Напоминание

Формирование знаний дошкольников о воинской славе России


Автор: Разгуляева Ирина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад 481
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: из опыта работы
Тема: Формирование знаний дошкольников о воинской славе России
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование знаний дошкольников о

воинской славе России

Современно звучат слова А.С. Макаренко «Воспитание детей – самая важная

область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и

граждане мира. Они будут творить историю».

Одной из важнейших задач дошкольного образования является развитие у

детей высоких нравственных качеств, в том числе патриотизма, уважение к своей

истории, к людям, защищавшим отчий край в годы войны. Патриотическое

воспитание направленно на формирование и развитие личности, обладающей

качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять

гражданские обязанности в мирное и военное время.

Формированием

знаний

детей

о

воинской

славе

России,

мы

руководствуемся с нормативными документами:

- Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года.

- Федеральный закон от 13.03.1995 № 32-Ф3 «О днях воинской славы и

памятных датах России» (Принят Государственной думой 10 февраля 1995 года).

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012

№ -273-ФЗ (ст. 3)

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования (в разделе «Общие положения» п.1.6.)

В нашем детском саду мы руководствуемся:

- ООП ДО, на основе примерной программы «Детство»

- вариативная программа «Мы юные Новосибирцы»

Настоящий Федеральный закон от 13.03.1995 № 32-Ф3 «О днях воинской славы

и памятных датах России» устанавливает Дни русского оружия – Дни воинской

славы России в ознаменование славных побед российских войск, которые сыграли

решающую роль в истории России, и памятные даты в истории Отечества,

связанные с важнейшими историческими событиями в жизни государства и

общества.

Военная история нашей страны полна героизма, истинного патриотизма,

насыщена

интересными,

драматическими

событиями,

представлена

удивительными, уникальными личностями.

Все это даёт нам богатейший материал для проведения организованной

образовательной деятельности, праздничных досугов, которые ассоциируются у

детей с идеями благородства и мужественности нашего народа.

Нам необходимо задуматься,

какими методами и способами начинать

формирование патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В этой

связи особое значение приобретает знакомство дошкольников с жизнью страны,

её героями, историческими деятелями, известными людьми, полководцами.

Педагогическими и методическими условиями успешного проведения НОД и

совместной деятельности являются:

формирование исторической памяти подрастающего поколения;

раскрытие значимости Великий Побед;

демонстрация Победы как результата героических усилий единого

многонационального народа России;

опора на местный материал участия в защите Родины местных жителей

и активистов;

опора на семейные архивы детей (фотографии, письма с фронта и т.д.);

использование социокультурных возможностей города при проведении

образовательной деятельности;

использование наглядного материала, фоно и видеозаписей.

проектная деятельность.

При знакомстве детей с героями и защитниками Отечества, нам необходимо

выбирать наиболее понятные для детей объяснения, применять целый комплекс

методов и приёмов, которые стимулировали бы детский интерес, эмоциональное

восприятие, мыслительную активность.

Проводим эту работу с детьми систематически. Используем вот такие формы

работы:

целевые прогулки: по бульвару Победы, по улицам: 9-ой Гвардейской

дивизии,

Связистов.

Содержанием

прогулок

становится

беседа,

рассматривание военной техники, участие в шествии Бессмертного полка.

экскурсии:

на

Монумент

Славы,

в

авиационный

техникум,

в

Мемориальный музейный центр имени Ю.В. Кондратюка. Содержанием

таких экскурсий становиться: беседа воспитателя, рассказ экскурсовода,

возложение цветов к памятнику, минута молчания, смена почётного

караула;

чтение художественной литературы – о защитниках нашей Родины;

разучивание стихов, пословиц, поговорок: «Твои защитники», «Памятник

советскому солдату» Л.Кассиля; «Наша армия», «Мы военные» С.

Маршака; «Родина», «Дозор» З. Александровой; «Мужской разговор» П.

Пелехова; «На заставе» А. Барто и другие.

использование технических средств обучения – слушание музыкальных

произведений о Родине, армии, просмотр фильмов (или фрагментов из

них), слайдов, презентаций, просмотр мультфильмов: «Древняя Русь –

Русь

Былинная»,

«Лебеди

Непрядвы»

(мультфильм

памяти

о

Куликовской битве).

рассматривание фотографий и иллюстраций, вырезок из журналов,

плакатов: «Они сражались за Родину», «Покрышкин – герой Советского

Союза», «Ордена и медали». Рассматривание сопровождаем объяснением

и рассказом воспитателя;

встречи детей с участниками Великой Отечественной войны, ветеранами

труда: «Декада пожилого человека»;

сюжетно – ролевые, спортивные и дидактические игры, на военную

тематику;

художественная деятельность: рисование, лепка, поделки игрушек-

солдатиков, пение песен, чтение стихов, оформление тематической

выставки в книжном уголке. На такой выставке мы вместе с детьми

подбираем художественную литературу, с которой они уже ознакомились

ранее, а также иллюстрации, открытки о жизни воинов нашей армии и

т.д.

