Напоминание

«Роль родителей в воспитательном и образовательном процессе ДШИ»


Автор: Бельтюкова Ольга Семеновна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ"
Населённый пункт: г. Урай ХМАО-Югры
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Роль родителей в воспитательном и образовательном процессе ДШИ»
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Роль родителей в воспитательном и образовательном процессе ДШИ»

Выполнила:

Бельтюкова Ольга Семеновна

преподаватель

МБУ ДО «ДШИ» г. Урай

Пояснительная записка

В настоящее время перед преподавателями ДШИ стоит проблема

качественной подготовки учеников к восприятию музыкального искусства,

выразительного исполнения музыкальных произведений, к дальнейшему

профессиональному образованию, формированию гармоничной личности.

Главным

направлением

решения

данной

проблемы

является

индивидуализация

музыкального

воспитания

и

обучения

ребенка. Успешность воспитательного процесса во многом зависит от того,

как складываются отношения между преподавателем, обучающимися и

родителями. Основной формой работы школы с родителями являются

родительские собрания.

Закон «Об образовании РФ» признает, что «родители обязаны заложить

основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности

ребенка» [1], а в Уставе школы говорится, что «родители обязаны нести

ответственность

за

уровень

воспитания

своего

ребенка» [2], и способствовать его взрослению.

Одной из задач Концепции развития дополнительного образования

является «создание условий для плодотворного сотрудничества… семей

и… дополнительного

образования» [3]. Поэтому

потребовалось

сформировать

конструктивный

характер

общения

родителей

с

преподавателем и преподавателя с родителями не только с помощью

классных концертов, но и создания целой программы, частью которой

является обсуждение таких тем, как: «Дистанционное обучение», «Трудность

адаптации первоклассников в музыкальной школе», «Пубертатный период в

жизни ребенка и его влияние на мотивацию в обучении», «Эмоциональный

мир ребёнка и сопереживание другим».

Цель: Вооружить

родителей

определенным

минимумом

педагогических знаний, оказать им помощь в организации педагогического

самообразования,

в

выработке

умений

и

навыков

по

музыкальному

воспитанию

детей,

привлечь

их

к

активному

взаимодействию

с

преподавателем.

Задачи:

Практическая

помощь

в

организации

дистанционного

обучения; оказание помощи в адаптации к обучению первоклассников;

оказание помощи в воспитании ребенка в пубертатный период; помощь в

понимании того, как музыка влияет на эмоции ребенка и как развивает

сопереживание

к

другим;

накопление

музыкально-художественных

впечатлений.

Работа с родителями. На каждом собрании проводится анкетирование

представлений родителей по воспитанию и образованию своих детей,

диагностика удовлетворенности родителей прошедшими мероприятиями и

обсуждаются выше названные темы. Собрания проходят в форме бесед и

живого общения друг с другом. В конце обсуждений проводятся концерты

класса, на которых сами родители оценивают своих детей или показывается

видеоролик с концертом детей других школ.

Планируемые результаты: решение этих задач должно привести к

изменению

отношения

родителей

к

обучению и

воспитанию детей, оптимизировать процесс обучения, а также повысить

качество успеваемости и привести к отсутствию отсева без уважительных

причин. Анализ тестов даст понять на сколько родители понимают себя и

своих детей и в каком ключе они влияют на них. Анализ оценочных листов

по

исполнению

музыкальных

произведений

покажет

художественно-

эстетический

вкус

родителей,

что

позволит

внести

преподавателем

корректировки [Приложение 2]. По анализу тестов по удовлетворенности

прошедшими мероприятиями можно увидеть насколько родителям они были

интересны. Анкета №5 [Приложение 2].

Рефлексия преподавателя. Самоанализ по результатам проделанной

работы включает в себя несколько вопросов, по которым преподаватель

сможет понять удалось ли ему донести информацию и заинтересовать

родителей [Приложение 2].

Основная часть

Содержание

Тематический план

Наименование тем

Сроки

Количество

часов

1.

Дистанционное обучение

Октябрь 1

2.

Трудность

адаптации

первоклассников

в

школе

Декабрь 1

3.

Пубертатный период в жизни ребенка и его

влияние на мотивацию в обучении

Март

1

4.

Эмоциональный

мир

ребёнка

и

сопереживание другим

Май

1

Итого за год

4

Собрание I.

