Напоминание

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»


Автор: Иванаевский Дмитрий Анатольевич
Должность: Преподаватель духового и ударного отделения
Учебное заведение: МБУ ДО "Уруссинская ДШИ" Ютазинский район РТ
Населённый пункт: п.г.т. Уруссу
Наименование материала: Программа ФГТ ударное отделение
Тема: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Уруссинская детская школа искусств»

Ютазинского муниципального района РТ

Принято заседанием «УТВЕРЖДАЮ»

духового отделения Директор

МБУДО «Уруссинская ДШИ» МБУДО «Уруссинская ДШИ»

Протокол № 2 __________ В.Д. Якупова

«21» марта 2017г

Предметная область ПО.01.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

ПО.01.УП.01. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

(при 5(6)-летнем сроке обучения)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО

ИСКУССТВА «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Программу составил:

преподаватель духового отделения

МБУДО «Уруссинская ДШИ»

Иванаевский Д.А.

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета

- Годовые требования по классам;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Контрольные требования на разных этапах обучения;

- Критерии оценки;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации для работы в классе и по организации самостоятельной

работы учащихся

VI. Списки рекомендуемой методической и нотной литературы

- Список рекомендуемой методической литературы

- Список рекомендуемой нотной литературы;

1

I. Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Учебный предмет «Специальность» по виду инструмента «ударные инструменты»

(далее

«Специальность

(ударные

инструменты)»)

входит

в

обязательную

часть

дополнительной

предпрофессиональной

общеобразовательной

программы

в

области

музыкального

искусства

«Духовые

и

ударные

инструменты».

Данная

программа

разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями (далее –

ФГТ), утвержденными приказом Министерства культуры Российской Федерации от

12.03.2012 № 165.

Учебный

предмет

«Специальность

(ударные

инструменты)»

направлен

на

приобретение обучающимися знаний, умений и навыков игры на таких ударных

инструментах, как ксилофон, малый барабан, вибрафон, колокольчики, ударная установка,

некоторые виды перкуссии.

В истории «культурной жизни» человечества ударные инструменты возникли раньше

всех прочих музыкальных инструментов вообще. Тем не менее, это не помешало оттеснить

ударные инструменты на второй план оркестра в пору его возникновения и первых шагов

его развития. И это тем более удивительно, что отрицать огромное «эстетическое» значение

ударных инструментов именно в художественной музыке все-таки никак нельзя. Ударные

инструменты подчеркивают ритм музыки, придают звучанию оркестра большую силу, а его

краскам – большее разнообразие.

Программа по

учебному предмету

«Специальность

(ударные

инструменты)»

направлена на воспитание всесторонне развитого исполнителя, обогащённого знаниями

народного,

классического,

и

современного

музыкального

искусства,

способного

продолжить свое образование в вышестоящих учебных заведениях.

Предмет «Специальность» включает следующие разделы, в которых обучающийся

должен приобрести знания и навыки: сольное исполнительство; первичные навыки подбора

по слуху, транспонирования, навыки творческого музицирования; умение чтения с листа и

знание музыкальной терминологии; навыки концертного исполнителя.

Данная учебная программа составлена исходя из индивидуальных особенностей

учащихся и направлена на поддержание интереса у обучающихся к музыкальному

искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству, творческому, эстетическому,

и духовно-нравственному развитию обучающегося.

Срок

реализации

учебного

предмета

«Специальность

(ударные)»

для

детей,

поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте:

– с десяти до двенадцати лет – составляет 5 лет.

Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего

образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в

образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные

программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один

год.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения

на

реализацию

учебного

предмета

«Специальность

(ударные

инструменты)»

2

Таблица 1

Срок обучения

5 лет

6 лет

Максимальная учебная нагрузка

924

1138,5

Количество часов на аудиторные занятия

363

445,5

Количество

часов

на

внеаудиторную

(самостоятельную) работу

561

693

Форма проведения учебных аудиторных занятий

индивидуальная, рекомендуемая

продолжительность урока – согласно Уставу школы.

Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его

музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.

Цели и задачи учебного предмета «Специальность (ударные инструменты)»

Цели:

развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных

им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять

на ударных инструментах произведения различных жанров и форм в соответствии с

программными требованиями;

выявление наиболее одаренных детей в области музыкального исполнительства и

подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения,

реализующие образовательные программы среднего профессионального образования

в области искусств.

Задачи:

- развитие интереса и любви к классической музыке и музыкальному творчеству;

- развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, эмоциональной сферы,

музыкальности и артистизма;

-

освоение

музыкальной

грамоты

как

необходимого

средства

для

музыкального

исполнительства ударных инструментах;

- овладение основными исполнительскими навыками игры, позволяющими грамотно

исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле;

- развитие

исполнительской техники

как

необходимого

средства для реализации

художественного замысла композитора;

- обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтение с листа

нетрудного текста;

- обучение навыкам подбора по слуху, транспонирования, сочинения и импровизации;

- приобретение детьми опыта творческой деятельности и публичных выступлений;

- формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной мотивации к продолжению

профессионального обучения.

Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность (ударные

инструменты)».

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты

работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

3

Предлагаемые репертуарные списки позволяют разнообразить репертуар учащихся по

стилю, форме, содержанию. В них включена классика педагогического репертуара, пьесы

современных композиторов, оригинальные сочинения для ударных инструментов и

переложения произведений, написанных для других инструментов (домры, балалайки,

скрипки, клавесина и др.) За преподавателем остается право дополнять и расширять

предлагаемый репертуар, гибко относиться к программе, учитывая индивидуальные

возможности учащегося.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы

«Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие

методы обучения:

- словесный (рассказ, беседа, объяснение);

- наглядный (наблюдение, демонстрация);

- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая

база

образовательного

учреждения

соответствует

санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность (ударные

инструменты)» имеют площадь не менее 9 кв.м и звукоизоляцию. В образовательном

учреждении создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта

музыкальных инструментов.

II. Содержание учебного предмета

Сведения о затратах учебного времени,

предусмотренного на освоение учебного

предмета «Специальность (ударные

инструменты)», на аудиторные, самостоятельные

занятия,

максимальную

нагрузку

обучающихся,

консультации

и

занятия

с

концертмейстером:

Таблица 2

Срок обучения 5 (6) лет

Классы

1

2

3

4

5

6

Продолжительность учебных

занятий (в неделях)

33

33

33

33

33

33

Количество часов на

аудиторные занятия (в

неделю)

2

2

2

2,5

2,5

2,5

Общее количество часов на

аудиторные занятия

363

82,5

445,5

Количество часов на

внеаудиторную

(самостоятельную) работу

(часов в неделю)

3

3

3

4

4

4

Общее количество часов на

внеаудиторную работу по

годам

64

66

66

99

99

99

Общее количество часов на

внеаудиторную работу

561

132

693

Максимальное количество

часов занятий в неделю

5

5

5

6,5

6,5

6,5

4

Общее максимальное

количество часов по годам

165

165

165

214,5

214,5

214,5

Общее максимальное

количество часов на весь

период обучения

924

214,5

1138,5

Консультации (количество

часов в год)

4

4

4

4

4

4

Общее количество часов

консультаций на весь период

обучения

20

4

24

Консультации

по учебному предмету «Специальность (ударные инструменты)»

проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам,

концертам,

творческим

конкурсам

и

другим

мероприятиям.

Консультации

могут

проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени.

