Автор: Егорова Любовь Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Коноваловский детский сад
Населённый пункт: село Коновалово Балаганского района Иркутской области
Наименование материала: проект
Тема: "Моё село"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Коноваловский детский сад
Проект
"Село мое родное"
(познавательно – информационный)
Старшая группа
Воспитатель Егорова Любовь Петровна
с.Коновалово
1
Проект "Село мое родное"
«О селе моём любимом будет разговор,
О селе родном и милом, где мы все живём!
Село моё любимое, тебе уж много лет,
Но для меня на свете чудесней края нет!»
Краткая аннотация проекта «Село моё родное».
Глядя на карту села Коновалово, понимаешь, как много в нашей истории
утеряно безвозвратно. Это люди, их судьбы. Всё меньше остаётся тех, кто ещё
помнит историю села. Прошлое уходит в небытие.
Проблема:
Отсутствие у детей достаточных знаний о родном селе в силу
возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста.
Актуальность
проекта: Нравственно-патриотическим
воспитанием
необходимо заниматься с дошкольного возраста. В этот период происходит
формирование духовно-нравственной основы ребенка, начинается процесс
осознания себя в окружающем мире. От того, как она будет сформирована
впервые годы жизни ребенка, во многом зависит всё его последующее
развитие. В этот период начинают развиваться такие черты характера, которые
незримо связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния
- в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке,
играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и
обычаях людей, среди которых он живет. Базовым этапом формирования у
детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта
жизни
в
своём
селе.
Усвоение
принятых
в
нём
норм
поведения,
взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне
начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.
Проект поможет развить у детей уважение к родной семье, родному дому, селу,
Родине.
Объект проекта: село Коновалово.
Цель проекта:
Расширение и углубления знаний дошкольников об
истории нашего села, его достопримечательностях.
Задачи проекта:
- Пополнить знания детей о родном селе.
- Закрепить знание детьми названия села, названия улицы, на которой они
проживают.
2
- Формировать у детей знания о своей семье, детском саде, как неотъемлемой
части малой Родины.
- Познакомить детей с общественными организациями (магазин, почта,
медпункт, школа и др.).
- Познакомить детей с традициями, трудом и бытом селян.
- Воспитывать любовь к родному селу, умение видеть прекрасное, гордиться
им.
- Привлекать родителей воспитанников к сотрудничеству с воспитателями.
- Способствовать укреплению детско-родительских доверительных отношений.
Вид проекта: познавательно- информационный.
Продолжительность: 1 месяц.
Участники: дети, воспитатели, родители
Предполагаемый результат:
- сплочение участников проектной деятельности;
- формирование у воспитанников интереса к истории своего села,
достопримечательностям, природе, к своей семье;
- активное вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в
условиях семьи и детского сада;
- осознание родителями важности гражданско-патриотического воспитания
детей.
Предполагаемый продукт проекта:
-викторина «Село мое родное»
- выставка творческих работ детей
-фотоальбом «Село мое родное»
-презентация «Село мое родное»
Формы реализации проекта:
- Познавательно-игровые занятия
- Целевые прогулки
- Наблюдения
- Беседы
- Продуктивная деятельность
Материалы и оборудование:
Справочная и художественная литература.
Наглядный, иллюстрированный материал (фотографии, слайдовые
презентации, видео).
Интернет – ресурсы.
Мультимедийное оборудование.
Аудио, видео оборудование.
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный (организационный)
2 этап - основной (реализация намеченных планов)
3 этап - заключительный (подведение итогов)
3
1 этап
- Определение целей и задач проекта, его продолжительность;
- Анализ методической и художественной литературы;
- Подбор иллюстративного материала, дидактических пособий, игр;
- Анкетирование родителей по теме;
- Создание в группе предметно-развивающей среды;
2 этап
Работа над реализацией проекта.
Познавательное развитие:
- Рассказ воспитателя об истории развития села.
- Рассматривание фотографий»
- Беседа «Растительный и животный мир нашего района», «Мой адрес»,
«Улица, на которой находится детский сад». Беседа о том, что полезного
сделали люди. Напомнить, что всё сделано руками человека и всё надо беречь.
- Экскурсия по детскому саду (медицинский кабинет, пищеблок, прачечная,
физкультурный и музыкальный залы, по территории вокруг детского сада).
- Наблюдения «Дома вокруг», «Кто приходит в детский сад пешком, а кто
приезжает на автомобиле?», «Общественные места, находящиеся вблизи дома,
детского сада».
Художественно-эстетическое развитие:
- Рисование: «Мой дом».
- Коллективная аппликация «Детский сад в селе».
- Конструирование. «Мой дом», «Наш детский сад», «Дома на нашей улице».
