Авторы: Андронов Алексей Николаевич, Алексей Николаевич Андронов
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Чувашская Республика Шемуршинский район
Наименование материала: УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Тема: УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ 5 КЛАССА
Раздел: среднее образование
1.
Планируемые результаты освоения обучающимися
основной образовательной программы основного общего образования
Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
1.
Российская
гражданская
идентичность
(патриотизм,
уважение
к
Отечеству,
к
прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и
долга перед Родиной, идентификация себя
в качестве гражданина России, субъективная
значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение
личностной
сопричастности
судьбе
российского
народа).
Осознание
этнической
принадлежности,
знание
истории,
языка,
культуры
своего
народа,
своего
края,
основ
культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской
многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся
на
территории
современной
России);
осмысление
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального
российского
общества.
Осознанное,
уважительное
и
доброжелательное
отношение к
истории,
культуре, религии,
традициям,
языкам, ценностям народов России и народов мира. У обучающихся будет сформирована
компетенция
общероссийской
и
региональной
пространственной
самоидентификации
(пространственно-географические
образы
России
и
Чувашии, этническая карта
России
и
Чувашии,
межрегиональное
разделение
труда,
межрегиональные
экономические
связи,
полиэтническое межкультурное взаимодействие народов Чувашии и России).
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития
опыта участия в социально значимом труде.
3.
Сформированность
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира.
4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению,
мировоззрению,
культуре,
языку,
вере,
гражданской
позиции.
Готовность
и
способность
вести
диалог
с
другими
людьми
и
достигать
в
нем
взаимопонимания
(идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию
образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов
диалога,
готовность
к
конструированию
процесса
диалога
как
конвенционирования
интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
5. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения
социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся;
включенность
в
непосредственное
гражданское
участие,
готовность
участвовать
в
жизнедеятельности
подросткового
общественного
объединения,
продуктивно
взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя
в
качестве
субъекта
социальных
преобразований,
освоение
компетентностей
в
сфере
организаторской
деятельности;
интериоризация
ценностей
созидательного
отношения
к
окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной
организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности
«другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования,
организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества,
способов реализации собственного лидерского потенциала).
6. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного
и
ответственного
отношения
к
собственным
поступкам
(способность
к
нравственному
самосовершенствованию;
веротерпимость,
уважительное
отношение
к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали,
нравственных,
духовных
идеалов,
хранимых
в
культурных
традициях
народов
России,
готовность
на
их
основе
к
сознательному
самоограничению
в
поступках,
поведении,
расточительном
потребительстве;
сформированность
представлений
об
основах
светской
этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и
человечества,
в
становлении
гражданского
общества
и
российской
государственности;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества).
Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду,
наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни
человека
и
общества,
принятие
ценности
семейной
жизни,
уважительное
и
заботливое
отношение к членам своей семьи.
7. Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со
сверстниками,
детьми
старшего
и
младшего
возраста,
взрослыми
в
процессе
образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности.
8.
Сформированность
ценности
здорового
и
безопасного
образа
жизни;
усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню
экологического
мышления,
наличие
опыта
экологически
ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к
исследованию
природы,
к
занятиям
сельскохозяйственным
трудом,
к
художественно-
эстетическому
отражению
природы,
к
занятиям
туризмом,
в
том
числе
экотуризмом,
к
осуществлению
природоохранной
деятельности).
Сформированность
познавательных
интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы Чувашской Республики,
интеллектуальных
умений:
доказывать,
строить
рассуждения,
анализировать,
сравнивать,
делать выводы; эстетического отношения к живым объектам.
10.
Осознание
значения семьи
в
жизни человека
и
общества,
принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
11.
Развитость
эстетического
сознания
через
освоение
художественного
наследия
народов
России
и
мира,
творческой
деятельности
эстетического
характера
(способность
понимать
художественные
произведения,
отражающие
разные
этнокультурные традиции;
сформированность
основ
художественной
культуры
обучающихся
как
части
их
общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
эстетическое,
эмоционально-ценностное
видение
окружающего
мира;
способность
к
эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном
и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества,
выраженное
в
том
числе
в
понимании
красоты
человека;
потребность
в
общении
с
художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям
художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
Воспитание
чувства
гордости
за
культуру
и
искусство
чувашского
народа;
уважительного
отношения
к
культуре
и
искусству
других
народов,
проживающих
на
территории
Чувашской
Республики;
развитие
эстетического
сознания
через
освоение
художественного наследия чувашского народа; понимание роли культуры и искусства в
жизни чувашского народа.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием
формирования
межпредметных
понятий,
таких,
как
система,
факт,
закономерность,
феномен,
анализ,
синтез
является
овладение
обучающимися
основами
читательской
компетенции,
приобретение
навыков
работы
с
информацией,
участие
в
проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по
формированию
и
развитию
основ
читательской
компетенции.
Обучающиеся
овладеют
чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и
самообразования,
осознанного
планирования
своего
актуального
и
перспективного
круга
чтения,
в
том
числе
досугового,
подготовки
к
трудовой и
социальной
деятельности.
У
выпускников
будет
сформирована
потребность
в
систематическом
чтении
как
средстве
познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании
образа «потребного будущего».
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на
первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с
текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том
числе:
систематизировать,
сопоставлять,
анализировать,
обобщать
и
интерпретировать
информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание
выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в
виде
плана
или
тезисов)
и
в
наглядно-символической
форме
(в
виде
таблиц,
графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных
конспектов);
заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной
деятельности
как
особой
формы
учебной
работы,
способствующей
воспитанию
самостоятельности,
инициативности,
ответственности,
повышению
мотивации
и
эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом
уровне
овладеют
умением
выбирать
адекватные
стоящей
задаче
средства,
принимать
решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить
способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений,
поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий:
регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
1.
Умение
самостоятельно
определять
цели
обучения,
ставить
и
формулировать
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать
версии
решения
проблемы,
формулировать
гипотезы,
предвосхищать
конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
формулировать
учебные
задачи
как
шаги
достижения
поставленной
цели
деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.