Для реализации учебного предмета «Специальность (ударные инструменты)»

необходимы концертмейстерские часы в следующем объеме:

Срок обучения – 5 (6) лет

Таблица 5

Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

5

6

Количество аудиторных часов на занятия с

концертмейстером в неделю

1

1

1,5

1,5

2

2

Консультации (количество часов в год)

4

4

4

4

4

4

Виды внеаудиторной работы:

- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;

- подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;

- подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.);

- участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской

деятельности образовательного учреждения и др.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс

имеет свои дидактические задачи и объем времени, необходимый для освоения учебного

материала.

5

Срок обучения – 5 (6) лет

Первый класс

Знакомство с основными ударными инструментами: показ, демонстрация

игры на инструменте, история создания (изобретения) инструмента, принцип

звукоизвлечения; основные части инструмента, правила ухода и сбережения;

Изучение нотных длительностей: целые, половинные, четверти, восьмые,

шестнадцатые, паузы, размеры 2/4,4/4,3/4.

Ксилофон: Постановка рук, правильное и чёткое движение рук в медленном и

умеренном темпе при игре гамм, упражнений, этюдов.

Малый барабан: Одиночные удары отдельно правой рукой и левой.

Отработка ударов попеременно каждой рукой (по 4, 8 ударов и т.д.), а затем на

сочетание обеих рук

знакомство с колокольчиками и вибрафоном, использование педали.

Чтение с листа

Исполнительская терминология

За учебный год учащийся должен сыграть:

1)

Гаммы: мажорные и минорные до 1-го знака

Гамма исполняется одиночными ударами, двойными ударами с левой руки.

Мажорная гамма в 2 октавы.

Минорная - гармоническая и мелодическая в 2 октавы в прямом движение.

Трезвучие и арпеджио в прямом движение одиночными ударами.

Темп медленный.

2) 5-10 этюдов на малом барабане

3) 10-15 первоначальных пьес

4) 2-3 этюда (соло) и этюд на выбор (с аккомпанементом)

5) Ансамбль

6) Творческая работа по желанию.

Декабрь – контрольный урок: 2 разнохарактерные пьесы.

Апрель – академический концерт: 3 пьесы (ксилофон, колокольчики, малый барабан).

Возможно включение ансамблей.

Проверка гамм проводится преподавателем в классе.

Примерный репертуарный список

Ксилофон:

И.С. Бах. «Весна»

Ж. Б. Люлли Гавот

М. Глинка. Полька

Д. Кабалевский. «Ежик»

Б. Барток. Пьеса

3. Кодай. Детский танец № 3

Украинская народная песня «Веселые гуси»

вибрафон:

В. А. Моцарт. Андантино

И.С. Бах. Менуэт

В. Хаусман. Танец

В. Фишер. Танец

Ж.-Б. Люли. "Балет"

Г. Пёрселл. Ария

6

малый

барабан:

Д. Кабалевский. Сказочка

Д. Кабалевский. «Клоуны»

Примерные программы переводного академического концерта

I ксилофон:

Кодай 3. Детский танец № 3

вибрафон:

Моцарт В.А. Андантино.

малый барабан:

Д. Кабалевский. Маленькое скерцо.

II ксилофон:

Глинка М. Полька

вибрафон:

И. С. Бах. Менуэт.

малый барабан:

Х. Вольфарт. Маленький барабанщик.

III ксилофон:

М. Глинка. Полька.

вибрафон:

У.н.п. Ехал казак за Дунай

малый барабан:

Д. Кабалевский. Клоуны

Второй класс

развитие и совершенствование навыков первого класса;

выравнивание силы удара рук; упражнения, как для правой, так и для левой руки;

Малый барабан: усвоение более сложных ритмических фигур (пунктирный ритм,

триоли), размеры 3/8, 6/8, 9/8,12/8, синкопы, одиночный форшлаг, игра этюдов,

упражнения. Упражнения для развития кисти правой и левой руки (одиночные и

двойные удары в медленном темпе)

Ксилофон:

Совершенствование

звукоизвлечения,

работа

над

динамикой

в

упражнениях и в тексте. Знакомство с приёмом тремоло. Упражнения на

выравнивание силы ударов правой и левой руки (по 2, 3, 4, удара каждой),

упражнения развивающие исполнение тремоло.

Отработка демпфера палочкой или пальцем на вибрафоне.

Терминология.

Формирование и развитие навыков творческого музицирования.

Чтение с листа

За учебный год учащийся должен сыграть:

1)

Гаммы: мажорные и минорные до 2-х знаков.

Гамма исполняется одиночными ударами, двойными ударами с левой руки.

Мажорная гамма в 2 октавы.

Минорная - гармоническая и мелодическая в 2 октавы в прямом движение.

Трезвучие и арпеджио в прямом движение одиночными ударами.

Игра гамм с динамическим развитием. Темп медленный

2) 10-20 этюдов на малом барабане и ксилофоне.

3) 10-12 разножанровых пьес.

4) 2-3 этюда (соло и с аккомпанементом)

5) Ансамбль.

6) Творческая работа.

Октябрь – технический зачет: 1. Гамма, арпеджио, 3 вида минора до 2-х знаков.

2. Этюд на ксилофоне и малом барабане.

3. Чтение с листа- пьесы начального этапа обучения.

3. Исполнительская терминология

7

Декабрь – зачет: 2 разножанровые пьесы или этюд и пьеса

Апрель – академический концерт: 3 разножанровые пьесы или этюд и 2 пьесы. Возможно

включение ансамблей.

Примерный репертуарный список

ксилофон:

П.Чайковский. Камаринская

М. Глинка. Андалузский танец

Л. Бетховен. Менуэт

М. Балакирев. Полька

М. Глинка. «Простодушие»

И. Стравинский. Аллегро

Е. Косенко. Скерцино

Д. Кабалевский. Старинный танец

Ж. Обер. Ария

П. Чайковский. Мазурка из «Детского альбома»

вибрафон:

С.Майкапар. Вальс

Косенко. В. Медленный вальс

Гендель Г.Ф. Ларго

Кабалевский Д. Старинный танец

Прокофьев. С. Танец Антильских девушек

Чайковский. П. Сладкая греза из "Детского альбома"

малый барабан:

Х. Мане. Маленькая серая кошечка

А. Ваше. Марш

И. Иоардан. Охота за бабочкой

Примерные программы переводного академического концерта

I ксилофон: Бетховен Л. Менуэт

вибрафон: Косенко В. Медленный вальс

малый барабан: А. Ваше. Марш.

II ксилофон: М. Глинка Андалузский танец

вибрафон: С. Майкапар. Вальс.

малый барабан: Х. Мане Маленькая серая кошечка

III Ксилофон:

Д. Палиев. Тарантелла.

Вибрафон:

Г. Пёрселл. Ария.

Малый барабан: Х. Вольфарт. Маленький барабанщик.

Третий класс

закрепление и развитие полученных навыков;

На малом барабане упражнения «простые двойки», простейшие виды исполнения

дроби, триоли, восьмыми и шестнадцатыми нотами в размерах 4/4, ¾, 4/4, форшлаг

из одной и двух нот, акценты.

На ксилофоне развитие подвижности, обучение игре тремоло (шестнадцатыми,

тридцать вторыми). Работа над техникой звукоизвлечения, динамикой, скоростью

игры,

исполнение этюдов в различных нюансах.

освоение аккордовой техники на вибрафоне.

воспитание сценических навыков.

8

терминология и основы ЭТМ

развитие навыков творческого музицирования.

чтение с листа

За учебный год учащийся должен сыграть:

1)

Гаммы: мажорные и минорные до 3-4 х знаков.

Гамма исполняется одиночными ударами, двойными ударами с левой руки.

Мажорная гамма в 3 октавы.

