Автор: Гаврилова Елена Викторовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Шемуршинский район село Шемурша
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Социально-педагогическая работа с детьми "группы риска"
Раздел: среднее образование
Дети «группы риска» – это дети, подверженные воздействию ряда взаимосвязанных
биологических, психологических, социальных факторов, в результате чего они более склонны
к правонарушениям, насилию и другим видам асоциального поведения. Иными словами мы
называем их «трудными», не только потому, что нам взрослым трудно с ними, но и потому что
им трудно с самим собой.
Проведенная социально-психологической службой диагностика показала, что
неблагополучные дети есть в каждом классе. В категорию «трудных» попадают самые разные
дети: агрессивные, прогуливающие школьные занятия, неуспевающие, ничем не
интересующиеся, дети не уверенные в себе, испытывающие страх и тревогу.
Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению всех
отклонений, трудностей и проблем детей «группы риска» представляет собой координацию
профессиональных усилий специалистов образовательного учреждения для обеспечения
эффективности работы в данном направлении.
Взаимодействие социального педагога и классного руководителя имеет своей целью
совместное выявление проблем, возникающих у ребенка или группы детей, прогнозирование
развития личности ребенка, его поведения и проявлений. Первоначально классный
руководитель, поскольку он лучше всех знает своих учеников, составляет социальный
паспорт класса и предоставляет данные о подростках по следующим позициям:
Участие воспитанника в общественной жизни класса;
Приемлемые, позитивные качества личности;
Взаимоотношения со сверстниками;
Досуговые предпочтения;
Влияние семьи;
Имеют ли место конфликты в классе и их причины
Какая работа проводилась с подростком и насколько это результативно.
Социальный педагог, анализируя все полученные сведения, формирует банк данных детей
«группы риска». Факторы риска - многодетные семьи, неполные семьи, семьи в социально-
опасном положении, неблагополучные семьи, дети, находящиеся под опекой и
попечительством, дети, состоящие на различных формах учёта. (Слайды 1,2).
На начало 2015-2016 учебного года в ОКОУ«Льговская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат VIII вида» выявлен 21 подросток «группы риска», на
профилактическом учете в ПДН состоят 3 воспитанников, в КДН и ЗП –3. (Слайды 3,4).
Исходя из анализа представленных данных о детях «группы риска» следует, что наиболее
многочисленной является группа воспитанников 5 – 9 классов.
Из-за недостатка родительского внимания эти подростки, находясь дома на каникулах, в
выходные дни, большую часть времени проводят на улице, и мир для них сужается до
микросреды, которая негативно влияет на формирование и развитие их личности. Большой
объем неорганизованного свободного времени подростков и неумение распорядиться им,
нередко приводит детей к правонарушениям. Поэтому сегодня, как никогда, актуальна
проблема занятости детей в свободное время, организация их досуговой деятельности.
Организация внеурочной деятельности «трудных» детей с участием педагогов школы-
интерната, сотрудников ДДТ, библиотеки, ЦДК, предоставляет широкую возможность
развития личности каждого ребенка.
Важное профилактическое значение имеет своевременное выявление и устранение
различных неблагоприятных обстоятельств, которые затрудняют избирательность поведения
и могут привести к утрате подростком самоконтроля. Невыполнение общешкольных
требований, постоянное нарушение дисциплины, порядка во время учебных занятий и на
перемене, конфликтность по отношению к педагогам, сверстникам, наличие эгоистической
направленности личности, и т.п. становится для “трудного” подростка нормой поведения,
поэтому воспитательная работа с ними трудоемка и малоэффективна. Но, тем не менее,
учителя-предметники, классные руководители, воспитатели прикладывают максимум усилий,
чтобы чем-то занять, увлечь подростка.
На базе школы действуют объединения по интересам различной направленности:
прикладного творчества, художественно-эстетического, краеведческие, спортивные. (Слайд
5).
Занимаясь в кружках, спортивных секциях, посещая занятия факультативов, воспитанники
приходят к выводу, что вместо «нельзя» (нельзя совершать правонарушения, курить,
употреблять спиртное), есть альтернатива – «можно» (можно заниматься творчеством,
читать, петь, рисовать, танцевать, играть, участвовать в конкурсах и т.д.). Возможно тогда эти
дети обязательно поймут, что жизнь может быть интересна, насыщенна, и у них практически
не останется времени на пустое времяпрепровождение.