Речевое развитие:
- Знакомство с пословицами о Родине.
- Разучивание стихотворений о Родине.
-
Рассматривание памятника героям, павшим, защищая Родину, фотографий и
иллюстраций.
- Дидактические игры «Где, чей домик?», «Кто живёт в краю родном?»,
«Кто где работает?», «Где люди живут?».
- Составление рассказов «Что интересного я видел по дороге от дома до
детского сада», «Расскажи о своем доме».
- Знакомство с литературным творчеством односельчан (Мартыненко В.Д.,
Липатова Л.А.).
- Чтение детской худ. литературы. Н. Шилов «Домовой», М. Скребцова
«Сердце Матери», «Волшебное слово» В. А. Осеева, «Сказка о родном крае»,
«Моя родина» (Из воспоминаний детства) Пришвин М.М.
4
Социально-коммуникативное развитие:
- Рассматривание тематических альбомов: «Мой село», «Моя семья».
- Сюжетно-ролевые игры «Детский сад», «Семья», «Магазин».
- Дидактические игры.
- Беседы.
Физическое развитие
-Игры с музыкальным сопровождением, гимнастика, п/и игры, народные игры.
Работа с родителями:
Привлечение родителей к участию в создании наглядно-дидактического
материала по теме.
Подбор фотографий для оформления альбома.
Рисование с детьми на тему: «Дома на нашей улице».
Анкетирование «Знаешь ли вы свое село».
Рекомендации родителям:
Провести беседу с детьми о родном селе;
Уточнить название улицы, на которой находится дом;
Посетить достопримечательности села
Почитать детям народные сказки
3 этап
- подведение итогов
- фотоальбом
- презентация проекта «Село мое родное»
- выставка детского и семейного творчества.
5
Приложение
Пальчиковая гимнастика.
Дом.
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы
опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик
тюльпана")
Моя семья
(По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого)
Этот пальчик большой -
Это папа дорогой.
Рядом с папой - наша мама.
Рядом с мамой - брат старшой.
Вслед за ним сестренка -
Милая девчонка.
6
И самый маленький крепыш -
Это славный наш малыш.
Дом
- Молоточком я стучу,
постукивать кулачками друг о друга
- Дом построить я хочу.
соединить кончики пальцев обеих рук
- Строю я высокий дом,
поднять выпрямленные ладони вверх
- Буду жить я в доме том.
похлопать ладонями.
Новый дом.
Строим-строим новый дом.
Нам уютно будет в нем.
Будут в нем окошки,
А вокруг — дорожки.
Строим-строим новый дом,
Дружно в доме заживем!
1–2 строчки — поочередно соединяем кончики пальцев обеих рук, при этом не
прижимая их друг к другу.
3–4 строчки — прижимаем пальцы обеих рук друг к другу, не ломая «домика»,
раздвигаем большие пальцы в стороны, словно раскрываем створки окна и
заглядываем внутрь.
5 строчка — хлопаем в ладоши.
6 строчка — встряхиваем расслабленные кисти рук.
7
Беседа с детьми: «Улица, на которой я живу»
Цель: пробуждать в детях любовь к своему селу, улице на которой они живут,
к своему дому.
Задачи:
• формирование патриотических чувств; расширять представление о родном
селе, в котором живут дети;
• закреплять знание своего домашнего адреса, расширять знания о том, в честь
кого названа та улица, на которой они живут;
• совершенствование речи как беседы общения; помощь детям в построении
высказывания; умении вести диалог с воспитателями и сверстниками;
Материал: презентация «Мое село»
Активизация словаря: жилые, общественные, кирпичный, панельный,
деревянный, магазин, почта, больница.
Ход занятия
Ребята, я сегодня шла на работу и встретила мальчика, который стоял и плакал.
Оказывается, он потерялся, его мама ушла, а он не знает свой домашний адрес.
- А вы знаете свой домашний адрес?
- Как называется улица, на которой ты живёшь?
- Почему она так называется?
- Какие здания есть на вашей улице?
- Какие здания мы называем жилые?
- Какие здания мы называем общественными?
- Какие общественные здания есть на вашей улице?
- Как выглядит дом, в котором ты живёшь?
- Сколько в нём этажей?
- Из чего он сделан? (кирпич, дерево, панели)
- Значит он какой? (кирпичный, панельный, деревянный)
- Что на ней построено?
- В какое время года ваша улица всего красивей? Или она тебе нравится в
любое время?
- Что можете сделать вы, чтобы ваша улица стала чище и красивее?
Ребята, вы так много знаете о своей улице. Давайте мы сейчас с вами
превратимся в птиц и увидим свой город с высоты птичьего полета. Включаю
презентацию «Мое село»
Итог беседы: Давайте любить свой дом, свое село, ведь это наша маленькая
родина.
