей.