Напоминание

Социально-педагогическая работа с детьми "группы риска"


Автор: Гаврилова Елена Викторовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Шемуршинский район село Шемурша
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Социально-педагогическая работа с детьми "группы риска"
Раздел: среднее образование





Назад




Дети «группы риска» – это дети, подверженные воздействию ряда взаимосвязанных

биологических, психологических, социальных факторов, в результате чего они более склонны

к правонарушениям, насилию и другим видам асоциального поведения. Иными словами мы

называем их «трудными», не только потому, что нам взрослым трудно с ними, но и потому что

им трудно с самим собой.

Проведенная социально-психологической службой диагностика показала, что

неблагополучные дети есть в каждом классе. В категорию «трудных» попадают самые разные

дети: агрессивные, прогуливающие школьные занятия, неуспевающие, ничем не

интересующиеся, дети не уверенные в себе, испытывающие страх и тревогу.

Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению всех

отклонений, трудностей и проблем детей «группы риска» представляет собой координацию

профессиональных усилий специалистов образовательного учреждения для обеспечения

эффективности работы в данном направлении.

Взаимодействие социального педагога и классного руководителя имеет своей целью

совместное выявление проблем, возникающих у ребенка или группы детей, прогнозирование

развития личности ребенка, его поведения и проявлений. Первоначально классный

руководитель, поскольку он лучше всех знает своих учеников, составляет социальный

паспорт класса и предоставляет данные о подростках по следующим позициям:

Участие воспитанника в общественной жизни класса;

Приемлемые, позитивные качества личности;

Взаимоотношения со сверстниками;

Досуговые предпочтения;

Влияние семьи;

Имеют ли место конфликты в классе и их причины

Какая работа проводилась с подростком и насколько это результативно.

Социальный педагог, анализируя все полученные сведения, формирует банк данных детей

«группы риска». Факторы риска - многодетные семьи, неполные семьи, семьи в социально-

опасном положении, неблагополучные семьи, дети, находящиеся под опекой и

попечительством, дети, состоящие на различных формах учёта. (Слайды 1,2).

На начало 2015-2016 учебного года в ОКОУ«Льговская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат VIII вида» выявлен 21 подросток «группы риска», на

профилактическом учете в ПДН состоят 3 воспитанников, в КДН и ЗП –3. (Слайды 3,4).

Исходя из анализа представленных данных о детях «группы риска» следует, что наиболее

многочисленной является группа воспитанников 5 – 9 классов.

Из-за недостатка родительского внимания эти подростки, находясь дома на каникулах, в

выходные дни, большую часть времени проводят на улице, и мир для них сужается до

микросреды, которая негативно влияет на формирование и развитие их личности. Большой

объем неорганизованного свободного времени подростков и неумение распорядиться им,

нередко приводит детей к правонарушениям. Поэтому сегодня, как никогда, актуальна

проблема занятости детей в свободное время, организация их досуговой деятельности.

Организация внеурочной деятельности «трудных» детей с участием педагогов школы-

интерната, сотрудников ДДТ, библиотеки, ЦДК, предоставляет широкую возможность

развития личности каждого ребенка.

Важное профилактическое значение имеет своевременное выявление и устранение

различных неблагоприятных обстоятельств, которые затрудняют избирательность поведения

и могут привести к утрате подростком самоконтроля. Невыполнение общешкольных

требований, постоянное нарушение дисциплины, порядка во время учебных занятий и на

перемене, конфликтность по отношению к педагогам, сверстникам, наличие эгоистической

направленности личности, и т.п. становится для “трудного” подростка нормой поведения,

поэтому воспитательная работа с ними трудоемка и малоэффективна. Но, тем не менее,

учителя-предметники, классные руководители, воспитатели прикладывают максимум усилий,

чтобы чем-то занять, увлечь подростка.

На базе школы действуют объединения по интересам различной направленности:

прикладного творчества, художественно-эстетического, краеведческие, спортивные. (Слайд

5).

Занимаясь в кружках, спортивных секциях, посещая занятия факультативов, воспитанники

приходят к выводу, что вместо «нельзя» (нельзя совершать правонарушения, курить,

употреблять спиртное), есть альтернатива – «можно» (можно заниматься творчеством,

читать, петь, рисовать, танцевать, играть, участвовать в конкурсах и т.д.). Возможно тогда эти

дети обязательно поймут, что жизнь может быть интересна, насыщенна, и у них практически

не останется времени на пустое времяпрепровождение.

