Автор: Зверева Лариса Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №28
Населённый пункт: Челябинская область г. Миасс
Наименование материала: Консультация
Тема: Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Развитие речи детей второй младшей группы»
Подготовила: воспитатель II мл.гр. Рожнова Е.В.
Четвертый год жизни является переходным из раннего детства к
дошкольному. Этот период характеризуется стремлением ребёнка к
самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, активным
развитием речи.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве –
одно из основных условий нормального развития ребёнка в дальнейшем и его
успешного обучения в школе.
Работа по развитию речи детей находится в тесной связи с обогащением
представлений об окружающем. Чем шире круг знаний ребёнка об
окружающих предметах и явлениях, тем богаче его речь. Расширение
словаря происходит на фоне непосредственных действий с предметами. В
этом возрасте обогащается словарь названиями растений, предметов питания,
одежды, мебели, животных, игрушек.
Расширяя словарь, следует одновременно формировать умение высказы-вать
элементарные суждения. Чтобы ребёнок мог выразить свою мысль в связной
форме, его надо научить наблюдать, выделять главное, понимать связь и
причинно-следственные отношения. Здесь существенную роль играют
вопросы взрослых, которые будут подводить ребёнка к высказыванию «Как
ты думаешь?», «Зачем?», «Почему?»…
Развивая связную речь, следует учить детей:
• Понимать разнообразные вопросы и отвечать на них;
• Задавать вопросы;
• Активно включаться в разговор;
• Объяснять содержание картины, ситуации;
• Рассказывать о предметах, игрушках, событиях. Узнавание действий на кар-
тине – важный элемент развития фразовой речи. Вот стоит девочка, плачет, в
небо устремлён воздушный шар. Спросите: «Как ты думаешь, почему
девочка плачет, что с ней случилось?». Пусть ребёнок подумает и даже
пофантазирует, придумает окончание истории.
Ребёнок этого возраста уже может составить рассказ по памяти о том, что он
видел. Значит, в повседневном общении нужно побуждать его к
воспоминаниям и рассказам о каких-то интересных событиях.
Для ребёнка 3-4 лет речь является средством общения не только со взрос-
лыми, но и со сверстниками. Поэтому следует поддерживать стремление
ребёнка активно вступать в общение, откликаться на вопросы и предложения
взрослого, высказываться, выражать свои желания, чувства, мысли.
Поощряйте интересы ребёнка к делам сверстников, желание общаться с
ними. В этом возрасте происходит становление нравственных качеств,
поэтому учите ребёнка понимать эмоциональное состояние и настроение
других: друзей, родственников, сказочных героев. После просмотра
мультфильма или чтения книги обязательно обсудите содержание: кто
поступил хорошо, кто – плохо, почему так нельзя делать. Упражняйте
ребёнка в ситуациях, в которых нужно пожалеть, утешить, помочь
(например, кукла заболела, зайка грустный…).
Грамматический строй речи заключается в:
• развитии умения согласовывать слова в предложении;
• употреблении ласкательно-уменьшительных слов;
• употреблении прилагательных, глаголов.
Предлагаемые задания:
• «Один – много»: матрёшка-матрёшки, машина-машины.
• «Назови детёныша»: кошка-котёнок, утка-утёнок, медведь-медвежонок,
соба-ка-щенок…
• «Добавь слово»: дом – домик, стол-…(столик), ложка-…(ложечка), стул-…
(стульчик).
Звуковая культура речи. Обследование речи специалистом-логопедом
начина-ется с 5-ти лет, так как считается, что до 5-ти лет происходит
становление речи. Но не следует ждать до этого возраста, пока у ребёнка
закрепится неправильное произношение звуков, родителям нужно уже
сейчас:
• развивать речевой аппарат (подвижность языка, губ при помощи простых
упражнений, например: «Язычок спрятался, показался», «Язычок красит
стены в своём домике», «Язычок выглядывает, нет ли дождика»);
• поощрять звукоподражание, звуковое сопровождение игровых действий в
иг-рах: «Лошадка», «Паровоз», «Как гудит машина?», «Как рычит
медведь?»…
• упражнять в правильном произношении гласных и согласных звуков (не до-
пускать сюсюканье). Можно повторять с детьми чистоговорки, например:
«Баю, баю, баю – куколку качаю», «Люли, люли, люли – куколки уснули»,
«Шапка, да шубка – вот и весь Мишутка».
• развивать фонематический слух (в играх «Угадай, что звучит?», «Кто тебя
по-звал?»).
• Развивать речевое дыхание: исполнение длинных песенок (предлагать дли-
тельно (2-3 сек) на одном дыхании произносить звук на выдохе: «а-а-а-а», «у-
у-у»…).
• Развивать речь и мелкую моторику в пальчиковых играх. Секрет волшебной
взаимосвязи мелкой моторики и развития речи состоит в том, что при выпол-
нении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики ра-
ботающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые
активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за
формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных
действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления.
И помните, что дети во всём подражают взрослым. Очень хорошо, когда
ребёнок слышит правильную речь, произведения художественной
литературы, устное народное творчество.