Напоминание

Факторы защиты от девиантного поведения подростка


Автор: Иванникова Наталья Александровна
Должность: педагог-психолог отделения сопровождения несовершеннолетних в кризисных ситуациях
Учебное заведение: ГБУ АО
Населённый пункт: город Архангельск
Наименование материала: статья
Тема: Факторы защиты от девиантного поведения подростка
Раздел: дополнительное образование





Назад




Факторы защиты от девиантного поведения подростков

1. Обеспечение эффективного участия семьи. Это связано с развитием

помощи семьям, воспитывающим подростков в условиях ниже прожиточного

минимума, в условиях отсутствия одного из родителей, болезни или

продолжительного отсутствия родителей по характеру работы; защиты семей

с подростками от материальных и моральных последствий безработицы

родителей или вынужденной смены мест работы; формированием в

условиях, когда многие семьи растерялись, потеряли четкие представления о

месте и задачах семьи в воспитании подростков, знаний прав и обязанностей

в этой сфере, способов их осуществления, возможностей получения помощи

от

государственных

органов,

органов

местного

самоуправления

и

общественности в случаях, когда надо защитить права подростков или

пресечь негативное влияние на них.

2. Существенное значение имеет эффективная помощь в создании жизненной

перспективы для подростков с физическими и психическими аномалиями.

Поскольку вероятность девиантного поведения у них в 4-5 раз выше, чем в

среднем у несовершеннолетних, из-за неадаптированности в нормальной

среде,

расширение

сети

учреждений,

социальной,

медицинской

и

психологической их адаптации, как и консультационной помощи семье,

имеющей таких подростков, относится к числу первоочередных задач.

3. Совершенствование деятельности образовательных учреждений. Это

связано с предложениями по восстановлению роли школы в жизни

подростков на основе педагогики, диалога и сотрудничества, совместной

деятельности

с

семьей,

качественного

повышения

квалификации,

культурного и нравственного уровня педагогов и создания для них

материальных

условий

и

психологической

атмосферы,

которые

стимулировали бы их закрепление в школе и реализацию воспитательного

потенциала образовательного учреждения.

4. Деятельность органов, способствующих трудоустройству подростков, не

продолжающих учебы, и их трудовой адаптации. В современных условиях

особенно важно обеспечить сохранение преимуществ в приеме на работу

подростков, особого порядка их увольнения (исключения из образовательных

учреждений); сохранение специальных должностных лиц по работе с

подростками

на

предприятии,

а

также

материального

и

морального

поощрения.

5. Деятельность учреждений, организующих досуг несовершеннолетних с

выделением

специальных

задач

в

отношении

подростков

из

неблагополучных семей, других групп риска. В настоящее время наиболее

актуальны мероприятия, которые должны возобновить деятельность сети

клубных

(культурно-воспитательных,

спортивных)

учреждений

для

несовершеннолетних.

Одновременно

через

благотворительность,

добровольные фонды, общественные организации. С учетом того, что места

формирования группировок несовершеннолетних по месту жительства - это

районы с особо низким уровнем культуры и возможностей досуга молодежи,

перечисленные выше мероприятия еще более актуализируются в качестве

социальной основы профилактики.

6.

Развитие

службы

социальной

защиты

и

помощи

семье

и

несовершеннолетним.

Закон

«Об

основах

социального

обслуживания

населения в Российской Федерации» выделяет в качестве одного из

приоритетных направлений деятельности социальной службы помощь,

поддержку, защиту несовершеннолетних в трудной жизненной ситуации,

связанной

с

сиротством,

безнадзорностью,

малообеспеченностью,

конфликтами и жестоким обращением в семье, отсутствием постоянного

места жительства. В этой связи в перечне учреждений социального

обслуживания предусматриваются территориальные центры социальной

помощи

семье

и

детям,

социально-реабилитационные

центры

для

несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения

родителей, социальные приюты, детские дома-интернаты для детей с

физическим недостатками.

7.

Участие

добровольных

фондов,

общественных

организаций,

общественных объединений и движений. Зарубежный опыт свидетельствует

о том, что социальная защита семьи и несовершеннолетних, поддержка и

помощь детям из групп риска в значительной степени может осуществляться

(включая подготовку и оплату кадров социальных работников) на базе этих

организаций и объединений. К числу мер ранней профилактики относятся:

обучение

родителей;

устройство

детей

в

группу

продленного

дня;

материальная помощь из средств социальной службы; беседа о правах и

обязанностях родителей; рассмотрение компетентными органами материалов

о ненадлежащем выполнении родительских обязанностей; направление на

лечение и т.д. Выявление семей, нуждающихся в помощи, и семей, в

отношении которых необходимо принять меры воздействия в целях

обеспечения нормальной

обстановки, осуществляют органы социальной защиты

и помощи семье и несовершеннолетним во взаимодействии с образовательными

учреждениями и общественными объединениями.



В раздел образования