8
Загадки
В ней живёт простой народ,
Пашет, сеет, хлеб печёт,
Улиц мало даже так,
Что бывает лишь одна!
Ответ: Деревня
***
Местность сельская,
На ней люди проживают,
Подскажи скорей дружок,
Как поселение то называют?
Ответ: Деревней
***
Душистое сено
Собрать мне в стожок
Поможет трёхзубый
Стальной гребешок.
Ответ: Вилы
***
Белый столб стоит на крыше
И растет все выше, выше.
Вот дорос он до небес — и исчез.
Ответ: Дым
***
Сто один брат —
Все в один ряд
Вместе связанные стоят.
Ответ: Забор
***
По тайге,
Где ветер стонет,
Мы шагаем целый день;
На фарфоровых ладонях
Свет несём
9
Для деревень.
Ответ: Линия Высоковольтных Передач
***
Лето придет —
Не глядят на нее,
Зима настает —
Обнимают ее.
Ответ: Печь
Пословицы и поговорки
Нет в мире краше Родины нашей
В своем болоте и лягушка поет
Дома и стены помогают
Человек без родины, что соловей без песни
Береги землю любимую, как мать, родимую.
Всякая птичка своё гнездо бережёт
Своя земля и в горсти мила (раньше, при отъезде из дома было принято
брать с собой горстку родной земли. Считалось, что родная земля
способна оберегать человека от опасностей)
Где родился, там и пригодился
На родной стороне и камушек знаком
Каждому мила своя сторона
Где родной край, там и рай
Родина-мать, умей за нее постоять
За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое
Своя сторона по шерстке гладит, чужая насупротив
Всяк кулик своё болото хвалит.
Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.
Гусь по озеру своему скучает, человека тоска по Родине не покидает.
Земля родная – колыбель золотая.
За горами хорошо песни петь, а жить дома лучше.
Первый парень на деревне, а в деревне один дом.
В каждой деревне свои порядки.
Шуми, деревня: четыре двора, двое ворот, одна труба.
10
Стихотворения
Холмы, перелески,
Луга и поля —
Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей —
Частица великой
Отчизны моей. (Г. Ладонщиков)
Наша Родина!
И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.
Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.
Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда-то взято
И упрочено трудом! (Г. Ладонщиков)
11
Что мы Родиной зовем?
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём. (В. Степанов)
КРАЙ, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЁШЬ
Мы играем возле дома
И зимой, и летом.
Все давным-давно знакомы
В милом доме этом!
Посмотри, как хорош
Дом, в котором ты живёшь!
Слышишь, улица родная,
Нет тебя чудесней!
Мы по улице шагаем
Вместе с нашей песней!
Посмотри, как хорош
Город тот, где ты живёшь!
Нашим самым дружным хором
Песенка поётся.
Дом, и улица, и город
Родиной зовётся!
Посмотри, как хорош
Край, в котором ты живёшь!
12
«Знаете ли вы свое село».
Предлагаем вам ответить на следующие вопросы:
1. Считаете ли вы необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к
истории своего села?
___
2. Знает ли ваш ребёнок названия улиц села?
___
3. Обращаете ли внимание на растительный и животный мир села и района?
___
4. Посещаете ли Вы с ребенком культурные мероприятия в селе, в районе?
___
5. Рассказываете ли Вы ребёнку о героях ВОВ села?
___
6. На ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о культуре,
истории и природе родного села, чтобы ответить на возникшие у ребенка
вопросы?
___
7. Как вы думаете, что могут и должны сделать родители по краеведческому
воспитанию ребенка?
___
Спасибо за сотрудничество!
13
СЕРДЦЕ МАТЕРИ.
Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками —
тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза мать
защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом — от палящего солнца.
Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись
ничего.
Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали
молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их
ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими
ветвями.
Я
—
самое
высокое
дерево
в
лесу».
Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая
молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о
том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались
повалить Березу, но она все-таки стояла.
Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои
объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова
засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она прошелестела своим
детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце.
Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не
перестанет биться в нем никогда.» С этими словами ствол Березы матери
рухнул, не задев при падении ни одной из трех тонкоствольных дочек.
С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле березок
лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредете в лесу на это место,
сядьте отдохнуть на ствол Березы — он удивительно мягкий! А затем закройте
глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем материнское
сердце... М. СКРЕБЦОВА
14
Сказка о родном крае.
Нет человеку ничего дороже места, где он родился, края, где он вырос,
неба, под которым он жил. Да и не только человек — звери и птицы, всё живое
под солнцем тоскует по родной земле.
