Напоминание

Технологическая карта урока с применением технологии интегрированного обучения "Знаки препинания в БСП"


Автор: Штремпел Елена Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: Сыктывкар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока с применением технологии интегрированного обучения "Знаки препинания в БСП"
Дата публикации: 17.10.2020
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока русского языка с использованием технологии интегрированного обучения на тему

«Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» (9 класс)

Ф.И.О. учителя: Штремпел Елена Александровна

Тип урока по дидактической цели: урок комплексного применения знаний и умений , по способу проведения – сочетание

разных форм занятий.

Тип урока – интегрированный урок русского языка с использованием компьютерных технологий, проводится работа с

опорной картой. Сквозная тема урока – «Утро». Урок вводит учащихся в мир пунктуации, разнообразный и интересный.

Задачей урока

является объединение лексико-грамматического материала вокруг общей темы. Языковой материал

упражнений в целом связан и изучаемой темой. На уроке предпринята попытка заглянуть в творческую лабораторию

писателя (Ивана Тургенева). С целью расширения словарного запаса проведена словарная работа.

Цели урока:

Образовательная: повторить и закрепить знания учащихся по теме «Бессоюзное сложное предложение», связать их с

предметами «литература», «живопись», «музыка».

Развивающая: развивать навык лингвистического анализа произведения, орфографическую и пунктуационную зоркость,

умения давать связный ответ по ответ поопределённой проблеме, развивать познавательный интерес к предмету

«русский язык», навыки коллективной работы учащихся, в сочетании с самостоятельной, воображение, ассоциативное и

логическое мышление, языковое чутьё, чувство красоты языка

Воспитательная: воспитать трудолюбие, аккуратность при работе с планом-картой, повысить ответственность не только за

собственные знания, но и успехи всего коллектива, воспитывать умение слушать и слышать, уважать другое мнение,

способствовать формированию высоконравственной личности, способной на глубокое, искреннее чувство; развивать

интересы к классической литературе, умение наслаждаться красотой художественного слова настоящих мастеров

русской словесности.

В разработке данной темы, использованы разные формы работы: работа с планом-картой, опережающие задания,

вопросы в виде тестов, что является актуальным в ходе подготовки к экзамену, индивидуальная и коллективная работа.

Планируемый результат:

знание учащимися теоретической информации

о бессоюзном сложном предложении,

смысловых отношениях между его частями, умение практически применять знания при работе с текстом.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, сетевой фильтр.

Методическое и дидактическое обеспечение:

1.В.Ф Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М.:Просвещение,

2007. 368 с.

Наглядно-демонстрационный материал: мультимедиа-презентация к уроку/

Понятия, рассматриваемые на уроке: бессоюзное сложное предложение, смысловые отношения между частями БСП.

Технология: урок построен в технологии интегрированного обучения.

Межпредметные связи: литература, музыка, изобразительное искусство.

Домашнее задание: подобрать из газет, журналов и художественной литературы примеры БСП с разными смысловыми

отношениями между частями и записать их в тетрадь.

Этап урока

Слова преподавателя

Деятельность

преподавател

я

Деятельность

обучающихся

Формируемые

УУД

Организацион

ный момент.

Цель

активизация

обучающихся.

Здравствуйте, ребята!

Поприветство

вать

обучающихся,

проверить

их

готовность

к

Поприветствов

ать

преподавателя,

подготовиться

к уроку.

Регулятивные:

уметь

организовать свою

деятельность.

уроку.

Постановка

цели и задач,

мотивация

учебной

деятельности

обучающихся

Цель

мотивировать

обучающихся

на

изучение

темы.

Сегодня мы продолжаем разговор о синтаксисе и

пунктуации. В начале урока хочется привести

слова Константина Георгиевича Паустовского о

красоте и величии русского языка (слайд № 1).

Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в

нашем сознании, чего нельзя было бы передать

русским словом: и звучание музыки, и блеск

красок, и шум садов, и сказочность сновидений, и

тяжёлое громыхание грозы, и детский лепет и

заунывный рокот прибоя, и гнев, и великую

радость, и скорбь утраты, и ликование победы.

Именно в таком духе мы поведём сегодня

разговор.

Великие

русские

поэты,

писатели,

живописцы поделятся с нами многообразными

жизненными впечатлениях об утре. Именно о нём

в разные времена года, о рассвете, о восходе

солнца, о пробуждении природы и людей к

деятельности расскажут нам план-карты, которые

будут для вас путеводителями.

Демонстрируется слайд № 2. Перед вами на

экране картину природы,на которой изображено

утро.

