Напоминание

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ


Автор: Хафизова Екатерина Викторовна
Должность: педагог - оганизатор дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО ЦДОД
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ
Дата публикации: 15.10.2020
Раздел: дополнительное образование





Назад




Хафизова Е.В.

педагог-организатор

национального

отдела культуры и творчества

МБУДО «ЦДОД «Заречье»

Кировского района г. Казани

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ

ОДАРЕННОСТИ

Тема одаренных и талантливых детей постоянно звучит в средствах

массовой информации. Действительно, ее можно назвать одной из самых

интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Каждый

ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое

позволит ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития.

В Центр дополнительного образования часто приходят дети, которые

мотивированы на овладение художественно-творческой деятельностью, и это

создает условия для плодотворного освоения специальных умений и знаний. Об

огромной роли искусства, творческой фантазии в развитии научного мышления

свидетельствует хотя бы тот поразительный факт, что значительная часть

научно-технических проблем выдвигалась сначала искусством, а уже потом,

часто через столетия и даже тысячелетия, решалась наукой и техникой.

Дополнительное образование представляет каждому ребенку возможность

свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их

освоения,

включения

в

разнообразные

виды

деятельности

с

учетом

индивидуальных

наклонностей.

Каждый

ребенок

индивидуальность,

требующая особого подхода. Содействие реализации одаренности чаще всего

требует организации особых условий.

Педагогика дополнительного образования, будучи гибкой, вариативной,

непосредственно откликающейся на интересы и потребности обучающихся,

наиболее полно отвечает этим критериям. Дополнительное образование детей,

основываясь на принципе добровольности, позволяет ребенку познать себя,

свои возможности, сделать индивидуальный выбор сфер деятельности и

общения. Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта

творческой деятельности в интересующей ребенка области практических

действий на пути к мастерству.

Проблема работы выявления и развития одаренности у детей актуальна

и

перспективна

для

системы

дополнительного

образования,

поскольку

одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для

развития дополнительного образования. Создание условий для оптимального

развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий

момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в

отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный

скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений

работы

учреждения

дополнительного

образования.

Дополнительное

образование – составная часть непрерывного образования и естественный

партнер общеобразовательной школы, где на первый план выходит личность

ребёнка, а не учебные программы в своём формализованном виде.

Для

развития

творческого

потенциала

одаренности

обучающихся

предполагается разработка и реализация специальных программ. В эти

программы

включены,

наряду

с

более

сложными

и

дополнительными

материалами,

разработки

по

развитию

творческих

способностей

детей,

коммуникативных, лидерских и иных личностных качеств, способствующих

дальнейшей

социальной

адаптации

одаренных

детей.

Программы

дополнительного образования обязательно учитывают пять основных этапов

творческого акта: исследовательская активность; постановка вопросов и начало

личностного взаимодействия; проявление собственных мыслей (это требует

наличия заинтересованного слушателя); реальное воплощение найденного

решения и стремление к личностной самореализации; профессиональное

творческое самоопределение (данный этап может быть реализован при условии

позитивной оценки и социального признания).

Целью работы в системе дополнительного образования с детьми –

является

развитие

их

творческих

способностей

в

условиях

дифференцированного и индивидуального обучения. Для реализации данной

цели в системе дополнительного образования разработаны специальные

методики решения следующих задач: *знакомство педагогов с научными

данными

о

психологических

особенностях

и

методических

приемах,

эффективных при работе с детьми, через проведение педагогических советов с

приглашением специалистов; обучение на курсах повышения квалификации;

подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для

самообразования,

систематический

обзор

новых

поступлений;

научно-

методическую работу по данному направлению (с последующим обсуждением

и обменом опытом); *выявление одаренных детей на основе итогов конкурсов,

выставок и иных соревновательных мероприятий, достигнутых практических

результатов в основных областях деятельности, диагностических данных,

путём: обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности. В

системе дополнительного образования созданы все условия для успешной

работы

по

развитию

одаренности

у

детей.

1.Создание

и

постоянное

совершенствование методической системы. 2.Взаимодействие педагога с

одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие

способностей, имеет характер помощи, поддержки, является недирективным;

3.Педагог уверен в собственной компетентности и возможности решать

возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия

принимаемых

им

решений

и

одновременно

ощущает

себя

человеком,

заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и

состоятельности;

4.Педагог

стремится

к

интеллектуальному

самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных

знаний,

готов

учиться

у

других

и

заниматься

самообразованием

и

саморазвитием.

Выявление

потенциальной

и

скрытой

одаренности

продиктовано, прежде всего, гуманистическими соображениями, желанием

привлечь

внимание

к

большему

числу

детей.

При

понимании

всей

теоретической сложности доминирующим является стремление не «упустить»

ни одного ребенка, требующего внимания педагога.



В раздел образования