Авторы: Бараздун Татьяна Александровна, Татьяна Александровна Бараздун
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: ЯНАО, г. Муравленко
Наименование материала: Дополнительная образовательная программа
Тема: "Школа будущего первоклассника "Эвризаврики"
Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРОГИМНАЗИЯ «ЭВРИКА»
Дополнительная образовательная программа
Школа будущего первоклассника
«Эвризаврики»
Программу разработала
Бараздун Т.А.
учитель начальных классов
МБОУ «Прогимназия «Эврика»
г. Муравленко
2018 – 2019 учебный год
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа « Школа будущего первоклассника «Эрудит» представляет собой
комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного
возраста к обучению в школе.
Нормативной основой для разработки рабочей программы являются:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г №273 –ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 06.10.2009г №373;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Основная образовательная программа начального общего образования
МБОУ «Прогимназия «Эврика»;
Положение об организации дополнительной образовательной деятельности в
классах, реализующих ФГОС НОО, утверждённое приказом МБОУ «Прогимназия
«Эврика» от 01.09.18 № _______
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Н. А. Федосовой
«Преемственность. Подготовка детей к школе».
В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания
подрастающего поколения – личностное развитие ребенка (готовность и способность к
саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения
им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных,
коммуникативных), познания и освоения мира. Для осуществления преемственности
между дошкольным и начальным обучением является предшкольная подготовка.
Одной из наиболее острых проблем современной школы это рост количества учащихся со
школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости,
школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к
обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в
школу.
Поступление ребенка в школу является
стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного
периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок
должен быть готовым к новым формам сотрудничества с взрослыми и сверстниками, к
изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса. Нередко
подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Практика
показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети,
которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые
проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка
думать, стремление узнать что-то новое.
Для формирования «внутренней позиции
школьника» надо создать условия, чтобы он стал настоящим учеником: посидел за
партой, пообщался с учителем, привык к нему и его требованиям. Актуальной
становится предшкольная подготовка старших дошкольников в стенах школы, когда
учитель начальных классов имеет возможность провести коррекцию недостаточно
развитых у детей предпосылок к систематическому обучению с целью достижения
требуемого уровня готовности к школе и успешной адаптации первоклассников.
Предшкольная подготовка создает равные стартовые условия для получения начального
образования, делает доступным качественное обучение на первой ступени.
Цель данной
программы: обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у
будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и
свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника,
достижения в учебе и положительное отношение к школе.
Основные задачи:
организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе
предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого
возраста;
укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе,
желания учиться;
формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых
для благополучной адаптации к школе.
Программа рассчитана на детей 5,5 - 6-летнего возраста. Подготовка к школе
проводится в игровой форме, в атмосфере доброжелательности, что позволит ребенку
избежать стресса. Задания подобраны с учетом индивидуальных особенностей детей и
создают ситуации успеха для них. День за днем ребенок будет самостоятельно делать
«открытия» и активно участвовать в обучении. В ходе реализации программы у детей
через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется
личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким
образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только
знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение
адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.
Основными принципами подготовки к обучению являются:
- единство развития, обучения и воспитания;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- комплексный подход;
- систематичность и последовательность;
- вариативность и вариантность;
- сознательность и творческая активность;
- наглядность;
- доступность и достаточность.
Ожидаемые результаты:
обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников,
развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,
формирование его готовности к систематическому обучению.
Таким образом, предшкольное образование обеспечивает плавный переход из
дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями,
т.е. позволяет реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов -
создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развить
его новые социальные роли и новую ведущую деятельность.
Описание места процесса подготовки дошкольников в учебном плане
Программа рассчитана на 30 недель. Занятия в «Школе будущего первоклассника
«Эрудит» проводятся 1 раз в неделю в период с октября по май текущего учебного года.
В один день – 3 занятия. Общее количество часов – 94 часа.
Одно учебное занятие длится 30 минут. Между занятиями – перерыв 10 минут.
Наполняемость группы – 15 человек.
График занятий: суббота 12.00 – 14.00
Ведущий метод работы с детьми – это игра. Основная форма организации
деятельности – это метапредметное занятие. Особенностью содержания подготовки к
школе является то, что материал, предложенный для детей дошкольного возраста,
разработан на интегрированной основе и деление содержания на предметы условно.
