Автор: Кудрявцева Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Шумерлинская Общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Населённый пункт: город Шумерля Чувашская Республика
Наименование материала: Применение здоровьесберегающих технологий в начальных классах
Тема: Здоровьесберегающие технологи в начальных классах
Раздел: начальное образование
Применение здоровьесберегающих технологий в начальных классах
Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни,
создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического
и духовного здоровья, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику
возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него
необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать
полученные знания в повседневной жизни.
Одна из задач школьной педагогики и психологии – поиск путей эффективного
обучения на занятиях, поиск возможностей использования скрытых резервов умственной
деятельности, повышение самостоятельности.
Моя
многолетняя
педагогическая
практика
показывает,
что
существующая
традиционная методика проведения занятий в классах для детей с ОВЗ не всегда приводит
к успеху. Детям даётся много знаний, понятий, они сильно утомляются, не могут
спокойно высидеть положенное время и, как результат, недостаточное осознание
изученного, переутомление, психическое возбуждение. Нарастает истощаемость и резко
снижается
работоспособность
ребёнка.
У
таких
детей
отмечается
своеобразные
нарушения внимания: слабость концентрации, повышенная отвлекаемость. Нередко
нарушается память. Дети становятся двигательно - расторможенными, неусидчивыми или
вялыми.
Цель коррекционной школы и моей работы – социально-психологическая реабилитация
для последующей интеграции в общество. Каждый школьник должен получить за время
учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.
Технология,
которая
поможет
детям
развиваться,
и
достичь
положительных
результатов, является здоровьесберегающей.
Я на протяжении многих лет работаю с детьми, обучащимися по программе поэтому в
полной мере понимаю необходимость привить этим детям навыки здорового образа
жизни. Подхожу к этому вопросу системно, а для этого использую на своих уроках
элементы здоровьесберегающих технологий.
1. МИКРОКЛИМАТ В КЛАССЕ.
Большое значение имеет микроклимат в классе, ведь ребенок только тогда будет с
удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый
взгляд учителя и его друзья-одноклассники. Очень важен положительный эмоциональный
настрой перед началом урока.
Положительный эмоциональный настрой на уроке снимает страх, создает ситуацию
успеха.
Я использую положительные установки на успех («Я смогу», «У меня все получится» и
др.); помогаю учащимся настроить себя и других на положительную волну ( «Улыбнись
другу», «Улыбнись самому себе»); использую похвалу, («Ты молодец, умничка!»,
«Горжусь вами!», «Вы мне очень помогли»… )
2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ.
Строго соблюдаю режим школьных занятий (продолжительность уроков, учебного дня,
перемен, каникул); правильно организую урок (построение урока с учетом динамики
работоспособности, рациональное использование ТСО, наглядных средств и др.);
обязательно выполняю гигиенические требования, предъявляемые к учебным предметам (
световой, звуковой, воздушный режим, цветовое оформление). Например на уроках
математики с помощью слайдов, созданных в программе PowerPoint, осуществляю
демонстрацию примеров, задач, геометрического материала, а также закрепляем умения и
навыки устного счета. При решении примеров и задач, показ на экране правильного
ответа способствует развитию самоконтроля. На уроках по развитию связной устной речи
по каждой теме находим соответствующий материал в Интернете, рассматриваем
картинки, смотрим видеосюжеты. На уроках чтения показываем слайды к изучаемому
произведению, знакомимся с авторами. На уроках письма во время проведения
орфографической минутки, используем презентации, тренажеры со словарными словами,
зрительные словарные диктанты.
На поддержание интереса и снятие повышенной утомляемости на уроке применяю
различные виды деятельности (работа у доски, с учебником, устно, в тетрадях и п. д.),
использую разнообразные задания. Часто на уроках математики, окружающего мира,
развития речи организую групповую работу и работу в парах, в ходе которой уровень
осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться
вместе. Так учащиеся могут видеть лица друг друга; контролировать свою работу и работу
ребят, работающих с ним в группе; сотрудничать в процессе совместной работы.
