Автор: Наумова Валентина Гавриловна
Должность: педагог-библиотекарь
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №3"
Населённый пункт: посёлок Чернышевский Мирнинского района Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Организация работы школьной библиотеки в условиях внедрения ФГОС
Раздел: среднее образование
Итоговая работа по теме «Организация работы школьной библиотеки в условиях внедрения ФГОС»
Перспективный план работы библиотеки МБОУ «СОШ №3» на 2017-2019 гг.
Цель: Создание на базе традиционной школьной библиотеки современной, успешно развивающейся библиотеки с учётом требований ФГОС
Срок реализации: 2017-2019 гг.
Задачи (разделы)
Требования ФГОС
Направление деятельности
Ожидаемый результат
Профессиональное
развитие
Укомплектованность
библиотечными
кадрами. Уровень
квалификации
(соответствие
квалификационным
характеристикам по
должности)
Поиск возможных путей получения
высшего профессионального
образования
Педагог-библиотекарь дистанционно обучается в
высшем учебном заведении на курсах
переподготовки
Непрерывность
профессионального
развития
Использование внутренних и
внешних ресурсов для организации
непрерывного профессионального
развития
Педагог-библиотекарь:
- участвует в работе школьных и районных
методических объединений
- проводит мастер-классы
- посещает семинары
- дистанционно обучается на сайте ИПКРО
Республики Саха (Якутия) по модулю «ФГОС»
- для повышения квалификации использует
ресурс ВЕБИНАРОВ
Уровень
профессионализма
(профессиональные
компетнтности и
компетенции)
качественные
результаты работы
Разработка карты и инструментария
оценки профессиональных
компетенций школьного
библиотекаря
Библиотекарь владеет следующими
компетенциями:
- аналитическими
- информационными
- организаторскими
- программно-проектными
- коммуникативными
- методологическими
- предметными
Происходит изменение роли педагога-
библиотекаря в школе:
- библиотекарь-тьютор
- библиотекарь-консультант
- библиотекарь-андрагог
- библиотекарь-модератор и т.д.
Инновационная
деятельность
Инновационная
деятельность как
фактор развития
личности ученика.
Изучение рынка инноваций.
Инициирование новшеств.
Определение предстоящих
изменений.
Апробация инноваций
Внедрение и использование
инноваций
В библиотеке происходят изменения:
- организационные;
- в технологических процессах;
- в содержании деятельности
Познавательные, интеллектуальные онлайн-игры
и викторины
Формирование
библиотечного фонда
Обеспеченность
УМК на разных
носителях
Освоение новых источников
хранения и распространения
информации: печатные издания,
лазерные диски флеш-карты, аудио-
носители, карта памяти мобильных
устройств
Библиотека оснащена различными УМК:
- учебники, учебные пособия, справочная
литература (печатный вариант)
- электронные учебники, учебные пособия,
справочная литература
- медиатека( включает в себя учебную, учебно-
методическую и программно-методическую
литературу)
Укомплектованность
учебно-
методической и
программно-
методической
литературой
Оформление заказа учебной и
программно-методической
литературы с привлечением средств
Федерального, Регионального
бюджета и субвенций
Оформление подписки на
периодические издания для
учителей-предметников и
администрации школы
Фонд учебно-методической и программно-
методической литературы ежегодно пополняется
и обновляется за счёт:
-заказа учебной и учебно-методической
литературы
-подписки на методические журналы для
педагогов и руководителей школы
-принятия в дар от родителей и общественности
посёлка
Укомплектованность
ЭОР, в том числе
ЭОР, размещенными
в федеральных и
региональных базах;
Создание базы данных ЭОР
школьной библиотеки
Библиотека оснащена медиатекой, которая
включает в себя:
- электронные приложения к учебникам
- электронные формы учебников
- справочную, познавательную, учебную
информацию на лазерных дисках
Укомплектованность
детской
художественной и
популярной
литературой;
справочно-
библиографическим
и изданиями
Поиск новых источников
финансирования для обновления
фондов детской художественной
литературы
Школьная библиотека укомплектована печатными
и электронными информационно-
образовательными ресурсами по всем предметам
учебного плана
Обновлён и пополнен фонд детской
художественной, научно-популярной и
справочной литературы
Укомплектованность
периодическими
изданиями для детей
Оформление подписки на
периодические детские издания.
Мониторинг каталога
периодических изданий ОАО
«Роспечать»
Мониторинг востребованности газет
и журналов среди наших
школьников
В библиотечном фонде имеются следующие
периодические издания:
- познавательные
- досуговые
- развлекательные
Создание библиотечной
среды
Информационно-
знаниевый
потенциал
Формирование информационной
компетентности обучающихся
включающей:
Библиотека реализует программу обучения
школьников информационным технологиям
Учащиеся владеют навыками:
- использования различных способов
информационно-поисковой деятельности
(библиотечно-библиографическая
компетентность);
- умения анализировать и оценивать информацию
(критическое мышление);
- перерабатывать и структурировать текст
(культура чтения);
- умения использовать современные
информационные технологии.
Обеспечение информационной
поддержки образовательного
процесса.
Школьная библиотека:
- обеспечивает комфортное удовлетворение
информационных запросов пользователей
библиотеки.
- позволяет с максимальной полнотой и
наименьшими физическими и временными
затратами удовлетворять информационные
потребности педагогов и учащихся
- обеспечивает реализацию основной
образовательной программы, организацию
образовательного процесса и достижение
планируемых результатов
Культурный и
коммуникативный
потенциалы
Сбор и сохранение документов как
объектов культуры
В образовательной деятельности активно
используется фонд школьной библиотеки.
