Автор: Супкарева Любовь Михайловна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: ГКОУ
Населённый пункт: Средняя Ахтуба
Наименование материала: Методическая разработка 2017 год
Тема: Проблемное обучение на уроках технологии как условие повышения качества учебной деятельности
Раздел: среднее образование
ГКОУ «Среднеахтубинская школа-интернат»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Проблемное обучение на уроках технологии как условие повышения
качества учебной деятельности.
Автор: учитель технологии
Супкарева Л.М
2017
« Дайте ученику как можно больше
сведений и вызывайте его на
наибольшее число наблюдений
по всем отраслям знания, но как
можно меньше сообщайте ему общих
выводов, определений, подразделений
и всякой терминологии»
Л. Н. Толстой
На основании Концепции ФГОС второго поколения основой обучения должна быть не
воспроизводящая деятельность, а творческая, когда большую часть знаний учащиеся
должны усваивать не со слов учителя, а в процессе самостоятельного поиска информации
и способов решения задач. Поэтому главная задача учителя – организовать так учебно-
познавательную деятельность учащихся, чтобы знания стали результатом их собственных
усилий..
Содержание учебного материала само по себе не побуждает к учебной деятельности,
поэтому одним из важных средств активизации познавательной деятельности является
метод проблемного обучения.
И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин, зачинатели проблемного обучения в нашей стране,
усматривают его своеобразие в том, что учащиеся систематически включаются учителем в
процесс поиска доказательного решения новых для них проблем, благодаря чему они
научаются самостоятельно добывать знания, применять ранее усвоенные и овладевать
опытом творческой деятельности… Разумно организованное обучение начинается не с
передачи « готовых» знаний и умений, а в создании условий происхождения человеческих
способностей, т. е. с постановки тех проблемных задач, в процессе решения которых эти
способности формируются, а эти знания , умения и навыки усваиваются.[1]
Проблемное обучение – это система методов и средств обучения, основой которых
выступает моделирование творческого процесса за счёт создания проблемной ситуации и
управление поиском решения проблемы.
Задачами проблемного обучения являются:
1. Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.
2. Усвоение учащимися знаний, умений добытых в ходе активного поиска и
самостоятельного решения проблемы.
3. Воспитание активной творческой личности, умеющей видеть, ставить и разрешать
нестандартные проблемы.
Одними из методов проблемного обучения являются проблемное изложение материала
учителем на уроке, частично- поисковый и исследовательский методы обучения.
Сущность проблемного обучения заключается в такой организации учебного процесса,
который предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и
активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Усвоение
учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности школьников,
что ведёт к развитию творческого потенциала личности и к повышению качества знаний.
Это осуществляется через создание на уроке проблемных ситуаций.
В проблемной ситуации особенно ярко проявляется детское удивление, любопытство, с
которого начинается познание. В сознании детей такая ситуация проявляется в виде
затруднения, для преодоления которой нужна интенсивная мыслительная деятельность.
Активность познавательного интереса побуждает поисково- исследовательскую
деятельность школьника, создаёт ситуацию творческого поиска.
Проблемное обучение является наиболее эффективным действенным способом
активизации мышления учащихся. На протяжении нескольких лет в своей работе
применяю на уроках методы проблемного обучения. Для мотивации учебной
деятельности включаю специальные проблемные ситуации. Применяю приём выдвижения
гипотез, экспериментального исследования, эвристическую беседу, проблемное
изложение материала.
Привожу пример: в разделе « Красота и гигиена девушки».
Исторический факт: - Поводом для Троянской войны в истории стала красота самой
прекрасной женщины – Елены.
Проблема – «Красота – страшная сила?!»
Проблемный вопрос:
- Что входит в понятие « Красота»?
- Красота – это залог успеха?
Эвристическая беседа:
- Кто впервые сказал это выражение с экрана кино?
- Девочек волнуют вопросы красоты. Некоторые думают, что все красавицы легко могут
добиться в жизни всего желаемого.
