Напоминание

«Влияние физкультуры и спорта на организм подростка.»


Автор: Новикова Антонина Анатольевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МКОУ "Перво-Эртильская СОШ"
Населённый пункт: П. Перво-Эртиль
Наименование материала: Статья
Тема: «Влияние физкультуры и спорта на организм подростка.»
Раздел: среднее образование





Назад




«Влияние физкультуры и спорта на организм подростка.»

Новикова Антонина Анатольевна, учитель биологии, 1КК

МКОУ « Перво-Эртильская СОШ»

История знает немало примеров, когда на спортивных соревнованиях на первенство мира

и на Олимпийских играх на высшую ступень пьедестала почета поднимались спорсмены-

подростки. Так, в 1964 г. на Токийской Олимпиаде 16-летняя Галина Прозуменщикова

завоевала Олимпийскую золотую медаль по плаванию. Марина Кошевая стала

олимпийской чемпионкой по плаванию также в 16 лет. Юлия Богданова в 14 лет завоевала

звание чемпионки мира по плаванию стилем брасс на дистанции 200 м. Елена

Вайцеховская в 18 лет стала первой на Олимпийских играх в Монреале по прыжкам в

воду с вышки, а Ирина Калинина в 16 лет получила титул чемпионки мира по прыжкам в

воду с вышки и трамплина.

Весь мир восхищается мастерством юных гимнасток. Можно считать возраст 15—18 лет

наиболее благоприятным для достижения гимнастками наивысших результатов. Ольга

Корбут завоевала в Мюнхене три золотые Олимпийские медали, когда ей было 16 лет.

Марии Филатовой исполнилось 15 лет, и в свой день рождения она получила золотую

медаль в Монреале. Елена Мухина стала абсолютной чемпионкой мира в гимнастическом

многоборье в 18-летнем возрасте.

Физическая культура и спорт — важнейшее средство укрепления здоровья,

гармонического развития форм и функций организма человека, его физических

способностей и качеств, средство достижения физического совершенства. Развитию

спорта в нашей стране уделяется большое внимание. Совершенствуется спортивная

инфраструктура для подготовки будущих чемпионов, строятся новые объекты для занятий

физической культурой и активного отдыха. Развивается детско-юношеский спорт. Спорт -

норма жизни!!

Какое влияние оказывают на организм подростка занятия физкультурой и спортом?

Организм подростков очень чутко реагирует на физические нагрузки, активные движения,

тренировку. Дело в том, что подростковый возраст характеризуется усиленным ростом и

развитием всех органов и систем. В это время происходит значительная перестройка в

эндокринной системе: начинают усиленно функционировать половые железы,

щитовидная железа и гипофиз, снижается деятельность зобной и шишковидной желез. В

этот период отмечается интенсивное увеличение всех размеров тела. Изменяется

соотношение длины конечностей и туловища вследствие усиленного роста трубчатых

костей. К 13—15 годам значительно увеличивается вес тела, так как быстрыми темпами

развивается скелетная мускулатура. Мышцы подростков по своим свойствам почти не

отличаются от мышц взрослого человека. Усиленно развивается миокард, растет объем

полости сердца. Увеличивается постепенно диаметр крупных сосудов и емкость

сосудистого русла.

У подростков становится более глубоким дыхание, а частота его остается почти прежней.

Это ведет к увеличению минутного объема дыхания (МОД). Повышается жизненная

емкость легких (ЖЕ/1) и максимальная вентиляция легких (МВЛ). Но что особенно

важно, улучшается диффузионная способность легких, и в крозь поступает большее

количество кислорода. У подростков происходит увеличение максимального потребления

кислорода (МПК), хотя относительная величина МПК на 1 кг веса тела почти не

изменяется

1

.

В центральной нервной системе подростков процессы возбуждения преобладают над

процессами торможения. Отмечается изменчивость и неустойчивость вегетативной

нервной системы. Подросткам свойственно несовершенство нервной и гуморальной

регуляции.

