Автор: Хафизова Екатерина Викторовна
Должность: педагог - оганизатор дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО ЦДОД
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ
Раздел: дополнительное образование
Хафизова Е.В.
педагог-организатор
национального
отдела культуры и творчества
МБУДО «ЦДОД «Заречье»
Кировского района г. Казани
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ
ОДАРЕННОСТИ
Тема одаренных и талантливых детей постоянно звучит в средствах
массовой информации. Действительно, ее можно назвать одной из самых
интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Каждый
ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое
позволит ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития.
В Центр дополнительного образования часто приходят дети, которые
мотивированы на овладение художественно-творческой деятельностью, и это
создает условия для плодотворного освоения специальных умений и знаний. Об
огромной роли искусства, творческой фантазии в развитии научного мышления
свидетельствует хотя бы тот поразительный факт, что значительная часть
научно-технических проблем выдвигалась сначала искусством, а уже потом,
часто через столетия и даже тысячелетия, решалась наукой и техникой.
Дополнительное образование представляет каждому ребенку возможность
свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их
освоения,
включения
в
разнообразные
виды
деятельности
с
учетом
индивидуальных
наклонностей.
Каждый
ребенок
–
индивидуальность,
требующая особого подхода. Содействие реализации одаренности чаще всего
требует организации особых условий.
Педагогика дополнительного образования, будучи гибкой, вариативной,
непосредственно откликающейся на интересы и потребности обучающихся,
наиболее полно отвечает этим критериям. Дополнительное образование детей,
основываясь на принципе добровольности, позволяет ребенку познать себя,
свои возможности, сделать индивидуальный выбор сфер деятельности и
общения. Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта
творческой деятельности в интересующей ребенка области практических
действий на пути к мастерству.
Проблема работы выявления и развития одаренности у детей актуальна
и
перспективна
для
системы
дополнительного
образования,
поскольку
одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для
развития дополнительного образования. Создание условий для оптимального
развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий
момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в
отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный
скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений
работы
учреждения
дополнительного
образования.
Дополнительное
образование – составная часть непрерывного образования и естественный
партнер общеобразовательной школы, где на первый план выходит личность
ребёнка, а не учебные программы в своём формализованном виде.
Для
развития
творческого
потенциала
одаренности
обучающихся
предполагается разработка и реализация специальных программ. В эти
программы
включены,
наряду
с
более
сложными
и
дополнительными
материалами,
разработки
по
развитию
творческих
способностей
детей,
коммуникативных, лидерских и иных личностных качеств, способствующих
дальнейшей
социальной
адаптации
одаренных
детей.
Программы
дополнительного образования обязательно учитывают пять основных этапов
творческого акта: исследовательская активность; постановка вопросов и начало
личностного взаимодействия; проявление собственных мыслей (это требует
наличия заинтересованного слушателя); реальное воплощение найденного
решения и стремление к личностной самореализации; профессиональное
творческое самоопределение (данный этап может быть реализован при условии
позитивной оценки и социального признания).
Целью работы в системе дополнительного образования с детьми –
является
развитие
их
творческих
способностей
в
условиях
дифференцированного и индивидуального обучения. Для реализации данной
цели в системе дополнительного образования разработаны специальные
методики решения следующих задач: *знакомство педагогов с научными
данными
о
психологических
особенностях
и
методических
приемах,
эффективных при работе с детьми, через проведение педагогических советов с
приглашением специалистов; обучение на курсах повышения квалификации;
подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для
самообразования,
систематический
обзор
новых
поступлений;
научно-
методическую работу по данному направлению (с последующим обсуждением
и обменом опытом); *выявление одаренных детей на основе итогов конкурсов,
выставок и иных соревновательных мероприятий, достигнутых практических
результатов в основных областях деятельности, диагностических данных,
путём: обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности. В
системе дополнительного образования созданы все условия для успешной
работы
по
развитию
одаренности
у
детей.
1.Создание
и
постоянное
совершенствование методической системы. 2.Взаимодействие педагога с
одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие
способностей, имеет характер помощи, поддержки, является недирективным;
3.Педагог уверен в собственной компетентности и возможности решать
возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия
принимаемых
им
решений
и
одновременно
ощущает
себя
человеком,
заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и
состоятельности;
4.Педагог
стремится
к
интеллектуальному
самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных
знаний,
готов
учиться
у
других
и
заниматься
самообразованием
и
саморазвитием.
Выявление
потенциальной
и
скрытой
одаренности
продиктовано, прежде всего, гуманистическими соображениями, желанием
привлечь
внимание
к
большему
числу
детей.
При
понимании
всей
теоретической сложности доминирующим является стремление не «упустить»
ни одного ребенка, требующего внимания педагога.