Здесь

мы

помещаем

рисунки

детей

по

темам:

«Защитники

Отечества», «Мой дедушка (бабушка) – ветеран». Приглашаем на свою

выставку детей из соседней группы. Это помогает им не только

обменяться впечатлениями и знаниями о материалах тематической

выставки, но и способствует формированию умения и желания общаться

между собой.

В предыдущем выпуске мы создали мини-музей «Воинской доблести и

славы». Значимость нашего мини-музея достаточно высока, так как здесь

дети не только рассматривали книги и репродукции, открытки и карты,

но и знакомились с материалами из «семейного архива», подлинными

предметами: медалями, письмами с фронта, старинными фотографиями,

газетой военного времени.

подготовка и проведение праздничных концертов для ветеранов, детей

войны, тружеников тыла; участие в концерте

«Декада пожилого

человека»; участие в концерте для ветеранов в школе № 129.

Предлагаю

в

нашем

детском

саду,

проведение

конкурса чтецов,

посвящённого воинской славы России.

В работе по ознакомлению детей с окружающим миром значительное место

отводится формированию представлений о воинах Российской Армии. Дети

узнают о мужестве и героизме воинов, об их доброте, о красоте воинских

ритуалов. Стремление к героическому, естественное желание подражать военным

создаёт благоприятные условия для формирования у ребёнка мотива «Хочу быть

таким, как солдат: смелым, сильным, выносливым, ловким».

Какие же представления о защитниках Отечества должны быть у детей

каждой возрастной группы.

Младший возраст. В работе с детьми этого возраста мы опираемся на их

эмоциональность и поэтому стремимся вызвать интерес и чувство симпатии к

российскому солдату. Детям предлагаем для рассматривания иллюстрации к

книгам или репродукции с картин, где представлен выразительный образ

защитника Отечества, например, иллюстрацию художника А. Иткина к книге С.

Баруздина «Шёл по улице солдат», изображающую воина в парадной форме и

репродукцию картины художника А. Кокорекина «Воину – освободителю –

всенародная любовь». При этом просто и понятно рассказываем о солдате, задаём

наводящие вопросы, и замечаем выражение лица солдата (доброе и весёлое), его

форму. Далее знакомим детей с воинами различных родов войск: моряками,

лётчиками, танкистами. Мы обращаем внимание детей на внешние особенности

формы, отличающей воинов друг от друга, рассказываем о том, что моряки

плавают на кораблях. Лётчики водят самолёты. Танкисты управляют танками.

При этом подчёркиваем, что все они - люди сильные, смелые. Для закрепления

представлений о воинах организуем сюжетно - ролевые игры «Моряки»,

«Лётчики» и др.

Средний возраст. Воспитанники средней группы должны не только знать, что

в Российской армии есть солдаты, моряки, лётчики, танкисты, но и иметь

представление о том, что эти сильные, смелые люди защищают нашу Родину.

Читаем рассказы: Л. Кассиля «Про нашу пехоту», «Что могут солдаты?» (из книги

Я. Длуголенского «Не потеряйте знамя»), предлагаем рассмотреть иллюстрации,

изображающие воинов на полосе препятствий. Наша задача – подвести детей к

обобщению: чтобы стать смелыми, сильными, быстрыми, быть готовыми к

защите Родины, солдаты тренируются в беге, прыжках, лазанье. Предлагаем

детям поучиться быть такими же ловкими, быстрыми, как солдаты. На прогулке

или в группе устраиваем «полосу препятствий». В ходе игры поощряем детей,

помогаем им преодолевать неуверенность, будим воображение, напоминая, что

они

будущие

солдаты.

Для

формирования

представлений

о

воинах

пограничниках,

предлагаем

для

рассматривания

картину

Б.Окорокова

«Пограничники».

Суровая северная природа, мужественные лица воинов,

настороженность в их взглядах,

переданные художником, возбуждают у

дошкольников интерес к образу пограничника. Обращаем внимание детей на

особенности пейзажа, форму воинов, на выражение их лиц и позу собаки. Мы

подводим детей к выводу: пограничники с оружием и собакой охраняют границу,

им не страшен сильный ветер и мороз, они закалённые, сильные. Представления

о пограничниках расширяются после чтения стихотворения З. Александровой

«Дозор».

Старший дошкольный возраст. В старшем дошкольном возрасте более полно

и глубоко раскрываем понятие «Российская армия – защитница нашей Родины»,

формируем у детей эмоционально – положительное отношение к воинам, которое

выражалось бы в желании подражать им в ловкости, быстроте, смелости, в

стремлении быть похожими на них. Знакомим дошкольников с особенностями

военной службы в мирное время. И в мирное время есть место подвигу. Основное

внимание обращаем на то, как готовятся воины к защите Родины, какие качества

им для этого необходимы. В группах проходят тематические недели «Защитники

Отечества», «Праздник защитника Отечества», где мы рассказываем о военных

профессиях, о разных родах войск. Дети рассматривают фотографии, плакаты об

армии и военной технике, военную форму – современную и военных времен и

разных эпох, головные уборы разных родов войск, погоны, ордена и медали.

