Напоминание

Олимпиадные задания по русскому языку для обучающихся 9 класса


Автор: Молокова Нелла Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ №5
Населённый пункт: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя школа № 5 городского округа Стрежевой Томской области с углубленным изучением отдельных предметов»
Наименование материала: Олимпиадные задания
Тема: Олимпиадные задания по русскому языку для обучающихся 9 класса
Раздел: среднее образование





Назад




Всероссийская олимпиада школьников 2019-2020 учебного года

Школьный этап.

Время выполнения работы - 2 часа

1. Расставьте ударения в следующих словах:

Апостроф, баловать, втридорога, газопровод, генезис, жалюзи, закупорить, завсегдатай,

кашлянуть, диоптрия, обеспечение, кухонный, сторицей, танцовщица.

.

2. Какими звуками в современном нормативном, но естественном литературном

произношении различаются сочетания:

1) чтобы мы и чтоб и мы

2) если и есть ли

3) но с тигра и нос тигра?

3. Определите, какими частями речи являются подчеркнутые слова.

1) Что посеешь, то и пожнешь.

2) Что

за безобразие!

3) Мне показалось, что

кто-то вышел из-за угла.

4) Несмотря на то что все закончилось, ей еще было немного страшно.

5) Что тебе еще предложить?

4. Вставьте пропущенные фрагменты в приведенный ниже текст. Продолжите его так,

чтобы получилась полная картина аллегорического «родословного дерева» славянских

языков

Славянское языковое «дерево» имеет три основные ветви: ___________ языки,

________ языки, __________ языки. Эти основные ветви-группы имеют в свою очередь

более мелкие ответвления: первая - ___________; вторая -___________ ; третья

- __________

5. Определите род существительных:

георгины, туфли, манжеты, ботинки, овощи,

ведёрки, лебеди, тюль, какао, вуаль, кофе.

6. Подберите 2 синонима к каждому заимствованному слову:

Лимит - …, инновация- …, ликвидация - …,

толерантный- …, цивилизованный - …, эксклюзивный-…

7. Найдите среди приведённых слов те, которые имеют 2 приставки или 2 суффикса:

подосиновик, подорожник, чайник, озорник, понавыдумали, лакомка, обезуметь,

сортировщик, формовщик, черновик, въехал, приналечь.

8. Исправьте ошибки в употреблении фразеологических оборотов. Объясните суть каждой

ошибки.

1 Перебирать из пустого в порожнее.

2 Оставлять желать много лучшего.

3 Припереть к горлу.

4 Бабушка на двоих сказала.

5. В связи с массированной атакой противника командир приказал сматывать удочки.

9. Ни вся же земля живома есть. Дайте лексический, словообразовательный и

грамматический комментарий выделенному слову из памятника русской письменности XVI века.

10. Используя свои знания в области этимологии, а также в области иностранных языков,

объясните правописание выделенных букв в перечисленных ниже словах (например:

Очки – очи; фАльцет – фальшь (итал. falsetto, от falso – ложный: фальцет – «ложный

голос»). Объясните выбор проверочного слова.

пЕрчатка пАштет пЕрловка

Ответы.

1. АпострОф, баловАть, , втрИдорога, газопровОд, гЕнезис, жалюзИ, закУпорить, завсегдАтай,

кАшлянуть, диоптрИя, обеспЕчение. кУхонный, сторИцей, танцОвщица.

За каждый правильный ответ - 1 балл Максимально –14 баллов

2. Сочетания чтобы мы и чтоб и мы различаются глухостью/звонкостью последнего согласного

звука в слове чтоб: [штобы мы] // [штоп ы мы].

Сочетания если и есть ли различаются твердостью/мягкостью согласного с: [jэсл'и] и [jэс'л'и].

Сочетания но с тигра и нос тигра различаются твердостью/мягкостью согласного с: [но

с'т'игра] // [нос т'игра].

За каждый правильный ответ – 3 балла. Максимально – 9 баллов,

минус два балла за ответ "звуками [и] и [ы]" в первом задании.

3. 1 – относительное местоимение, 2 – частица, 3 – подчинительный союз, 4 – в составе сложного

союза, 5 – вопросительное местоимение.

За каждый правильный ответ - 1 балл Максимально – 5 баллов.

4 Славянское языковое «дерево» имеет три основные ветви: восточнославянские языки,

западнославянские языки, южнославянские языки. Эти основные ветви-группы имеют в свою

очередь более мелкие ответвления: первая – языки русский, украинский и белорусский; вторая –

языки польский, чешский, словацкий, верхнелужицкий и нижнелужицкий ; третья –

сербохорватский, словенский, болгарский, македонский языки.

Восстановление одного наименования - 1 балл.

Максимально -15 баллов.

5. Мужской род: георгин, ботинок, овощ, тюль, лебедь, кофе;

женский род: туфля, манжета, вуаль; средний род: ведёрко, какао;

За каждый правильный ответ - 1 балл

Максимально - 11 баллов

6 Лимит – ограничение, норма, межа, граница;

Инновация – нововведение, новообразование;

Ликвидация – прекращение, уничтожение;

Толерантный – терпимый, снисходительный;

Цивилизованный – культурный, просвещённый;

Эксклюзивный – исключительный, редкий, единственный.

Максимально - 12 баллов

7. У всех слов, кроме лакомка или 2 приставки или 2 суффикса, в слове понавыдумывали – 3

приставки и 2 суффикса. Максимально - 10 баллов

8

1.

Переливать из пустого в порожнее. (Замена слова.)

2.

Оставлять желать лучшего. (Добавление лишнего слова.)

3.

Припереть к стенке. (Смешение двух фразеологизмов.)

4.

Бабушка надвое сказала. (Изменение грамматической формы.)

5.

В связи с массированной атакой противника командир приказал отступать.

(Стилистически неуместное использование разговорного фразеологизма.)

За каждый верно исправленный

пример - 1 балл ; за объяснение

причины замены - 1балл.

Максимально - 10 баллов

9. Начальная форма: живомый(1 балл), это имя прилагательное (1 балл), употреблено в памятнике

в краткой форме женского рода единственного числа (2 балла).Образовано от глагола жить с

помощью суффикса -ом-по аналогии со словами ведомый, искомый(2 балла). Значение слова:

обитаемый, населенный(2 балла). Примечание: допускаются синонимичные толкования значения

слова.

Максимально - 8 баллов

10 Перчатка – перст, перстень. Исторически «перчатка» – это производное от «перст» (палец).

Паштет – паста (этимологически оба слова восходят к греческому paste – мучная подливка).

Перловка – перлы (крупа названа по схожести зерен с жемчужинами – «перлами»).

По 2 балла.

Максимально - 6 баллов



В раздел образования