Напоминание

«ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНТРОВ ПО НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ГРУППАХ ДОУ»


Авторы: Трамбаева Татьяна Викторовна, Зотова Елена Николаевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ №31
Населённый пункт: г. Ленинск - Кузнецкий
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: «ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНТРОВ ПО НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ГРУППАХ ДОУ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №31»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНТРОВ ПО НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ

ВОСПИТАНИЮ В ГРУППАХ ДОУ»

Выполнили: воспитатели

Зотова Е.Н.; Трамбаева Т.В.

2020

Важной психолого-педагогической проблемой сегодняшнего дня является

патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Уже с детства человек должен

любить свою Родину, гордиться своей национальной принадлежностью, знать родной

язык, любить родной край, увлекаться его культурой и историей. Ведь если все лучшее

заложить в дошкольном возрасте, который является наиболее сензитивным периодом для

воспитания высоких социально-нравственных чувств и качеств детей, для которых

характерны

податливость,

известная

внушаемость,

доверчивость,

склонность

к

подражанию и огромный авторитет взрослого, это останется с ними на всю жизнь.

Особенности

воспитания патриотизма у

старших

дошкольников –

это

воспитание положительного отношения детей к истории и современности родного края, к

людям, его населяющим, его культуре и традициям, к своей Родине.

Достижение высокого уровня в воспитании у детей патриотизма становится

возможным и наиболее качественным при создании определенных системообразующих

условий.

1. Готовность самого педагога к патриотическому воспитанию старших

дошкольников. Переход на новый уровень понимания необходимости приобретения

теоретических знаний, практических умений, способности к моделированию единой

системы

блочно-тематического

планирования,

отражающей

последовательность

и

постепенность

введения

детей

в

многообразный,

многогранный

и

многоликий

окружающий мир с направленностью на формирование целостного образа своего родного

края.

2.

Воспитание

у

старших

дошкольников

патриотизма

должно

быть

повседневным делом, естественным образом вплетаться в ткань педагогического

процесса.

3. Ознакомление с родным краем, его достопримечательностями должно

происходить в доступных формах (наблюдение, экскурсия, игра, труд и т. д.) с

применением различных видов предметно-практической деятельности (художественный

труд, труд в природе, исследование, поиск, моделирование, сочинительство, игра,

конструирование и т.д.), что обеспечит полноту восприятия окружающего мира, поможет

ребенку осознать свое место в нем.

4. Подаваемые знания из многообразия самых ярких и типичных явлений,

фактов, событий должны быть доступны для восприятия и понимания ребенком.

Подобный подход позволит приблизить дошкольника к реальной жизни, показать

созидательные преобразования в родных местах, в стране в целом, ее мощь и силу в лице

тружеников в разных сферах жизнедеятельности, мирной армии – защитницы границ

родного Отечества, самобытность национальной культуры.

5. Осуществление логической последовательности этапов работы:

-

передача

детям

знаний

о

родном

крае

в

деятельностном

ключе

(взаимодействие взрослого и ребенка, сотрудничество и партнерство в разных видах и

формах работы);

- формирование у детей на основе приобретенных знаний отношения к

воспринимаемой окружающей действительности: интереса, живого эмоционального

отклика,

эмоционально-положительного

отношения

к

внешнему

миру;

активной

включенности

в

доступные

события,

традиции,

праздники,

в

созидательную

продуктивную деятельность;

- организация доступной возрасту деятельности с усилением патриотической

направленности (экскурсии, занятия, игры, труд, чтение, музыка, изобразительное

творчество, праздники, досуги, развлечения и т.д.).

6. Непрерывное накопление и обогащение социального опыта жизни в своем

родном крае, как формирование базового этапа воспитания у детей патриотизма.

7. Налаживание диалога ребенка с культурным наследием прошлого и

настоящего родного края, что позволит сделать воспитательно-образовательный процесс в

дошкольном учреждении более эффективным и продуктивным, создаст необходимый

эмоциональный фон, будет способствовать лучшему, наиболее осмысленному усвоению

материала.

8. Тесное сотрудничество с семьей.

От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, что поразило его

воображение, какие уроки извлек он из рассказов о событиях современности и

историческом прошлом страны, зависит и становление личности гражданина. Вот почему

нужно помогать ребенку открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины.

Важно, чтобы у ребенка проявлялась гражданственность в чувствах, в сознании, в

поведении.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕНТРОВ ПО НРАВСТВЕННО –

ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ:

Младший дошкольный возраст

Цель работы в младшем дошкольном возрасте — ознакомление детей с

ближайшим окружением.