2.
Умение
самостоятельно
планировать
пути
достижения
целей,
в
том
числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач.
Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной
задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать
и
осуществлять
выбор
наиболее
эффективных
способов
решения
учебных и познавательных задач;
определять/находить,
в
том
числе
из
предложенных
вариантов,
условия
для
выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать
жизненные
планы
на
краткосрочное
будущее
(заявлять
целевые
ориентиры,
ставить
адекватные
им
задачи
и
предлагать
действия,
указывая
и
обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы
для решения задачи/достижения цели;
составлять
план
решения
проблемы
(выполнения
проекта,
проведения
исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной
задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии
решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль
своей
деятельности
в
процессе
достижения
результата,
определять
способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
определять
совместно
с
педагогом
и
сверстниками
критерии
планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых
результатов и оценки своей деятельности;
отбирать
инструменты
для
оценивания
своей
деятельности,
осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся
ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе
анализа
изменений
ситуации
для
получения
запланированных
характеристик
продукта/результата;
устанавливать
связь
между
полученными
характеристиками
продукта
и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать
изменение
характеристик
процесса
для
получения
улучшенных
характеристик
продукта;
сверять
свои
действия
с
целью
и,
при
необходимости,
исправлять
ошибки
самостоятельно.
4.
Умение
оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи,
собственные
возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для
выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из
цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать
продукт
своей
деятельности
по
заданным
и/или
самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5.
Владение
основами
самоконтроля,
самооценки,
принятия
решений
и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно
определять
причины
своего
успеха
или
неуспеха
и
находить
способы выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно
определять,
какие
действия
по
решению
учебной
задачи
или
параметры
этих
действий
привели
к
получению
имеющегося
продукта
учебной
деятельности;
демонстрировать
приемы
регуляции
психофизиологических/
эмоциональных
состояний
для
достижения
эффекта
успокоения
(устранения
эмоциональной
напряженности),
эффекта
восстановления
(ослабления
проявлений
утомления),
эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
1.Умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать,
самостоятельно
выбирать
основания
и
критерии
для
классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных
ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять
их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной
данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом
общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и
применять способ проверки достоверности информации;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
объяснять
явления,
процессы,
связи
и
отношения,
выявляемые
в
ходе
познавательной
и
исследовательской
деятельности
(приводить
объяснение
с
изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с
заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее
вероятные
причины,
возможные
последствия
заданной
причины,
самостоятельно
осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать
вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять
логические
связи
между
предметами
и/или
явлениями,
обозначать
данные логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
создавать
вербальные,
вещественные
и
информационные
модели
с
выделением
существенных
характеристик
объекта
для
определения способа
решения
задачи
в
соответствии с ситуацией;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического
или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный
ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется
алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации
учебного проекта,
исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной
ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
3.Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
находить
в
тексте
требуемую
информацию
(в
соответствии
с
целями
своей
деятельности);
ориентироваться
в
содержании
текста,
понимать
целостный
смысл
текста,
структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать
текст
(художественный
и
нехудожественный
–
учебный,
научно-популярный,
информационный, текст non-fiction);
критически оценивать содержание и форму текста.
4.Формирование
и
развитие
экологического
мышления,
умение
применять
его
в
познавательной,
коммуникативной,
социальной
практике
и
профессиональной
ориентации.
Обучающийся сможет:
определять свое отношение к природной среде;
анализировать
влияние
экологических
факторов
на
среду
обитания
живых
организмов;
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
прогнозировать
изменения
ситуации
при
смене
действия
одного
фактора
на
действие другого фактора;
распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите
окружающей среды;
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные
работы.
5.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем.
Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации
результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
1.Умение
организовывать
учебное
сотрудничество
и
совместную
деятельность
с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение
(точку
зрения),
доказательство
(аргументы),
факты;
гипотезы,
аксиомы,
теории;
определять
свои
действия
и
действия
партнера,
которые
способствовали
или
препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать
контраргументы,
перефразировать
свою
мысль
(владение
механизмом
эквивалентных замен);
критически
относиться
к
собственному
мнению,
с
достоинством
признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться
о
правилах
и
вопросах
для
обсуждения
в
соответствии
с
поставленной перед группой задачей;
организовывать
учебное
взаимодействие
в
группе
(определять
общие
цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
устранять
в
рамках
диалога
разрывы
в
коммуникации,
обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.
2.Умение
осознанно
использовать
речевые
средства
в
соответствии
с
задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции
своей
деятельности;
владение
устной
и
письменной
речью,
монологической
контекстной речью.
Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять
в
устной
или
письменной
форме
развернутый
план
собственной
деятельности;
соблюдать
нормы
публичной
речи,
регламент
в
монологе
и
дискуссии
в
соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в
рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств;
использовать
вербальные
средства
(средства
логической
связи)
для
выделения
смысловых блоков своего выступления;
использовать
невербальные
средства
или
наглядные
материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после
завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
3.Формирование
и
развитие
компетентности
в
области
использования
информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые
для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать,
строить
и
использовать
адекватную
информационную
модель
для
передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии
с условиями коммуникации;
выделять
информационный
аспект
задачи,
оперировать
данными,
использовать
модель решения задачи;
использовать
компьютерные
технологии
(включая
выбор
адекватных
задаче
инструментальных
программно-аппаратных
средств
и
сервисов)
для
решения
информационных и коммуникационных
учебных задач,
в
том
числе:
вычисление,
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать
информационные
ресурсы
разного
типа
и
для
разных
аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные
результаты
освоения
обучающимися
основной
образовательной
программы основного общего образования по музыке
5 класс
Обучающийся научится:
определять
характер
музыкальных
образов
(лирических,
драматических,
героических, романтических, эпических);
понимать
жизненно-образное
содержание
музыкальных
произведений
разных
жанров;
различать
и
характеризовать
приемы
взаимодействия
и
развития
образов
музыкальных произведений;
различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;
размышлять
о
знакомом
музыкальном
произведении,
высказывая
суждения
об
основной
идее,
средствах
ее
воплощения,
интонационных
особенностях,
жанре,
исполнителях;
понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей
культуры народа;
понимать
специфику
перевоплощения
народной
музыки
в
произведениях
композиторов;
понимать
взаимосвязь
профессиональной
композиторской
музыки
и
народного
музыкального творчества;
определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской
музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;
различать
жанры
вокальной,
инструментальной,
вокально-инструментальной,
камерно-инструментальной, симфонической музыки;
называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных,
ударных, современных электронных;
определять
виды
оркестров:
симфонического,
духового,
камерного,
оркестра
народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы
народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
эмоционально-образно
воспринимать
и
характеризовать
музыкальные
произведения;
выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на
основе осознания специфики языка каждого из них;
находить
ассоциативные
связи
между
художественными
образами
музыки,
изобразительного искусства и литературы;
понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
владеть навыками вокально-хоровогомузицирования;
применять
навыки
вокально-хоровой
работы
при
пении
с
музыкальным
сопровождением и без сопровождения (acappella);
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные
формы индивидуального и группового музицирования;
размышлять
о
знакомом
музыкальном
произведении,
высказывать
суждения
об
основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
приводить
примеры
выдающихся
(в
том
числе
современных)
отечественных
и
зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;
применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи
и воспроизведения музыки;
обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений
различных стилей и жанров;
использовать
знания
о
музыке
и
музыкантах,
полученные
на
занятиях,
при
составлении домашней фонотеки, видеотеки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни (в том числе в творческой и сценической).
понимать описание основных содержательных составляющих священных книг,
сооружений, праздников, святынь;
описывать различные явления религиозных традиций и культур
Обучающийся получит возможность научиться:
выделять
признаки
для
установления
стилевых
связей
в
процессе
изучения
музыкального искусства;
различать
и
передавать в
художественно-творческой
деятельности
характер,
эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том
числе с ориентацией на нотную запись;
активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных
предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).
проявлять уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их
отсутствию;
испытывать
потребность
к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию;
6 класс
Обучающийся научится:
анализировать
средства
музыкальной
выразительности:
мелодию,
ритм,
темп,
динамику, лад;
определять
характер
музыкальных
образов
(лирических,
драматических,
героических, романтических, эпических);
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе
полученных знаний об интонационной природе музыки;
понимать
жизненно-образное
содержание
музыкальных
произведений
разных
жанров;
различать
и
характеризовать
приемы
взаимодействия
и
развития
образов
музыкальных произведений;
различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;
размышлять
о
знакомом
музыкальном
произведении,
высказывая
суждения
об
основной
идее,
средствах
ее
воплощения,
интонационных
особенностях,
жанре,
исполнителях;
понимать
специфику
перевоплощения
народной
музыки
в
произведениях
композиторов;
понимать
взаимосвязь
профессиональной
композиторской
музыки
и
народного
музыкального творчества;
определять
основные
признаки
исторических
эпох,
стилевых
направлений
и
национальных школ в западноевропейской музыке;
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе
полученных знаний о стилевых направлениях;
различать
жанры
вокальной,
инструментальной,
вокально-инструментальной,
камерно-инструментальной, симфонической музыки;
называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн,
романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);
владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы
народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
эмоционально-образно
воспринимать
и
характеризовать
музыкальные
произведения;
анализировать
произведения
выдающихся
композиторов
прошлого
и
современности; анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в
различных музыкальных образах;
определять характерные признаки современной популярной музыки;
анализировать творчество исполнителей авторской песни;
называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано,
меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения:
народные, академические;
владеть навыками вокально-хоровогомузицирования;
применять
навыки
вокально-хоровой
работы
при
пении
с
музыкальным
сопровождением и без сопровождения (acappella);
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные
формы индивидуального и группового музицирования;
размышлять
о
знакомом
музыкальном
произведении,
высказывать
суждения
об
основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
проявлять
творческую
инициативу,
участвуя
в
музыкально-эстетической
деятельности;
эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества,
воплощаемые в музыкальных произведениях;
приводить
примеры
выдающихся
(в
том
числе
современных)
отечественных
и
зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;
применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи
и воспроизведения музыки;
обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений
различных стилей и жанров;
использовать
знания
о
музыке
и
музыкантах,
полученные
на
занятиях,
при
составлении домашней фонотеки, видеотеки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни (в том числе в творческой и сценической).
понимать описание основных содержательных составляющих священных книг,
сооружений, праздников, святынь;
описывать различные явления религиозных традиций и культур
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки,
традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала,
мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной
культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
распознавать
мелодику
знаменного
распева
–
основы
древнерусской
церковной
музыки;
различать
формы
построения
музыки
(сонатно-симфонический
цикл,
сюита),
понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
выделять
признаки
для
установления
стилевых
связей
в
процессе
изучения
музыкального искусства;
различать
и
передавать в
художественно-творческой
деятельности
характер,
эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том
числе с ориентацией на нотную запись;
активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных
предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).
проявлять уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их
отсутствию;
испытывать
потребность
к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию;
Слушание музыки
Обучающийся научится:
• понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
•
анализировать
средства
музыкальной
выразительности:
мелодию,
ритм,
темп,
динамику, лад;
• определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических,
романтических, эпических);
• выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе
полученных знаний об интонационной природе музыки;
•
понимать
жизненно-образное
содержание
музыкальных
произведений
разных
жанров;
•
различать
и
характеризовать
приемы
взаимодействия
и
развития
образов
музыкальных произведений;
• различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
• производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
•
понимать
специфику
перевоплощения
народной
музыки
в
произведениях
композиторов;;
• владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
• узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы
народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
• определять характерные особенности музыкального языка;
• эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
• выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
• находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
• сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
•
понимать
взаимодействие
музыки, изобразительного искусства
и
литературы на
основе осознания специфики языка каждого из них;
• понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
Вокально-хоровое музицирование
Обучающийся научится:
• владеть навыками вокально-хоровогомузицирования;
•
применять
навыки
вокально-хоровой
работы
при
пении
с
музыкальным
сопровождением и без сопровождения (a cappella);
• творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
•участвовать
в
коллективной
исполнительской деятельности,
используя различные
формы индивидуального и группового музицирования.
• эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества,
воплощаемые в музыкальных произведениях;
•
приводить
примеры
выдающихся
(в
том
числе
современных)
отечественных
и
зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;
• применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи
и воспроизведения музыки.
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать
истоки
и
интонационное
своеобразие,
характерные
черты
и
признаки,
традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
понимать
особенности
языка
западноевропейской
музыки
на
примере
кантаты,
прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
понимать
особенности
языка
отечественной
духовной
и
светской
музыкальной
культуры;
активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных
предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.);
различать
и
передавать
в
художественно-творческой
деятельности
характер,
эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу.
7 класс
Обучающийся научится:
определять
характер
музыкальных
образов
(лирических,
драматических,
героических, романтических, эпических);
понимать
жизненно-образное
содержание
музыкальных
произведений
разных
жанров;
различать
и
характеризовать
приемы
взаимодействия
и
развития
образов
музыкальных произведений;
производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
понимать основной принцип построения и развития музыки;
размышлять
о
знакомом
музыкальном
произведении,
высказывая
суждения
об
основной
идее,
средствах
ее
воплощения,
интонационных
особенностях,
жанре,
исполнителях;
понимать
специфику
перевоплощения
народной
музыки
в
произведениях
композиторов;
распознавать
художественные
направления,
стили
и
жанры
классической
и
современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;
определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской
музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;
определять
основные
признаки
исторических
эпох,
стилевых
направлений
и
национальных школ в западноевропейской музыке;
узнавать
характерные
черты
и
образцы
творчества
крупнейших
русских
и
зарубежных композиторов;
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе
полученных знаний о стилевых направлениях;
различать
жанры
вокальной,
инструментальной,
вокально-инструментальной,
камерно-инструментальной, симфонической музыки;
называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн,
романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);
называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных,
ударных, современных электронных;
определять
виды
оркестров:
симфонического,
духового,
камерного,
оркестра
народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы
народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
определять характерные особенности музыкального языка;
эмоционально-образно
воспринимать
и
характеризовать
музыкальные
произведения;
анализировать
произведения
выдающихся
композиторов
прошлого
и
современности;
анализировать
единство
жизненного
содержания
и
художественной
формы
в
различных музыкальных образах;
творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета
в творчестве различных композиторов;
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя
исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;
определять характерные признаки современной популярной музыки;
называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и
др.;
выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано,
меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения:
народные, академические;
владеть навыками вокально-хоровогомузицирования;
применять
навыки
вокально-хоровой
работы
при
пении
с
музыкальным
сопровождением и без сопровождения (acappella);
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные
формы индивидуального и группового музицирования;
размышлять
о
знакомом
музыкальном
произведении,
высказывать
суждения
об
основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
проявлять
творческую
инициативу,
участвуя
в
музыкально-эстетической
деятельности;
понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и
общества;
эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества,
воплощаемые в музыкальных произведениях;
приводить
примеры
выдающихся
(в
том
числе
современных)
отечественных
и
зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;
применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи
и воспроизведения музыки;
обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений
различных стилей и жанров;
использовать
знания
о
музыке
и
музыкантах,
полученные
на
занятиях,
при
составлении домашней фонотеки, видеотеки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни (в том числе в творческой и сценической).
понимать описание основных содержательных составляющих священных книг,
сооружений, праздников, святынь;
описывать различные явления религиозных традиций и культур
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки,
традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала,
мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной
культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
распознавать
мелодику
знаменного
распева
–
основы
древнерусской
церковной
музыки;
различать
формы
построения
музыки
(сонатно-симфонический
цикл,
сюита),
понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
выделять
признаки
для
установления
стилевых
связей
в
процессе
изучения
музыкального искусства;
различать
и
передавать в
художественно-творческой
деятельности
характер,
эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том
числе с ориентацией на нотную запись;
активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных
предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).
проявлять уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их
отсутствию;
испытывать
потребность
к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию;
8 класс
Обучающийся научится:
понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
анализировать
средства
музыкальной
выразительности:
мелодию,
ритм,
темп,
динамику, лад;
определять
характер
музыкальных
образов
(лирических,
драматических,
героических, романтических, эпических);
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе
полученных знаний об интонационной природе музыки;
понимать
жизненно-образное
содержание
музыкальных
произведений
разных
жанров;
различать
и
характеризовать
приемы
взаимодействия
и
развития
образов
музыкальных произведений;
различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
понимать основной принцип построения и развития музыки;
анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;
размышлять
о
знакомом
музыкальном
произведении,
высказывая
суждения
об
основной
идее,
средствах
ее
воплощения,
интонационных
особенностях,
жанре,
исполнителях;
понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей
культуры народа;
определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни,
частушки, разновидности обрядовых песен;
понимать
специфику
перевоплощения
народной
музыки
в
произведениях
композиторов;
понимать
взаимосвязь
профессиональной
композиторской
музыки
и
народного
музыкального творчества;
распознавать
художественные
направления,
стили
и
жанры
классической
и
современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;
определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской
музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;
определять
основные
признаки
исторических
эпох,
стилевых
направлений
и
национальных школ в западноевропейской музыке;
узнавать
характерные
черты
и
образцы
творчества
крупнейших
русских
и
зарубежных композиторов;
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе
полученных знаний о стилевых направлениях;
различать
жанры
вокальной,
инструментальной,
вокально-инструментальной,
камерно-инструментальной, симфонической музыки;
называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн,
романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);
узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);
определять тембры музыкальных инструментов;
называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных,
ударных, современных электронных;
определять
виды
оркестров:
симфонического,
духового,
камерного,
оркестра
народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы
народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
определять характерные особенности музыкального языка;
эмоционально-образно
воспринимать
и
характеризовать
музыкальные
произведения;
анализировать
произведения
выдающихся
композиторов
прошлого
и
современности;
анализировать
единство
жизненного
содержания
и
художественной
формы
в
различных музыкальных образах;
творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета
в творчестве различных композиторов;
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя
исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;
определять характерные признаки современной популярной музыки;
называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и
др.;
анализировать творчество исполнителей авторской песни;
выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на
основе осознания специфики языка каждого из них;
находить
ассоциативные
связи
между
художественными
образами
музыки,
изобразительного искусства и литературы;
понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано,
меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения:
народные, академические;
владеть навыками вокально-хоровогомузицирования;
применять
навыки
вокально-хоровой
работы
при
пении
с
музыкальным
сопровождением и без сопровождения (acappella);
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные
формы индивидуального и группового музицирования;
размышлять
о
знакомом
музыкальном
произведении,
высказывать
суждения
об
основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
проявлять
творческую
инициативу,
участвуя
в
музыкально-эстетической
деятельности;
понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и
общества;
эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества,
воплощаемые в музыкальных произведениях;
приводить
примеры
выдающихся
(в
том
числе
современных)
отечественных
и
зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;
применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи
и воспроизведения музыки;
обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений
различных стилей и жанров;
использовать
знания
о
музыке
и
музыкантах,
полученные
на
занятиях,
при
составлении домашней фонотеки, видеотеки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни (в том числе в творческой и сценической).