Минорная - гармоническая и мелодическая в 3 октавы в прямом движение.

Простейшие приёмы исполнения тремоло в спокойном темпе.

Игра гамм с динамическим развитием. Темп спокойный.

2) 10-20 этюдов на малом барабане и ксилофоне.

3) 8-10 разножанровых пьес на ксилофоне и вибрафоне.

4) 2-3 этюда на малом барабане, обязательный (соло)

5) этюд на выбор (с аккомпанементом).

6) Ансамбль.

7) Творческая работа.

Октябрь – технический зачет: 1. Гамма, арпеджио, 3 вида минора до 3-4х знаков.

2. Этюд на ксилофоне и малом барабане.

3. Исполнительская терминология

4. Чтение с листа начального этапа обучения.

Декабрь – зачет: 2 разножанровые пьесы или этюд и пьеса

Апрель – академический концерт: 3 разножанровые пьесы или этюд и 2 пьесы. Возможно

включение ансамблей.

Примерный репертуарный список

ксилофон:

Л. Бетховен. «Турецкий марш»

Д. Кабалевский. Медленный вальс

П. Чайковский. Вальс из «Детского альбома»

Ф. Шуберт. Музыкальный момент

Д. Палиев. Тарантелла

М. Балакирев. Полька

Д. Палиев. Вальс

Л. Боккерини. Менуэт

В. Селиванов. «Шуточка»

Р. Шуман. «Смелый наездник»

вибрафон:

П. Чайковский. Сентиментальный вальс

К. В. Глюк. Мелодия

К. Караев. Колыбельная из балета «Тропою грома»

А. Корелли. Сарабанда

И.С. Бах. Анданте

малый барабан:

Д. Палиев. Этюд №1

С.Прокофьев. Меркуцио (фрагмент из балета «Ромео и Джульетта»)

В. Осадчук. 60 ритмических этюдов для малого барабана. М., 1959. №1-5

Примерные программы переводного академического концерта

I

ксилофон:

Р. Шуман «Смелый наездник»

вибрафон:

П. Чайковский. Сентиментальный вальс.

9

малый барабан:

Д. Палиев Этюд №1

II

ксилофон:

Л. Бетховен Турецкий марш

вибрафон:

К.В. Глюк Мелодия

малый барабан: С. Прокофьев. Меркуцио (фрагмент из балета «Ромео и Джульетта»)

III

ксилофон:

А. Хачатурян. Танец девушек из балета «Гаянэ».

вибрафон:

С. Майкапар. Вальс.

малый барабан:

Д. Палиев. Этюд № 1.

Четвертый класс

совершенствование навыков, полученных в предыдущих классах;

особое внимание – свободе аппарата и качеству звука.

усвоение более сложных ритмических структур (тридцать вторые, пунктирный ритм,

триоли, синкопы, форшлаги двойные, тройные)

малый барабан: Упражнения «двойки» с ускорением, переходом на дробь и возвращением

первоначальному темпу.

На ксилофоне: Приёмы исполнения тремоло, упражнения на развитие скорости и

лёгкости игры тремоло.

игра пьес на вибрафоне соло аккордовой техникой.

самостоятельный разбор произведения

воспитание сценических навыков.

терминология и основы ЭТМ.

развитие навыков творческого музицирования.

чтение с листа

За учебный год учащийся должен сыграть:

1)

Гаммы: мажорные и минорные до 5-ти знаков.

Гамма исполняется одиночными ударами с левой руки.

Мажорная гамма в 3 октавы.

Минорная - гармоническая и мелодическая в 3 октавы в прямом движение.

Исполнения тремоло в умеренном темпе.

Штрихи- non legato, легато в умеренном темпе.

Хроматическая гамма в 3 октавы.

Игра гамм с динамическим развитием. Темп умеренный.

2) 10-20 этюдов на малом барабане и ксилофоне.

3) 8-10 разножанровых пьес на ксилофоне и вибрафоне.

4) 2-3 этюда на малом барабане, обязательный – соло.

5) этюд на выбор (с аккомпанементом).

6) Ансамбль.

7) Творческая работа по желанию.

Октябрь – технический зачет: 1. Гамма, арпеджио, 3 вида минора до 5-ти знаков.

2. Этюд на ксилофоне и малом барабане.

3. Исполнительская терминология и основы ЭТМ.

4. Чтение с листа 1-2 класса.

Декабрь – зачет: 2 разножанровые пьесы или этюд и пьеса.

Май – экзамен: 3 разножанровые пьесы (одно из них-кантилена).

Этюд, пьеса кантиленого характера, виртуозное произведение.

Возможно включение ансамблей.

Примерный репертуарный список

ксилофон:

10

С. Прокофьев «Танец Антильских девушек» из балета «Ромео и Джульетта»

Р. Щедрин Девичий хоровод из балета «Конек-Горбунок»

В. Моцарт Рондо из Сонаты для фортепиано

П. Чайковский. Мазурка из «Детского альбома»

А. Глазунов. Гавот

С. Прокофьев. Гавот из Классической симфонии (Дуэт для двух ксилофонов)

П. Чайковский. «Неаполитанский танец» из балета «Лебединое озеро»

В. Рыбин. Старинный танец

В. Щелоков. Полька

Ф. Госсек. Гавот

С. Рахманинов. Итальянская полька

Э. Польдини. «Танцующая кукла»

Э. Григ. Норвежский танец № 2

П. Чайковский. Трепак из балета «Щелкунчик»

Л. Вербицкий. «Скоморохи»

вибрафон:

И.С. Бах. Сарабанда

Г. Ф. Гендель. Испанский королевский марш

П. Дезмонд. Играем на 5

Й. Гайдн. Серенада

Дж. Гершвин. Плач Сирины.

Л. Бетховен. Адажио.

малый

барабан:

Wally Barnett “Polka Dots”.

Д. Палиев. Этюд № 4.

А. Глазунов "Град"

Осадчук В. 60 ритмических этюдов для малого барабана. М., 1959. № 6—10

Купинский К. Школа для ксилофона. Раздел I. M., 1958. № 11-15

Купинский К. Школа для малого барабана. М., 1958. № 13-17

Примерные программы переводного экзамена

I

ксилофон

В. Моцарт. Рондо из Сонаты для фортепиано

вибрафон:

И. С. Бах. Сарабанда.

малый барабан:

Wally Barnett “Polka Dots”.

II

ксилофон:

Э. Григ. Норвежский танец № 2

вибрафон:

Г. Ф. Гендель. Испанский королевский марш

малый барабан:

Д. Палиев. Этюд № 4.

III

ксилофон:

Ж. Бизе. Увертюра к опере «Кармен».

вибрафон:

К. Караев. Колыбельная из балета «Тропою грома»

малый барабан:

К. Бартлет. «Чай без сахара»

Пятый класс

закрепление ранее полученных навыков игры на всех инструментах.

работа над качеством исполнения произведений и качества звука на инструментах.

приемы тренировки отдельных элементов в пьесе виртуозного характера.

на малом барабане: ритмические соотношения: (дуоли, триоли, квартоли, и т.д.).

Работа над рудиментами, рудиментальные упражнения, развитие «дроби» в нюансах

от p до f.

11

Ксилофон: работа над звуком, скоростью игры, совершенствование приёма тремоло,

игра различных упражнений, этюдов, хроматических гамм.

Работа над личным отношением к исполняемому произведению на основе

технических и художественных навыков, полученных в предыдущих классах.

Работа над качеством исполнения произведений и качества звука на инструментах.

Обучение внутренней организации для равномерного распределения занятий на всех

ударных инструментах.

Игра пьес на вибрафоне соло аккордовой техникой.