Групповая работа, в какой – то мере помогает решить одно из условий организации
здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.
3. НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ.
Детям специальной коррекционной школы очень трудно долгое время сидеть
неподвижно за партой, их отличает гиперактивность, поэтому часто я использую
нестандартные
уроки:
уроки-игры,
уроки-соревнования,
уроки-конкурсы,
уроки-
путешествия, дидактические игры.
Через игру учу детей анализировать, обобщать, сравнивать.
Например, игры:
«Ты – мне, я – тебе». Дети задают друг другу, заранее подготовленные вопросы.
«Кто больше?» (Кто больше назовет фруктов, овощей, деревьев и т.д.)
«Угадай-ка». Задача участников – угадать растение (любой другой предмет) по
описанию.
Применение игровых технологий на уроке в комплексе с другими приемами и
методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета,
помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.
4. ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ.
Ввожу
в
структуру
урока
специальные
валеологические
паузы. Комплекс
упражнений для улучшения мозгового кровообращения, 1 – Исходное положение (и.п.) –
сидя на стуле. 1-2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад 3-4 – голову наклонить
вперед, плечи не поднимать Повторить 4-6 раз. Темп медленный
2 – И.п. – сидя, руки на поясе. 1- поворот головы направо 2 -и.п. 3 -поворот головы
налево. 4 -и.п. Повторить 6 раз. Темп медленный. 3 - И.п. – стоя или сидя, руки на поясе1-
махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2- и.п. 3-4 – то же
правой рукой Повторить 4-6 раз. Темп медленный;для снятия утомления с плечевого
пояса и рук, для снятия утомления с туловища.
Постоянно провожу физкультминутки на уроках. Я стараюсь проводить их с
музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами,
помогающими восстановить оперативную работоспособность.
Время начала физкультминутки выбираю сама, когда значительная часть детей
начинает утомляться. В течение урока проводится одна - две физкультминутки.
Например:
Мы становимся все выше,
Достаем руками крышу,
На два счета поднялись,
Три, четыре – руки вниз.
Мы писали, мы считали,
И тогда мы дружно встали,
Ручками похлопали: Раз, два,
три. Ножками потопали:Раз, два,
три. Сели, встали, встали, сели.
Поднимает руки класс –
Это «раз».
Повернулась голова –
Это «два».
Руки вниз, вперед смотри
–
Это «три».
Руки в стороны пошире
Развернули на «четыре».
У оленя дом большой Он
глядит в свое окошко.
Заяц по полю бежит.
В дверь к нему стучит.
Тук, тук, дверь открой!
Там в лесу охотник злой!
Заяц, заяц, забегай!
Лапу мне свою давай!
И друг друга не задели.Мы
немножко отдохнем И опять
писать начнем.
С
силой
их
к
плечам
прижать –
Это «пять».
Всем ребятам тихо сесть
Это «шесть».
5. ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ ГЛАЗ.
Особое значение имеет контроль за состоянием зрительной функции ребенка. Глаз как
зрительный орган заканчивает свое структурно-функциональное формирование лишь к
11-12 годам. В возрасте 7 лет, то есть к моменту начала школьного обучения, орган зрения
ребенка находится в стадии интенсивного развития. Учебные нагрузки становятся для
многих детей непосильными. Возникает близорукость. Поэтому во время урока я
использую офтальмотренажер. Тренажёр вывешивается на доске выше уровня глаз. На
нем с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен
двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток. Каждая траектория имеет свой
цвет. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание.
Также использую упражнения для глаз:
Широко открыть глаза.
Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду.
Затем перевести глаза до предела вправо, зафиксировав это положение на секунду.
Далее - глаза до предела вниз, зафиксировав на секунду, а затем до упора влево,
также зафиксировав на секунду.
Глаза держать широко открытыми.