понимать описание основных содержательных составляющих священных книг,
сооружений, праздников, святынь;
описывать различные явления религиозных традиций и культур
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки,
традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала,
мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной
культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
распознавать
мелодику
знаменного
распева
–
основы
древнерусской
церковной
музыки;
различать
формы
построения
музыки
(сонатно-симфонический
цикл,
сюита),
понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
выделять
признаки
для
установления
стилевых
связей
в
процессе
изучения
музыкального искусства;
различать
и
передавать в
художественно-творческой
деятельности
характер,
эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том
числе с ориентацией на нотную запись;
активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных
предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).
проявлять уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их
отсутствию;
испытывать
потребность
к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию;
Национально-региональная составляющая в преподавании предмета
Изучение курса «Музыка» в основной школе обеспечивает достижение обучающимися
следующих предметных результатов:
знание имен выдающихся чувашских композиторов, музыкальных театров Чувашской
Республики;
способность наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства в Чувашской
Республике, выражать свое отношение к искусству чувашских композиторов и поэтов;
умение выражать эмоциональное содержание чувашских песен в исполнении;
умение
раскрывать
образное
содержание
чувашских
музыкальных
произведений
разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее
воплощения в музыке;
способность
осуществлять
исследовательскую
деятельность
художественно-
эстетической
направленности,
участвуя
в
творческих
проектах,
направленных
на
изучение чувашской культуры;
умение
определять
стилевое
своеобразие
музыки
народов,
проживающих
на
территории Чувашской Республики (чувашей, русских, татар, мордвы, марийцев).
Содержание курса:
5 класс
Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с
литературой и изобразительным искусством. В программе рассматриваются разнообразные
явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других
искусств
–
литературы
(прозы
и
поэзии),
изобразительного
искусства
(живописи,
скульптуры,
графики,
книжных
иллюстраций
и
др.),
театра
(оперы,
балета,
оперетты,
мюзикла, рок-оперы), кино. Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия.
Тема первого полугодия: «Музыка и литература» развивается через раскрытие таких
важных тем, как определение интонационного сходства и различия музыки и литературы,
выяснение общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.
Взаимодействие музыки и литературы раскрывается в основном на образцах вокальной
музыки и музыкально-театральных жанров.
Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы . Многообразие и богатство связей
музыки и литературы: значение поэзии в вокальной музыке; особенности взаимодействия
музыки и текста в возникновении народных песенных жанров; литература как идея или
основа для создания программных и непрограм-мных произведений; формы песни как
результат взаимодействия ее поэтического и музыкального компонентов; многообразие
жанрового взаимообогащения и взаимопроникновения литературы и музыки; жизнь – единый
источник литературы и музыки, первооснова их взаимосвязи и взаимодействия
Что стало бы с литературой, если бы не было музыки. Музыка обогащает литературу:
музыка и музыканты как «действующие лица» литературных произведений; каждая встреча с
музыкой в литературном произведении – повод к размышлению о жизни; музыкальность как
мера совершенства литературного текста; «говорящая» тема как критерий выразительности
музыки;
воспитание музыкой
через
литературу;
музыка
как
компонент
синкретичных
жанров.
Тема второго полугодия: «Музыка и изобразительное искусство» строится на выявлении
многосторонних
связей
между
музыкой
и
изобразительным
искусством,
усвоение
темы
направлено на формирование следующих умений: представлять зрительный (живописный)
образ музыки, способность интонационно представлять (слышать) художественные образы.
Можем ли мы увидеть музыку. Связь музыки с изобразительным искусством: музыка
рождает зрительные ассоциации; изображение рождает музыкальные ассоциации; музыка,
литература, живопись берут за основу один сюжет, и каждое искусство воплощает его по-
своему; «зримый образ» как критерий яркого рельефного музыкального воплощения
Можем
ли
мы
услышать
живопись.
внутренний
слух
и
внутреннее
зрение;
картина,
портрет, пейзаж в музыке и изобразительном искусстве; ритм, колорит, пространство в
музыке и живописи; музыка и изображение как основа синкретичных жанров; музыка и
музыканты
становятся
живописными
образами;
«звучащие»
полотна;
«живописные»
партитуры; границы отдельных искусств не замкнуты;
искусства ежеминутно переходят одно в другое
Примерный музыкальный материал
С. Рахманинов. Концерт № 3 (тема 1 ч.). С. Рахманинов. Вокализ.
Русская народная песня «Мы пойдем погулять». П. Чайковский «Грустная песенка».
М. Глинка «Жаворонок». М. Глинка – М. Балакирев «Жаворонок».
Г. Свиридов «Поет зима, аукает» (из кантаты «Памяти Есенина»).
