Напоминание

"Работа над литературным произведением как источником нравственных качеств"


Автор: Герасимова Ульяна Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: село Едяй Хангаласский улус Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Работа над литературным произведением как источником нравственных качеств"
Раздел: начальное образование





Назад




Герасимова Ульяна Ивановна, учитель начальных классов МБОУ «Едяйская

СОШ» Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия)

«Работа над литературным произведением

как источником нравственных знаний»

Острота проблемы нравственного воспитания младших школьников требует

существенных изменений в подходе к учебно - воспитательному процессу. Дети

приходят в школу, уже имея элементарные представления, что такое «хорошо» и что

такое «плохо». Однако новая позиция ученика, новая учебная деятельность, ежедневные

учебные обязанности, ситуации, с которыми сталкивается ребенок в школе, - все это

требует знания определенных норм, которыми он еще не владеет.

Именно поэтому программы начальной школы ставят перед учителем задачу не

только вооружать учащихся определенным знанием и вырабатывать умения и навыки, но

и воспитывать в детях нравственные качества. При этом значение придается как

теоретическим рассуждениям о нравственности, так и обучению детей нравственному

поведению.

Выдающийся ученый – лексикограф С.И. Ожегов в Толковом словаре русского языка

дает такое определение нравственности «Нравственность – правила, определяющие

поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также

выполнение этих правил, поведение».

Многие ученые-психологи считают, что младший школьный возраст является

наиболее восприимчивым для усвоения моральных знаний, на основе которых

происходит формирование нравственных представлений ребенка.

Действенным средством в воспитании моральных качеств личности младших

школьников является литературное чтение.

Наши отечественные педагоги К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский,

думая о проблеме нравственного воспитания ребенка, разработали теорию стимулов,

главным из которых они считали образное слово. Сказки, рассказы, басни они

использовали как стимульные тексты для так называемых воспитательных диалогов – для

разговора с детьми о добре и зле, верности и предательстве, любви и ненависти и многом

другом. На материале литературных образов они вырабатывали в ребенке моральное

сознание, желание следовать примерам правды, чести, красоты и отвергать

несправедливость, жестокость, нетерпимость. Обсуждая с детьми то или иное

произведение, они давали им ориентир в системе нравственных ценностей.

Учебник «Литературное чтение» Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой , являющийся

составной частью комплекта учебников развивающей Образовательной системы

«Школа- 2100», содержание которого соответствует ФГОС НОО, помогает решать

вопросы человековедческого характера: добро и зло, честь, долг, ответственность,

совесть, дружба и.т.д. Эти понятия не являются специальным объектом изучения в

процессе работы с произведением, но они служат основой формирования нравственно-

ценностных качеств личности.

На каждом уроке литературного чтения закладываются основы духовности и

нравственности. Каждая встреча с художественным произведением, с его героями и их

поступками заставляет маленького читателя задуматься о себе и о мире, в котором он

живет, а эмоции, пережитые учеником, становятся его нравственно-эстетическим опытом.

Цель литературного чтения состоит в том, чтобы воспитать читателя, научить

школьника размышлять над прочитанным, извлекая из него уроки, в том числе и

нравственные, а в конечном итоге – помочь становлению личности.

Анализ учебника для 2 класса позволил выделить те нравственно-этические ценности,

с которыми можно познакомить учащихся при работе с текстами. Читая произведения

фольклора народов России и мира (сказки, былины, загадки, песенки, пословицы и

поговорки) и авторские сказки, ученики выходят в «единое духовное пространство» и

узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един. На уроках второклассники в

произведениях фольклора разных народов определяют, что в человеке всегда ценились

трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность,

а неприятие вызывали леность, скупость, глупость, трусость, зло.

Нравственно-

этические ценности

Воспитательные возможности произведений

Ценность жизни,

добра, любви,

верности, дружбы

Любовь к близким, уважение к старшим

Л. Эрадзе «Что мне всего дороже?», татарская сказка «Мудрый

старик», А.Майков «Колыбельная»

Ум и доброта

Киргизская сказка «Мудрая девушка»,русская сказка «Мудрая

дева»

Дружба, дружеские отношения

А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»

Высмеивание глупости

Японские сказки «Ивовый росток», «Добрый крестьянин», И.

Франко «Сказка о глупости»

Ценность свободы,

чести, достоинства

(героизм)

Основа героизма – взаимопомощь между друзьями в трудных

ситуациях

Д.Р.Р.Толкин «Хоббит» отрывки «Пауки и мухи», А.Толстой

«Приключения Буратино»

Преодоление страха умом и находчивостью

Киргизская сказка «Дыйканбай и Дэв»

Честность

Корейская сказка «Честный мальчик

Ценность природы

Осознание себя частью природы, переживание ее красоты,

гармонии, совершенства

Д.Родари «Солнце и туча», «Как Алиса в море побывала»,

В.Орлов «Я рисую море», В. Берестов «Честное гусеничное»,

В.Хмельницкий «Дождь в лесу», «Соловей и бабочка», «Гора»,

«Снег и скрипка», Б. Сергуненков «Куда лето прячется»,

«Одуванчик»

Любовь к животным

П.Бажов «Серебряное копытце», Л.Квитко «Смелые воробьи»,

«Веселый жук»

Ценность семьи

Взаимопомощь в семье

Литовская сказка «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая

Коса»

Ценность труда и

творчества

Трудолюбие, ответственность

В. Одоевский «Мороз Иванович»

Ценность

гражданственности,

патриотизма,

человечества

Общинность русского мира и сознания

А.Пушкин отрывок «Руслан и Людмила», былинный сказ «Про

Илью Муромца», былина «Илья Муромец и Святогор»

Народ и человечество как единый коллектив, сплоченность

людей

Долганская сказка «Как появились разные народы», русские

народные пословицы и поговорки, загадки

Таким образом, анализ произведений учебника Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой

«Литературное чтение» 2 класс «Маленькая дверь в большой мир» позволяет сделать

вывод, что тексты учебника предоставляют широкие возможности для знакомства

школьников с важнейшими нравственными понятиями, формировать которые помогают

методы, выявляющие нравственное содержание произведений. Рассмотрим, какими

способами это можно сделать.

