Автор: Монахова Ирина Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Школа №1310
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: конспект занятия по знакомлению с окружающим миром
Тема: тема " Хлеб - всему голова"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия
по ознакомлению старших дошкольников
с целостной картиной мира
по теме: «Хлеб – наше богатство»
Подготовила и провела
Воспитатель 1ой категории
Школы №1310, доу 2,
Монахова И.Б.
Цель: Формирование представления детей о хлебе, об истории
возникновения хлеба.
Задачи:
1.
Уточнить и закрепить представления детей о выращивании хлеба.
2.
Развивать связную речь, обогащать словарь.
3.
Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей,
участвующих в его выращивании и производстве.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран, флешка, колосья,
стаканчик с мукой, демонстрационный материал с изображением
хлебобулочных изделий, влажные салфетки,
Словарная работа: колоски , комбайнеры, агроном, хлеборобы,
зернохранилище, хлебозавод, пекарня, пекарь.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о хлебе, рассказ о
работе пекаря, работа с пословицами и поговорками.
Ход занятия:
Восп.: ребята, сегодня у нас с вами будет очень интересное занятие, а о чем
оно будет, вы узнаете, если правильно отгадаете загадку:
«Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет».
Воспитатель: Правильно – это хлеб. А какие слова в загадке помогли вам
догадаться, что это хлеб? (белый, черный, подгорелый).
Он самый главный на нашем столе. Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб
вы любите? (ответы детей)
Воспитатель: Хлеб бывает разный, вкусный и полезный.
- Ребята, а кто знает, как хлеб к нам на стол попал? (ответы детей) А, как он в
магазин попал, хотите узнать? Я принесла с собой волшебный мешочек. А
что же в мешочке? Вы узнаете, отгадав еще одну загадку:
-Золотист он и усат,
в ста карманах сто ребят.
Что же это? (колосок) (рассматривание колосков)
Воспитатель: Правильно, колосок. Именно колосок поведет нас в
путешествие и поможет нам узнать, откуда берется хлеб.
Воспитатель: Ребята, а как можно еще назвать колосок.
Дети: Колосок – колосочек – колосья – колосище – колоситься - колосистый.
Воспитатель: Посмотрите на эти колоски и скажите, из чего они состоят?
(из зернышек). Правильно. Посмотрите, какие они, какие у них
зернышки. (Рассматривают колоски) Все ли зернышки все одинаковые?
(ответы детей).
Воспитатель: Ребята, это колоски пшеницы. Скажите, как можно назвать по-
другому - колос пшеницы - пшеничный колос, колос ржи - ржаной колос
Восп: а теперь давайте внимательно рассмотрим след слайд
Здесь показан весь путь от зерна до хлеба:
Восп.:происходит погтовка зели в полях. Затем трактора вспахивают и
боронят землю, рыхлят ее .
Восп.: потом присходит посев семян. К трактору прицепляют сеялки, и они
ровными аккуратными рядами укладывают в землю зерна пшеницы и ржи.
Восп. Солнышко пригревает. Поливает дождик. Вот и взошла пшеница!
За ее ростом следит – агроном. Летом пшеница созревает. Колосья
становятся золотыми и начинает сбор урожая. На поля выходят комбайны.
А как называется профессия человека, который работает на комбайне?
Правильно, комбайнер, повторим это слово все вместе. Комбайны срезают
колосья, выколачивают из них зерна, которые по специальному рукаву
высыпают в грузовые машины.
Воспитатель: Дети, кто выращивает хлеб на полях нашей родины?
(хлеборобы) Давайте хором произнесём – хлеборобы. Они в поле трудятся с
самого раннего утра и до поздней ночи, убирают до последнего колоска.
Труд этих отважных людей очень кропотливый и требует огромного труда,
ведь хлеб – это ценнейший продукт питания. Труженики полей пользуются
большим уважением.
Собранное зерно везут на элеваторы, в зернохранилище (повторить слово
вместе), где его просушивают и очищают от остатков колосьев.
Восп.: потом сухое зерно везут на мельницу
Воспитатель: там зерна перемалывают и получают муку. Потрогайте и
скажите, какая на ощупь мука (мягкая, нежная, рассыпчатая, пушистая,
воздушная). Трогайте муку очень аккуратно, не рассыпайте. А какие на
ощупь зёрна (твёрдые, гладкие). (Дети вытирают руки салфеткой).
Физкультминутка
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся (тянутся вверх)
И красавцем обернулся.
Готовую муку везут на хлебозавод и там пекут для нас вкусный хлеб. Как вы
думаете, какие нужны продукты, чтобы приготовить хлеб? Отлично, из этих
продуктов замешивают тесто и готовят хлеб.
Воспитатель: на хлебозаводе, пекут вкусный хлеб, а как вы думаете, кто
печет нам хлеб? Как называется профессия людей, которые пекут хлеб?
(Пекари) произносим хором все вместе.
Потом готовый хлеб отправляют в магазины, где мы с вами покупаем его.
А что еще можно
испечь из теста? (ответы детей)
Воспитатель: ребята, а кто мне скажет, как нужно обращаться с хлебом? -
Правильно, бережно, сколько людей выращивали хлеб. Сколько труда было
приложено, чтобы в каждом доме он был.
Воспитатель: Давайте с вами вспомним пословицы и поговорки о хлебе.
Воспитатель: но иногда, мы с вами не доедаем хлеб и как вы думаете, куда
можно деть остатки?
Воспитатель: Итак, сегодня вы узнали, легка ли дорога хлеба к нашему
столу. Давайте вспомним все этапы прихода к нам хлеба
Рефлексия:
- Где растут зерна? (в колосках, колосьях)
- Из чего делают муку? ( из зерен)
- Что делают хлеборобы? (засевают зерном поля, выращивают хлеб)
- Кто следит за ростом пшеницы? (агроном)
- Люди какой профессии собирают пшеницу? (хлеборобы)
- Куда везут зерно с поля? (в зернохранилище, затем на элеватор)
- Где мелют зерно? (на мельнице)
- Люди какой профессии выпекают хлеб? (пекари)
– Где работают пекари? (на хлебозаводе)
Воспитатель: Ваша семья может купить столько хлеба. Сколько
потребуется. Однако, хлеб надо беречь, не оставлять недоеденные куски, не
выбрасывать их. Когда вы будете есть хлеб, вспомните, сколько труда
вложено в каждую буханку ржаного хлеба, в каждый каравай пшеничного.