Разговор с детьми будет интересен и результативен, если мы не только овладеет

документальным материалом, но и сумеем передать своим маленьким слушателям

чувства уважения, восхищения героизмом защитников Отечества.

К празднику 23 февраля оформляем стенгазеты «Мой папа в армии служил!».

Дети готовят для пап и дедушек поделки и сувениры, поздравительные открытки.

Особенно большой и яркий след в душе ребенка оставляет праздник «Аты –

баты», который у нас по давней традиции проходит в старших группах с участием

пап, что создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость

от взаимного общения, развивает чувство гордости за своих родителей. Мы

стараемся донести до детей необходимость защиты родных, родной страны от

врагов, важность службы в армии.

Используя разнообразные формы работы, мы знакомим детей с былинными,

сказочными героями, такими как – Илья Муромец и Добрыня Никитич, воины

безмерной силы, стойкости и отваги. С великими русскими полководцами –

Суворовым, Кутузовым, Жуковым и многими другими. К нам приезжал театр

«Родники» с спектаклем «Три богатыря», где дети слушали рассказы, песни о

богатырской силе, маршировали как богатыри.

Особое внимание уделяем

знакомству детей с Великой Отечественной

войной.

Авторы современных образовательных программ выделяют задачу расширения

социальной

компетентности

детей

в

вопросах

общественной

значимости

всенародного праздника Дня Победы. В доступных для детского возраста

границах подчеркивают важность знакомства дошкольников с тем, что война –

это всегда трагедия и горе для людей.

В то же время детям важно учиться восхищаться мужеством и героизмом

народа, защитившего свою Родину, переживать свою сопричастность с далекими

событиями истории, ощущать радость Великой Победы. С детьми проводим

беседы об этом празднике: почему празднуют День Победы? Как он проходит в

Москве и у нас в Новосибирске? О чём говорят в этот день в семье? С детьми

рассматриваем фотографии, иллюстрации, картины о войне и её воинах, о

наградах. Участвуем в мероприятиях, проводимых в нашем детском саду, в

тематическую неделю «День Победы». У детей формируются конкретные

представления о героических защитниках страны в годы ВОВ. Например, читая с

детьми рассказ Л. Кассиля «Сестра» (из книги «Твои защитники») Стремимся к

тому, чтобы дети лучше поняли смысл рассказа, читаем еще раз отрывок, в

котором рассказывается, как бесстрашно действовала медсестра Надя Балашова:

ползла под пулями, подползла, вынула бинт и осторожно начала перевязывать

рану, чтобы не было больно; обхватила раненого рукой и потащила в безопасное

место: «Фашисты по ней стреляют, а она, знай себе, ползёт да раненого тащит.

Маленькая, а сильная. И ничего не боится». И наши девочки всегда выходят на

садовский парад Победы в косынке медсестры с сумкой через плечо.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как

любили, берегли и защищали ее наши предки. С 2016 года наш детский сад

вместе со всей страной участвует во всероссийской акции «Бессмертный полк».

Выстраиваясь от детского сада стройной колонной, дети, родители и педагоги,

держа в руках портреты своих близких, воевавших на самой страшной войне,

шествуют по территории детского сада, по бульвару Победы к памятнику, где

проходит митинг в честь Славной Победы.

На конкретных фактах из жизни старших членов семьи необходимо привить

детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «ненависть к врагу»,

«трудовой подвиг» и т.д.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции,

заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим

историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу

способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных

семейных

связей.

Поэтому

мы

вовлекаем

родителей

в

мероприятия

по

воспитанию у детей патриотических чувств:

- Предлагаем побывать с детьми на Монументе Славе, у памятника

Покрышкина.

- Даем рекомендации, как познакомить ребенка с памятником, на что обратить

внимание, о чем рассказать.

- Оформляем стенды, консультации «Что и как рассказывать детям о героях

Отечества, о войнах, о Дне Победы».

- Предлагаем разучивать стихи, песни, читать книги, просматривать фильмы на

военную тематику.

- Предлагаем сходить или посмотреть по телевидению праздничный парад,

праздничный салют, поучаствовать в массовом празднике нашего города.

- Участие в выставке военной техники (сделанной родителями вместе со

своими детьми).

Как показывает исторический опыт, в ратном деле россияне всегда были в

числе первых. Но вовсе не из-за любви к завоеваниям. Так уж сложилась история

страны

нам

все

время

приходилось

и

приходится

отстаивать

свою

независимость, защищать свое Отечество, родную землю. Поэтому беспримерная

стойкость и мужество – в крови у русских воинов.

Изложенный материал помогает нам сформировать у дошкольников первые

чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю,

уважение традиций. Полученные на тематических занятиях, праздничных и

других мероприятиях знания позволят нам подвести ребёнка к пониманию

неповторимости культуры своего народа и воинской славы России.



В раздел образования