Автор: Сафронова Эльвира Салаватовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ №2 г.Надыма"
Населённый пункт: Ямало-ненецкий автономный округ
Наименование материала: Методическая работа
Тема: «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОДБОРА РЕПЕРТУАРА В КЛАССЕ ОБЩЕГО ФОРТЕПИАНО»
Раздел: дополнительное образование
«НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОДБОРА РЕПЕРТУАРА
В КЛАССЕ ОБЩЕГО ФОРТЕПИАНО»
Подготовила:
преподаватель МБУ ДО «ДШИ № 2 г. Надыма»
Сафронова Эльвира Салаватовна
Курс общего фортепиано проходят музыканты практически всех
специальностей: скрипачи, хоровики, духовики, ударники, вокалисты и
другие, в зависимости от учебного плана конкретного учреждения.
И именно здесь прокладываются важные ступени в развитии юного
музыканта,
как
будущего
профессионала,
так
и
любителя
музыки.
Ознакомление с широким кругом музыкальных произведений отечественных
и зарубежных композиторов способствует расширению кругозора учащихся.
А также помогает сформировать навыки чтения нот с листа, умения быстро
ориентироваться
в
музыкальном
тексте,
следовательно
оказывают
благотворное воздействие на исполнительские возможности учащихся и в
классах по специальности.
Практическое освоение этого инструмента является также основой для
успешного изучения курса музыкально-теоретических дисциплин, так как на
уроках сольфеджио и музыкальной литературы демонстрация музыкального
материала проводится исключительно на фортепиано.
А
быстрое
пополнение
репертуара
несложными
новыми
произведениями повышает интерес учащихся к занятиям фортепиано,
стимулирует их самостоятельную деятельность.
Такой вид обучения создает необходимые условия для наблюдения за
учащимся с целью всестороннего изучения и развития его способностей,
личностных качеств, позволяет дифференцировать объем и сложность задач.
1
Предмет
«Общее
фортепиано»
1
предполагает
проведение
индивидуальных занятий. Их основная форма – урок, продолжительностью
40-45 минут один раз в неделю.
В педагогической практике не встречаются одинаковые ученики:
каждый
ученик
требует
применения
индивидуальных
методов
педагогической работы.
С другой стороны, фортепиано – классический предмет, поэтому здесь
чем-то новым удивить сложно. Тем не менее, в настоящее время предмету
«Общему
фортепиано»
стали
придавать
большее
значение.
Стали
проводиться как специализированные конкурсы по этому предмету, так и
отдельные номинации во многих пианистических конкурсах.
Успех выступлений юных музыкантов на публике во многом зависит
от грамотного подбора произведений, то есть профессионального подхода в
деятельности преподавателей. Поэтому задача выбора репертуара, как
фактора воспитания музыкантов, всегда актуальна и имеет первостепенное
значение.
Следовательно, имеет смысл рассмотреть некоторые аспекты подбора
репертуара в классе общего фортепиано.
В традиционной педагогике установлено, что школьный репертуар
должен быть соразмерен с возрастом ребенка. В младшем возрасте это могут
быть небольшие пьесы-действия с текстом. В основе репертуара маленького
музыканта должна лежать эмоционально-ассоциативная связь с миром
образов, знакомых ему. Так, маленькие дети с удовольствием работают над
пьесками-образами
растительного
и
животного
мира,
сказочными
персонажами и т.д. В старшем возрасте восприятие искусства становится
активным процессом, в который входит и эмоциональное переживание, и
работа воображения, и мысленное действование.
Выбранные
произведения
должны
соответствовать
следующим
основным
критериям:
художественная
ценность,
доступность,
педагогическая целесообразность, развивающая направленность и т.д.
1
Ныне в образовательных программах «Музыкальный инструмент. Фортепиано».
2
Составляя репертуарный план ученика любого возраста, необходимо
постоянно поддерживать его заинтересованность в обучении, а также
учитывать
и
черты
характера
ребенка:
его
интеллект,
артистизм,
темперамент, душевные качества, наклонности.
Следует поддерживать стремление ученика играть то или иное
произведение, даже если оно не соответствует уровню его музыкального
развития и техническим возможностям. Если ученик хочет сыграть какое-то
произведение, значит, оно отвечает его психологическому и эмоциональному
состоянию.
Поощрение
самостоятельности
ученика
в
этой
области
пробуждает более живое отношение к занятиям музыкой и работе над
избранным
произведением.
Оно
благоприятствует
развитию
индивидуальности.