Послушайте

звуки

утреннего

леса

(включено проигрывание звуков природы)

А теперь в своих картах запишите ассоциации к

слову «утро». Учащиеся записывают и

зачитывают свои ответы.

Внимание на доску(демонстрируется слайд №

Создать

эмоциональны

й фон урока,

обеспечить

просмотр

презентации

(

слайд

2).Включить

обучающихся

в обсуждение

темы, целей и

задач

урока,

помочь

при

необходимост

и

направить

их

рассуждения в

нужное русло,

Высказывать

предположени

я,

корректироват

ь свои ответы

контролирова

ть

правильность

записи темы в

Внимательно

слушать

преподавателя,

размышлять

над

целью

и

задачами

урока,

заполнять

план-карты.

Регулятивные:

уметь

формулировать

цели

изадачи

урока,

выдвигать

версии.

Коммуникативные

:

уметь

слушать

других,

уметь

оформлять

свои

мысли,

отстаивать,

аргументируя,

свое мнение.

3).Вашему вниманию предложены 2 текста.

Выразительно прочитаем их.

А) Хороши также летние туманные дни, хотя

охотники их и не любят. В такие дни нельзя

стрелять: птица, выпорхнув у вас из-под ног,

тотчас же исчезает в беловатой мгле

неподвижного тумана. Всё проснулось, всё

молчит. Вы проходите мимо дерева – оно не

шелохнётся: оно нежится. Вы принимаете её за

близкий лес; вы подходите – лес превращается в

высокую грядку полыни на меже. Но вот ветер

слегка шевельнётся – клочок бледно-голубого

неба смутно выступит сквозь редеющий, словно

задымившийся пар, золотисто-жёлтый луч

ворвётся вдруг, заструится длинным потоком,

ударит по полям, упрётся в рощу – вот опять всё

заволоклось.

Б) Хороши также летние туманные дни, хотя

охотники их и не любят. В такие дни нельзя

стрелять, потому что птица, выпорхнув у вас из-

под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле

неподвижного тумана. Всё проснулось, всё

молчит. Вы проходите мимо дерева, а оно не

шелохнётся, так как оно нежится. Вы принимаете

её за близкий лес, вы подходите, а лес

превращается в высокую грядку полыни на

меже. Но вот ветер слегка шевельнётся, и клочок

бледно-голубого неба смутно выступит сквозь

план-карту.

редеющий, словно задымившийся пар, золотисто-

жёлтый луч ворвётся вдруг, заструится длинным

потоком, ударит по полям, упрётся в рощу, и вот

опять всё заволоклось.

Чем эти тексты отличаются друг от друга.

Предполагаемый ответ: Один из текстов глубже,

богаче, лаконичнее. За счёт каких синтаксических

конструкций это происходит? (За счёт большого

количества БСП.)

Вы догадались, чему будет посвящён наш урок.

Давайте вместе сформулируем тему урока и

запишем её в планах-картах. (Записывается на

доске и в план-картахстудентов тема «Знаки

препинания в БСП»). Но о бессоюзных сложным

предложениям мы будем с вами говорить в

рамках одной темы – «Утро».

Какие же цели мы поставим перед собой на

следующий урок?

Актуализация

знаний. Цель

–вспомнить

ранее

изученный

материал.

А что же мы будем называть бессоюзным

сложным предложением? Из скольких частей оно

состоит? От чего зависит постановка того или

иного знака?

Давайте запишем определение этого понятия в

наши карты в задании 2.

Обеспечить

просмотр

слайда № 4,

слушать и при

необходимост

и

корректироват

ь

ответы

Обучающиеся

проговаривают

определение

БСП,

дают

характеристику

знаков,

встречающихся

в

этом

виде

Коммуникативные

: уметь оформлять

свои

мысли,

доказывать,

слушать

одногруппников и

преподавателя.

Регулятивные:уме

студентов,

задавать

наводящие

вопросы.

сложного

предложения.

ть

отбирать

нужную

информацию

из

памяти.

Познавательные:

уметь

анализировать

полученную

от

других

информацию.

Обобщение и

систематизац

ия знаний.

Цель

вспомнить,

какие

смысловые

отношения

бывают

междучастям

БСП, от чего

зависит

постановка

знаков

препинания

между

частями,

подтвердить

Ребята!

Вспомнить,

а

потом

запомнить

постановку знаков между частями

БСП нам

поможет

таблица

в

план-картах.

Давайте

проанализируем ее. На что в первую очередь

надо

обратить

наше

внимание?

Что

нужно

запомнить?

Наш

разговор

продолжается.

