Автор: Молокова Нелла Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ №5
Населённый пункт: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя школа № 5 городского округа Стрежевой Томской области с углубленным изучением отдельных предметов»
Наименование материала: Олимпиадные задания
Тема: Олимпиадные задания по русскому языку для обучающихся 9 класса
Раздел: среднее образование
Всероссийская олимпиада школьников 2019-2020 учебного года
Школьный этап.
Время выполнения работы - 2 часа
1. Расставьте ударения в следующих словах:
Апостроф, баловать, втридорога, газопровод, генезис, жалюзи, закупорить, завсегдатай,
кашлянуть, диоптрия, обеспечение, кухонный, сторицей, танцовщица.
.
2. Какими звуками в современном нормативном, но естественном литературном
произношении различаются сочетания:
1) чтобы мы и чтоб и мы
2) если и есть ли
3) но с тигра и нос тигра?
3. Определите, какими частями речи являются подчеркнутые слова.
1) Что посеешь, то и пожнешь.
2) Что
за безобразие!
3) Мне показалось, что
кто-то вышел из-за угла.
4) Несмотря на то что все закончилось, ей еще было немного страшно.
5) Что тебе еще предложить?
4. Вставьте пропущенные фрагменты в приведенный ниже текст. Продолжите его так,
чтобы получилась полная картина аллегорического «родословного дерева» славянских
языков
Славянское языковое «дерево» имеет три основные ветви: ___________ языки,
________ языки, __________ языки. Эти основные ветви-группы имеют в свою очередь
более мелкие ответвления: первая - ___________; вторая -___________ ; третья
- __________
5. Определите род существительных:
георгины, туфли, манжеты, ботинки, овощи,
ведёрки, лебеди, тюль, какао, вуаль, кофе.
6. Подберите 2 синонима к каждому заимствованному слову:
Лимит - …, инновация- …, ликвидация - …,
толерантный- …, цивилизованный - …, эксклюзивный-…
7. Найдите среди приведённых слов те, которые имеют 2 приставки или 2 суффикса:
подосиновик, подорожник, чайник, озорник, понавыдумали, лакомка, обезуметь,
сортировщик, формовщик, черновик, въехал, приналечь.
8. Исправьте ошибки в употреблении фразеологических оборотов. Объясните суть каждой
ошибки.
1 Перебирать из пустого в порожнее.
2 Оставлять желать много лучшего.
3 Припереть к горлу.
4 Бабушка на двоих сказала.
5. В связи с массированной атакой противника командир приказал сматывать удочки.
9. Ни вся же земля живома есть. Дайте лексический, словообразовательный и
грамматический комментарий выделенному слову из памятника русской письменности XVI века.
10. Используя свои знания в области этимологии, а также в области иностранных языков,
объясните правописание выделенных букв в перечисленных ниже словах (например:
Очки – очи; фАльцет – фальшь (итал. falsetto, от falso – ложный: фальцет – «ложный
голос»). Объясните выбор проверочного слова.
пЕрчатка пАштет пЕрловка
Ответы.
1. АпострОф, баловАть, , втрИдорога, газопровОд, гЕнезис, жалюзИ, закУпорить, завсегдАтай,
кАшлянуть, диоптрИя, обеспЕчение. кУхонный, сторИцей, танцОвщица.
За каждый правильный ответ - 1 балл Максимально –14 баллов
2. Сочетания чтобы мы и чтоб и мы различаются глухостью/звонкостью последнего согласного
звука в слове чтоб: [штобы мы] // [штоп ы мы].
Сочетания если и есть ли различаются твердостью/мягкостью согласного с: [jэсл'и] и [jэс'л'и].
Сочетания но с тигра и нос тигра различаются твердостью/мягкостью согласного с: [но
с'т'игра] // [нос т'игра].
За каждый правильный ответ – 3 балла. Максимально – 9 баллов,
минус два балла за ответ "звуками [и] и [ы]" в первом задании.
3. 1 – относительное местоимение, 2 – частица, 3 – подчинительный союз, 4 – в составе сложного
союза, 5 – вопросительное местоимение.
За каждый правильный ответ - 1 балл Максимально – 5 баллов.
4 Славянское языковое «дерево» имеет три основные ветви: восточнославянские языки,
западнославянские языки, южнославянские языки. Эти основные ветви-группы имеют в свою
очередь более мелкие ответвления: первая – языки русский, украинский и белорусский; вторая –
языки польский, чешский, словацкий, верхнелужицкий и нижнелужицкий ; третья –
сербохорватский, словенский, болгарский, македонский языки.
Восстановление одного наименования - 1 балл.
Максимально -15 баллов.
5. Мужской род: георгин, ботинок, овощ, тюль, лебедь, кофе;
женский род: туфля, манжета, вуаль; средний род: ведёрко, какао;
За каждый правильный ответ - 1 балл
Максимально - 11 баллов
6 Лимит – ограничение, норма, межа, граница;
Инновация – нововведение, новообразование;
Ликвидация – прекращение, уничтожение;
Толерантный – терпимый, снисходительный;
Цивилизованный – культурный, просвещённый;
Эксклюзивный – исключительный, редкий, единственный.
Максимально - 12 баллов
7. У всех слов, кроме лакомка или 2 приставки или 2 суффикса, в слове понавыдумывали – 3
приставки и 2 суффикса. Максимально - 10 баллов
8
1.
Переливать из пустого в порожнее. (Замена слова.)
2.
Оставлять желать лучшего. (Добавление лишнего слова.)
3.
Припереть к стенке. (Смешение двух фразеологизмов.)
4.
Бабушка надвое сказала. (Изменение грамматической формы.)
5.
В связи с массированной атакой противника командир приказал отступать.
(Стилистически неуместное использование разговорного фразеологизма.)
За каждый верно исправленный
пример - 1 балл ; за объяснение
причины замены - 1балл.
Максимально - 10 баллов
9. Начальная форма: живомый(1 балл), это имя прилагательное (1 балл), употреблено в памятнике
в краткой форме женского рода единственного числа (2 балла).Образовано от глагола жить с
помощью суффикса -ом-по аналогии со словами ведомый, искомый(2 балла). Значение слова:
обитаемый, населенный(2 балла). Примечание: допускаются синонимичные толкования значения
слова.
Максимально - 8 баллов
10 Перчатка – перст, перстень. Исторически «перчатка» – это производное от «перст» (палец).
Паштет – паста (этимологически оба слова восходят к греческому paste – мучная подливка).
Перловка – перлы (крупа названа по схожести зерен с жемчужинами – «перлами»).
По 2 балла.
Максимально - 6 баллов