Самостоятельный разбор произведения.

Развитие навыков творческого музицирования.

Терминология и основы ЭТМ

Чтение с листа

За учебный год учащийся должен сыграть:

1) Гаммы: мажорные и минорные до 6-ти знаков.

Гамма исполняется одиночными ударами с левой руки.

Мажорная гамма в 3 октавы.

Минорная - гармоническая и мелодическая в 3 октавы в прямом движение.

Исполнения тремоло в быстром темпе.

Штрихи- non legato, легато в быстром темпе.

Хроматическая гамма в 3 октавы.

Игра гамм с динамическим развитием. Темп быстрый.

2) 10-20 этюдов на малом барабане и ксилофоне.

3) 7-9 разножанровых пьес на ксилофоне и вибрафоне.

4) 2-3 этюда на малом барабане, обязательный – соло.

5) этюд на выбор (с аккомпанементом).

6) Самостоятельный разбор произведения 2-3 класса.

7) Ансамбль.

8) Творческая работа по желанию.

Октябрь – технический зачет: 1. Гамма, арпеджио, 3 вида минора до 6-ти знаков.

2. Этюд на ксилофоне и малом барабане.

3. Чтение с листа 2- 3 класса музыкальной школы.

4. Исполнительская терминология и основы ЭТМ.

5. Самостоятельная работа: разбор произведения 2-3 кл.

трудности.

Декабрь – зачет: 2 разножанровые пьесы (одна – из экзаменационной программы на май,

можно по нотам)

Май – выпускной экзамен или переводной экзамен для продолжающих обучение в 9 классе.

1-

4 разножанровые пьесы (одно из них-кантилена) возможно включения ансамблей.

2-

Этюд и 3 пьесы (одно из них-кантилена).

Примерный репертуарный список

ксилофон:

Ф. Шопен. Мазурка

В. Монти. Чардаш

Г. Рзаев. Концертино

Ф. Крейслер. "Китайский тамбурин"

Б. Мошков. Русский танец

Г. Рзаев. Рондо-танец

А. Фоссен. "Карусель"

Д. Шостакович. Испанский танец

Н. Римский- Корсаков. "Полет шмеля"

12

А. Вивальди. Концерт для скрипки ля минор (1-я часть)

Ф. Зуппе. Увертюра к опере "Поэт и крестьянин "

Ф. Шопен. Вальс №7 до-диез мажор

вибрафон:

Н. Римский- Корсаков. Эпизод из сюиты «Шехеразада»

И. С. Бах. Сарабанда

П. Чайковский. Баркарола

И.С. Бах. Бурре; Скрипичная партита; Семь хоралов

Ж.-Ф. Рамо Аллеманда

П. Чайковский. Романс

Ф. Шуберт. Серенада

малый барабан:

Д. Палиев. Этюд № 5

С. Вилкоксон. “The Flam Accent Fantasy” (соло)

Ж. Делеклюз. «Подражание» №2.

Питерс М. Этюд №2 для малого барабана

Н. Римский-Корсаков Эпизод из сюиты " Шехерезада"

Осадчук В. 60 ритмических этюдов для малого барабана М., 1959 – любой на выбор

Снегирев В. Этюды для малого барабана. М., 1970. – любой на выбор

Примерные программы переводного или выпускного экзамена

I

Ксилофон:

Ф. Шопен. Мазурка.

Б. Мошков. Русский танец

Вибрафон:

Н. Римский- Корсаков эпизод из сюиты « Шехеразада»

Малый барабан:

Д. Палиев. Этюд № 5

II

Ксилофон:

В. Монти. Чардаш

Ф. Шопен. Вальс №7 до-диез мажор

Вибрафон:

И. С. Бах. Сарабанда.

Малый барабан:

С. Вилкоксон. “The Flam Accent Fantasy” (соло)

III

Ксилофон:

Г. Рзаев. Концертино.

Ф. Крейслер. "Китайский тамбурин"

Вибрафон:

П. Чайковский. Баркарола.

Малый барабан:

Ж. Делеклюз. «Подражание» №2.

Шестой класс

закрепление ранее полученных навыков игры на всех инструментах.

работа над личным отношением к исполняемому произведению на основе

технических и художественных навыков, полученных в предыдущих классах.

работа над качеством исполнения произведений и качества звука на инструментах.

обучение внутренней организации для равномерного распределения занятий на всех

ударных инструментах.

рудиментальные упражнения на различные виды техники игры на ксилофоне и

малом барабане.

углубление работы над произведениями на шумовых ударных инструментах.

совершенствование музыкально-исполнительских навыков.

подготовка профессионально ориентированных учащихся к поступлению в среднее

специальные учебные заведения

За учебный год учащийся должен сыграть:

1)

Гаммы: мажорные и минорные до 7-ми знаков.

Гамма исполняется одиночными ударами с левой руки.

13

Мажорная гамма в 3 октавы.

Минорная - гармоническая и мелодическая в 3 октавы в прямом движение.

Исполнения тремоло в быстром темпе.

Штрихи- non legato, легато в быстром темпе.

Хроматическая гамма в 3 октавы.

Игра гамм с динамическим развитием. Темп скорый.

2) 20-30 этюдов на малом барабане и ксилофоне.

3) 7-9 разножанровых пьес на ксилофоне и вибрафоне.

4) 2-3 этюда на малом барабане, обязательный – соло.

5) этюд на выбор (с аккомпанементом).

6) Самостоятельный разбор произведения 3-4 класса

7) Ансамбль.

8) Творческая работа по желанию.

Октябрь – технический зачет: 1. Гамма, арпеджио, 3 вида минора, до 7-ми знаков.

2. Этюд на ксилофоне и малом барабане.

3. Чтение с листа 3-4 класса музыкальной школы.

4. Исполнительская терминология и основы ЭТМ.

5.Самостоятельный разбор произведения 3-4 класса

Декабрь – прослушивание: 1-2 разножанровые пьесы из экзаменационной программы

(можно по нотам)

Май – выпускной экзамен: 4 произведения (одно из них-кантилена). Возможно включение

ансамблей.

Примерный репертуарный список

ксилофон:

Г. Динику. Хора стаккато

А. Вивальди. Концерт ля минор

И.С. Бах. Концерт ля минор (I часть)

С. Прокофьев. Скерцо си минор

Г. Рзаев. Рондо-скерцо

Ф. Зуппе. Увертюра к опере " Поэт и крестьянин"

Д. Кабалевский. Финал Концерт для скрипки с оркестром

Дж. Россини. Тарантелла

П. Чайковский. Скерцо до минор

Ф. Шопен. Вальс ми-бемоль мажор

В.А. Моцарт. Менуэт соль мажор

Ж.-Ф. Рамо. Аллеманда (соло)

вибрафон:

И. Штраус. Венский вальс

К. Дебюсси. «Лунный свет»

П. Дезмонд. «Играем на 5»

Л. Леджани. Каприс ре-бемоль мажор

А. Скарлатти. Гавот ми мажор

Ф. Сор. Кантабиле; Аллегретто

П. Чайковский. "Подснежник"

малый барабан:

Д. Палиев. Этюд № 4.

Ж. Делеклюз. Подражание № 3

У. Бенсон. Греческий танец.

С. Пратт " Координация"

14

Д. Палиев Сюита " Настроение" (3-я часть)

М. Колграсс Два соло

Осадчук В. 60 ритмических этюдов для малого барабана М., 1959

Снегирев В. Этюды для малого барабана. М., 1970. – любой на выбор

Примерные программы выпускного экзамена

I

Ксилофон:

Г. Динику. Хора стаккато.