Именно потому, что организм подростка — это формирующийся организм, на него

благотворное влияние оказывает правильно организованная тренировка, проводимая под

постоянным контролем врача. Такая тренировка, умеренная и целенаправленная,

способствует гармоничному развитию всех органов и систем развивающегося организма.

Костно-мышечная система.

Темпы изменения роста и веса у подростков находятся в большей зависимости от

естественного процесса взросления, чем от воздействия тренировки. Однако к периоду

зрелого возраста лица, занимающиеся спортом, имеют более высокие показатели роста,

чем не занимающиеся спортом. Это объясняется тем, что нагрузки динамического

характера стимулируют развитие костной системы и удлиняют период ее роста.

Уже через 1.5—3 года после начала занятий спортом у юных спортсменов повышается

индекс массивности костей, т. е. кости становятся крепче (А. И. Кураченков и А. Б.

Гольдштейн).

Следует заметить, что, если мышечные нагрузки очень велики и превышают

функциональные возможности подростков, процесс окостенения ускоряется, и это может

привести к замедлению роста трубчатых костей.

Вес подростков одинакового возраста существенно не различается, однако у спортсменов

в общей массе тела увеличен мышечный компонент, а у их сверстников больше выражен

жировой.

Темпы прироста мышечной массы у подростков, занимающихся спортом, значительно

выше, чем у не занимающихся. Существенно различаются у них и силовые показатели

разных мышечных групп. У юных спортсменов высока статическая выносливость мышц

спины, поэтому у них практически не бывает отклонений в осанке. Вообще регулярные

занятия физкультурой в подростковом возрасте способствуют формированию

нормального телосложения, стройности и гибкости фигуры.

В тех случаях, когда занятия спортом имеют узконаправленный характер, через несколько

лет после начала занятий обнаруживаются некоторые специфические особенности

телосложения в зависимости от вида спорта. Такая морфологическая перестройка

является следствием приспособления организма к определенному виду двигательной

деятельности: формируется именно такой тип телосложения, какой способствует наиболее

эффективному выполнению специфических для данного вида спорта упражнений.

Нужно сказать, что характер тренировочного процесса во многом определяет развитие тех

или иных систем организма подростков. Занятия легкой атлетикой (бег), плаванием,

лыжным спортом, конькобежным спортом, велоспортом в большей степени, чем занятия

другими видами спорта, воздействуют на дыхательную, сердечно-сосудистую систему и

процессы обмена веществ.

Система органов дыхания.

Тренировки оказывают положительное влияние на развитие грудной клетки подростков,

способствуют увеличению ее экскурсии (разность диаметров грудной клетки при вдохе и

выдохе). В связи с этим жизненная емкость легких и максимальная вентиляция легких у

спортсменов выше, чем у не занимающихся . Особенно больших величин эти параметры

достигают у юных пловцов и гребцов, т. е. у представителей циклических видов спорта.

МВЛ у спортсменов, тренирующихся на выносливость (лыжники, бегуны на средние

дистанции, велосипедисты) , превосходит МВЛ штангистов, гимнастов, спринтеров.

Сила дыхательных мышц у занимающихся спортом значительно превышает силу этих

мышц у сверстников. Благодаря сильным дыхательным мышцам у спортсменов

значительно увеличивается глубина дыхания во время нагрузки. Поэтому у них минутный

объем дыхания увеличивается в большей степени за счет глубины дыхания, а не частоты

дыхательных движений.

Сердечно-сосудистая система.

У юных спортсменов морфологическая и функциональная перестройка этой системы

происходит в силу естественного возрастного развития и под влиянием физических

нагрузок. Уже через год после начала занятий спортом у подростков развивается

физиологическая гипертрофия сердечной мышцы. Это положительная, целесообразная

приспособительная реакция организма, при которой увеличивается масса сердечной

мышцы за счет увеличения количества мышечных волокон и их толщины. В мышце

сердца развивается хорошо разветвленная сеть капилляров. Увеличивается и абсолютный

объем сердца. Так, начиная с 13 лет размеры сердца юных спортсменов превышают в

среднем возрастную норму на 100—150 см

3

.