В

план-картах

предлагается вашему вниманию одно из лучших

стихотворений о самом раннем времени суток.

Оно так и называется – «Утро». Внимание на

экран. Я попрошу кого-то из вас выразительно

прочитать это стихотворение. А сейчас давайте

заполним пробелы и многоточия в ваших план-

картах.

Молодцы! А теперь обратимся к заданиям после

стихотворения.

Внимательно

прочитаем

задание

1

В

стихотворении выделено слово чуткий.

Каким

Помочь

студентам

научиться

различать

смысловые

отношения

между

частями БСП,

объяснить

связь

между

смысловыми

отношениями

и

соответствую

щим

знаком

препинания.

Продемонстри

ровать

слайд

Слушать

преподавателя.

Анализировать

информацию.

Слушают

чтение

стихотворения,

вставляют

пропущенные

буквы

и

расставляют

знаки

препинания,

выполняют

задания

из

план-карты.

Коммуникативные

:

уметь

вести

диалог,

уметь

доносить

свою

позицию

до

других..

Познавательные:

уметь

анализировать

информацию,

синтезировать

и

применять ее.

Регулятивные:

уметь осознавать,

что

я

знаю

хорошо,

что

удовлетворительн

о, а что не знаю.

знание

правила

выполнением

задания 3.

средством выразительности оно будет? (эпитет)

А теперь мы с вами сосчитаем общее количество

БСП и выберем верный ответ в задании к

стихотворению (правильный ответ – 3).

Перде вами в учебниках схема синтаксического

разбора БСП. В задании к стихотворению № 3

необходимо выполнить синтаксический разбор. Я

приглашаю

наиболее

сильного

студента

выполнить его возле доски.

Вот мы и проанализировали это предложение.

Наш урок продолжается. Сейчас обратимся к

творчеству

Ивана

Сергеевича

Тургенева.

Наверное, мало кто из вас знает, что именно

Тургенев написал слова замечательного русского

романса

«Утро

туманное,

утро

седое…».

Свободное владение всеми языками Европы не

мешало

писателю

быть

непревзойденным

стилистом

в

литературе.

Прослушаем

этот

романсов в исполнении Валентины Пономаревой.

Понравилось ли вам исполнение?

Сейчас на экране вы видите одну из самых

известных картин не менее известного русского

живописца. Назовите его имя (Иван Иванович

Шишкин, картина «Утро в сосновом лесу»). В

ваших план-картах под заданием 4

приведен

текст об этой картине. Прочитаем его. К какому

типу речи относится этот текст? (описание)

Выполним задания, относящиеся к тексту.

6.

Информация

о

домашнем

задании,

инструктаж

по

его

выполнению.

Цель

ознакомить с

домашним

заданием.

Урок подходит к концу. Сегодня мы очень

активно поработали, сумев остаться в одной теме,

ведь своеобразным лейтмотивом нашего урока

было утро.

Давая вам домашнее задание, я попрошу вас

подобрать из газет, журналов, художественной

литературы примеры БСП.

Объявить

о

домашнем

задании,

проинструкти

ровать

студентов.

Слушать

преподавателя

и

спросить,

если

что-то

непонятно

по

домашнему

заданию.

Коммуникативные

:

уметь

спрашивать

по

сути дела.

Рефлексия.

Подведение

итогов

занятия.

Цель-

подвести итог

проделанной

на

уроке

работе,

выставить

аргументиров

анные оценки

Подводим итоги урока. Кто желает сделать

общий вывод по сегодняшнему уроку? Спасибо!

Прослушать

вывод

по

уроку,

скорректирова

ть, если есть

необходимост

ь.

Делать выводы

по уроку.

Личностные

уметь

себя

оценить.

Приложение 1.

План-карта урока

.

Тема урока______________________________________________________________________________________

Утро____________________________________________________________________________________________

1. Сравните тексты.Чем они отличаются друг от друга?

А) Хороши также летние туманные дни, хотя охотники их и не любят. В такие дни нельзя стрелять: птица, выпорхнув у

вас из-под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана. Всё проснулось, всё молчит. Вы проходите

мимо дерева – оно не шелохнётся: оно нежится. Вы принимаете её за близкий лес; вы подходите – лес превращается в

высокую грядку полыни на меже. Но вот ветер слегка шевельнётся – клочок бледно-голубого неба смутно выступит

сквозь редеющий, словно задымившийся пар, золотисто-жёлтый луч ворвётся вдруг, заструится длинным потоком,

ударит по полям, упрётся в рощу – вот опять всё заволоклось.

