Автор: Пахорукова Мария Валерьевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ гимназия №1 "Юнона"
Населённый пункт: город Волгодонск, Ростовская область
Наименование материала: доклад
Тема: "Проектная деятельность как творческий процесс на уроках изобразительного искусства в условиях ФГОС"
Раздел: среднее образование
Доклад учителя ИЗО Пахоруковой М.В.
Проектная деятельность как творческий процесс на
уроках
изобразительного искусства в условиях ФГОС
Мир, в котором мы живем, находится в постоянном изменении. И чем дальше
развивается
человечество,
тем
перемены
становятся
все
интенсивнее
и
существеннее.
Самая актуальная проблема на сегодняшний день проблема - что ожидает наших
учеников в будущем? Всем известно, что будущее потребует от них огромного
запаса знаний в области современных технологий.
Школа будущего - школа «информационного века», в которой педагоги делают
все,
чтобы
каждый
учащийся
стал
личностью,
ответственным
и
знающим
гражданином, способным решать все новые задачи, быстро находить, осваивать
и эффективно использовать необходимые для этого знания.
Мир
творчества
–
это
та
среда,
в
которой
человек
живет
и
действует
повседневно. Этот мир не только существенно влияет на становление и развитие
личности, способствует адекватной адаптации человека в технологической среде,
сохранению
и
творческому
ее
преобразованию,
но
и
содержит
потенциал
разностороннего формирования человека, обладающего системой ценностных
ориентации.
Стоящие перед современным образованием цели и задачи также меняются- с
«усвоения
знаний»
акцент
переносится
на
формирование
«компетентности»,
происходит
переориентация
его
на
личностно-ориентированный
подход.
Личностно-ориентированное обучение объединяет себе разные педагогические
технологии - обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение и др. Особое
место среди них занимает проектная деятельность.
Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно
конструировать свои знания, развитие их критического и творческого мышления,
умение увидеть, сформулировать и решить проблему - все это лежит в основе
проектной деятельности. Данная технология может быть использована, в первую
очередь, для повышения качества обучения.
В подростковом возрасте часто, в силу возрастных особенностей, интерес к
изобразительной деятельности падает. На первый план выходят другие интересы.
В связи с этим, считаю верным направлением через свой предмет делать акцент
на развитие общеучебных навыков, универсальных учебных действий.
Правильность выбранного направления моей педагогической деятельности
находит подтверждение в тенденции современного образования к перемещению
акцента с методов, обеспечивающих репродуктивное усвоение знаний, на
методы, позволяющие "добывать" знания самостоятельно, формировать ряд
компетентностей, а также на технологии, позволяющие обеспечить общее
развитие личности ребенка. На первый план выступает ориентация на
практические навыки, на способность применять знания, реализовывать
собственные проекты, принимать решения. К числу таких методов можно
отнести метод проектов, в основе которого лежит развитие познавательных
навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания,
создавать творческие продукты познания.
Считаю, что проектная технология является универсальной. Она создает
атмосферу творчества. Основное предназначение метода проектов состоит в
предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний
в процессе решения практических задач. Проведение занятий с применением
технологии проектной деятельности помогает формированию готовности и
способности к сотрудничеству, совместной деятельности ученика с учителем и
одноклассниками, закладываются основы нравственного поведения,
определяющего в дальнейшем отношение личности с обществом и
окружающими людьми. В процессе творчества, коллективной работы создаются
условия для развития коммуникативных навыков. Ребята в такие моменты
раскрепощены, захвачены идеями, которые у одного приходят в образах, у
другого рождаются целые истории, и если учащиеся объединяются, то
складываются творческие коллективы, где им интересно выражать себя. Есть
возможность проявить свои способности в новых условиях.
Проектная работа предоставляет учащимся возможность использования
известных знаний, умений и навыков в реальных ситуациях и предполагает
расширение активности учащихся. Она развивает способность определять
ресурсы, использовать рациональные способы учебной и другой деятельности, а
также дает возможность исследовательских методов в обучении.
Использование проектов в образовательном процессе ведет к переориентации
учебного процесса на разнообразные виды самостоятельной деятельности
учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового,
творческого характера.
Целью проектной деятельности становится поиск способов решения
проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в
определенных условиях. Деятельность в учебном проекте подчинена
определенной логике, которая реализуется в последовательности её этапов.
Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы и проблемы), следует
самостоятельное для учащихся формулирование цели и задач, организация
групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование
работы и собственно ее осуществление.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.