Аналитическая беседа

Это самый распространенный метод, который позволяет выявить содержание и форму

произведения, способствует глубокому пониманию прочитанного. Метод предполагает

интерпретирование всех или наиболее ярких содержательных компонентов произведения.

Вопросы помогают ученикам уяснить факты произведения, осмыслить их с точки зрения

идейной направленности, понять причинно-следственные связи, осознать позицию автора,

а также выработать собственное отношение к прочитанному.

Например, после чтения произведения Д. Родари «Солнце и туча» даются задания для

аналитической беседы, выявляющие нравственный смысл произведения.

Назовите одним (самым точным) словом, какое было солнце в этой сказке. Если вам

будет трудно, найдите это слово в ряду других: доброе, ласковое, щедрое, милое, теплое

Что хотел сказать автор, когда в конце сказки написал, что лучей у солнца не

убавилось?

Творческое чтение

Это метод, при котором прочитанное вновь продумывается, переживается и

воспроизводится при помощи слова, интонации.

Так, после чтения произведения А. Толстого «Приключения Буратино» дается задание:

Выразительно прочитайте по ролям сцены: «Мальвина учит Буратино писать»,

«Мальвина и Буратино завтракают». Постарайтесь передать при чтении характеры

Мальвины и Буратино.

Метод творческого чтения поддерживает интерес к уроку, тексту, тем самым помогает

глубже осмысливать само произведение, а самое главное - воспитывает эмоционально-

нравственные чувства ребенка.

Исследовательский метод

В этом случае перед учащимися ставится познавательная задача, которую они решают

самостоятельно, подбирая необходимые для этого приемы. Этот метод призван

обеспечить развитие у учащихся способностей творческого применения знаний.

Например, после чтения сказки «Куда лето прячется» даются задания:

Почему «Куда лето прячется» -сказка? Чем она похожа и не похожа на народные

сказки? Что необычного сумел увидеть автор этой сказки в обычной смене времен года?

К исследовательскому методу можно отнести задания на сопоставления героев

литературных произведений.

Подумайте, чем похожи Буратино, Карлсон, Винни Пух. Правда, у них много общего?

Какие характеры у Винни Пуха и Пятачка?

Литературное творчество учеников

С помощью этого метода обогащается эмоциональная сфера школьника, формируется

нестандартное, продуктивное мышление, реализуется индивидуальность и уникальность

личности. Например,

Попробуйте сочинить сами волшебную сказку, где действовали бы Иванушка, Змей

Горыныч, Баба Яга.

Кроме рассмотренных методов реализации воспитательных возможностей на уроках

литературного чтения применен целый спектр конкретных приемов:

Решение педагогических задач

Прием требует эмоционально-личностного отклика на какую- либо тему. Например,

сочини рассказ или сказку о своей семье.

Игровые ситуации

Прием, который стимулирует интерес к учению, облегчает учебный процесс, создает

эмоциональный фон урока и тем самым воспитывает у младших школьников любовь к

самому процессу учения. Например,

Разыграй с друзьями эту сказку по ролям.

Разгадайте веселый кроссворд «Узнай сказочного героя».

Создание иллюстраций

Это прием творческого характера. Он способствует раскрытию личностной позиции

школьника, например, с помощью композиции цвета и рисунка. Задание:

Какие краски будешь использовать ты для своего рисунка? Расскажи.

Какую картину представляешь, читая это стихотворение?

Здесь также входит создание самодеятельного диафильма. Это не только интересный,

но и полезный вид работы: он помогает быстро вспомнить художественное произведение

и правильно пересказать его.

Таким образом, учитель, готовясь к уроку литературного чтения, должен ясно

представлять, какой нравственный смысл заложен в том или ином произведении, и

организовать работу так, чтобы каждый урок стал источником нравственных знаний и

вошел в личный опыт детей.

Использованная литература

1. Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В. Литературное чтение. 2 класс («Маленькая дверь в большой

мир») в 2 ч. Ч.1. – Изд.4-ое, перераб.-М.: Баласс; Школьный дом, 2011.-208 с.,

(Образовательная система «Школа 2100)»

2. Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В. Литературное чтение. 2 класс («Маленькая дверь в большой

мир») в 2 ч. Ч.2. – Изд.4-ое, перераб.-М.: Баласс; Школьный дом, 2011.-160 с.,

(Образовательная система «Школа 2100)»

3. Бунеева Е.В. Уроки литературного чтения в 1 классе. Методические рекомендации для

учителя // Е.В.Бунеева, Р.Н.Бунеев, О.В.Пронина, О.В.Чиндилова.- Изд.4-ое, перераб.-М.:

Баласс, 2011.-192с. (Образовательная система «Школа 2100)»

4. Литературное чтение. 2 класс: система уроков по учебнику Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой /

авт.-сост. Т.В.Камышанова, Г.Н.Штодина,-Волгоград: Учитель, 2012.-359с.



В раздел образования