Тема «Дистанционное обучение»

Тема обращает внимание на ситуацию в образовательном процессе,

вызванную вирусом Covid-19, когда очное обучение было заменено на

дистанционную форму. В связи с тем, что такая форма обучения вошла в

образовательный процесс ДШИ, появилась необходимость обсудить с

родителями

учащихся условия дистанционного проведения уроков и

выполнения домашнего задания по всем предметам, чтобы при объявлении

карантина можно было перейти на такую форму обучение без каких-либо

трудностей.

Цель:

Вооружить родителей знаниями о дистанционном образовании.

Накопление музыкально-художественных впечатлений.

Вначале собрания родителям раздаются анкеты №1 [Приложение 1]. Затем

обсуждается тема, которая проходит в виде живого общения по таким

проблемам:

1.

Подбор

соответствующей

электронной

техники

и

подключение

интернета;

2.

Ресурс общения, такие как WhatsApp, Viber, Zoom;

3.

Способ проверки домашнего задания по специальности при помощи

видео записи.

В

конце

обсуждения

раздаются

анкеты

№5,

которые

позволят

преподавателю

провести

диагностику

удовлетворенности

родителей

проведенным мероприятием.

Во второй половине мероприятия показывается видео запись с концертом

детей другой школы.

Собрание II.

Тема: «Трудность адаптации первоклассников в школе»

Поступление ребенка в школу требует от него перестройки всех

представлений и отношений с окружающими людьми. Приходя в школу,

попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и

волнуются. Они сталкиваются с многочисленными трудностями и родителям

необходимо понять, что дети приобретают новые знания и им нужна помощь

взрослых.

Цель:

Вооружить

родителей

знаниями

о

специфике

обучения,

о

физиологических и психологических трудностях первоклассников. Оказание

помощи в адаптации к обучению. Накопление музыкально-художественных

впечатлений.

Вначале собрания родителям раздаются анкеты №2 [Приложение 1]. Затем

обсуждается тема, которая проходит в виде живого общения по таким

проблемам:

1.

Специфика обучения в музыкальной школе. Некоторые понятия,

связанные с теоретическим и практическим материалами;

2.

Физиологические и психологические трудности первоклассников;

3.

Построение урока в классе, изучение и закрепление приобретенных

знаний;

4.

Советы по преодолению трудностей и безболезненному включению

ребенка в образовательный процесс.

В

конце

обсуждения

раздаются

анкеты

№5,

которые

позволят

преподавателю

провести

диагностику

удовлетворенности

родителей

проведенным мероприятием.

Во второй половине мероприятия проводится концерт класса, на котором

роль жюри выполняют родители. Им раздаются оценочные листы.

Собрание III.

Тема «Пубертатный период в жизни ребенка и его влияние на

мотивацию в обучении»

В подростковом возрасте у детей происходит гормональная перестройка

всего организма, которая влияет на физиологическое и психологическое

здоровье ребенка. Меняются интересы и взгляды на жизнь. В связи с этим

мотивация к обучению в школе искусств может исчезнуть. Как помочь

ребенку в этот трудный период.

Цель:

Вооружить

родителей

знаниями

о

физиологических

и

психологических переменах ребенка в пубертатный период. Исчезновение

мотивации

в

обучении.

Оказание

помощи.

Накопление

музыкально-

художественных впечатлений.

Вначале собрания родителям раздаются анкеты №3 [Приложение 1]. Затем

обсуждается тема, которая проходит в виде живого общения по таким

проблемам:

1.

Что такое пубертатный период в жизни ребенка? Гормональная

перестройка организма;

2.

Эмоциональная неустойчивость и психологическая уязвимость детей;

3.

Исчезновение мотивации к обучению в школе и отношение родителей

к подросткам;

4.

Советы по преодолению проблемы.

В

конце

обсуждения

раздаются

анкеты

№5,

которые

позволят

преподавателю

провести

диагностику

удовлетворенности

родителей

проведенным мероприятием.

Во второй половине мероприятия показывается видео запись с концертом

детей другой школы.

Собрание IV.

Тема: «Эмоциональный мир ребёнка и сопереживание другим»

Какая польза в обучении ребенка музыке? Стоит ли столько времени,

сил, нервов тратить на занятия детей на музыкальном инструменте? Почему

падает

культура

и

нравственность?