Ф. Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром (финал)

Вибрафон:

И. Штраус. Венский вальс.

Малый барабан:

Д. Палиев. Этюд № 4.

II

Ксилофон:

А. Вивальди. Концерт ля минор.

П. Сарасате. Интродукция и тарантелла.

Вибрафон:

К. Дебюсси. «Лунный свет».

Малый барабан:

Ж. Делеклюз. Подражание № 3

III

Ксилофон:

И.С. Бах. Концерт ля минор (I часть).

В.А.Моцарт В. А. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро».

Вибрафон:

П. Дезмонд «Играем на 5».

Малый барабан:

У. Бенсон. Греческий танец.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом освоения программы учебного предмета «Специальность (ударные

инструменты)» является приобретения обучающимся следующих знаний, умений, и

навыков:

Знания художественно-эстетических, технических особенностей характерных для

сольного исполнительства;

Знание музыкальной терминологии;

Умение грамотно исполнять музыкальные произведения соло, в ансамбле, оркестре;

Умение самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и

стилей;

Умение самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании

несложного музыкального произведения;

Умение

создавать

художественный

образ

при

исполнении

музыкального

произведения;

Навыков творческого музицирования;

Навыков чтения с листа;

Навыков подбора по слуху;

Умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли

выразительных средств в контексте музыкального произведения;

Навыков публичных выступлений;

Знание музыкальной грамоты;

Первичные знания в области строения классических музыкальных форм;

Первичные знания и умения в области элементарной теории музыки (знание

основных элементов музыкального языка, принципов строения музыкальной ткани,

типов изложения музыкального материала, осуществлять построение интервалов и

аккордов, группировку длительностей, транспозицию заданного музыкального

материала);

15

Навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров,

созданных в разные исторические периоды;

Знание основного сольного репертуара для инструмента, знание ансамблевого и

оркестрового репертуара;

Навыки восприятия современной музыки;

Осуществление самостоятельного контроля над своей учебной деятельностью;

Умение давать объективную оценку своему труду, формированию навыков

взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе;

Уважительное отношение к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам,

понимание причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности;

Определение наиболее эффективных способов достижения результата.

IV. Формы и методы контроля, система оценок.

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Основными видами контроля успеваемости являются:

- текущий контроль успеваемости учащихся

- промежуточная аттестация

- итоговая аттестация.

Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.

Текущий

контроль

направлен

на

поддержание

учебной

дисциплины,

выявление

отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет

воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль

осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник

учащегося. При оценивании учитывается:

- отношение ученика к занятиям, его старания и прилежность;

- качество выполнения предложенных заданий;

- инициативность и проявление самостоятельности, как на уроке, так и во время домашней

работы;

- темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.

Формы текущего контроля:

оценка за выполнение домашнего задания.

Контрольный урок (в конце каждой четверти)

Учебные концерты. Играют важную роль в текущем контроле успеваемости

учащихся.

На них можно не только обыгрывать выученный репертуар и

отрабатывать исполнительские навыки, но и можно подытожить работу учащегося за

четверть, оценить игру в ансамбле.

Конкурс на лучшее исполнение виртуозной пьесы также может считаться

показателем текущего контроля.

Учебные концерты проводятся для всех классов по следующим месяцам: сентябрь, октябрь,

ноябрь, декабрь, январь, февраль, март. Отчетный концерт учащихся отдела духовых и

ударных инструментов – апрель.

Конкурс на лучшее исполнение виртуозного произведения проводится в феврале.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень

освоения им учебных задач на определенном этапе. Формы промежуточной аттестации:

Технический зачёт

контрольный урок с комиссией, зачет в форме академического концерта,

прослушивание (части экзаменационной программы);

переводной академический концерт, переводной экзамен.

Каждая форма проверки – дифференцированная (с оценкой).

16

При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить

рекомендательный,

аналитический

характер,

отмечать

степень

освоения

учебного

материала, активность, перспективы и темп развития ученика.

Участие в конкурсах приравнивается к выступлению на академических концертах и зачетах.

Переводной экзамен является обязательным для всех.

Переводной академический концерт или экзамен проводится в конце каждого учебного

года, определяет качество освоения учебного материала, уровень соответствия с

учебными задачами года.

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце

учебных

полугодий

в

счет

аудиторного

времени,

предусмотренного

на

предмет

«Специальность (ударные инструменты)». Экзамены проводятся за пределами аудиторных

учебных занятий, то есть по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в

рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.

К экзамену допускаются учащиеся, полностью выполнившие все учебные задания.

По завершении экзамена допускается его пересдача,

если обучающийся получил

неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определены

в локальном нормативном акте образовательного учреждения «Положение о текущем

контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся».

Итоговая аттестация (выпускной экзамен) определяет уровень и качество владения

полным комплексом музыкальных, технических и художественных задач в рамках

представленной сольной программы.

Контроль знаний, умений, и навыков обучающихся обеспечивает оперативное

управление учебным процессом и исполняет обучающую, проверочную, воспитательную, и

корректирующую функции.

Система и критерии оценок промежуточной аттестации

Система оценок: 5+, 5, 5-, 4+, 4, 4-, 3+, 3, 3-, 2, н/а

Критерии оценок:

Оценка 5+ ставится за яркое, артистичное, технически совершенное исполнение

программы,

сложность

которой

превышает

требования

программы

ДМШ.

Высококачественное

владение

средствами

музыкальной

выразительности:

отличное

качеств, звука, чистота интонации и выразительное интонирование. Отсутствие текстовых

ошибок

и

технических

погрешностей.

В

интерпретации

произведений

должны

присутствовать

высокая

стилистическая

культура

и

творческая

индивидуальность

исполнителя.

Оценка 5 ставится за артистичное, технически качественное, продуманное и

прослушанное исполнение произведений, соответствующее требованиям программы по

музыкальному инструменту. Исполнение концертной программы отличается отсутствие

текстовых и технических погрешностей, творческой индивидуальностью. В интерпретации

произведений должны присутствовать стилистическая культура и культура владения

инструментом,

ясное

понимание

художественного

замысла

композитора.

Оценка 5- ставится за артистичное, стилистически грамотное и прослушанное

исполнение программы с незначительными погрешностями технического характера

(связанными с волнением или природным несовершенством игрового аппарата). В

интерпретации произведений допускаются недочёты, не нарушающие в целом основной

художественной идеи. Уровень сложности отвечает действующим требованиям программы

и требованиям преподавателя. Учащийся должен продемонстрировать достаточно высокую

звуковую

культуру

и

индивидуальное

отношение

к

исполняемой

музыке.

17

Оценка 4+ ставится за достаточно техничное и музыкальное исполнение программы,

при наличии моментов звуковой и технической неаккуратности, а также погрешностей

метроритмического характера. Уровень сложности отвечает действующим требованиям

программы и требованиям преподавателя. В концертном исполнении присутствует образное

мышление, гибкость и артистизм. Учащийся проявляет достаточную самостоятельность,

усердие, творческую активность в занятиях.

Оценка 4 ставится за уверенное, осмысленное, достаточно качественное исполнение

программы умеренной сложности. Оценка 6 баллов может быть также поставлена за

исполнение

достаточно

сложной

программы,

если

в

исполнении

присутствовали

недостаточная гибкость или

техническая неряшливость,

или недостатки в культуре

обращения с инструментом при наличии в целом ясного понимания содержания

исполняемых произведений.

