Напоминание

Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста.


Автор: Зверева Лариса Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №28
Населённый пункт: Челябинская область г. Миасс
Наименование материала: Консультация
Тема: Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

«Развитие речи детей второй младшей группы»

Подготовила: воспитатель II мл.гр. Рожнова Е.В.

Четвертый год жизни является переходным из раннего детства к

дошкольному. Этот период характеризуется стремлением ребёнка к

самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, активным

развитием речи.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве –

одно из основных условий нормального развития ребёнка в дальнейшем и его

успешного обучения в школе.

Работа по развитию речи детей находится в тесной связи с обогащением

представлений об окружающем. Чем шире круг знаний ребёнка об

окружающих предметах и явлениях, тем богаче его речь. Расширение

словаря происходит на фоне непосредственных действий с предметами. В

этом возрасте обогащается словарь названиями растений, предметов питания,

одежды, мебели, животных, игрушек.

Расширяя словарь, следует одновременно формировать умение высказы-вать

элементарные суждения. Чтобы ребёнок мог выразить свою мысль в связной

форме, его надо научить наблюдать, выделять главное, понимать связь и

причинно-следственные отношения. Здесь существенную роль играют

вопросы взрослых, которые будут подводить ребёнка к высказыванию «Как

ты думаешь?», «Зачем?», «Почему?»…

Развивая связную речь, следует учить детей:

• Понимать разнообразные вопросы и отвечать на них;

• Задавать вопросы;

• Активно включаться в разговор;

• Объяснять содержание картины, ситуации;

• Рассказывать о предметах, игрушках, событиях. Узнавание действий на кар-

тине – важный элемент развития фразовой речи. Вот стоит девочка, плачет, в

небо устремлён воздушный шар. Спросите: «Как ты думаешь, почему

девочка плачет, что с ней случилось?». Пусть ребёнок подумает и даже

пофантазирует, придумает окончание истории.

Ребёнок этого возраста уже может составить рассказ по памяти о том, что он

видел. Значит, в повседневном общении нужно побуждать его к

воспоминаниям и рассказам о каких-то интересных событиях.

Для ребёнка 3-4 лет речь является средством общения не только со взрос-

лыми, но и со сверстниками. Поэтому следует поддерживать стремление

ребёнка активно вступать в общение, откликаться на вопросы и предложения

взрослого, высказываться, выражать свои желания, чувства, мысли.

Поощряйте интересы ребёнка к делам сверстников, желание общаться с

ними. В этом возрасте происходит становление нравственных качеств,

поэтому учите ребёнка понимать эмоциональное состояние и настроение

других: друзей, родственников, сказочных героев. После просмотра

мультфильма или чтения книги обязательно обсудите содержание: кто

поступил хорошо, кто – плохо, почему так нельзя делать. Упражняйте

ребёнка в ситуациях, в которых нужно пожалеть, утешить, помочь

(например, кукла заболела, зайка грустный…).

Грамматический строй речи заключается в:

• развитии умения согласовывать слова в предложении;

• употреблении ласкательно-уменьшительных слов;

• употреблении прилагательных, глаголов.

Предлагаемые задания:

• «Один – много»: матрёшка-матрёшки, машина-машины.

• «Назови детёныша»: кошка-котёнок, утка-утёнок, медведь-медвежонок,

соба-ка-щенок…

• «Добавь слово»: дом – домик, стол-…(столик), ложка-…(ложечка), стул-…

(стульчик).

Звуковая культура речи. Обследование речи специалистом-логопедом

начина-ется с 5-ти лет, так как считается, что до 5-ти лет происходит

становление речи. Но не следует ждать до этого возраста, пока у ребёнка

закрепится неправильное произношение звуков, родителям нужно уже

сейчас:

• развивать речевой аппарат (подвижность языка, губ при помощи простых

упражнений, например: «Язычок спрятался, показался», «Язычок красит

стены в своём домике», «Язычок выглядывает, нет ли дождика»);

• поощрять звукоподражание, звуковое сопровождение игровых действий в

иг-рах: «Лошадка», «Паровоз», «Как гудит машина?», «Как рычит

медведь?»…

• упражнять в правильном произношении гласных и согласных звуков (не до-

пускать сюсюканье). Можно повторять с детьми чистоговорки, например:

«Баю, баю, баю – куколку качаю», «Люли, люли, люли – куколки уснули»,

«Шапка, да шубка – вот и весь Мишутка».

• развивать фонематический слух (в играх «Угадай, что звучит?», «Кто тебя

по-звал?»).

• Развивать речевое дыхание: исполнение длинных песенок (предлагать дли-

тельно (2-3 сек) на одном дыхании произносить звук на выдохе: «а-а-а-а», «у-

у-у»…).

• Развивать речь и мелкую моторику в пальчиковых играх. Секрет волшебной

взаимосвязи мелкой моторики и развития речи состоит в том, что при выпол-

нении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики ра-

ботающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые

активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за

формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных

действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления.

И помните, что дети во всём подражают взрослым. Очень хорошо, когда

ребёнок слышит правильную речь, произведения художественной

литературы, устное народное творчество.



В раздел образования