Н. Римский-Корсаков «Колыбельная Волховы» (из оперы «Садко»).
Д. Кабалевский. Сцена и «Прощальная» (из оперы «Семья Тараса»).
Франц. нар. песни «Карманьола» и «Са ира». Н. Мясковский. Симфония № 6 (финал)
«У лукоморья» (попевка).
Норвежская народная песня «Волшебный смычок».
Грузинская народная мелодия.
Сказка «Музыкант-чародей». А. Аладов «Мелодия».
И. Крылов «Квартет» (три фрагмента «хаотической» квартетной музыки).
А. Бородин. Квартет № 2 (фрагмент 3-й части). К. Паустовский «Старый повар». В. Моцарт.
Симфония «Юпитер» (фрагмент 2-й части).
Немецкая революционная песня «Маленький барабанщик».
А. Гайдар «Судьба барабанщика» (фрагмент). Ф. Шопен. Вальс (си минор).
Р. Роджерс «До-
ре-ми» (фрагмент из к/ф «Звуки музыки»)
К. Листов. «Песня о тачанке».
Шведская народная песня «Три парня».
А. Бородин. Симфония № 2 (1 ч).
Я. Френкель. Вступление к к/ф «Новые приключения Неуловимых».
С. Никитин «Песня о маленьком трубаче».
Л. Бетховен «Кориолан» (экспозиция главной темы увертюры).
М. Мусоргский «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский. «Рассвет на
Москве-реке» (из оперы «Хованщина»).
С. Прокофьев. Ария Кутузова (из оперы «Война и мир»).
М. Глинка. Ария Сусанина (из оперы «Иван Сусанин»).
Д. Шостакович. Одиннадцатая симфония («1905 год») («Набат» 4-я часть). Военные сигналы.
М. Равель «Хабанера».
Д. Кабалевский «Спокойной ночи».
К. Дебюсси «Празднества».
А. Цфасман «Здорово». Ростовские звоны. Русская народная песня «Вечерний звон».
Русская народная песня «Вниз по матушке, по Волге».
И. Стравинский «Петрушка» (1 картина 1-й части балета).
6 класс
Преобразующая сила музыки». Воздействие музыкальных произведений на жизнь человека,
его
характер,
его
отношение
к
жизни.
Воздействие
на
человека
классической
музыки.
Воздействие музыкальных инструментов на слушателя.
В
чём
сила
музыки?»
Роль
музыки
в
жизни
общества
на
примерах
произведений
композиторов разных стран и эпох. Музыка в жизни, жизнь в музыке. Музыка - знаковая
система особого рода. Содержание музыкального искусства — система общечеловеческих
ценностей. Преобразующее воздействие музыки на человека, на жизнь в целом.
Музыкальное восприятие как умение слышать музыку и размышлять о ней. Зависимость
личностного восприятия музыки от степени проникновения в деятельность композитора,
исполнителя, слушателя. Накопление опыта содержательного восприятия музыки — что и как
слушать
и
слышать
в
музыке.
«Лента
памяти»
—
способ
активизации
накопленного
подростками опыта общения с музыкальным искусством путём включения шедевров мировой
музыкальной культуры в жизнедеятельность растущего человека.
Законы художественного творчества. Принципы раскрытия природы искусства и природы
художественного
познания
мира.
Предназначение
символического
языка
искусства
запечатлевать характерные черты атмосферы исторической эпохи. Сущность взаимодействия
музыкальной и духовной культуры человека, исследование механизма воздействия искусства
на
человека.
Конкретизация
интеллектуально-творческой
деятельности
композиторов
как
фактор приобщения к мировой художественной культуре.
Духовный мир человека. Что включает в себя это понятие: конкретные знания о добре и зле,
возвышенном и низменном (обыденном), прекрасном и безобразном в жизни и искусстве или
не столько знания, сколько переживания (отдельного человека или всего человечества) по
поводу явлений, событий и фактов, происходящих в жизни? Ответ на этот вопрос является
кульминационным моментом музыкальных занятий по данной программе.
Примерный музыкальный материал
Соната № 23 («Аппассионата»), 1-я часть Л.Бетховена
Соната № 14 («Лунная»), фрагмент 1-й части и 3-я часть Л.Бетховена
Симфония № 5 (1-я часть) Л.
«Люди идут по свету» Р.Ченборисовой
Сюита «Пер Гюнт» («Утро», «Песня Сольвейг», «Возвращение Пера Гюнта») Э.Грига
«Алые паруса» («У синего моря…»)
Вторая тема 1-й части Шестой симфонии П.Чайковского
«Лакримоза» из «Реквиема» В.Моцарта
Рондо из «Маленькой ночной музыки» В.Моцарта
«Облака» В.Егорова
Прелюдии № 7 и № 20 Ф.Шопена
Соната № 2 (траурный марш) Ф.Шопена
«Песня о далёкой Родине» М.Таривердиева
«Полонез» Ф.Шопена .
Полонез М.Огинского.
7 класс
Тема
первого
полугодия:
«Музыкальный
образ».
Знакомство
с
понятием
«музыкальный
образ»
через
звучание
на
уроках
музыкальных
примеров.
Знакомство
с
различными музыкальными образами: образы войны и мира, образ подвига, драматический и
лирический образ, образ борьбы и победы, романтические образы. Пользуясь богатейшими
возможностями музыкального языка, композитор создаёт музыкальные образы, в которых
воплощает те или иные свои творческие замыслы, то или иное жизненное содержание. Чем
шире и значительнее жизненное содержание музыкального произведения, чем больше в нём
музыкальных образов, тем сложнее их взаимоотношение и развитие. Учиться воспринимать и
понимать
содержание
музыкального
образа
–
это
значит
развивать
свою
способность
слышать, понимать и уметь охарактеризовывать с точки зрения жизненного содержания и
музыкального
воплощения
(формы)
разные
типы
музыкальных
образов.
Деятельность
композитора: обнаружение противоречий и взаимосвязей, тождества и контраста, сходства и
различия в жизни и их отражение в музыке. Отношение музыкального образа и музыкальной
драматургии как диалектика целого и частного, общего и отдельного. Способы исследования
содержания музыкальных произведений (ассоциативно-интуитивный и научный) — общее и
различное.