Давным-давно, когда калмыки жили ещё в Китае, привезли китайскому
императору в подарок необыкновенную птицу. Она так пела, что солнце в
высшей точке неба замедляло свой ход, заслушиваясь её песней.
Приказал император сделать для птицы золотую клетку, постелить ей пух
молодого лебедя, кормить её из императорской кухни. Первого своего
министра император назначил главным по уходу за птицей. Он сказал своему
первому министру:
— Пусть птица здесь чувствует себя так хорошо, как нигде и никогда не
чувствовала. И пусть она услаждает наш слух, жаждущий прекрасного.
Всё было сделано согласно приказу грозного повелителя.
Каждое утро император ждал пения птицы. Но она молчала. «Видимо,
птице, привыкшей к вольному воздуху, душно во дворце», — подумал
император и велел вынести клетку в сад.
Сад императора был единственным в мире по красоте. Могучие деревья
шелестели прозрачно-зелеными резными листьями, живительно благоухали
редчайшие цветы, земля играла всеми своими красками. Но птица по-прежнему
молчала. «Чего же теперь ей недостаёт? — думал император. — Разве ей плохо
у меня? Отчего же она не поёт?»
Император пригласил всех своих мудрецов, чтобы выслушать их высоко
учёные суждения. Одни говорили, что, может быть, птица заболела и лишилась
голоса, другие — что птица не та, третьи — что, вероятно, она вообще не пела.
Самый почтенный столетний мудрец предположил, что воздух, выдыхаемый
людьми, угнетает птицу и поэтому она не поёт. Внимательно выслушав всех,
император повелел вывезти клетку в девственный лес.
Однако и в лесу птица продолжала молчать. Крылья опущены до самого
пола, из глаз катятся жемчужинки слёз.
Тогда император приказал привести пленного мудреца.
«— Если ты нам дашь хороший совет и птица запоёт, получишь свободу»,
— сказал ему император.
Неделю думал пленный мудрец и доложил:
— Возите птицу по стране… Может быть, запоёт. Три года кочевал
император с птицей по своим владениям. Наконец достигли они одного
15
болотца. Вокруг него рос чахлый кустарник, а дальше простирались унылые
жёлтые пески. Смрадные испарения поднимались из болот, роем летела
назойливая мошкара. Повесили клетку на сухую ветвь саксаула. Поставили
караульного, и все легли спать.
Когда загорелась на небе ясная утренняя заря и багрянец её стал
разливаться всё шире и шире, птица вдруг встрепенулась, расправила крылья,
торопливо стала чистить клювом каждое пёрышко.
Заметив
необычайное
поведение
птицы,
караульный
разбудил
императора.
А когда вековечное светило показало свой алый гребень, птица
стремительно взлетела, ударилась о золотые прутья клетки и упала на пол. Она
грустно огляделась вокруг и тихо запела. Сто восемь песен печали пропела она,
а когда начала песню радости, тысячи таких же птиц, как она, слетелись со всех
сторон и подхватили её песню. Показалось людям, что это не птицы поют под
струны лучей восходящего солнца, а поют их души, тоскующие по
прекрасному.
— Вот откуда наша птица, это её родной край, — задумчиво промолвил
император и вспомнил свой несравненный Пекин, где он не был три года.
— Откройте дверцы клетки и выпустите птицу, — повелел он.
И тогда запели все птицы тысячу песен хвалы родному краю, тысячу и
одну песню хвалы свободе.
Вот что значит родная земля и свобода, петь можно лишь там, где ты
обрёл жизнь.
Моя родина (Из воспоминаний детства)
Пришвин М.М.
Мать моя вставала рано, до солнца. Я однажды встал тоже до солнца,
чтобы на заре расставить силки на перепёлок. Мать угостила меня чаем с
молоком. Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и сверху всегда
покрывалось румяной пенкой, а под этой пенкой оно было необыкновенно
вкусное, и чай от него делался прекрасным.
Это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону: я начал вставать
до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. Мало-помалу я к этому
утреннему вставанию так привык, что уже не мог проспать восход солнца.
Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь
животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему
работать.
И часто-часто я думаю: что, если бы мы так для работы своей
поднимались с солнцем! Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости,
жизни и счастья!
После чаю я уходил на охоту за перепёлками, скворцами, соловьями,
кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня ещё не было, да и
теперь ружьё в моей охоте необязательно.
16
Моя охота была и тогда, и теперь — в находках. Нужно было найти в
природе такое, чего я ещё не видел, и может быть, и никто ещё в своей жизни с
этим не встречался...
Хозяйство моё было большое, тропы бесчисленные.
Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая
солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти
охранять — их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоёмы.
В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши
леса, степи, горы.
А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять
родину.
17