Формы проведения занятий (интерактивные):
- дидактическая игра
- речевая игра
- эвристическая беседа
- просмотр и обсуждение видеофильмов
- конструирование
- проведение экспериментов
- путешествие
- конкурс
- викторина
- урок творчества
- урок - сказка
Формы организации занятий
коллективная (фронтальная)
работа в малых группах
индивидуальная работа
Формы подведения итогов
выставка
конкурс
квест
праздник
2.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН «ШКОЛА БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА
«Эвризаврики » на 2018-2019 учебный год
Образовательные
области
Учебные предметы
Количество часов в
неделю
Количество часов в
год
Математика и
конструирование
Математические
ступеньки
1
30
Филология
От слова к букве
1
30
Обществознание и
естествознание
Ознакомление с
окружающим
миром.
Волшебный мир
творчества
0,5
0,5
15
15
Внеурочная
образовательная
деятельность
Час общения
1 раз в четверть
4
Максимальный
объём учебной
нагрузки
3
94
3.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:
Раздел 1
«Совершенствование и развитие устной речи» и «Подготовка к обучению чтению и
письму». Программа «От слова к букве» решает вопросы практической подготовки детей
к обучению чтению, к обучению письму и ведет работу по совершенствованию устной
речи. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого
создается прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание
ориентировано на решение следующих задач: создание условий для формирования
многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное,
эстетическое, эмоциональное развитие), для создания предпосылок положительной
мотивации учения в школе; практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;
формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне
навыков связной устной речи детей. Большая роль на занятиях этого курса отводится
играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и
словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают
структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений
говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря
ребенка. Курс предназначен для подготовки детей дошкольного возраста к письму и к
восприятию форм букв. Дети приобретают навыки работы в открытом и ограниченном
пространстве, учатся штриховать, обводить предложенный образец по намеченному
контуру. Задания знакомят ребенка с конфигурацией печатных букв русского алфавита,
развивают мелкую моторику, координацию движений, аналитические способности,
формируют графические навыки детей.
Раздел 2
«Введение в математику» - программа курса «Математические ступеньки». В основу
отбора содержания программы «Математические ступеньки» положен принцип
ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя
сенсорное и интеллектуальное развитие с использованием возможностей и особенностей
математики.
На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков,
знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими
заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя
геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках
предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве.
Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:
Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в
начальной школе; Логическая пропедевтика, которая включает формирование логических
умений, составляющих основу формирования понятия числа; Символическая
пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.
Раздел 3
Курс «Ознакомление с окружающим миром» представлен программой «Зеленая
тропинка», которая нацелена на накопление фактических знаний и опыта познавательной
деятельности, развитие наблюдательности, воспитание бережного отношения к
окружающей природе. Сказанное определяет содержание курса и характер деятельности
детей на занятиях. Таким образом, осуществляется накопление фактических знаний и
опыта познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы
начальной школы.
Раздел 4
«Волшебный мир творчества».
Программа «Волшебный мир творчества» ориентирована на создание условий для
творческой самореализации личности, формирование личности интегрирующей
собственные знания и навыки в совершенствование этого мира. Одним из способов
самовыражения, создания индивидуального стиля, воплощения замыслов в реальность
является декоративно-прикладное творчество.
Важно с младшего школьного возраста развивать у детей высокий художественный вкус.
Настоящая программа нацелена на изготовление учащимися изделий прикладной
направленности и моделей простейших технических объектов, расширение
художественного образования.
Задачи программы:
расширение и закрепление знаний в области композиции, формообразования,
декоративно-прикладного искусства;
формирование образного, пространственного мышления и умения выразить свою
мысль на плоскости или в объеме.
формирование потребности использовать современные технологии
художественной обработки материала в процессе изготовления изделия;
знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством, расширять
представление о народных игрушках.
развитие учебно-познавательной активности ребенка: мыслительной,
эмоциональной, опорно-двигательной, культурно-эстетической;
развитие личности ребенка: воображения, мышления, интеллекта, фантазии,
художественного вкуса, технического мышления и конструкторских способностей;
формирование навыков общения в коллективе;
развитие и совершенствование ручной умелости, мелкой моторики рук,
расширение сенсорного опыта, формирование умений в области технологической
обработки бумаги.