- Да, красивые люди привлекают внимание, иногда им удаётся решать проблемы гораздо
легче, чем всем остальным. Связано это с инстинктом, это заложено у нас генетически.
« Меня ничем не испортишь»,- заявила Красота.
« Спорим!»- ухмыльнувшись, сказало Время.
- Народное выражение говорит: « Не родись красивой, а родись счастливой. Красота
увянет, счастье не обманет».
- Почему красивые люди редко бывают счастливы?
Красота- источник больших и маленьких проблем.
О « страшной силе» красоты и проблемой, к которой она порой приводит, сложено немало
сказочных историй. Мачеха выгоняет внешне красивую падчерицу из дома. Внешне
красивые люди легче добиваются целей в жизни, но не умеют удерживать свои желания.
Им не свойственны терпеливость, упорство. Такие натуры склонны к истерическим
проявлениям, часто капризны.
- Многие мужчины предпочитают красоте внешней красоту душевную. Девушки с
обычной внешностью способны обладать безумной привлекательностью.
- Можно ли купить красоту в косметических салонах?
- Есть ли у вас идеалы красоты?
Работа с информационным материалом.
( учебник, дополнительная литература, Интернет- ресурсы и.др.)
- Как стать привлекательной?
( санитарно- гигиенические требования)
- Сформулируйте выводы.
- Составьте рекомендации, которым можно следовать, чтобы стать привлекательной.
Проблемное обучение можно применять на разных этапах урока. Но наибольшая
возможность для проблемного обучения- уроки изучения нового материала. Особое
значение при этом приобретает актуализация знаний учащихся. Если на данном этапе
задача учителя – подготовить почву для активного усвоения нового материала, то
прежние знания становятся актуальными в данный момент – это актуализация опорных
знаний. Например, элементы урока технологии в 6 классе тема «Моделирование юбки».
Учитель создаёт проблемную ситуацию, а проблема формулируется и разрешается
учащимися. Главное, чтобы проблемная ситуация удивила учащихся, вызвала у них
интерес, желание разобраться. Проблемная ситуация завершается вопросом, задачей,
заданием, призывом к поиску. Методическими приёмами являются анализ,
систематизация, сравнение, обобщение, выводы.
Цель: Научить основным приёмам моделирования юбки.
I Мотивация учебной деятельности.
1.Создание проблемной ситуации:
Демонстрация готовых моделей юбок:
- Ира пришла в школу, надев прямую юбку;
-А Даше нравится юбка с бантовой складкой;
- У Оли - юбка с прямой кокеткой;
- У Нины - юбка с рельефными швами.
-А вам хотелось бы выглядеть всегда стильной и модной, иметь несколько таких юбок?
- В чём тогда дело? В чём проблема?
2. Проблемный вопрос:
- Как получить несколько разных моделей юбок.
3. Обсуждение предложений.
Варианты предположений:
- обмотать вокруг себя ткань;
-взять ткань длиннее и спереди сделать складку;
- отрезать в верхней части прямой юбки часть ткани и потом пришить её к нижней и т. д.
Это макетный способ, он использовался в прежние времена, когда для дам шили
белошвейки. Им пользуются иногда и модельеры, создавая новые модели. Но мы
поступим более рационально, будем изменять основу выкройки прямой юбки.
II Определение темы и цели урока.
- Определите цель нашего урока:
- Научиться создавать разные модели юбок.
Этот процесс называется моделированием. С ним вы знакомы с 5 класса. - Выделите
корень этого слова ( модель).
-Вспомните определение этого понятия, что оно означает?
Гипотеза: Предположим, что мы будем разрезать бумажную выкройку прямой юбки.
Тогда возникает вопрос « Как правильно разрезать и какие есть правила ?»
III Актуализация знаний.
Эвристическая беседа:
- В чём сходство этих юбок?
- В выкройке прямой юбки есть вытачка.
- В моделях юбок присутствует вытачка?