Еще один немаловажный фактор: хоть мы и сталкиваемся с одной из
существенных проблем — это недостаточное количество часов для занятий,
отпущенных по программе, — нельзя ни в коем случае ограничиваться
минимальным количеством произведений, т.е. изучать только те, которые
выносятся на зачет. Количеством пройденных пьес ученик нарабатывает
основные навыки, приемы игры на фортепиано, что положительно влияет на
качество исполнения. Также нельзя исключать из репертуара учащихся и
ансамблевое музицирование. С самого первого занятия ученик вовлекается в
активное музицирование совместно с учителем. Он играет простые, но уже
имеющие художественное значение пьесы. Дети сразу же ощущают радость
сопричастности к исполнению музыки, творчеству. Пьесы должны быть
понятны, доступны, способствовать формированию ансамблевых навыков,
развитию творческого воображения.
Итак, можно выделить следующие принципы подбора репертуара в
классе общего фортепиано:
1.
Учет индивидуальных способностей (музыкальный слух, чувство
ритма, музыкальная память и т.д.) и психологических особенностей
(внимание, логическое мышление, реакция, темперамент и т.д.).
3
2.
Соразмерность репертуара и возраста ученика, т.е. следует учитывать
психолого-педагогические
возрастные
особенности
ребенка
(психологические
особенности
познавательной
сферы,
соответствующие данному возрасту). Чем младше ваш ученик, тем
проще и понятней для него должен быть образ музыкального
произведения.
3.
Учет уровня технической подготовки учеников. Выбору репертуара
предшествует
анализ
возможностей
учащегося,
позволяющий
определить, какие виды техники развиты у него в той или иной степени
и насколько легко он поддается обучению тем или иным техническим
приёмам.
4.
Принцип системности, «от простого – к сложному». Темпами освоения
репертуара
руководит
естественное
развитие
ученика,
которое
нежелательно искусственным способом ни торопить, ни тормозить.
Подбирая
музыкальный
материал
по
принципу
постепенного
усложнения,
создаются
условия
для
параллельного
развития
и
исполнительской техники учащегося, и его музыкального мышления.
Рост музыкального развития и овладение пианистическими навыками
дают возможность постепенно раздвигать границы репертуара.
5.
Принцип предоставления свободы выбора. Педагог должен всегда
учитывать музыкальные интересы, вкусы ребенка. При подборе
репертуара необходимо «вглядываться в лицо» ученика, вслушиваться
в
его
реакцию,
вопросы,
замечания.
Правильно
составленный
репертуар развивает музыкальное мышление учащегося, побуждает его
к творческим поискам, развивает в ученике самостоятельность.
6.
Принцип разнообразия в репертуаре. Выбранный репертуар должен
соответствовать существующим программным требованиям по отбору
музыкального
материала.
К
ним
относятся:
полифонические
произведения,
произведения
крупной
формы,
этюды,
пьесы
виртуозного плана, пьесы кантиленного характера. Каждый из этих
типов произведений должен быть представлен по возможности
4
разнообразно, знакомя ученика с важнейшими стилями, жанрами,
формами, с творчеством наиболее значительных композиторов. Важно
хотя бы несколько сочинений пройти в порядке ознакомления.
Желательно, чтобы это были не только фортепианные пьесы, но и
различные народные песни, романсы классиков, переложения оперной,
симфонической и камерной литературы и т.д.
7.
Выбор
репертуара
с
перспективой
дальнейших
концертных
выступлений. При составлении репертуарных планов надо продумать -
что будет исполняться на зачетах, экзаменах, классных вечерах или
других мероприятиях. Так как эти произведения необходимо довести
до возможной степени законченности, то они не должны быть очень
трудными для ученика. Вместе с тем во время публичного исполнения
желательно как можно полнее отчитаться в той работе, которая была
проделана за предшествующий период. Необходимо вводить в план
сочинения, которые помогли бы возможно ярче и скорее «раскрыть»
ученика, развить все лучшие задатки его натуры. Поэтому надо так
подобрать программу для выступления, чтобы показать ученика
разнообразно и выявить его достижения.
Все
это
обязательно
должно
фиксироваться
и
отображаться
в
индивидуальном плане учащегося.
Таким образом, курс общего фортепиано специфичен, требует от
современного преподавателя очень глубоких знаний детской и возрастной
психологии, а также интуиции и просто человеческого отношения. А умело
составленный репертуар – важнейший фактор воспитания учащихся в классе
общего фортепиано. Широкое ознакомление с музыкой разных времен и
стилей,
выбор
произведений
в
соответствии
с
поставленными
педагогическими
целями и задачами,
индивидуальная направленность
репертуара, тщательное прочтение нотного текста, а также всем известные
принципы последовательности и постепенности, соответствия репертуара
техническому и художественному уровню учащегося – вот главные задачи и
залог успешной работы музыканта- преподавателя.
5