Тема второго полугодия: «Музыкальная драматургия».
Формирование представлений
учащихся о развитии музыкальных образов и их взаимосвязи в музыкальной драматургии.
Знакомство
с
понятием
«сонатная
форма»,
как
с
формой,
обладающей
небольшими
возможностями
для
отражения
сложных
и
многогранных
жизненных
процессов,
человеческих
характеров,
движения
чувств
человека,
для
выражения
драматических
конфликтов,
глубоких
обобщений.
Расширение
понятия
«программность
в
музыке».
От
наблюдения за жизнью одного самостоятельного музыкального образа к наблюдению за
жизнью нескольких образов, взаимосвязанных в рамках одного произведения, к музыкальной
драматургии; Различные музыкальные образы не только сопоставляются, не только вступают
в противоречие, но и в открытые столкновения друг с другом, и на место самостоятельного
их
развития
приходит
развитие
«конфликтное»;
Основной
принцип
сонатной
формы –
столкновение или сопоставление двух контрастных образов (музыкальных тем) и их развитие
на этой основе;
Разновидности сонатных форм возникают в зависимости от образного наполнения каждого
произведения, от специфики авторской идеи. Драматургия как теоретическая система, как
исторически
сложившийся
общий
способ
выражения
результатов
научного
и
художественного
познания
мира,
как
продукт
диалектической
природы
человеческого
мышления, которая в искусстве проявляется с особой силой. Диалектика — основной закон
развития и объективной реальности, и духовного мира человека, и главное в ней то, что
борьба
взаимоисключающих
противоположностей
так
же
абсолютна?
как
развитие
и
движение.
Классическая «схема» драматургии: экспозиция, завязка, развитие конфликта, кульминация,
развязка.
Тождество
стратегии
мышления
учёного
и
композитора
и
его
преломление
художественной драматургии (гипотеза и художественная идея
— сходство и различие).
Сонатное allegro — «формула» выражения законов диалектики в художественном познании.
Оперная драматургия как синтетическое действие. Литературный сюжет и музыкальная
драма:
символико-смысловое
сопоставление
полярных
образов
(уровень
контрастности,
переход противоположностей друг в друга), драматургическая роль системы лейтмотивов.
С. Прокофьев. Вальс, Ария Кутузова, Тема войны, Полонез и др. фр-ты из оперы «Война и
мир». А. Новиков. «Дороги». «Баллада о солдате» Ф. Шуберт «Лесной царь». Скрябин. Этюд
№ 12 (соч 8.) , Прелюдия (соч. 5, № 4). Русская народная песня «Милый мой хоровод».
С. Рахманинов
«Весенние воды»,
«Островок». Л. Бетховен
«Эгмонт»
(увертюра),
«Песня
Клерхен». Л. Бетховен. Соната № 14. М. Равель «Болеро». К. Молчанов «Песня туристов» (из
оперы «А зори здесь тихие»). Ф. Лист. Вторая рапсодия. Пит Сигер «Песня о молоте» Б.
Дварионас «Деревянная лошадка». В. Лаурушас «В путь». Ф. Шопен. Вальсы. А. Пахмутова
«Звездопад».
И.С.
Бах.
Органная
фуга
(ля-минор),
Органная
токката
и
фуга
ре
минор.
Д. Шоста-кович. Симфония № 7 (1 ч.). Я. Сибелиус «Грустный вальс».
Г.Хирбю. Ария Нарспи, Ария Тохтамана из оперы «Нарспи».
ВасильевА.В. Опера «Хамар ял» М. Глинка. Увертюра (из оперы «Руслан и Людмила»).
Г. Струве «Школьный корабль». В. Мурадели «Бухенвальдский набат». Д. Тухманов «День
Победы». А. Эшпай «Венгерские напевы». Э. Григ. Соната для Виолончели с фортепиано.
Д. Кабалевский «Счастье». М. Огиньский. Полонез. В. Моцарт. Симфония № 40.
П.
Чайковский.
Увертюра-фантазия
«Ромео
и
Джульетта».
А. Александров
«Священная
война».С. Прокофьев
«Золушка»
(фрагменты
из
балета).
И.С. Бах
«Хорал».
И.С.
Бах
«Речитатив». «Хор и Ария альта» ( из «Страстей по Матфею»). С. Танеев. Кантата «Иоанн
Дамаскин». Л. Бетховен «Хвала природе». Л. Бетховен. Симфония № 6, Симфония № 9.
И. Штраус «Полька-пиццикато». А. Петров «Я шагаю по Москве». Ф. Шуберт «В путь» (из
вокального цикла «Прекрасная мельничиха»). П.И. Чайковский. Симфония № 4 (3 ч.). Э. Вила
Лобос. Ария из «Бразильской бахианы». Э. Колмановский «Вальс о вальсе». Ф. Лэй «История
любви». «Прощай, мальчик, мне жаль, но я ухожу…» Дж. Леннон и П. Маккартни «Потому
что». Негритянские спиричуэлс «Блюз Западной окраины». Дж. Верди. «Песенка Герцога».
И. Дунаевский «Песня об акации» (из оперетты «Белая акация»). Руская народная песня
«Комара женить мы будем». Дж. Гершвин. Концерт для фортепиано с оркестром(I часть).
С. Прокофьев. Классическая симфония Асламас А. «Прерванный вальс»
8 класс
Народное музыкальное творчество . Устное народное музыкальное творчество в развитии
общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры
русской народной вокальной музыки. Различные исполнительские типы художественного
общения (хоровое, соревновательное, сказительное). Музыкальный фольклор народов России.
Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона.
Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.
Народные музыкальные произведения России, народов РФ. Поэтическая основа песни.
Особенности русской музыкальной культуры .Разновидности обрядовых песен. Трудовые,
лирические,
игровые.
Былины,
исторические
песни,
сказания.
Плясовые,
частушки.
Танцевальная музыка разных народов.
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв. Древнерусская духовная
музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Основные жанры
профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. Духовная
музыка русских композиторов. Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты
русской классической музыкальной школы.