Б) Хороши также летние туманные дни, хотя охотники их и не любят. В такие дни нельзя стрелять, потому что птица,

выпорхнув у вас из-под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана. Всё проснулось, всё молчит. Вы

проходите мимо дерева, а оно не шелохнётся, так как оно нежится. Вы принимаете её за близкий лес, вы подходите, а

лес превращается в высокую грядку полыни на меже. Но вот ветер слегка шевельнётся, и клочок бледно-голубого неба

смутно выступит сквозь редеющий, словно задымившийся пар, золотисто-жёлтый луч ворвётся вдруг, заструится

длинным потоком, ударит по полям, упрётся в рощу, и вот опять всё заволоклось.

2. БСП (бессоюзное сложное предложение) -

________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

Знаки

Значение

Как проверить

Примеры

,

Одновременность

и

По смыслу

Далеко

за

Доном

последовательность

действий

громоздились тяжелые тучи,

наискось

резали

небо

молнии,

чуть

слышно

погромыхивал гром.

-

1) при противопоставлении

2) в первой части время или

условие

3) во втором предложении

следствие

Союзами а,но

Союзами когда и если

Союзом так что

Мир

строит

война

разрушает.

Совесть потеряешь – другой

не купишь.

Распахнули окна настежь –

запах

сосен

вступил

на

веранду.

:

1) во второй части причина

2)второе

предложение

поясняет первое

3)

второе

предложение

дополняет первое

Союзом потому что

Союзом а именно

Союзом что

Я доверяю любящим: они

великодушны.

Предметы

потеряли

свою

форму:

все

сливалось

в

серую массу.

Я знаю: в вашем сердце есть

гордость и прямая честь.

;

Предложения менее связаны

по

смыслу

и

более

распространены

Внутри

простых

предложений, как правило,

есть запятые

Время стоит еще раннее,

шестой

час

в

начале;

золотистый утренний туман

вьется над проселком, едва

пропуская

только

что

показавшееся солнце; трава

блестит.

3. Иван Никитин. «Утро». Прочитайте стихотворение, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки

препинания.

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам ра…тилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разл…вается.

Дремлет чуткий камыш. Тиш…, безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденеш… плеч…м,— на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

П..тянул ветерок, воду морщит-рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися.

Далеко-далеко колокольчик звенит.

Рыбаки в шалаше пробудилися.

Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут...

А восток всё горит-разгорается.

Птички солнышка ждут, птички песни поют,

И стоит себе лес, улыбается.

Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,

За морями ночлег свой покинуло,

На поля, на луга, на макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло.

Едет пахарь с сохой, едет — песню поёт,

По плечу молодцу всё тяжёлое...

Не боли ты, душа! Отдохни от забот!

Здра…ствуй, солнце да утро весёлое!

Задания к стихотворению «Утро»:

1.Укажите, какое средство выразительности скрывается под словомчуткий?

2. Сколько бессоюзных предложений в этом тексте?

А) 1 Б) 4 В) 3

3. Выполните синтаксический разбор предложения 7 (Куст заденешь плечом…)

4.Иван Иванович Шишкин — один из самых выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века. Невыразимую

любовь к родной природе он перенес на свои полотна, воспевая в каждой картине красоту и величие бескрайних русских

полей и лесов, восхищаясь не только могучими дубравами, но и пестротой обычных полевых цветов(1).

«Утро в сосновом лесу» — одна из самых известных работ замечательного художника. Солнце еще невысоко, оно

золотит верхушки огромных старых деревьев, обещая теплый и ясный день. Несмотря на раннее утро, лесные жители

уже давно проснулись. Вот перед нами семейство самых крупных обитателей чащи — медведица и три медвежонка.

Видно, что они уже успели подкрепиться и теперь весело и беззаботно играют. Медведица внимательно

наблюдает за возней

своих малышей, чутко прислушивается к звукам пробуждающейся природы. Необычное место выбрали для отдыха

бурые хозяева леса. Старая сухая могучая сосна вывернута с корнем разыгравшейся когда-то непогодой. Падая, дерево

ударилось о потемневшую от времени корягу и переломилось пополам. Теперь верхушка лежит на земле, а ствол с

растопыренными в разные стороны замшелыми корнями все еще смотрит, как раскачиваются в небе зеленые головы его

соседок сосен.

1.

Сколько раз осложнено предложение под цифрой 1?

А)2 Б)3 В)1

2. Замените выделенное жирным предложение синонимичным с бессоюзной связью.

3. Найдите во втором абзаце текста перифраз, вспомните его определение.



В раздел образования