Оценка 4- ставится за недостаточно качественное в музыкальном отношении

исполнение программы, уровень сложности которой несколько отличается от требований

программы и требованиям преподавателя на данный период обучения. Оценкой 5 баллов

может быть оценено выступление, в котором отсутствовала исполнительская инициатива

при наличии достаточной стабильности игры. Несмотря на допущенные погрешности,

учащийся должен проявить в целом понимание поставленных перед ним задач, как

художественного, так и технического плана, владение основными исполнительскими

навыками.

Оценка 3+ ставится за удовлетворительную игру без проявления исполнительской

инициативы, не совсем уверенное знание текста, множество интонационных и технических

погрешностей,

отсутствие индивидуальности,

при условии исполнения программы,

соответствующей требованиям данного класса. Оценка 3+ ставится также за исполнение

учеником программы заниженной сложности, сыгранной с долей музыкальной инициативы

и должного исполнительского качества.

Оценка 3 ставится в случае исполнения учеником со слабой технической

подготовкой и чувством ритма программы заниженной сложности без музыкальной

инициативы и без должного исполнительского качества. Также оценкой 3 оценивается

достаточно

музыкальная

и

грамотная

игра

с

остановками

и

многочисленными

исправлениями, с множеством текстовых ошибок при условии соответствия произведений

программным

требованиям.

Учитывается также отсутствие усердия в работе и

систематичности в подготовке к занятиям.

Оценка 3- ставится в случае существенной недоученности программы (вследствие

незаинтересованного отношения ученика к занятиям), оценкой 3- может быть оценена игра

ученика с крайне неряшливым отношением к тексту исполняемых произведений, а также –

технически несостоятельная игра. Уровень сложности изучаемых произведений заметно

отстает от действующих требований программы.

Оценка 2 ставится в случае исполнения не всех произведений программы,

исполнение по нотам, фрагментарное исполнение произведений программы на крайне

низком техническом и художественном уровне; также – в случае отказа выступать на

экзамене по причине невыученной программы или неявки на экзамен по неуважительной

причине.

н/а (не аттестован) – пропуски более половины занятий по уважительным причинам

(болезнь при наличии медицинской справки, серьезные семейные обстоятельства).

18

Система и критерии оценок итоговой аттестации

Система оценок: 5, 4, 3, 2

Критерии оценок:

Оценка 5 ставится за яркое, артистичное, технически совершенное исполнение

программы,

сложность

которой

превышает

требования

программы

ДМШ.

Высококачественное

владение

средствами

музыкальной

выразительности:

отличное

качеств, звука, чистота интонации и выразительное интонирование. Отсутствие текстовых

ошибок

и

технических

погрешностей.

В

интерпретации

произведений

должны

присутствовать

высокая

стилистическая

культура

и

творческая

индивидуальность

исполнителя.

Оценка 4 ставится за достаточно техничное и музыкальное исполнение программы,

при наличии моментов звуковой и технической неаккуратности (связанными с волнением

или

природным

несовершенством

игрового

аппарата),

а

также

погрешностей

метроритмического характера. Уровень сложности отвечает действующим требованиям

программы и требованиям преподавателя. В концертном исполнении присутствует образное

мышление, гибкость и артистизм. Учащийся проявляет достаточную самостоятельность,

усердие, творческую активность в занятиях.

Оценка 3 ставится за удовлетворительную игру без проявления исполнительской

инициативы, не совсем уверенное знание текста, множество интонационных и технических

погрешностей,

отсутствие индивидуальности,

при условии исполнения программы,

соответствующей требованиям данного класса. Оценка 3 ставится также за исполнение

учеником программы заниженной сложности, сыгранной с долей музыкальной инициативы

и должного исполнительского качества. Учитывается также отсутствие усердия в работе и

систематичности в подготовке к занятиям.

Оценка 2 ставится в случае существенной недоученности программы (вследствие

незаинтересованного отношения ученика к занятиям); оценкой 2 может быть оценена игра

ученика с крайне неряшливым отношением к тексту исполняемых произведений, а также –

технически несостоятельная игра. Уровень сложности изучаемых произведений заметно

отстает от действующих требований программы. Оценка 2 ставится также в случае

исполнения не всех произведений программы, исполнение по нотам, фрагментарное

исполнение произведений программы на крайне низком техническом и художественном

уровне; также – в случае отказа выступать на экзамене по причине невыученной программы

или неявки на экзамен по неуважительной причине.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации для работы в классе и по организации самостоятельной

работы учащихся

Данная учебная программа рассчитана на обучение учащихся с различными способностями

и характеризуется индивидуальным подходом к обучению. Для детей, у которых при

поступлении в школу, были проблемы со слухом, музыкальной памятью, метроритмом, она

помогает нивелировать эти проблемы. Для учащихся с хорошими музыкальными данными –

быстро продвигаться вперёд по лестнице знаний. При этом ненужно очень строго и чётко

следовать сопоставлению проходимого репертуара с разделами исполнительского

репертуара по классам. Если ученик хорошо справляется с классной и домашней работой,

нужно осваивать произведения следующего класса.

19

Очень важным условием обучения является соблюдение принципа постепенного

усложнения образовательных задач. Поэтому данные рекомендации по распределению

исполнительского репертуара по классам должны корректироваться преподавателем в

соответствии с возможностями учащегося, как в исполнительском плане, так и в плане

усвоения теоретических знаний.

Основной формой работы с учащимися в классе по специальности является урок. В

процессе урока используются различные формы работы: проверка выполнения задания,

объяснение характера и стилистических особенностей исполняемого произведения,

указания относительно работы над учебным материалом. В большинстве случаев

применяется такой метод работы, при котором вначале прослушивается заданное

произведение, а затем делаются необходимые указания.

Задачи, стоящие перед преподавателем специального класса, решаются в постоянном

контакте с преподавателями по другим дисциплинам. В процессе работы преподаватель

работает над углублением исторических и теоретических знаний учащихся, уделяя особое

внимание работе качеству звучания, интонации, ритму, совершенствованию технического

мастерства.

Необходимым условием для успешного обучения на ударных инструментах является

формирование у ученика уже на начальном этапе правильной постановке рук и корпуса.

Овладение техникой ставит целью развитие у учащихся умения раскрыть идейно-

художественный замысел исполняемых произведений. На начальном этапе обучения

уточняются

постановочные

моменты,

обеспечивающие

свободную

и естественную

постановку левой и правой рук, а также осуществляется работа над координацией обеих

рук.

Одним из главных разделов обучения игре на ударных инструментах является работа

над техникой. Развитие исполнительской техники осуществляется в систематической работе

над гаммами, упражнениями и этюдами. Педагог дает четкие индивидуальные задания и

регулярно проверяет их выполнение. При изучении упражнений, этюдов и другого

вспомогательного

материала

применяются

различные

варианты

штриховые,

динамические, ритмические, темповые.

Работа над качеством звука, интонацией, ритмом и динамикой - важнейшими

средствами музыкальной выразительности - должна последовательно проводиться на

протяжение всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога.

Сочетание исполнения произведения преподавателем (целиком или частично) со

словесным

объяснением

следует

признать

наилучшей

формой

классной

работы

стимулирующей интерес, внимание и активность учеников. Способы изучения материала

видоизменяются в соответствии с теми задачами, которые стоят перед ними на каждом

этапе музыкально-художественного и технического развития.

Важно помнить, что профессиональный, творчески развитый ученик – это результат

освоения всех сфер музыкального искусства. Заниматься необходимо параллельно по всем

разделам данной программы: подбирать по слуху и транспонировать, осваивать искусство

творческого

музицирования,

работать

над

исполнительской

программой,

изучать

теоретические знания, развивать исполнительские способности. Тогда у обучающихся

будут развиваться и техническая оснащённость, и образное мышление, и творческая

фантазия, и хорошая музыкальная память, и способность понимать и анализировать

музыкальные произведения.