- Почему их можно сравнить с моделью прямой юбки?
- Найдите в каждой из них элемент прямой юбки ( верх, низ).
2. Практическая значимость получения этих знаний и умений.
-Зачем это нужно?
И т. д.
В разделе « Кулинария» - задание исследовательского характера для самостоятельной
работы:
- «Приготовить блюдо в домашних условиях из овощей двумя способами (по рецепту
приготовить рагу из овощей обычным способом и в микроволновке)».
- определить достоинства и недостатки каждого способа, особенности приготовления и
сделать выводы.
На своих уроках применяю технологию проблемного обучения, включая эксперименты,
исследование, лабораторные опыты.
Пример проблемного обучения на уроке технологии (частично- поисковый метод).
Проблемная ситуация: «Мнение хозяек о том, что приготовление пищи на
электрической плите занимает намного больше времени, чем на газовой».
- Проблемный вопрос:
- А как это проверить?
Дети делают предположения, высказывания:
( посоветоваться с мамой, у которой есть опыт приготовления пищи на плите, может быть,
надо иметь какую-то особую посуду и т. д.)
Учитель направляет на верный путь решения проблемы:
- Какие особенности электроплиты надо знать?
- Почему на плите электрической разные по размеру конфорки?
- Почему у хозяйки разные по размеру кастрюли?
Выводы:
1. Правильное использование посуды для приготовления пищи:
- тепло от поверхности конфорок к дну посуды передаётся благодаря плотному контакту,
поэтому дно посуды должно быть ровным;
- диаметр посуды и соответственно диаметр конфорки должны быть одинаковы;
- лучше использовать посуду с антипригарным покрытием;
- применение посуды с толстым дном;
- равномерное распределение количества тепла.
Другой пример:
Создание проблемной ситуации при изучении пищевых жиров:
« В продуктовом магазине приятельницы покупают растительное масло. Одна из них
выбрала натуральное растительное масло, другая - берёт несколько ёмкостей с маслом, не
читая этикеток, а третья взяла несколько ёмкостей - просто на них были красивые
этикетки.»
Проблемная задача:
- Как правильно выбрать растительное масло в магазине?
- Предложите способы из жизненного опыта своей семьи.
Учебное исследование. Практическая работа « Анализ информации на этикетках
различных видов подсолнечного масла».
Понятия: рафинированное масло, дезодорированное, с витаминами Д,Е и.т.д.
Получение информации из источников:
- состав масел;
- технология получения и очистка растительного масла;
-чтение информации на этикетках
Вывод: - составить рекомендации для родителей.
В разделе « Кулинария» - задание исследовательского характера для самостоятельной
работы:
- «Приготовить блюдо в домашних условиях из овощей двумя способами (по рецепту
приготовить рагу из овощей обычным способом и в микроволновке)».
- определить достоинства и недостатки каждого способа, особенности приготовления и
сделать выводы.
В теме « Обработка нижнего среза изделия» ставлю проблемный вопрос:
- Всякое ли изделие необходимо подгибать?
- Каковы ваши предложения?
-Предложите способы сохранения края нижнего среза юбки, платья от осыпания.
- Посмотрите на эту проблему глазами мамы, как поступила бы она?
Основные условия успешности проблемного обучения:
- необходимость вызова интереса к проблеме;
- обеспечить посильность работы для учащихся с возникшей проблемой;
- информация должна быть значимой, важной в учебном плане;
- проблемное обучение реализуется успешно лишь при определённом стиле общения
между учителем и учеником, когда возможно свободно выражать свои мысли и взгляды.
Такое общение в виде диалога направлено на развитие познавательной мыслительной
активности обучающихся, что в конечном итоге повышает качество знаний и умений
школьников.
Но ученики обладают разным уровнем познания. Поэтому возникает необходимость
использования дифференцированного и индивидуального подхода в обучении, что
применимо для этапа первичного усвоения и осознания нового материала.