Книжный фонд является основой
информационных ресурсов библиотеки и
представляет многообразие документов по
разным видам носителей информации.
В библиотеке налажена работа по сбору и
сохранению документов.
Библиотекарь использует в работе электронный
каталог, своевременно вводит в базу данных
новые и выводит старые документы.
Обеспечение доступа к фондам
Пользователи используют:
- библиотечные онлайн- ресурсы: онлайн-
каталоги, сайт, форум и другие
площадки для общения и совместной
деятельности на сайте / в блогах
библиотеки или образовательного учреждения
Социальный
потенциал
Осуществление дистанционного
взаимодействия библиотекаря и
читателя, читателя и читателя
посредством сети
Интернет
- Форум, гостевая страница, «вопрос-ответ», чат и
т.д. на сайте библиотеки или в блоге.
-Используются: электронная почта, Skype,
Fasebook, Twitter
- Контролируемый доступ участников
образовательного процесса к информационным
образовательным ресурсам в сети Интернет
(ограничение доступа к информации, не
совместимой с задачами духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся)
Формирование культуры диалога
Школьная библиотека – это пространство
диалога:
- разных авторов и изданий, разных эпох, разных
народов, разных языков, разных позиций в одной
книге;
- книги и читателя, книги и библиотекаря;
- читателей между собой, библиотекарей друг с
другом;
- библиотекарей и читателей с предметными
элементами библиотечной среды
- библиотечной среды с внешней средой
В библиотечной среде существует уровень
высокой культуры: массовой, технологической и
коммуникативной библиотечной культуры.
Организация открытого доступа к
фондам.
Библиотека обеспечена:
- средствами тиражирования и миниатюризации
документов (микрофиши, лазерные диски,
сетевые электронные документы)
Организация общения
библиотекарей и пользователей и
последних между собой; развитие
социальной ориентации учащихся
Библиотека оснащена:
-современными средствами коммуникации
-современными компьютерами
- содержательным книжным фондом
Эмоционально-
нравственный и
эстетический
потенциал
Создание комфортных условий не
только для работы, но и для
удовольствия
В библиотечной среде возможны:
- новые впечатления от среды;
- предчувствие приключений, тайны;
- чувство уникального;
- чувство возможности выбора;
- чувство новизны и разнообразия
Организация пространства
библиотеки (зонирование)
В библиотечной среде есть:
- место и для серьезной работы, и для отдыха,
развлечения;
- возможность для общения и уединения;
- пространство для коллективных акций,
вызывающих совместные переживания, и
уединенные уголки, где читатель может быть
наедине с книгой, т.е. сочетание публичности
и приватности.
Организация пространства
библиотеки (эстетика)
Библиотечный интерьер:
- отвечает современным требованиям;
-пополняется мебелью, оборудованием,
техническими средствами, отвечающими
соображениям функциональности, простоты и
удобства в эксплуатации.
Образовательный
потенциал
Формирование системного
мышления и навыков
самообразования учащихся
Библиотечная среда:
- оптимальна для самообразования.
- дает целостное представление о системе
отраслей знания путем представления разделов
фонда в открытом доступе и каталогах.
Библиотечные мероприятия способствуют
самообразовательной деятельности
пользователей.
Формирование информационной
культуры личности, в том числе для
образовательной деятельности.
В библиотеке налажена система поиска
документов в библиотечной среде
Библиотечное
обслуживание
Системно -
деятельностный
подход
Формирование метапредметных
результатов
Библиотекарь использует в своей работе
технологии:
- информационно-коммуникационные, в том
числе, библиотечные.
– технологии работы с информацией (развитие
навыков информационной грамотности).
– исследовательские
- диалоговые
- дискуссионные
- проектные
- коммуникативные
- технологию продуктивного чтения.
– технологию развития критического мышления
через чтение и письмо (РКМЧП)
Формирование личностных
результатов:
- основ российской
гражданственности,
идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и
историю России;
Используются средства:
– Создание родословных семей.
– Исторические исследования, клубы.
– Волонтерское движение.
– Громкие чтения произведений патриотической
направленности с использованием читательских
стратегий.
– Сторителлинг
- уважительного отношения к иному
мнению, истории и культуре
других народов
Используются формы работы:
– Открытая трибуна.
– Пресс-конференции.
– Дискуссионные клубы
Развитие мотивов учебной
деятельности и формирование
личностного смысла учения
В школьной библиотеке:
–проводится социомоб.
– читатели сами проектируют пространство
библиотеки.
– используются социальные сети
– создаются персональные среды обучения
(PLE)
Развитие самостоятельности
и личной ответственности за свои
поступки, в том числе в
информационной деятельности, на
основе представлений
о нравственных нормах, социальной
справедливости и
свободе
Библиотека организует:
психологические и деловые игры, например,
направленные на развитие безопасной
деятельности в Интернете
Развитие этических чувств,
доброжелательности и
эмоционально-
нравственной
отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других
людей
В деятельности библиотеки используются:
- День обмена розами и книгами;
- День библиотечных смайликов;
- День «Спасибо в библиотеке»
- Акции помощи людям с ограниченными
возможностями и т.п.
Формирование установки на
безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе
на результат, бережному от-
ношению к материальным и
духовным ценностям
В библиотеке реализуются направления:
– «Продуктивная» деятельность читателей
(производство тематических видео-
роликов, демотиваторов, плакатов, цифровых
журналов и т.д.).
– «Живые книги»
– Работа цифровой лаборатории
Результат (общий)
Школьная библиотека трансформируется в информационно-библиотечный центр, который обеспечивает:
- информационную поддержку реализации ФГОС
- широкий и устойчивый доступ к любой информации для всех участников образовательного процесса.