Одна из важнейших задач - развитие у учеников навыков самостоятельной работы

над произведением, в процессе которой воспитывается творческая инициатива учащихся,

понимание особенностей стиля, характера произведения, формируются четкие

представления о методике разучивания и приемах работы над различными трудностями.

Важно продуманно выбирать материал для самостоятельной работы, учитывая

интересы и возможности учащихся. Для успешного воспитания навыков самостоятельной

20

работы над музыкальным произведением учащимся поручается самостоятельно выучить и

довести до возможной степени законченности доступные им по степени сложности

произведения. Произведение, заданное для самостоятельной работы, берется легче

произведения,

изучаемого

с

преподавателем.

Преподаватель

приучает

учеников

к

обобщению приобретаемых знаний и навыков, к умению практически применять их при

выполнении новых зданий.

Развитие навыков самостоятельной работы зависит от всего музыкального опыта

учащегося, от общего уровня его музыкальной и технической подготовки, от богатства и

яркости получаемых им музыкальных впечатлений, от количества изучаемых произведений

и объема его теоретических знаний.

Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся:

1. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.

2. Периодичность занятий - каждый день.

3.Количество занятий в неделю - от двух до четырех часов.

4. Ученик должен физически здоров. Занятия при повышенной температуры опасны для

здоровья и нецелесообразны, результат занятий будет отрицательным.

5. Индивидуальная домашняя работа должна строится в соответствие с рекомендациями

педагога по специальности.

6. Ученик должен уйти с урока с ясным представлением, над чем ему работать дома. Задачи

должны кратко и ясно сформулированы в дневнике.

Содержание домашнего задания может быть:

Работа над развитием техники (гаммы, упражнения, этюды);

Работа над художественным материалом (пьесы или произведения крупной формы);

Чтение с листа.

Большое внимание при изучении предмета «Специальность» уделяется чтению нот с

листа. Задача преподавателя – научить не только грамотному и осмысленному, по

возможности, беглому чтению текста. Полезно приучать его предварительно просматривать

музыкальный текст с целью осознания общей структуры произведения, ладотональности,

метроритма, характера произведения, стилистических особенностей, штрихов. Материал

для чтения с листа должен быть доступным, увлекательным, имеющим воспитательное и

познавательное значение.

Успеваемость учащихся во многом зависит от целесообразно составленного и

качественно выполняемого индивидуального плана. При этом учитываются способности и

степень подготовки, возможности развития исполнительских навыков, охват всех разделов

программы с учетом усвоения учащимися особенностей исполнения сочинений различных

стилей.

К началу каждого полугодия преподаватель по специальности составляет для

учащегося индивидуальный план, который утверждается старшим педагогом. В конце

учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнение с приложением краткой

характеристики работы учащегося. При составление индивидуального учебного плана,

следует

учитывать

индивидуально-личностные

особенности

и

степень

подготовки

учащегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по трудности,

высокохудожественные по содержанию, форме, стилю и фактуре. Для учащегося нового

приема планы составляются после ознакомления с их возможностями.

Основное место в репертуаре должна занимать классическая музыка, современных

композиторов, как отечественных, так и зарубежных. В учебной работе также следует

использовать переложения произведений, написанных для других произведений, в которых

сохранен замысел автора.

21

Следует с первого класса привлекать к проблеме обучения учащихся, их родителей –

непосредственных заказчиков и представителей на образовательную услугу. Возможно на

первых уроках присутствие родителей, которых нужно ввести в курс дела, рассказать, как

организовать домашнюю работу ученика, как построить план занятий, как контролировать

домашние занятия, посещаемость и успеваемость аудиторных занятий. Главную связь

между преподавателем и родителями играет дневник учащегося, в котором ежеурочно

преподаватель даёт домашнее задание, выстраивает домашнюю работу. В дневнике ведётся

контроль за выполнением этой работы. Очень важно привлекать родителей посещать

учебные концерты отдела, так как, выступая на учебных концертах, ученики показывают

свои способности и навыки, своё отношение к занятиям. Прослушивание выступлений

выдающихся музыкантов на видео или в аудиозаписи вместе с учениками. Тематические

концерты учащихся и педагогов в школе. Сотрудничество с родителями в подготовке и

проведении мероприятий класса и школы.

Посещение учащимися и преподавателями

концертов, оперных и балетных постановок, в исполнении известных артистов и

музыкантов.

Родительское внимание даёт детям возможность понять важность их занятий, сделать их

более полноценными и насыщенными. А совместное посещение родителями и учениками

концертных залов, филармонических концертов, театров обогащает и приносит радость не

только учащимся, но и всей семье.

Список

литературы,

прилагаемый

к

данной

учебной

программе,

может

помочь

преподавателям

выбрать

для

своих

учеников

индивидуальную,

интересную,

профессиональную,

высокохудожественную

исполнительскую

программу

по

специальности.

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

Список рекомендуемой нотной литературы

1.

Баньян Л. Школа игры на джазовом барабане. Будапешт, 1962

2.

Бах И. С. Концерт ля минор для скрипки и фортепиано Ч. I - М., 1980

3.

Венявский Г. Каприс ля минор

4.

Вивальди А. Концерт Соль мажор для скрипки и фортепиано. Ч. I, II, III.-М., 1959

5.

Гендель Г. Соната №2 для фортепиано

6.

Дварионас Б. Концерт для скрипки и фортепиано. Ч. III

7.

Келлер Э. Этюды для флейты. Тетрадь III. - М.,1955

8.

Кизант Г. Техника игры на ударных инструментах. - Киев, 1986

9.

Кузьмин Ю. Школа игры на ударных инструментах. Ч. I, II, - М., 1965

10. Купинский К. Школа для малого барабана. Ред. Штеймана В.. - М., 1951

11. Купинский К. Школа игры на ксилофоне - М., 1952

12. Купинский К. Школа игры на ударных инструментах. Ч. I, П. - М., 1948

13. Купинский К. Школа игры на ударных инструментах. Ч. I - МД957

14. Купинский К Школа игры на ударных инструментах. Ред. Штеймана В. - М., 1987

15. Лобковский А. Концертная пьеса.- М., 1954 16.Минх Н. Парафраз на темы песен

Дунаевского И. для ксилофона и фортепиано. М., 1966

17.Осадчук В. 80 ритмических этюдов для малого барабана. - М., 1956

18.Осадчук В. 60 ритмических этюдов для малого барабана. - М., 1957

19.Пьесы для двух ксилофонов в сопровождении фортепиано. Переложение В.Снегирева. -

М, 1967

20. Пьесы для ксилофона и фортепиано/ Сост. Снегирев В. - М., 1969

21. Пьесы для ксилофона и фортепиано./ Сост. Снегирев В. - М., 1982

22. Пьесы: Переложение для ксилофона и фортепиано Купинского К. - М.,1987

22

23. Пьесы советских композиторов для ксилофона и фортепиано. Составитель

Штейман В. - М., 1968

24. Ритмические упражнения для малого барабана. / Сост. Егорова Т., Штейман В. -

М., 1970

25. Русские, украинские и белорусские народные песни и пляски в обработке для балалайки

и фортепиано Илюхина А., Красева М.. - М., 1948

26. Сборник дуэтов для ксилофона. / Сост. Штейман В. - М., 1972

27. Сборник пьес для ксилофона и фортепиано. Тетрадь 2 / Сост. Штейман В.., Жак 2.-

М., 1953

28. Сборник пьес для ксилофона и фортепиано. Тетр. 1 / Сост. Штейман В. Жак 2. -М.,

1954

29. Сборник пьес для ксилофона: Перелож. Купинского К.- М., 1955

30.Сборник пьес для ксилофона. / Сост. Кузьмин Ю. - М., 1950

31.Сборник пьес для ксилофона. / Сост. Баранкин В. - М., 1971

32.Сборник пьес русских и советских композиторов для ксилофона и фортепиано. /

Сост. Купинский К. - М., 1949

33.Сборник пьес советских композиторов для ксилофона и фортепиано.