(Выполнять упражнение 10 раз в направлении часовой стрелки и столько же раз -
против часовой стрелки.)
«Весёлые человечки». На карточках, которые я показываю детям, схематично
изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер
изображения равен 2см. Дети повторяют движения человечка.
«Пирамидки». Задания: найди глазами две одинаковые пирамидки; сосчитай, сколько
во всех пирамидках колец красных, чёрных, зелёных и т.д.; сколько у пирамидок
колпачков красных, зелёных, жёлтых и т. д.; сколько всего колец у всех пирамидок?
Сколько всего колпачков? Как быстрее сосчитать? Сложи пирамидки друг на друга в две
группы. В первой группе пирамидок в 2 раза больше, чем во второй. Сколько пирамидок
во второй группе? (Меняя варианты заданий, пирамидки можно использовать довольно
часто.)
Учитывается также материал психологического воздействия цвета на ребёнка:
белый – ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему;
чёрный – в небольшой дозе сосредотачивает внимание, в большой – вызывает мрачные
мысли;
красный – возбуждает, раздражает;
голубой
- ухудшает настроение;
зелёный – улучшает настроение, успокаивает;
жёлтый
– тёплый и весёлый, создаёт хорошее настроение.
коричневый – в сочетании с яркими цветами создаёт уют, без сочетания указанных
цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию.
6. ДИНАМИЧЕСКИЕ РАУЗЫ.
Проводимые ежедневно на переменах динамические паузы благотворно влияют на
физическое
состояние
детей.
В
программу
динамических
пауз
включаю
общеразвивающие упражнения, ритмическую гимнастику, подвижные игры. Игры
помогают снять утомление, напряжение детей.
Например, игра "Настроение". Задача: развитие мимических движений и навыков
невербального общения.
Детям предлагается отгадывать настроение одного из игроков по выражению лица.
Игра "Поймай мяч". Задача этой игры - развитие внимания, памяти, приобретение
навыков в бросках и ловле мяча.
Правила игры: дети располагаются по кругу. Водящий находится в центре.
Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч,
если не поймал, то становится на место водящего. Побеждает тот, кто меньше всех был
водящим.
Игра «Нос - ухо - нос». Она направлена на развитие слухового восприятия, быстроты
реакции, координации и произвольности движения. Ведущий говорит: «Указательным
пальцем руки дотроньтесь до носа и скажите при этом – «нос». Но если я скажу,
например, «Лоб», вы должны немедленно дотронуться до лба. Понятно! Начали! Нос - нос
- ухо! Сказав «Ухо», ведущий указывает пальцем на подбородок, и многие непроизвольно
делают то же самое. В конце игры называется самый внимательный игрок, который не
поддался на игровые провокации ведущего.
7. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ЗАДАЧКИ И УПРАЖНЕНИЯ.
Искусству быть здоровыми наших детей нужно учить ежедневно, кропотливо,
повсеместно, поэтому на своих уроках использую здоровьесберегающие задания.
Например, на уроке русского языка:
1. Запиши какие ты знаешь вежливые слова и какие из них связаны со здоровьем.
2. Списывание текста о здоровье.
На математике:
Задача.
Петя съел 8 пирожков, а Вася на 2 меньше. Сколько пирожков съели оба
мальчика?
(дети составляют краткую запись и записывают решение задачи)
– Можно съедать так много пирожков? Почему?
– Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться)
Чтение и развитие речи.
Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.
Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о
здоровом образе жизни, безопасном поведении.
Например:
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не
может быть чистой, её надо кипятить.
Если вода прозрачная, красивая, она чистая?
Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые
вызывают кишечные заболевания.
Окружающий мир.
1. Лекарственные растения твоего края.
- Природа даёт человеку лекарства. Они растут во дворе, в саду, в лесу, в поле. Это
травы, кустарники, деревья. Около 150 видов лекарственных растений признаны научной
медициной. Мы можем собрать гербарий лекарственных растений или вырастить аптеку
на подоконнике. Подорожник, тысячелистник, крапива, шиповник, черёмуха, берёза, дуб,
липа, одуванчик – не перечесть всех природных врачей.
2. К теме «Человек» «Здоровье человека» .
Занимательный
труд
и
рисование: развиваю
мелкую
моторику
рук:
лепим,
вышиваем, рисуем. Использую элементы арт-терапии.
Основная задача арт-терапии с помощью изобразительного искусства научить детей
выражать свои чувства и сформировать у них позитивное мировосприятие. Провожу
упражнения на развитие образного восприятия, воображения:
рисование по точкам (дорисуй, докрась);
волшебные кляксы (назвать, придумать);
рисование в воздухе (повторить).
8. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ.
Через воспитательные мероприятия я тоже формирую у ребят правильное отношение к
здоровому образу жизни. Для этого использую различные формы: это система классных
часов:
« Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.», «Правильное питание», « О
витаминах»,
«Правильная
осанка»,
«Пожарная
безопасность
в
школе
и
дома»,
«Безопасность в доме», «Путешествие в страну «ЗОЖ». ( Приложение 1, разработка
классного часа);
беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках, какие меры
нужно принимать, чтобы не заразиться гриппом и другими простудными заболеваниями.
Например «Понятие о здоровье человека», «Привычки и здоровье». (Приложение №2,
разработка);
классные выставки рисунков на тему «Здоровый образ жизни».
Мои дети очень любят танцевать, мы разучиваем танцы и выступаем на
общешкольных концертах, классных мероприятиях.
Прогулки, экскурсии, походы, где проводим спортивные игры, эстафеты. Тема
наших походов «Изучение родного края», Маршруты: д.Конюхово, д. Мухино, река
Ловать, река Пола.
Каждый год участвуем в «Кроссе наций».
Я третий год веду в классе кружок «Дети. Дорога. Жизнь». Мы изучаем Правила
дорожного движения. На прогулках, экскурсиях, в походах мы применяем эти правила.
Также изучили безопасный маршрут от дома до школы.
Вместе с детьми постоянно подготавливаем программу по профилактике детского
дорожно-транспортного травматизма и выступаем перед учащимися начальных классов.
Участвуем в акциях ГИБДД «Внимание! Дети!», «День без автомобиля». ( Приложение
№3, разработка)
9. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
Вся работа с детьми по охране и укреплению их здоровья проводится в тесном контакте
с семьёй. Работа с родителями в большей степени на- правлена на оказание им помощи в
становлении полноценной здоровой личности ребёнка. Одной из главных ступенек в
сотрудничестве с родителями является классное родительское собрание. В повестку
собрания включала такие темы:
Режим дня в жизни школьника.
Здоровье и гигиена.
Что нужно знать, чтобы не заболеть простудными заболеваниями.
Полезные советы на каждый день.
Компьютер в жизни ребёнка.
Вредные привычки — профилактика в раннем возрасте.
Утомляемость ребёнка и как с ней бороться.
Детская агрессивность. (Приложение №4, разработка)
ВЫВОД:
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволило мне
добиться положительных изменений в состоянии здоровья моих учеников:
1класс - за учебный год переболело простудными заболеваниями около 80%,
конец 4 класса - процент заболевших снизился до 16%.
Кроме
того,
систематическое
применение
вышеперечисленных
элементов
здоровьесберегающих технологий влияет на мотивацию обучения учащихся. Среди моих
учеников нет неуспевающих, в течение 3-х лет обучения прослеживается положительная
динамика обученности, ребята с удовольствием посещают занятия в школе, чувствуют
себя комфортно, активно участвуют не только в жизни класса, но и школы. Это позволяет
сделать вывод о том, что данная работа помогает моих ученикам в дальнейшем успешно
социализироваться в жизни.
В заключение, хочу сказать словами Жан Жака Руссо«Чтобы сделать ребёнка умным
и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».