4.
Календарно-тематическое планирование к курсу «От слова к букве»
№
п/п
Темы занятий
Дата
по
плану
Дата
по
факту
1
Давайте познакомимся - игра. Раскрашивание пространства около
контура. Сравнение и сопоставление формы предметов.
2
Речь. Для чего мы говорим. Прямые и наклонные линии (палочки),
полуовалы, овалы. Нахождение предложенных форм в
нарисованных предметах. Игра «Пишущая машинка».
3
Игра «Зеркало». Слово. Предложение. Прямые и наклонные линии
(палочки), полуовалы, овалы. Нахождение предложенных форм в
нарисованных предметах.
4
Игры «Опиши предмет», «Кто больше назовет слов на темы
«Семья», «Дом». Прямые и наклонные линии (палочки),
полуовалы, овалы. Нахождение предложенных форм в
нарисованных предметах.
5
Обобщение, его формы (словесные и несловесные). Игра
«Догадайся, что показал». Прямые и наклонные линии (палочки),
полуовалы, овалы. Нахождение предложенных форм в
нарисованных предметах.
6
Гласные буквы и звуки. Нахождение их в тексте. Игра «Кто
наблюдательнее». Контур предмета и раскрашивание его внутри.
7
Гласные буквы и звуки. Предметы окружающего мира. Твоя
любимая игрушка. Контур предмета. Линии, образующие
внутренний контур предметов.
8
Гласные звуки и буквы. Игра «Сочини сказку о предмете».
Условные знаки и обозначения. Прямые и наклонные линии
(палочки), полуовалы, овалы. Нахождение предложенных форм в
нарисованных предметах.
9
Согласные звуки и буквы. Противоположные по значению слова.
Игра «День-ночь» Прямые и наклонные линии (палочки),
полуовалы, овалы.
10
Страна «Алфавит». В мире волшебных слов. Игра «Идем в гости».
Буква А (заглавная и строчная). Работа в рабочей строке.
11
Дорога к письменности. Древние письмена. Буква О (заглавная и
строчная). Работа в рабочей строке
12
В стране говорящих скал. Игра «Составь слово». Буква У
(заглавная и строчная). Работа в рабочей строке.
13
К тайнам звуков и букв. Особые обязанности звуков. Буква И
(заглавная и строчная). Работа в рабочей строке.
14
Временные категории: «раньше», «позже», «потом». Буква Э
(заглавная и строчная). Работа в рабочей строке.
15
Игра «Разложи по порядку». Буква Ы. Работа в рабочей строке.
16
Согласные звуки: твердые и мягкие. Игра «Сказочные владения
радуги». Игра «Доскажи словечко». Работа в рабочей строке.
17
Твердые и мягкие согласные. Буква Н (заглавная и строчная).
Работа в рабочей строке.
18
В стране слов и слогов. Господин Слогораздел. Буква Р (заглавная
и строчная). Работа в рабочей строке.
19
Игра «Раздели слово на части» Буква Л (заглавная и строчная).
Работа в рабочей строке.
20
Ударение. Обозначение ударения. Игра: «Молоточки». Буква М
(заглавная и строчная). Работа в рабочей строке.
21
Разучивание скороговорок, чистоговорок. Звонкие и глухие
согласные. Буквы Б-П. Составление и написание слогов.
22
Чудеса в стране слов. Времена года. Игра «Когда это бывает?»
Буквы Б-П. Составление и написание слогов.
23
Звуки и буквы. Игра «Составь слово» Буквы Д-Т. Составление и
написание слогов.
24
В стране зеркал. Буква и её отражение. Буквы Д-Т. Составление и
написание слогов.
25
Игра «Электронная муха». Буквы Г-К. Составление и написание
слогов.
26
Звуковые схемы. Родственные слова. Игра «Доскажи словечко».
Буквы Г-К. Составление и написание слогов.
27
Проговаривание скороговорок, чистоговорок. Буквы В-Ф.
Составление и написание слогов.