Сост. Штейман В. - М., 1963

34. Сковера В. 70 этюдов для барабана. - Польша, 1964

35. Снегирев В. Этюды для малого барабана. - М., 1970

36.Стойко И. Школа игры на ударных инструментах. - Польша, 1970

37. Учебный репертуар для ксилофона. 1 класс ДМШ. / Сост. Мултанова Н. – Киев, 1975 38.

38.Учебный репертуар для ксилофона. 2 класс ДМШ. / Сост. Мултанова Н.. -Киев, 1976 39.

39.Учебный репертуар для ксилофона. 3 класс ДМШ. / Сост. Мултанова Н.. -Киев, 1977 40.

40.Учебный репертуар для ксилофона. 4 класс ДМШ. / Сост. Мултанова Н.. -Киев, 1978 41.

41.Учебный репертуар для ксилофона. 5 класс ДМШ. / Сост. Мултанова Н..-Киев, 1980

42.Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. / Сост. Егорова Т., В. Штейман. - М.,

1985

43. Хрестоматия для ксилофона. / Сост. Блок В., Снегирев В.. - М., 1979 43.Хрестоматия

педагогического репертуара для ударных инструментов. Сост. Егорова Т., Штейман В. - М.,

1973

44.Чайкин Н., Фельдман О. Сборник пьес для ксилофона. - М., 1965

45.Чепей Т. Малая энциклопедия танцевальных ритмов. - Будапешт, 1973

46. Ахунов Е. Этюды для малого барабана /Л., 1983.

47. Галоян Э. Ритмические этюды. Вариации для ударных инструментов

/М., 1977.

48. Егорова Т., Штейнман В. Ритмические этюды /М., 1970.

49. Зегальский Я. 40 этюдов для малого барабана /Варшава, 1970.

50. Зиневич В., Борин В. Курс игры на ударных инструментах, I ч. /Л., 1979.

51. Кнауэр Г. Школа практической игры на малом барабане /Лейпциг, 1975.

52. Купинский К. Школа игры на ударных инструментах /М., 1971.

53.Рубал Р. Школа игры на ударных инструментах /Будапешт, 1958.

54. Сковера В. 70 этюдов для малого барабана /Варшава, 1964.

55.Стайко И. Школа игры на ударных инструментах /Краков, 1966.

56. Тузар И. Этюды для малого барабана /Прага, 1976.

57. Блок В. Снегирев В. Хрестоматия ксилофониста /М., 1979.

58. Пьесы для ксилофона и фортепиано /Сост. А. Селивачев – М., 1972

59. Снегирев В. Школа игры на двухрядном ксилофоне (маримбе).

60. Хрестоматия. Пьесы и произведения крупной формы /Сост. Ю. Уткин – М., 1974.

Купинский К.

61. Этюды для ксилофона (Школа игры на ксилофоне) /М., 1952.

62.

Сковера В. 70 этюдов для барабана. - Польша, 1964

23

63.

Стойко И. Школа игры на ударных инструментах. - Польша, 1970

64 Ванамейкер Д, Карсон Р. (International Drum Rudiments)

65 “Schule fur schaginstrumente”-Editio Musica,Budapest, 1955.

66 G.L.Stone “Stick control” – 1964.

67. Хрестоматия для малого барабана и фортепиано. Cтаршие классы. Спб, Композитор,

1999.

68. Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. Пьесы, ансамбли, упражнения.М, 1991.

69. Хрестоматия для малого барабана и фортепиано в аранжировке. В. Ловецкого. Спб,

Композитор, 1999.

70.П.Чайковский. Баркарола. Спб, Композитор, 2001.

71.Jazz book -1,2, ООО «Синкопа» -2000.

Учебно-вспомогательный репертуар для ксилофона:

1.

1.Кайзер Э. Этюды для скрипки (любое изд.).

2.

2.Келлер Э. Этюды для флейты, II тетр. /М., 195

3.

3.Мазас Ф. Этюды для скрипки, I тетр. /М., 1951.

4.

4.Платонов Н. Этюды для флейты (любое изд.)

5.

5.Снегирев В. Школа игры на двухрядном ксилофоне (маримбе) /М., 1984.

6.

6.Цыбин А. Этюды для флейты (любое изд.)

7.

7.Русские, украинские и белорусские народные песни и пляски в обработке для

балалайки и фортепиано А. Илюхина, М. Кра-сева. - М., 1948

8.

8 Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы.М, 1970.

9.

Волшебная флейта. Пьесы русских и зарубежных композиторов. Спб,

Композитор,2007.

10. 10.Любимые мелодии для скрипки и фортепиано.Спб, Композитор, 2009.

11. 11.А.Шнитке. Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано. Спб, Композитор

2009

12. А. Шнитке. Пьесы. Спб, Композитор 2009

Список рекомендуемой методической литературы

1.

Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Т. 1; 2. 2-е изд. Л., 1971

2.

Арчажникова Л. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и

музыкально-двигательных навыков. Авто-реферат канд. искусствоведения. М., 1971

3.

Барановский П., Юцевич Е. Звуковысотный анализ свободного мелодического

строя. Киев, 1956

4.

Володин А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука

/Музыкальное искусство и наука. Вып. 1. М., 1970. С. 11-38

5.

Гарбузов Н. Зонная природа тембрового слуха. М., 1956

6.

Григорьев В. Некоторые проблемы специфики игрового движения музыканта-

исполнителя /Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск 7, М., 1986. С. 65-81

7.

Грищенко Л. Психология восприятия внимания, памяти. Екатеринбург, 1994

8.

Евтихиев П., Карцева Г. Психолого-педагогические основы работы учащегося над

музыкально-исполнительским образом / Музыкальное воспитание: опыт, проблемы,

персективы. Сб. тр. Тамбов, 1994. С.43-54

9.

Комплексный подход к проблемам музыкального образования. Сб. тр., М., 1986

24

10. Логинова Л. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя.

Теоретические проблемы. М., 1998

11. Маркова Е. Интонационность музыкального искусства. Киев, 1990

12. Paгe Ю. Интонирование мелодии в связи с некоторыми ее элементами. /Труды

кафедры теории музыки. Московская государственная консерватория имени П.И.

Чайковского. М., 1960. Вып. 1. С. 338-355

13. Снегирев В. Методика обучения игре на ударных инструментах. М., 2003

14. Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах. Сб.тр. Вып. 103,

М., 199Галоян Э. Практический курс методики игры на ударных инструментах /М.,

1974.

15. Зиневич В., Борин В. Курс игры на ударных инструментах, II ч. /Л.,

16. Некоторые вопросы воспитания учащихся музыкальных школ. Методическое

пособие для преподавателей. / Ред.-сост. Р. Степанова.-М., 1977

17. Назаров И. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее

совершенствования. - Л., 1969

18. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика.- Ростов н/д, 2002.

19. Мироманов В.И. К вершинам мастерства.- М., 2003.

20. Петрушин В.И. Музыкальная психология.- М., 1997.

21. Григорьев В. Некоторые проблемы специфики игрового движения музыканта –

исполнителя // Вопр. музыкальной педагогики.- М., 1986.- Вып. 7. с. 65-81.

25



В раздел образования