Зарубежная
музыка
от
эпохи
средневековья
до
рубежа
XIХ-XХ вв
Средневековая
духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной духовной и светской музыки в
эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон). И.С. Бах –
выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт,
Л. Бетховен).
Творчество
композиторов-романтиков
Ф. Шопен,
Ф. Лист,
Р. Шуман,
Ф
Шуберт, Э. Григ). Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди).
Основные
жанры
светской
музыки
(соната,
симфония,
камерно-инструментальная
и
вокальная
музыка,
опера,
балет).
Развитие
жанров
светской
музыки
Основные
жанры
светской
музыки
XIX
века
(соната,
симфония,
камерно-инструментальная
и
вокальная
музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная и
вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет).
Русская и зарубежная музыкальная культура XX в. Панорама современной музыкальной
жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической
музыки).Наследиевыдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах,
А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский,
Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас; . Паваротти,
М. Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.) классической музыки. Знакомство с творчеством
всемирно известных отечественных композиторов (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д.
Шостакович, Г.В. Свиридов, Р. Щедрин, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных
композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг).
Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). Джаз:
спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители. Отечественные и
зарубежные композиторы-песенники ХХ столетия. Обобщенное представление о современной
музыке, ее разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее.
Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Мюзикл. Электронная
музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки
Современная музыкальная жизнь Современные выдающиеся, композиторы, вокальные
исполнители и инструментальные коллективы. Всемирные центры музыкальной культуры и
музыкального образования. Может ли современная музыка считаться классической?
Классическая музыка в современных обработках. Знаменный распев, кант, хоровой концерт,
литургия. М. Березовский. Хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости».Д.
Бортнянский. Херувимская песня № 7. «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».П. Чесноков.
«Да исправится молитва моя».Мадригалы эпохи Возрождения.И. Бах Высокая месса си минор
(хор «Kirie» (№ 1), хор «Gloria» (№ 20)). Оратория «Страсти по Матфею» Бах-Ш. Гуно. «Ave
Maria». Л. Бетховен. Соната № 14 («Лунная»). Соната № 20 (ΙΙ часть, менуэт). Соната № 23
(«Аппассионата»). Рондо-каприччио «Ярость по поводу утерянного гроша». Экосез ми бемоль
мажор. Шотландская песня «Верный Джонни».Й. Гайдн. Симфония № 103 («С тремоло
литавр»). Первая часть. Четвертная часть. В.А. Моцарт. Фантазия для фортепиано до минор.
Фантазия для фортепиано ре минор. «Маленькая ночная серенада» (Рондо). Симфония № 40.
Симфония № 41 (фрагмент ΙΙ ч.). Реквием («Diesire», «Lacrimoza»). Фрагменты из оперы
«Волшебная флейта». Мотет «Ave,verumcorpus» Э. Григ. Музыка к драме Г. Ибсена «Пер
Гюнт» (Песня Сольвейг, «Смерть Озе»). Ф.Ф. Шопен. Вальс № 6 (ре бемоль мажор). Вальс №
7 (додиез минор), Вальс № 10 (си минор). Мазурка № 1. Мазурка № 47. Мазурка № 48.
Полонез (ля мажор). Ноктюрн фа минор. Этюд № 12 (до минор). Полонез (ля мажор).
Ф. Лист. Венгерская рапсодия № 2. Этюд Паганини (№ 6). Ф.
Шуберт. Симфония № 8 («Неоконченная»). Вокальный цикл на ст. В. Мюллера «Прекрасная
мельничиха» (ст. В. Мюллера, «В путь»). «Шарманщик» (ст. В Мюллера»). «Серенада» (сл. Л.
Рельштаба, перевод Н. Огарева). «AveMaria» (сл. В. Скотта). Ж. Бизе. Опера «Кармен»
(фрагменты: Увертюра, Хабанера из I д., Сегедилья,Сцена гадания).Дж. Верди. Опера
«Риголетто» (Песенка Герцога, Финал). Л. Бернстайн. Мюзикл «Вестсайдская история» (песня
Тони «Мария!», песня и танец девушек «Америка», дуэт Тони и Марии, сцена драки).Ж. Бизе-
Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита» Н. Римский-Корсаков. Опера «Золотой петушок» Опера
«Сказка о царе Салтане» А. Хачатурян. Балет «Гаянэ» П. Чайковский Симфония № 6. Концерт
№ 1 для ф-но с оркестром (ΙΙ ч., ΙΙΙ ч.). И. Штраус. «Полька-пиццикато». Вальс из оперетты
«Летучая мышь». И. Дунаевский. Оперетта «Белая акация» (Вальс, Песня об Одессе, Выход
Ларисы и семи кавалеров») Фрагменты из мюзикла «Нотр-Дам де Пари», музыка Р.Кошана,
автор сюжета Л.Пламмонд А. Журбин. Рок-опера «Орфей и Эвридика» ((фрагменты по
усмотрению учителя). Э. Уэббер. Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда» (фрагменты по
выбору учителя). Мюзикл «Кошки», либретто по Т. Элиоту (фрагменты по выбору
учителя).из рок-оперы «Юнона и Авось» А.РыбниковаФ. Лэй. «История любви». И. Лученок.
«Хатынь» (ст. Г. Петренко).Музыка и песни известных бардов.Панорама современной
музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной и
классической музыки). Современные выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и
инструментальные коллективы
Тематическое планирование
5 класс
Раздел
Количество часов
1 .Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы
9
2. Что стало бы с литературой, если бы не было музыки
7
3.Музыка и изобразительное искусство
10
4. Можем ли мы услышать живопись
9
Итого
35
6 класс
Раздел
Количество часов
1.«Преобразующая сила музыки»
16
2. «В чём сила музыки?»
7
Итого
35
7 класс
Раздел
Количество часов
1. «Музыкальный образ»
16
2. «Музыкальная драматургия»
19
Итого
35
8 класс
Раздел
Количество часов
1 . Народное музыкальное творчество
7
2. Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.
2
3. Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв
12
4. Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.
9
Итого
35