Типичными заданиями проблемного обучения являются:
- рассмотреть явления с различных позиций;
- провести сравнение, обобщение;
- сформулировать выводы из ситуации;
- сопоставить факты;
- сформулировать самим конкретные вопросы.
Проблемное обучение не является единственным способом добывания знаний.
Проблемное обучение в меньшей мере, чем другие типы обучения применимо при
формировании практических умений и навыков. Поэтому, не исключено и применение
традиционного репродуктивного метода, когда используются полученные готовые знания
и формируются умения и навыки как действовать по образцу. Тогда учитель применяет
различные упражнения, задания, учебные задачи. А учащиеся овладевают приёмами
выполнения упражнений, усвоение алгоритмов практических действий. Это темы,
связанные с обучением правил снятия мерок с фигуры человека, выполнение машинных
швов, раскрой изделий и др. На таких уроках отрабатываются умения и навыки. Форма
представления проблемных ситуаций аналогична традиционному обучению: это учебные
задачи и вопросы. Но, если в традиционном обучении эти средства применяются для
закрепления учебного материала и приобретения новых навыков, то в проблемном
обучении они служат предпосылкой для новых знаний. Задача становится проблемной,
если она носит познавательный, а не закрепляющий и тренировочный характер.
« Мышление берёт своё начало в проблемной ситуации, которая означает, что в ходе
своей деятельности человек начинает испытывать какие- то непонятные трудности,
препятствующие успешному продвижению вперёд… Так возникшая проблемная ситуация
переходит в осознанную человеком задачу» - это высказывание А. В. Брушлинского
подтверждает связь проблемного обучения с развивающим, где его задача- развитие
интеллекта ученика за счёт увеличения самостоятельности обучающихся, при решении
проблемных ситуаций формируется познавательная деятельность.
М. И. Махмутов указывает следующие способы создания проблемных ситуаций:
- при столкновении обучаемых с жизненными явлениями, фактами, требующими
теоретического объяснения;
- при организации практической работы обучаемых;
- при побуждении обучаемых к анализу жизненных явлений, приводящих их к
столкновению с прежними житейскими представлениями об общих явлениях;
- при формулировании гипотез;
- при побуждении к сравнению, сопоставлению и противопоставлению;
- при побуждению к предварительному обобщению новых фактов;
- при исследовательских заданиях.
, платья от осыпания.
Метод проектов является одним из видов проблемного обучения.
Работа над проектом « Найди свой стиль» подтверждает народное изречение «По одежде
встречают, по уму провожают».
Проблема: Каково влияние внешнего вида человека на восприятие его окружающими?
Создание своего имиджа.
Через частично- поисковый метод и исследование решается задача сбора информации о
различных видах костюмов, разработка эскизов, знакомство с различными стилями
одежды.
Практическая работа: составление эскизов, зарисовок из журналов мод, краткое описание
элементов костюмов, составление творческих эскизов.
В ходе обсуждения проекта вырабатывается план действий, создаётся банк идей и
предложений. Найден лучший вариант, идёт дальнейшая работа над проектом.
Проблемное обучение повышает интерес к предмету и активность учащихся. При этом
складываются хорошие отношения с учителем, формируется дружественный и
благоприятный климат в коллективе. Развивается внимание, воля, повышается самооценка
личности. Это отражается на усвоении знаний, умений и навыков, на повышение качества
обучения. По мнению М. И. Махмутова , проблемное обучение не может заменить всего
обучения, но без принципа проблемности обучение не сможет быть развивающим.
Библиографический список:
1. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы.- М., : Знание.
1991.- 80 с. ( серия « Педагогика и психология», №4
2. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М.,
« Просвещение», 1977., 240 с.
3. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972, 181 с.
4. Махмутов М. И. Проблемное обучение. М., « Просвещение», 1975, 148 с.
5. Кривопуст Н. Л. Учимся выбирать растительные жиры. Транс – жиры в нашей пище//
Школа и производство.- 2009,- № 1-2