Ежегодно педагогами, социально-психологической службой школы проводятся мероприятия

по пропаганде здорового образа жизни. (Слайд 6).

Воспитательная и профилактическая работа в классах планируется и ведется с учетом

общешкольных и стоящих перед классным коллективом целей и задач. В соответствии с

графиком классных часов классными руководителями, с привлечением социального педагога,

психолога, инспектора ПДН проводятся беседы, тематические классные мероприятия,

тренинги. Проведены классные часы по следующим темам: «Как бороться с вредными

привычками», «Путь в никуда…», «Мой выбор», «Если ты окажешься на распутье», «Ты и

закон», «Здоровье и выбор образа жизни», «Как я распоряжаюсь своим свободным

временем» и др.

Педагоги стараются привлекать «трудных «подростков к подготовке мероприятий, доверяют

им ответственные участки работы, включают их в ситуации, которые требуют волевого усилия

для преодоления собственных слабостей. Каждому находится дело по душе, с учетом

личностных особенностей, возможностей и желаний. Очень распространенной формой

индивидуальной работы с детьми «группы риска» являются разовые поручения, дежурство,

участие в трудовом десанте.

Участвуя в интегрированных мероприятиях совместно с учащимися других школ города и

района, дети приобретают позитивный социальный опыт, получают новые впечатления,

общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной школьной жизни, учатся

решать конфликты, уважать чужое мнение, следовать социальным нормам и правилам.

(Слайды 7,8).

Традиционным стало проведение собрания родителей детей «группы риска», в том числе с

приглашением инспектора ГПДН МО МВД России «Льговский», врача-психиатра Льговской

ЦРБ. (Слайд 9).

Проводятся заседания Совета профилактики с приглашением обучающихся и родителей.

Каждый случай правонарушений и нарушений дисциплины не остается без внимания. На

заседаниях Совета профилактики принимаются совместные решения по коррекции поведения

учеников, выявляются причины и принимаются адекватные меры, даются рекомендации

родителям по воспитанию детей.

При необходимости социальный педагог, классные руководители, инспектор ПДН посещают

семьи обучающихся. Так в этом учебном году с целью выяснения причины частых пропусков

уроков посетили семьи воспитанников 6-9 классов. (Слайд 10).

Инспектор ГПДН МО МВД России постоянно проводит индивидуальные и коллективные

профилактические беседы с воспитанниками, а также беседы с родителями об

ответственности за воспитание и обучение детей, необходимости контроля за

посещаемостью занятий в школе, досугом детей.

Сотрудничество с ответственным секретарём КДН и ЗП Льговского района позволяет

проводить профилактическую работу с неблагополучными семьями по вопросам

профилактики негативных проявлений, воспитания подростков, особенностей детско-

родительских отношений, организации свободного времени ребенка и т.д. У подростков

сформируется адекватная самооценка, снизится потребность в самоутверждении

посредством демонстративного отклоняющегося поведения

Сформируется способность к планированию своего поведения и прогнозу разрешения

конфликтных ситуаций

Выработаются позитивные жизненные цели и мотивация к их достижению.

Повысится грамотность и ответственность за свое поведение

Таким образом, подводя итоги работы педагогического коллектива по работе с «трудными»

детьми можно рекомендовать:

Классным руководителям неукоснительно осуществлять

выполнение Закона РФ «Об образовании», контролировать посещение

обучающимися учебных занятий, способствовать возращению воспитанников в школу;

усилить контроль за своевременным выявлением несовершеннолетних и семей,

находящихся в социально опасном положении.

Педагогу-психологу вести работу по адаптации и развитию детей и подростков

«группы риска», коррекции их поведения.

Воспитателям активнее вовлекать обучающихся с девиантным поведением в кружки и

внеклассные мероприятии.

Социальному педагогу своевременно сообщать о случаях уклонения

несовершеннолетними от учебных занятий в ПДН, комиссию по делам

несовершеннолетних и защите их прав. Усилить работу с семьями, находящимися в

социально опасном положении.

Заместителю директора по ВР при организации досуговой деятельности вести

систематическую работу по вовлечению несовершеннолетних «группы риска» в

спортивно- оздоровительные и культурно-массовые мероприятия.

Совместно с директором школы осуществлять постоянный контроль

за работой школьных детских объединений.

Результаты проведенной работы по профилактике беспризорности, безнадзорности,

правонарушений, алкоголизма, наркомании и токсикомании среди

несовершеннолетних обсудить на заседаниях МО классных руководителей,

воспитателей.



В раздел образования