Это решение предусматривает: – с одной стороны, использование совокупности
разнообразных методов, средств обучения, – а с другой, необходимость
интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей
науки, техники, технологии, творческих областей. Полезность проекта как раз в
том и заключается, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У него есть
право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Проектный метод
позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на
самостоятельную работу учащихся. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что
ему приходится "добывать" знания, а затем соединять разрозненные сведения,
"нанизывать" их на некую свою цель. Он черпает из разных предметных
областей только необходимые знания и использует их в той деятельности,
которая ему интересна.
Кроме того, этот метод предусматривает самостоятельную деятельность
учащихся в сочетании с групповой организацией этой деятельности, что
позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения (умение работать в
группах в разнообразных качествах, использовать широкие человеческие
контакты, разные точки зрения на одну проблему). Это становится тем
актуальней, чем интенсивней развиваются средства информационных
коммуникаций, деловое и культурное сотрудничество между людьми –
носителями разных культур мирового сообщества.
Удовлетворенность появляется тогда:
когда ученик получает результат деятельности, значимый для него
лично и/или для других людей;
когда ученик овладевает разнообразными приемами и техниками
выполнения работы;
когда ученик получает новые знания и продвигается в познавательном
плане.
Описываемый опыт помогает решить несколько задач:
во-первых, повышение интереса учащихся к изобразительной
деятельности, появление потребности в приобретении новых знаний и навыков;
во-вторых, появление возможности для учащегося проявить себя в
личностном плане: выявить сознательное творческое отношение к выполняемой
работе, показать умение работать разными материалам и техниками и доводить
работу до конечного результата.
в-третьих, устранить (или существенно снизить) напряжение, страх
перед чистым листом бумаги.
Результативность.
1) С позиции освоения программного материала на теоретическом и
практическом уровне:
100% – законченность выполнения работы каждым учеником.
2) Балловые критерии:
100% – успеваемость.
98–100% – оценка "4"' и "5".
3) С позиции творческой самореализации (участие и победы в конкурсах и
выставках).
4) Расширение и обогащение изобразительных возможностей детей за счет
освоения навыков работы различными материалами и техниками исполнения.
5) Умение видеть и понимать выразительные средства различных материалов и
использовать их в своих работах.
6) Раскрытие творческого потенциала ребенка.
7) Удовлетворенность учащихся и их родителей результатами художественной
деятельности.
Проектный метод я постепенно начинаю вводить в условиях урочной системы с
5 класса. На уроках использую индивидуальные и групповые проекты: группы
формируются до 5 человек, в зависимости от темы проекта. Групповые проекты
развивают терпимость и уважение к мнению партнеров, умение отстаивать свою
точку зрения, что в целом благотворно влияет на сплочение коллектива класса.
Кроме того, формируются коммуникативные, организационно управленческие,
рефлексивные умения и навыки работы в команде. Результатами художественно-
коммуникативных действий в процессе обучения являются умение понимать
намерения и интересы взаимодействующих с ним людей, умение понимать и
вести свою роль в общей работе, соблюдать правила общения, умение отстаивать
свои позиции без подавления прав окружающих.
Длительность проектов в рамках урочной системы рассчитываю, начиная от
двух уроков. Возможно выполнение проекта и в один урок, но в проектной
деятельности на уроках изобразительного искусства важна презентация
продукта, а на выполнение работы и последующую защиту обычно не хватает
одного урока.
В своей работе использую следующие подходы к
структурированию проекта:
1. Выбор темы, типа проекта, количества участников.
2. Формулировка возможных вариантов проблем (проблемы выдвигаются
учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие
определению проблем)).
3. Распределение задач по группам, обсуждение творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по творческим задачам.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных.
6. Защита проектов.
7. Коллективное обсуждение, результаты внешней оценки, выводы.
В 5 классе ежегодно я провожу тему «Деревня-деревянный мир». Но в этом
году мы с ребятами решили попробовать выполнить коллективную проектную
работу из спичек.
Наибольшее количество проектных работ выполняют учащиеся
Шестых, седьмых классов. При изучении раздела «Дизайн и архитектура»
обучающиеся создают дизайн интерьера. Эта тема дает возможность в
дальнейшем принять участие во всероссийском конкурсе «Комната моей мечты».
Поэтому дети изначально учатся не только видеть конечный продукт, но и
оценивать личностное выражение отношения к выполненному. В 6 классе
изучается тема
«Декоративное искусство в современном мире».