28
Анализ слов. Составление рассказов по сюжетной картинке. Буквы
З-С. Составление и написание слогов.
29
Слова похожие и разные. Проговаривание скороговорок и
чистоговорок. Игра «Угадай словечко» Составление и написание
слогов.
30
Построение звуковых моделей слов. Праздник звуков. Развитие
речи детей.
Календарно-тематическое планирование «Математические ступеньки»
№
Тема занятия
Дата
план
Дата
факт
Пространственные и временные представления. Подготовка к изучению числа.
1
Игра “Давайте познакомимся». Конкурс – «Своя игра».
2
Игра «Правила в школе». Уточнение пространственных
представлений (снизу - сверху, между, слева, справа). Практическая
работа - «Найди лишнюю фигуру»
3
Признаки предметов. Сравнение предметов по размеру: большой –
маленький, больше – меньше. Игра «Отгадай, где спрятали?»
4
Сравнение предметов по размеру: высокий – низкий, выше – ниже.
Конструирование самолётов из палочек. Игра «Лучший лётчик –
конструктор»
5
Ориентация на плоскости: слева, справа.
6
Длина. Длиннее – короче.
7
Сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше,
столько же. Игра «Слушай и считай»
8
Закрепление пройденного материала.
9
Круг. Многоугольники: треугольник, четырехугольник.
10
Прямоугольник, квадрат.
11
Сравнение групп предметов по количеству. Понятия: позже,
раньше.
12
Сравнение объектов по массе: легкий – тяжелый, легче – тяжелее.
13
Закрепление пройденного материала.
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание чисел
14
Число и цифра 1. Понятия «один – много».
15
Число и цифра 2. Понятие «пара».
16
Число и цифра 3. Понятия: «больше», «меньше», «равно»
17
Число и цифра 4. Установление соответствия между числом
предметов и цифрой.
18
Число и цифра 0. Объединение предметов в множества по
определённым свойствам.
19
Число и цифра 5.Упорядочивание предметов по признакам. Состав
чисел. Игры «Где, чей дом?»
20
Понятие «равенство». Знак «=». Упражнение в дополнении числа до
любого заданного
21
Действие «сложение». Конкретный смысл действия «сложение».
Знак действия «сложения» +.
22
Действие «вычитание». Конкретный смысл действия «вычитание».
Знак действия «вычитания»
23
Закрепление пройденного материала. Работа при помощи линейки,
умение чертить отрезки. Игры «Математическая рыбалка»,
«Почтальон»
24
Число и цифра 6. Классификация фигур по цвету, форме, величине.
Игры «Дерево», «Угадай-ка»
25
Число и цифра 7. Работа при помощи линейки, умение чертить
отрезки.
26
Число и цифра 8. Части суток, последовательность дней в неделе
27
Число и цифра 9. Последовательность месяцев в году
28
Число 10. Особенности записи числа 10. Решение примеров и задач
на сложение и вычитание.
29
Закрепление пройденного материала. Конструирование с помощью
геометрических фигур.
30
Решение примеров и задач на сложение и вычитание. Игры
«Зигзаг», «Пчелка», «Птички», «Цепочка», «Угадай-ка».
Календарно-тематическое планирование «Ознакомление с окружающим миром»
№
Тема занятия
Дата
план
Дата
факт
Наша страна Россия
1
Разные формы приветствия. Понятия “Родина”, “Россия”
“Отечество”, “малая и большая Родина.
2
Мой любимый город.
3
Моя семья. Расскажи о себе.
Зеленое чудо – растения
4
Как узнать растения? Травы. Кустарники. Деревья.
5
Декоративные растения. Презентация. Конкурс рисунков
6
Съедобные и ядовитые растения. Грибы.
7
Лекарственные растения.
Наши друзья – животные.
8
Как узнать животных? Домашние животные.
9
В мире насекомых.
10
В мире рыб.
11
Дом лесных животных. «Кто в лесу живёт?». Игра «Помогите
зайчику».
12
Растения, звери, птицы, насекомые. КВН
Круглый год
13
Времена года.
14
Мы помогаем природе. Спортивно-экологический праздник.
15
Весна.
15
«Где красота – там доброта». Произведения о природе.
Календарно-тематическое планирование к курсу «Чудеса творчества»
№
п/п
Темы занятий
Дата
по
плану
Дата
по
факту
1.