Все это свидетельствует о том, что с самого начала занятий физкультурой и спортом

начинает формироваться «спортивное сердце», отличающееся хорошо развитым

миокардом, замедленной частотой сокращений, удлиненным периодом диастолы, во

время которого сердце «отдыхает». У юных спортсменов совершеннее регуляция

деятельности сердца как в состоянии покоя, так и во время физической нагрузки, что

особенно важно.

Умеренно увеличенное в объеме сердце наиболее работоспособно. При выполнении

одинаковой физической работы сердце спортсменов работает более экономно: у них

меньше учащается пульс, ниже уровень артериального давления. Высокая сократительная

способность миокарда обусловливает больший выброс крови за одно сердечное

сокращение. Минутный объем крови у спортсменов увеличивается за счет увеличения

ударного выброса, а у не занимающихся спортом — за счет увеличения частоты

сердечных сокращений.

У тренированных подростков значительно расширяются также сосуды в работающих

скелетных мышцах и улучшается питание мышц за счет усиления обменных процессов

между кровью и тканями.

Кроветворные функции организма развиваются под воздействием регулярных тренировок.

У занимающихся спортом увеличивается число лейкоцитов и эритроцитов в крови,

повышается содержание гемоглобина, возраста-

Нервная и гуморальная система регуляции значительно совершеннее у спортсменов,

чем у нетренированных подростков.

Для спортсменов характерна высокая функциональность нервной системы: нервные

процессы отличаются большой силой, подвижностью и уравновешенностью.

Занятия спортом снижают свойственную этапу полового созревания повышенную

реактивность организма, а это обеспечивает более совершенную регуляцию его

деятельности. Тренировочные нагрузки регулируют также деятельность коры

надпочечников: экскреция гормонов надпочечников становится более стабильной, без

резких сдвигов (Д. А. Чи- бичьян).

Говоря о воздействии физических упражнений на организм подростков, необходимо

отметить еще одну сторону этого воздействия. Под влиянием занятий спортом у

подростков появляются бодрость, уверенность, жизнерадостность, хорошее настроение.

Повышается общая работоспособность. Развиваются такие черты характера, как

настойчивость, целеустремленность. Молодые люди, которые совмещают занятия

спортом с учебой или работой, как правило, хорошо учатся, имеют высокие

производственные показатели.

Итак, занятия физкультурой и спортом способствуют укреплению здоровья подростков,

гармоническому физическому развитию их, воспитанию активности, настойчивости,

большой силы воли и дисциплинированности. Сегодняшние физкультурники и

спортсмены, умеющие преодолеть трудности, добиться хороших спортивных результатов,

— это завтрашние молодые строители коммунизма, способные четко и настойчиво

выполнять порученное им дело, умножать славу Отчизны трудовыми успехами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич. – М.,

1988.

2. Вайнбаум, Я.С. Гигиена физического воспитания / Я.С. Вайн- баум. – М., 1986.

3. Евсеев, Ю.И. Физическая культура / Ю.И. Евсеев. – Ростов н/Д, 2004.

4. Ильинич, В.И. Студенческий спорт и жизнь / В.И. Ильинич. – М., 1995.

5. Лотоненко, А.В. Формирование потребности и мотивов в физической культуре / А.В.

Лотоненко. – Воронеж, 1994.

6. Мильнер, Е.Г. Формула жизни: медико-биологические основы оздоровительной

физической культуры / Е.Г. Мильнер. – М., 1991.

7. Назаренко, Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений / Л.Д. Назаренко. –

М., 2002.

8. Роша, К.Е. Физические упражнения направленного воздействия / К.Е. Роша. – Тамбов,

1995.

9. Щербина, В.А. Пособие физкультурному работнику / В.А. Щер бина. – Киев, 1999.



В раздел образования