1. В уголке размещен материал по социально-нравственному воспитанию:

• взрослые люди — родовые характеристики, профессии, действия, внешний

вид — иллюстрации, тематические папки, дидактические игры;

• семья — подбор иллюстраций, тематических папок, изображающих

семью, членов семьи в отдельности;показывающих взаимоотношение членов

семьи — заботливое отношение, совместные действия, семейный фотоальбом группы;

• дом, в котором ты живёшь, - фотографии, иллюстрации архитектурных

строений, различающихся по размеру, внешнему виду, материалу, назначению;

• ребенок и сверстники – подбор иллюстраций, тематические папки о детях —

девочки, мальчики, игры детей, дети в разных ситуациях, дети трудятся, занимаются;

• эмоциональные состояния - тематические папки, иллюстрации, показывающие

различные эмоциональные состояния взрослых и детей;

• поведение детей – тематические папки, иллюстрации, дидактические игры,

книги,

рассказывающие

о

правилах

поведения

детей

в

общественных

местах,

иллюстрации по типу «хорошо - плохо», «так можно делать, а так — нельзя», этикет.

2. Материал для знакомства детей «малой родиной» (детским садом,

ближайшими улицами, городом) - фотоматериалы, иллюстрации, подбор

открыток, альбомов, тематических папок, различные макеты – группы, детского сада,

улицы или микрорайона, на котором расположен сад.

3. Материалы по приобщению детей к истокам русской народной культуры —

предметы старины, русские игрушки (различные куклы - закрутки из соломы, ткани

разных видов, ниток, кожи и т д.: куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы

народного

декоративно-прикладного

искусства

(матрёшки,

дымковские

игрушки,

городецкая роспись, гжель, хохлома, вышивка, работа по дереву и пр., куклы в

национальных костюмах.

4. Художественная литература по фольклору (песенки, потешки, сказки).

Средний дошкольный возраст

Работа

ведется

по

направлениям:

семья,

мой

детский

сад,

мой

город,

достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской культуры.

1. В уголке пополняется материал по социально - нравственному воспитанию:семейные

праздники

и

традиции,

художественная

литература нравственной

тематики (см.

требования к оформлению уголка в младших группах).

2. Материал для знакомства детей с «малой родиной» — детским садом,

близлежащими улицами, городом, знаменитыми жителями,природой, транспортом,

архитектурой, профессиями. Сравнение понятий «город — село». Это могут быть

фотоматериалы, иллюстрации, альбомы, набор открыток, тематических папок, различные

макеты — группы, детского сада, улицы или микрорайона, в котором расположен детский

сад. Могут быть представлены материалы об истории города.

3. Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры —предметы

старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства,

различные макеты (крестьянской избы, комнаты-горницы, крестьянского подворья, куклы

в национальных костюмах, дидактические игры по теме.

4. Художественная литература по фольклору — сказки, песенки, пословицы, поговорки и

т. д.

5. Элементы государственной символики — флаг, герб.

6. Элементы краевой символики — флаг, герб.

7. Материал для ознакомления с защитниками Отечества - подбор

иллюстраций, тематические папки.

Старший дошкольный возраст

Основные направления работы - краеведение, ознакомление с родной страной,

Алтайским

краем,

государственной

символикой,

историческим

прошлым

России, организация жизни детей по народному календарю.

1. Моя семья — семейные фотоальбомы, самодельные книги на тему

«Герб моей семьи», «Генеалогическое дерево».

2. Мой город – улицы, памятники, театры, музеи, парки, улицы, знаменитые

люди и т. д.

3. Родной край — иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на

темы «История

возникновения

края», «Знаменитые

земляки», «В

годы

Великой

Отечественной

войны», «Наше

духовное

наследие», «Достопримечательности», «Архитектура», «Спорт», подбор стихов о крае,

карта края, символика края (флаг, герб). Макеты (микрорайон, улица, архитектурные

сооружения станицы).

4. Родная страна — карта России

(хорошо, если это будет детская карта России, которая содержит необходимый

материал, рассказывающий о городах России (столица Родины, символика городов, чем

знамениты, главные достопримечательности); природные зоны нашей страны, народы,

населяющие страну, промышленность и сельское хозяйство); символика (герб, флаг, гимн,

портрет президента). Различные макеты (достопримечательности городов, архитектура и т

п.).

5. Защитники Отечества — иллюстрации, тематические папки на тему

«Наши

предки

славяне», «Богатыри

земли

русской», «Великая

Отечественная

война», «Война

1812

года», «Российская

армия».

Фотоматериал «Памятники

воинской

славы».

Художественная

литература

и

дидактические игры по теме,макеты (древняя крепость, военная техника и т. п.).

6. Приобщение к истокам русской народной культуры — иллюстрации и

тематические

папки

по

темам «Как

жили

люди

на

Руси», «Предметы

старины»,«Из

истории

русского

народного

костюма», «Народные

праздники

и

гулянья», «Народный календарь»; предметы старины, русские игрушки, предметы

народного

декоративно-прикладного

искусства,

различные

макеты,

куклы

в

национальных костюмах, дидактические игры по теме.

7. Духовно-нравственное воспитание — материал, дающий детям перво

начальное

представление

о

православии

(это

может

быть

подборка

иллюстраций с изображением храмов и их архитектурных особенностей, подбор открыток

на тему «Русская икона», макет храма, детская Библия).

8. Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания).

9. Великие соотечественники - портреты, художественная литература,

рассказывающая о великих соотечественниках, прославивших Россию.

10. Наша планета Земля — глобус, детская карта мира. Художественная

литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей

в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или

иной страны.



В раздел образования