«Летний луг». Лепка овощей, фруктов круглой и овальной формы
2.
«Украсим вазу для цветов». Аппликация.
3.
«Бабочки, которых я видел летом» - изобразительное искусство с
элементами аппликации.
4
«Лесные колючки». Работа с пластилином.
5.
«Осенний пейзаж» - композиция из природного материала.
6.
Аппликация из геометрических фигур: «слоненок», «собачка»,
«кораблик». Игры
7.
«Первый снег» изобразительное искусство.
8.
Переплетение полосок, закладки.
9.
Работа с шаблонами и трафаретами. Секрет матрешки.
10.
“Рисование по мокрому листу”.
11.
Лепка из пластилина и крупы “Герои сказок».
12.
Складывание из бумаги. Оригами “Зайчик”, “Кораблик”.
13.
Гуашь. Хохломские узоры. Песни о России.
14.
Волшебные мелки. Природа родного края.
15.
Тест школьной зрелости.
Календарно-тематическое планирование к курсу «Час общения»
№
п/п
Темы занятий
Дата
по
плану
Дата
по
факту
1.
Квест. Эврика – мы открываем мир.
2.
Праздник « АБВГДейка»
3.
Путешествие по стране Математика – Заниматика»
4
Праздник « Мы - выпускники клуба «Эрудит»
5.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Школа будущего первоклассника «Эрудит»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
Программа «Школа будущего первоклассника» нацелена на подготовку старшего
дошкольника к достижению следующих личностных, метапредметных (регулятивных,
познавательных, коммуникативных) и предметных результатов.
Личностными результатами предшкольной подготовки является формирование
следующих умений:
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех
правила поведения (этические нормы);
- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для
всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
- при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам
других людей;
- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его
собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его
поступки выглядят в глазах окружающих людей;
- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!»
- самый желаемый планируемый личностный результат.
Метапредметными результатами предшкольной подготовки является формирование
следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных,
познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом
(иллюстрациями) учебного пособия;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей
деятельности на занятии и деятельности всего класса;
- учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных
обозначениях);
- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры,
предметные картинки);
- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять
математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей,
заменять слово, предложение схемой).
Коммуникативные УУД:
- называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
- слушать и понимать речь других;
- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать
иную точку зрения;
- учиться оформлять свои мысли в устной форме;
- строить понятные для партнера высказывания;
- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от
партнера по деятельности;
- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и
общения и учиться следовать им;
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей
заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов
интересов;
- учиться выполнять различные роли при совместной работе.
Предметными результатами предшкольной подготовки является формирование
следующих умений.
Совершенствование и развитие устной речи и подготовка к обучению чтению и письму:
- отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;
- задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;
- рассказывать наизусть небольшое стихотворение;
- конструировать словосочетания и предложения;
- определять количество слов в предложении;
- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
- выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать
слова на заданную букву;
- делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
- различать звуки и буквы;
- узнавать и различать буквы русского алфавита;
- правильно держать ручку и карандаш;
- аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.
Введение в математику:
- продолжать заданную закономерность;
- называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
- вести счет предметов в пределах 10;
- соотносить число предметов и цифру;
- сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
- составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы:
Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
- классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;
- устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева –
направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже,
вчера – сегодня – завтра;
- распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат,
прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
- обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать
простейшие фигуры «от руки»;
- ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в
качестве точки отсчета, а также на листе бумаги.
Коммуникативная компетентность проявляется в свободном выражении ребенком
своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых средств. Ребенок умеет
слушать другого и согласовывать с ним свои действия.
Социальная компетентность позволяет дошкольнику понимать разный характер
отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения,
соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и оказать ее, учитывает
желания других людей, может сдерживать себя, высказывать просьбы, пожелания,
несогласие в социально приемлемой форме.
Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью ребенка к
практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и
символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям
(сравнение, анализ, обобщение). Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах
деятельности людей, имеет представление о некоторых природных явлениях и
закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами – алфавитом,
цифрами.