Учащиеся собирают информацию на тему «Виды декоративного искусства»;
1) Керамические изделия.
2) Изделия из стекла.
В этом индивидуальном проекте учащиеся самостоятельно подбирают
материал, готовят эскизы и переносят их на выбранное изделие. В данном случае
используются бутылки интересной формы, банки из-под кофе и сока.
В 7 классе проект проходил по теме: «Промыслы нашего края». Учащиеся
выбрают себе заготовку семикаракорского фаянса и расписывают её гуашевыми
или акриловыми красками. Предварительно они выполняют эскизы для
выбранной работы.
Также в нашей гимназии стало традицией проводить благотворительные акции
в помощь детям , находящимся на лечении в городских больницах. Это уже
общегимназический проект, многие работы для которого мы выполняем на
уроках.
Проектная деятельность развивает творческое мышление, фантазию и
воображение, любознательность, способность импровизировать в процессе и при
защите проекта. Она также позволяет развивать абстрактно-логическое
мышление, память, способность к анализу и синтезу. При защите проектов
вырабатываются навыки публичной речи.
Ожидаемыми результатами являются:
- самоопределение учащегося в различных видах и формах проектной
деятельности;
- самооценка и рефлексия процесса и результата собственной художественной
деятельности.
При оценке успешности обучающегося в проекте необходимо понимать, что
самой значимой оценкой для него является общественное признание
состоятельности (успешности, результативности).
Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной
деятельности важно для учителя, работающего над формированием
соответствующей компетентности у обучающегося.
Оценивается:
-Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над
проектом;
-Степень включенности в групповую работу и четкость выполнения
отведенной роли;
-Практическое использование предметных ЗУН;
-Степень осмысления использованной информации;
-Оригинальность идеи, способа решения проблемы;
-Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта;
-Уровень организации и проведения презентации: устное сообщение,
письменный отчет, обеспечения объектами наглядности;
-Творческий подход в подготовке объектов наглядности;
-Социальное и прикладное значение полученных результатов.
При защите проектов представляю детям критерии, по которым обучающиеся
могут оценить работу своей и другой группы. Как показал опыт моей работы,
учащиеся доброжелательны даже к очень слабым работам и отдают должное
восхищение успешным проектам. Но важнее, что приобретая опыт
коллективной творческой деятельности они стремятся и дальше участвовать в
подобных проектах.
Метапредметные результаты
Способность аргументировать свою точку зрения по отношению к различным
произведениям изобразительного искусства;
5 класс 6 класс 7 класс
30% 50% 60%
Для выявления презентационных умений учащихся использовался метод
наблюдения и сравнения различных групп по возрастам.
Регулятивные результаты
Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных
алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания
5 класс 6 класс 7 класс
40% 60% 70%
Как показывает опрос учащихся, развитие поисковых умений в группе более
результативны, чем в индивидуальной работе.
Коммуникативные результаты
Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)
5 класс 6 класс 7 класс
60% 85% 95%
Для определения умений и навыков работы в сотрудничестве использовался
метод наблюдения и опроса.
Познавательные результаты
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
5 класс 6 класс 7 класс
50% 60% 80%
С применением в практической деятельности методов проекта позиция
учителя, как носителя знаний меняется на роль организатора. «Учитель может
подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в
нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики
должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив
необходимые знания, подчас из разных областей, получить реальный и
ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает
контуры проектной деятельности». То, на что раньше у
меня затрачивались значительные усилия: мотивация, генерирование
идей,распределение обязанностей - в проектном методе становится задачей
самих учащихся. Обучающиеся воспринимая задачу, как свою, а не учителя
проявляют самостоятельность в работе, больше ответственности берут на себя.
Со своей стороны они сами вносят предложения, чувствуют себя партнерами в
отношении с учителем.
Заключение
В ходе работы с применением метода проектов были установлены этапы.
Проведены наблюдения, опрос, сравнение, анализ полученных результатов.
Отмечено значение проектного метода для развития творческого процесса на
уроке.
Считаю, что практика применения проектной технологии на уроках
изобразительного искусства вполне оправданна и эффективна. Применение
метода проекта позволяет создать условия, при которых учащиеся:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных
источников;
- учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения
практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
- развивают у себя исследовательские умения (выявление проблемы,
сбор информации, наблюдения, обобщение)
- развивают системное мышление, дух соревнования, единения,
активность.