Автор: Иванникова Наталья Александровна
Должность: педагог-психолог отделения сопровождения несовершеннолетних в кризисных ситуациях
Учебное заведение: ГБУ АО
Населённый пункт: город Архангельск
Наименование материала: статья
Тема: Факторы защиты от девиантного поведения подростка
Раздел: дополнительное образование
Факторы защиты от девиантного поведения подростков
1. Обеспечение эффективного участия семьи. Это связано с развитием
помощи семьям, воспитывающим подростков в условиях ниже прожиточного
минимума, в условиях отсутствия одного из родителей, болезни или
продолжительного отсутствия родителей по характеру работы; защиты семей
с подростками от материальных и моральных последствий безработицы
родителей или вынужденной смены мест работы; формированием в
условиях, когда многие семьи растерялись, потеряли четкие представления о
месте и задачах семьи в воспитании подростков, знаний прав и обязанностей
в этой сфере, способов их осуществления, возможностей получения помощи
от
государственных
органов,
органов
местного
самоуправления
и
общественности в случаях, когда надо защитить права подростков или
пресечь негативное влияние на них.
2. Существенное значение имеет эффективная помощь в создании жизненной
перспективы для подростков с физическими и психическими аномалиями.
Поскольку вероятность девиантного поведения у них в 4-5 раз выше, чем в
среднем у несовершеннолетних, из-за неадаптированности в нормальной
среде,
расширение
сети
учреждений,
социальной,
медицинской
и
психологической их адаптации, как и консультационной помощи семье,
имеющей таких подростков, относится к числу первоочередных задач.
3. Совершенствование деятельности образовательных учреждений. Это
связано с предложениями по восстановлению роли школы в жизни
подростков на основе педагогики, диалога и сотрудничества, совместной
деятельности
с
семьей,
качественного
повышения
квалификации,
культурного и нравственного уровня педагогов и создания для них
материальных
условий
и
психологической
атмосферы,
которые
стимулировали бы их закрепление в школе и реализацию воспитательного
потенциала образовательного учреждения.
4. Деятельность органов, способствующих трудоустройству подростков, не
продолжающих учебы, и их трудовой адаптации. В современных условиях
особенно важно обеспечить сохранение преимуществ в приеме на работу
подростков, особого порядка их увольнения (исключения из образовательных
учреждений); сохранение специальных должностных лиц по работе с
подростками
на
предприятии,
а
также
материального
и
морального
поощрения.
5. Деятельность учреждений, организующих досуг несовершеннолетних с
выделением
специальных
задач
в
отношении
подростков
из
неблагополучных семей, других групп риска. В настоящее время наиболее
актуальны мероприятия, которые должны возобновить деятельность сети
клубных
(культурно-воспитательных,
спортивных)
учреждений
для
несовершеннолетних.
Одновременно
через
благотворительность,
добровольные фонды, общественные организации. С учетом того, что места
формирования группировок несовершеннолетних по месту жительства - это
районы с особо низким уровнем культуры и возможностей досуга молодежи,
перечисленные выше мероприятия еще более актуализируются в качестве
социальной основы профилактики.
6.
Развитие
службы
социальной
защиты
и
помощи
семье
и
несовершеннолетним.
Закон
«Об
основах
социального
обслуживания
населения в Российской Федерации» выделяет в качестве одного из
приоритетных направлений деятельности социальной службы помощь,
поддержку, защиту несовершеннолетних в трудной жизненной ситуации,
связанной
с
сиротством,
безнадзорностью,
малообеспеченностью,
конфликтами и жестоким обращением в семье, отсутствием постоянного
места жительства. В этой связи в перечне учреждений социального
обслуживания предусматриваются территориальные центры социальной
помощи
семье
и
детям,
социально-реабилитационные
центры
для
несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения
родителей, социальные приюты, детские дома-интернаты для детей с
физическим недостатками.
7.
Участие
добровольных
фондов,
общественных
организаций,
общественных объединений и движений. Зарубежный опыт свидетельствует
о том, что социальная защита семьи и несовершеннолетних, поддержка и
помощь детям из групп риска в значительной степени может осуществляться
(включая подготовку и оплату кадров социальных работников) на базе этих
организаций и объединений. К числу мер ранней профилактики относятся:
обучение
родителей;
устройство
детей
в
группу
продленного
дня;
материальная помощь из средств социальной службы; беседа о правах и
обязанностях родителей; рассмотрение компетентными органами материалов
о ненадлежащем выполнении родительских обязанностей; направление на
лечение и т.д. Выявление семей, нуждающихся в помощи, и семей, в
отношении которых необходимо принять меры воздействия в целях
обеспечения нормальной
обстановки, осуществляют органы социальной защиты
и помощи семье и несовершеннолетним во взаимодействии с образовательными
учреждениями и общественными объединениями.