Компетентность в плане физического развития выражается в том, что ребенок имеет
представление о своем физическом облике и здоровье, владеет своим телом, различными
видами движений. Испытывая недомогание, может сообщить о нем. Владеет культурно-
гигиеническими навыками и понимает необходимость их применения.
Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план,
т. е. «внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребенка
выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную).
6. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
При подготовке детей к школе важна и необходима правильная помощь со стороны
родителей. Цель работы с родителями: организация всеобуча родителей по подготовке
детей к школе. Родительские лекции и цикл консультаций «Советы психолога»,
предусмотренные в рамках программы информируют родителей об особенностях
дошкольного возраста, организации учебного процесса, о роли семьи в развитии и
воспитании ребенка. В организации лекций и консультаций для родителей задействованы
учителя начальной школы, социально психологическая служба.
Октябрь:
1.
Лекция «Адаптация первоклассников в школе».
2.
Консультация психолога (по запросу родителей).
Ноябрь:
1.
Лекция «Режим дня будущего ученика».
2.
Консультация психолога «Формирование внимания, мышления и памяти ребенка в
семейном воспитании».
Январь:
1.
Лекция «Дидактические игры в семье как средство развития познавательной
деятельности»
2.
Консультация психолога « Развитие психических процессов детей 6-7 летнего
возраста».
Март:
1.
Лекция «Поощрения и наказания в семье: разумный баланс»
2.
Консультация психолога, логопеда «Диагностика психолого-физиологической
готовности детей к школе. Методические рекомендации по преодолению
выявленных трудностей».
Кроме этого родители имеют возможность получать индивидуальные консультации
учителей начальных классов, психолога каждую субботу - 12.00-14.00.
7. ЛИТЕРАТУРА
1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для
родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с.
2. Гаврина С.Е. Знакомимся с окружающим миром. Лучшие упражнения для детей 5-6
лет. "ООО ""Академия развития". - 2007 г., 16 стр.
3. Гаврина С.Е. Обучаемся грамоте. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. "ООО
"Академия развития". - 2007 г., 16 стр.
4. Гаврина С.Е. «Развиваем внимание», Москва «Росмэн», 2009 г.
5. Гаврина С.Е. «Развиваем мышление», Москва «Росмэн», 2009 г.
6. Горшкова О.Д. «Учимся, играем, размышляем, познаем», Волгоград, «Учитель», 2008 г
7. Татаринкова Л.Ю. «Малышам о Родине. Я и моя семья», Издательский Дом «Литера»,
2007.
8. Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день: логика для дошкольников»,
Ярославль, Академия развития, 2000 г.
8.
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в «Школе
будущего первоклассника». Главную роль играют средства обучения, включающие
наглядные пособия:
1) натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-
заместители);
2) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы,
таблицы).
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций
(компьютер, медиапроектор).
Предусматривается проведение значительного числа предметных действий,
обеспечивающих мотивацию, развитие внимания и памяти старших дошкольников.
Исходя из этого, второе важное требование к оснащенности процесса подготовки
дошкольников к обучению в школе заключается в том, что среди средств обучения в
обязательном порядке должны быть представлены объекты для выполнения предметных
действий, а также разнообразный раздаточный материал (разрезные карточки,
раздаточный геометрический материал, карточки с моделями чисел, счетные палочки).
Кол-во
Стоимость
Итого
Книгопечатная продукция
Н.А.Федосова «Прописи
будущего первоклассника»
20
70 руб
1400
Н.А.Федосова «От слова к
букве» в 2-х частях
20
184 руб
3600
С.И. Волкова Рабочая тетрадь
«Математические ступеньки»
20
184 руб
3600
С.Е.Гаврина Рабочая тетрадь
«Учимся считать»
20
20 руб
400
Плешаков А.А. «Зелёная
тропинка»
20
184 руб
3600
Т.Я.Шпикалова «Волшебный
мир творчества»
10
280 руб
2800
Раздаточный материал
Счётные палочки
20
Набор магнитов
10
Линейка
15
Материал для творчества
Цветной картон
15
Цветная бумага
15
Пластилин
15
Простые карандаши
20
Набор цветных карандашей
15
Ручка
20
Клеящий карандаш
15
Ножницы
15
Салфетки (бумажные)
10
Влажные салфетки)
10
Линейка
15
Итого: