Напоминание

Организация работы школьной библиотеки в условиях внедрения ФГОС


Автор: Наумова Валентина Гавриловна
Должность: педагог-библиотекарь
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №3"
Населённый пункт: посёлок Чернышевский Мирнинского района Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Организация работы школьной библиотеки в условиях внедрения ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




Итоговая работа по теме «Организация работы школьной библиотеки в условиях внедрения ФГОС»

Перспективный план работы библиотеки МБОУ «СОШ №3» на 2017-2019 гг.

Цель: Создание на базе традиционной школьной библиотеки современной, успешно развивающейся библиотеки с учётом требований ФГОС

Срок реализации: 2017-2019 гг.

Задачи (разделы)

Требования ФГОС

Направление деятельности

Ожидаемый результат

Профессиональное

развитие

Укомплектованность

библиотечными

кадрами. Уровень

квалификации

(соответствие

квалификационным

характеристикам по

должности)

Поиск возможных путей получения

высшего профессионального

образования

Педагог-библиотекарь дистанционно обучается в

высшем учебном заведении на курсах

переподготовки

Непрерывность

профессионального

развития

Использование внутренних и

внешних ресурсов для организации

непрерывного профессионального

развития

Педагог-библиотекарь:

- участвует в работе школьных и районных

методических объединений

- проводит мастер-классы

- посещает семинары

- дистанционно обучается на сайте ИПКРО

Республики Саха (Якутия) по модулю «ФГОС»

- для повышения квалификации использует

ресурс ВЕБИНАРОВ

Уровень

профессионализма

(профессиональные

компетнтности и

компетенции)

качественные

результаты работы

Разработка карты и инструментария

оценки профессиональных

компетенций школьного

библиотекаря

Библиотекарь владеет следующими

компетенциями:

- аналитическими

- информационными

- организаторскими

- программно-проектными

- коммуникативными

- методологическими

- предметными

Происходит изменение роли педагога-

библиотекаря в школе:

- библиотекарь-тьютор

- библиотекарь-консультант

- библиотекарь-андрагог

- библиотекарь-модератор и т.д.

Инновационная

деятельность

Инновационная

деятельность как

фактор развития

личности ученика.

Изучение рынка инноваций.

Инициирование новшеств.

Определение предстоящих

изменений.

Апробация инноваций

Внедрение и использование

инноваций

В библиотеке происходят изменения:

- организационные;

- в технологических процессах;

- в содержании деятельности

Познавательные, интеллектуальные онлайн-игры

и викторины

Формирование

библиотечного фонда

Обеспеченность

УМК на разных

носителях

Освоение новых источников

хранения и распространения

информации: печатные издания,

лазерные диски флеш-карты, аудио-

носители, карта памяти мобильных

устройств

Библиотека оснащена различными УМК:

- учебники, учебные пособия, справочная

литература (печатный вариант)

- электронные учебники, учебные пособия,

справочная литература

- медиатека( включает в себя учебную, учебно-

методическую и программно-методическую

литературу)

Укомплектованность

учебно-

методической и

программно-

методической

литературой

Оформление заказа учебной и

программно-методической

литературы с привлечением средств

Федерального, Регионального

бюджета и субвенций

Оформление подписки на

периодические издания для

учителей-предметников и

администрации школы

Фонд учебно-методической и программно-

методической литературы ежегодно пополняется

и обновляется за счёт:

-заказа учебной и учебно-методической

литературы

-подписки на методические журналы для

педагогов и руководителей школы

-принятия в дар от родителей и общественности

посёлка

Укомплектованность

ЭОР, в том числе

ЭОР, размещенными

в федеральных и

региональных базах;

Создание базы данных ЭОР

школьной библиотеки

Библиотека оснащена медиатекой, которая

включает в себя:

- электронные приложения к учебникам

- электронные формы учебников

- справочную, познавательную, учебную

информацию на лазерных дисках

Укомплектованность

детской

художественной и

популярной

литературой;

справочно-

библиографическим

и изданиями

Поиск новых источников

финансирования для обновления

фондов детской художественной

литературы

Школьная библиотека укомплектована печатными

и электронными информационно-

образовательными ресурсами по всем предметам

учебного плана

Обновлён и пополнен фонд детской

художественной, научно-популярной и

справочной литературы

Укомплектованность

периодическими

изданиями для детей

Оформление подписки на

периодические детские издания.

Мониторинг каталога

периодических изданий ОАО

«Роспечать»

Мониторинг востребованности газет

и журналов среди наших

школьников

В библиотечном фонде имеются следующие

периодические издания:

- познавательные

- досуговые

- развлекательные

Создание библиотечной

среды

Информационно-

знаниевый

потенциал

Формирование информационной

компетентности обучающихся

включающей:

Библиотека реализует программу обучения

школьников информационным технологиям

Учащиеся владеют навыками:

- использования различных способов

информационно-поисковой деятельности

(библиотечно-библиографическая

компетентность);

- умения анализировать и оценивать информацию

(критическое мышление);

- перерабатывать и структурировать текст

(культура чтения);

- умения использовать современные

информационные технологии.

Обеспечение информационной

поддержки образовательного

процесса.

Школьная библиотека:

- обеспечивает комфортное удовлетворение

информационных запросов пользователей

библиотеки.

- позволяет с максимальной полнотой и

наименьшими физическими и временными

затратами удовлетворять информационные

потребности педагогов и учащихся

- обеспечивает реализацию основной

образовательной программы, организацию

образовательного процесса и достижение

планируемых результатов

Культурный и

коммуникативный

потенциалы

Сбор и сохранение документов как

объектов культуры

В образовательной деятельности активно

используется фонд школьной библиотеки.

Книжный фонд является основой

информационных ресурсов библиотеки и

представляет многообразие документов по

разным видам носителей информации.

В библиотеке налажена работа по сбору и

сохранению документов.

Библиотекарь использует в работе электронный

каталог, своевременно вводит в базу данных

новые и выводит старые документы.

Обеспечение доступа к фондам

Пользователи используют:

- библиотечные онлайн- ресурсы: онлайн-

каталоги, сайт, форум и другие

площадки для общения и совместной

деятельности на сайте / в блогах

библиотеки или образовательного учреждения

Социальный

потенциал

Осуществление дистанционного

взаимодействия библиотекаря и

читателя, читателя и читателя

посредством сети

Интернет

- Форум, гостевая страница, «вопрос-ответ», чат и

т.д. на сайте библиотеки или в блоге.

-Используются: электронная почта, Skype,

Fasebook, Twitter

- Контролируемый доступ участников

образовательного процесса к информационным

образовательным ресурсам в сети Интернет

(ограничение доступа к информации, не

совместимой с задачами духовно-нравственного

развития и воспитания обучающихся)

Формирование культуры диалога

Школьная библиотека – это пространство

диалога:

- разных авторов и изданий, разных эпох, разных

народов, разных языков, разных позиций в одной

книге;

- книги и читателя, книги и библиотекаря;

- читателей между собой, библиотекарей друг с

другом;

- библиотекарей и читателей с предметными

элементами библиотечной среды

- библиотечной среды с внешней средой

В библиотечной среде существует уровень

высокой культуры: массовой, технологической и

коммуникативной библиотечной культуры.

Организация открытого доступа к

фондам.

Библиотека обеспечена:

- средствами тиражирования и миниатюризации

документов (микрофиши, лазерные диски,

сетевые электронные документы)

Организация общения

библиотекарей и пользователей и

последних между собой; развитие

социальной ориентации учащихся

Библиотека оснащена:

-современными средствами коммуникации

-современными компьютерами

- содержательным книжным фондом

Эмоционально-

нравственный и

эстетический

потенциал

Создание комфортных условий не

только для работы, но и для

удовольствия

В библиотечной среде возможны:

- новые впечатления от среды;

- предчувствие приключений, тайны;

- чувство уникального;

- чувство возможности выбора;

- чувство новизны и разнообразия

Организация пространства

библиотеки (зонирование)

В библиотечной среде есть:

- место и для серьезной работы, и для отдыха,

развлечения;

- возможность для общения и уединения;

- пространство для коллективных акций,

вызывающих совместные переживания, и

уединенные уголки, где читатель может быть

наедине с книгой, т.е. сочетание публичности

и приватности.

Организация пространства

библиотеки (эстетика)

Библиотечный интерьер:

- отвечает современным требованиям;

-пополняется мебелью, оборудованием,

техническими средствами, отвечающими

соображениям функциональности, простоты и

удобства в эксплуатации.

Образовательный

потенциал

Формирование системного

мышления и навыков

самообразования учащихся

Библиотечная среда:

- оптимальна для самообразования.

- дает целостное представление о системе

отраслей знания путем представления разделов

фонда в открытом доступе и каталогах.

Библиотечные мероприятия способствуют

самообразовательной деятельности

пользователей.

Формирование информационной

культуры личности, в том числе для

образовательной деятельности.

В библиотеке налажена система поиска

документов в библиотечной среде

Библиотечное

обслуживание

Системно -

деятельностный

подход

Формирование метапредметных

результатов

Библиотекарь использует в своей работе

технологии:

- информационно-коммуникационные, в том

числе, библиотечные.

– технологии работы с информацией (развитие

навыков информационной грамотности).

– исследовательские

- диалоговые

- дискуссионные

- проектные

- коммуникативные

- технологию продуктивного чтения.

– технологию развития критического мышления

через чтение и письмо (РКМЧП)

Формирование личностных

результатов:

- основ российской

гражданственности,

идентичности, чувства гордости за

свою Родину, российский народ и

историю России;

Используются средства:

– Создание родословных семей.

– Исторические исследования, клубы.

– Волонтерское движение.

– Громкие чтения произведений патриотической

направленности с использованием читательских

стратегий.

– Сторителлинг

- уважительного отношения к иному

мнению, истории и культуре

других народов

Используются формы работы:

– Открытая трибуна.

– Пресс-конференции.

– Дискуссионные клубы

Развитие мотивов учебной

деятельности и формирование

личностного смысла учения

В школьной библиотеке:

–проводится социомоб.

– читатели сами проектируют пространство

библиотеки.

– используются социальные сети

– создаются персональные среды обучения

(PLE)

Развитие самостоятельности

и личной ответственности за свои

поступки, в том числе в

информационной деятельности, на

основе представлений

о нравственных нормах, социальной

справедливости и

свободе

Библиотека организует:

психологические и деловые игры, например,

направленные на развитие безопасной

деятельности в Интернете

Развитие этических чувств,

доброжелательности и

эмоционально-

нравственной

отзывчивости, понимания и

сопереживания чувствам других

людей

В деятельности библиотеки используются:

- День обмена розами и книгами;

- День библиотечных смайликов;

- День «Спасибо в библиотеке»

- Акции помощи людям с ограниченными

возможностями и т.п.

Формирование установки на

безопасный, здоровый образ

жизни, наличие мотивации

к творческому труду, работе

на результат, бережному от-

ношению к материальным и

духовным ценностям

В библиотеке реализуются направления:

– «Продуктивная» деятельность читателей

(производство тематических видео-

роликов, демотиваторов, плакатов, цифровых

журналов и т.д.).

– «Живые книги»

– Работа цифровой лаборатории

Результат (общий)

Школьная библиотека трансформируется в информационно-библиотечный центр, который обеспечивает:

- информационную поддержку реализации ФГОС

- широкий и устойчивый доступ к любой информации для всех участников образовательного процесса.



В раздел образования