Почему

дети

порой

лишены

сопереживания друг к другу? Влияет ли музыка на чувства человека?

Помогает ли музыка детям развивать свои эмоции?

Цель: Показать влияние обучения ребенка музыке на эмоции, чувства и

нравственное

здоровье.

Накопление

музыкально-художественных

впечатлений.

Вначале собрания родителям раздаются анкеты №4 [Приложение 2]. Затем

обсуждается тема, которая проходит в виде живого общения по таким

проблемам:

1.

Роль эмоций и чувств в жизни человека;

2.

Влияние музыки на эмоциональный мир ребенка и на его нравственное

развитие;

3.

Познание музыки, поддержание к ней интереса и пробуждение чувств;

4.

Примеры

отзывов

родителей,

как

музыка

повлияла

на

их

детей, и отзывов самих

детей

на

то,

как

музыка

воздействовала

на них самих.

В

конце

обсуждения

раздаются

анкеты

№5,

которые

позволят

преподавателю

провести

диагностику

удовлетворенности

родителей

проведенным мероприятием.

Во второй половине мероприятия проводится концерт класса, на котором

роль жюри выполняют родители. Им раздаются оценочные листы.

Список источников

1.

Закон «Об образовании в РФ», 273-ФЗ, Новый, глава 4, статья 44

2.

Устав МБОУДОД «Детская школа искусств» п. 4.18

3.

Концепция развития дополнительного образования детей в РФ

Приложение 1

Анкета №1

1.

Какую

электронную

технику

вы

сможете

использовать

при

дистанционном обучении: компьютер, сотовый телефон, ноутбук?

(Нужное подчеркнуть).

2.

Готовы ли вы контролировать выполнение ребенком домашнего

задания на дистанционном обучении и оказывать ему помощь при

записи результата на видео? Да. Нет.

3.

Нужна ли вам помощь в установке мессенджеров? Да. Нет.

Анкета №2

1.

Трудно ли вам воспитывать своего ребенка? Да. Нет.

2.

В чём проявляется познавательная активность вашего ребёнка?

3.

Наблюдателен ли ваш ребёнок и как это проявляется?

4.

Легко ли он соглашается на ваши просьбы что-то сделать? Да. Нет.

5.

Считаете ли вы, что появившееся желание учиться в музыкальной

школе не пропадет до конца обучения? Да. Нет.

6.

На каком возрастном этапе ваш ребенок может не захотеть учиться?

А) 7-10 лет

Б) 11-13 лет

В) 14-15 лет

Анкета №3

1.

Знаете ли вы, что происходит с детьми в подростковом возрасте? Да.

Нет.

2.

Нужно ли быть другом своему ребенку? Да. Нет.

3.

Как достичь взаимопонимание с подростком?

4.

Интересно ли вашему ребенку учиться в музыкальной школе? Да. Нет.

5.

Вы видите результат игры на инструменте? Да. Нет.

6.

Знаете ли вы причины, по которым желание обучаться в музыкальной

школе может пропасть? Укажите.

Приложение 2

Анкета №4

1.

Зачем вы учите ребенка музыке? (Нужное подчеркнуть)

А) Чтобы умел играть на инструменте;

Б) Для общего развития;

В) Чтобы стал музыкантом;

Г) Чтобы любил музыку.

2. Влияет ли музыка на эмоции? Да. Нет.

3. Музыка помогает развивать в детях эмоциональную сферу? Да. Нет.

4.

Может

ли

музыка

развить

в

детях

терпение,

сдержанность,

сострадание? Да. Нет.

Анкета №5

1.

Вам интересны были предложенные темы для разговора на собраниях?

Да. Нет.

2.

Какие темы вам показались более интересными?

3.

Что полезного для себя вы отметили?

4.

Что узнали нового по воспитанию детей?

5.

Хотели бы вы продолжить обсуждение подобных тем? Да. Нет.

Оценочный лист

Фамилия Имя участника

Класс

Оценка

Рефлексия преподавателя

1.

Охотно ли отвечали родители на вопросы?

2.

Хорошо ли я раскрыла темы?

3.

Удалось ли мне заинтересовать родителей проявлять инициативу в

оказании помощи своим детям?

4.

Достигла ли я своей цели?

5.

О чем мне говорят результаты анкетных данных?



В раздел образования