Ежегодно педагогами, социально-психологической службой школы проводятся мероприятия
по пропаганде здорового образа жизни. (Слайд 6).
Воспитательная и профилактическая работа в классах планируется и ведется с учетом
общешкольных и стоящих перед классным коллективом целей и задач. В соответствии с
графиком классных часов классными руководителями, с привлечением социального педагога,
психолога, инспектора ПДН проводятся беседы, тематические классные мероприятия,
тренинги. Проведены классные часы по следующим темам: «Как бороться с вредными
привычками», «Путь в никуда…», «Мой выбор», «Если ты окажешься на распутье», «Ты и
закон», «Здоровье и выбор образа жизни», «Как я распоряжаюсь своим свободным
временем» и др.
Педагоги стараются привлекать «трудных «подростков к подготовке мероприятий, доверяют
им ответственные участки работы, включают их в ситуации, которые требуют волевого усилия
для преодоления собственных слабостей. Каждому находится дело по душе, с учетом
личностных особенностей, возможностей и желаний. Очень распространенной формой
индивидуальной работы с детьми «группы риска» являются разовые поручения, дежурство,
участие в трудовом десанте.
Участвуя в интегрированных мероприятиях совместно с учащимися других школ города и
района, дети приобретают позитивный социальный опыт, получают новые впечатления,
общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной школьной жизни, учатся
решать конфликты, уважать чужое мнение, следовать социальным нормам и правилам.
(Слайды 7,8).
Традиционным стало проведение собрания родителей детей «группы риска», в том числе с
приглашением инспектора ГПДН МО МВД России «Льговский», врача-психиатра Льговской
ЦРБ. (Слайд 9).
Проводятся заседания Совета профилактики с приглашением обучающихся и родителей.
Каждый случай правонарушений и нарушений дисциплины не остается без внимания. На
заседаниях Совета профилактики принимаются совместные решения по коррекции поведения
учеников, выявляются причины и принимаются адекватные меры, даются рекомендации
родителям по воспитанию детей.
При необходимости социальный педагог, классные руководители, инспектор ПДН посещают
семьи обучающихся. Так в этом учебном году с целью выяснения причины частых пропусков
уроков посетили семьи воспитанников 6-9 классов. (Слайд 10).
Инспектор ГПДН МО МВД России постоянно проводит индивидуальные и коллективные
профилактические беседы с воспитанниками, а также беседы с родителями об
ответственности за воспитание и обучение детей, необходимости контроля за
посещаемостью занятий в школе, досугом детей.
Сотрудничество с ответственным секретарём КДН и ЗП Льговского района позволяет
проводить профилактическую работу с неблагополучными семьями по вопросам
профилактики негативных проявлений, воспитания подростков, особенностей детско-
родительских отношений, организации свободного времени ребенка и т.д. У подростков
сформируется адекватная самооценка, снизится потребность в самоутверждении
посредством демонстративного отклоняющегося поведения
Сформируется способность к планированию своего поведения и прогнозу разрешения
конфликтных ситуаций
Выработаются позитивные жизненные цели и мотивация к их достижению.
Повысится грамотность и ответственность за свое поведение
Таким образом, подводя итоги работы педагогического коллектива по работе с «трудными»
детьми можно рекомендовать:
Классным руководителям неукоснительно осуществлять
выполнение Закона РФ «Об образовании», контролировать посещение
обучающимися учебных занятий, способствовать возращению воспитанников в школу;
усилить контроль за своевременным выявлением несовершеннолетних и семей,
находящихся в социально опасном положении.
Педагогу-психологу вести работу по адаптации и развитию детей и подростков
«группы риска», коррекции их поведения.
Воспитателям активнее вовлекать обучающихся с девиантным поведением в кружки и
внеклассные мероприятии.
Социальному педагогу своевременно сообщать о случаях уклонения
несовершеннолетними от учебных занятий в ПДН, комиссию по делам
несовершеннолетних и защите их прав. Усилить работу с семьями, находящимися в
социально опасном положении.
Заместителю директора по ВР при организации досуговой деятельности вести
систематическую работу по вовлечению несовершеннолетних «группы риска» в
спортивно- оздоровительные и культурно-массовые мероприятия.
Совместно с директором школы осуществлять постоянный контроль
за работой школьных детских объединений.
Результаты проведенной работы по профилактике беспризорности, безнадзорности,
правонарушений, алкоголизма, наркомании и токсикомании среди
несовершеннолетних обсудить на заседаниях МО классных руководителей,
воспитателей.