Авторы: Трамбаева Татьяна Викторовна, Зотова Елена Николаевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ №31
Населённый пункт: г. Ленинск - Кузнецкий
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: «ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНТРОВ ПО НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ГРУППАХ ДОУ»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №31»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНТРОВ ПО НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ
ВОСПИТАНИЮ В ГРУППАХ ДОУ»
Выполнили: воспитатели
Зотова Е.Н.; Трамбаева Т.В.
2020
Важной психолого-педагогической проблемой сегодняшнего дня является
патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Уже с детства человек должен
любить свою Родину, гордиться своей национальной принадлежностью, знать родной
язык, любить родной край, увлекаться его культурой и историей. Ведь если все лучшее
заложить в дошкольном возрасте, который является наиболее сензитивным периодом для
воспитания высоких социально-нравственных чувств и качеств детей, для которых
характерны
податливость,
известная
внушаемость,
доверчивость,
склонность
к
подражанию и огромный авторитет взрослого, это останется с ними на всю жизнь.
Особенности
воспитания патриотизма у
старших
дошкольников –
это
воспитание положительного отношения детей к истории и современности родного края, к
людям, его населяющим, его культуре и традициям, к своей Родине.
Достижение высокого уровня в воспитании у детей патриотизма становится
возможным и наиболее качественным при создании определенных системообразующих
условий.
1. Готовность самого педагога к патриотическому воспитанию старших
дошкольников. Переход на новый уровень понимания необходимости приобретения
теоретических знаний, практических умений, способности к моделированию единой
системы
блочно-тематического
планирования,
отражающей
последовательность
и
постепенность
введения
детей
в
многообразный,
многогранный
и
многоликий
окружающий мир с направленностью на формирование целостного образа своего родного
края.
2.
Воспитание
у
старших
дошкольников
патриотизма
должно
быть
повседневным делом, естественным образом вплетаться в ткань педагогического
процесса.
3. Ознакомление с родным краем, его достопримечательностями должно
происходить в доступных формах (наблюдение, экскурсия, игра, труд и т. д.) с
применением различных видов предметно-практической деятельности (художественный
труд, труд в природе, исследование, поиск, моделирование, сочинительство, игра,
конструирование и т.д.), что обеспечит полноту восприятия окружающего мира, поможет
ребенку осознать свое место в нем.
4. Подаваемые знания из многообразия самых ярких и типичных явлений,
фактов, событий должны быть доступны для восприятия и понимания ребенком.
Подобный подход позволит приблизить дошкольника к реальной жизни, показать
созидательные преобразования в родных местах, в стране в целом, ее мощь и силу в лице
тружеников в разных сферах жизнедеятельности, мирной армии – защитницы границ
родного Отечества, самобытность национальной культуры.
5. Осуществление логической последовательности этапов работы:
-
передача
детям
знаний
о
родном
крае
в
деятельностном
ключе
(взаимодействие взрослого и ребенка, сотрудничество и партнерство в разных видах и
формах работы);
- формирование у детей на основе приобретенных знаний отношения к
воспринимаемой окружающей действительности: интереса, живого эмоционального
отклика,
эмоционально-положительного
отношения
к
внешнему
миру;
активной
включенности
в
доступные
события,
традиции,
праздники,
в
созидательную
продуктивную деятельность;
- организация доступной возрасту деятельности с усилением патриотической
направленности (экскурсии, занятия, игры, труд, чтение, музыка, изобразительное
творчество, праздники, досуги, развлечения и т.д.).
6. Непрерывное накопление и обогащение социального опыта жизни в своем
родном крае, как формирование базового этапа воспитания у детей патриотизма.
7. Налаживание диалога ребенка с культурным наследием прошлого и
настоящего родного края, что позволит сделать воспитательно-образовательный процесс в
дошкольном учреждении более эффективным и продуктивным, создаст необходимый
эмоциональный фон, будет способствовать лучшему, наиболее осмысленному усвоению
материала.
8. Тесное сотрудничество с семьей.
От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, что поразило его
воображение, какие уроки извлек он из рассказов о событиях современности и
историческом прошлом страны, зависит и становление личности гражданина. Вот почему
нужно помогать ребенку открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины.
Важно, чтобы у ребенка проявлялась гражданственность в чувствах, в сознании, в
поведении.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕНТРОВ ПО НРАВСТВЕННО –
ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ:
Младший дошкольный возраст
Цель работы в младшем дошкольном возрасте — ознакомление детей с
ближайшим окружением.
1. В уголке размещен материал по социально-нравственному воспитанию:
• взрослые люди — родовые характеристики, профессии, действия, внешний
вид — иллюстрации, тематические папки, дидактические игры;
• семья — подбор иллюстраций, тематических папок, изображающих
семью, членов семьи в отдельности;показывающих взаимоотношение членов
семьи — заботливое отношение, совместные действия, семейный фотоальбом группы;
• дом, в котором ты живёшь, - фотографии, иллюстрации архитектурных
строений, различающихся по размеру, внешнему виду, материалу, назначению;
• ребенок и сверстники – подбор иллюстраций, тематические папки о детях —
девочки, мальчики, игры детей, дети в разных ситуациях, дети трудятся, занимаются;
• эмоциональные состояния - тематические папки, иллюстрации, показывающие
различные эмоциональные состояния взрослых и детей;
• поведение детей – тематические папки, иллюстрации, дидактические игры,
книги,
рассказывающие
о
правилах
поведения
детей
в
общественных
местах,
иллюстрации по типу «хорошо - плохо», «так можно делать, а так — нельзя», этикет.
2. Материал для знакомства детей «малой родиной» (детским садом,
ближайшими улицами, городом) - фотоматериалы, иллюстрации, подбор
открыток, альбомов, тематических папок, различные макеты – группы, детского сада,
улицы или микрорайона, на котором расположен сад.
3. Материалы по приобщению детей к истокам русской народной культуры —
предметы старины, русские игрушки (различные куклы - закрутки из соломы, ткани
разных видов, ниток, кожи и т д.: куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы
народного
декоративно-прикладного
искусства
(матрёшки,
дымковские
игрушки,
городецкая роспись, гжель, хохлома, вышивка, работа по дереву и пр., куклы в
национальных костюмах.
4. Художественная литература по фольклору (песенки, потешки, сказки).
Средний дошкольный возраст
Работа
ведется
по
направлениям:
семья,
мой
детский
сад,
мой
город,
достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской культуры.
1. В уголке пополняется материал по социально - нравственному воспитанию:семейные
праздники
и
традиции,
художественная
литература нравственной
тематики (см.
требования к оформлению уголка в младших группах).
2. Материал для знакомства детей с «малой родиной» — детским садом,
близлежащими улицами, городом, знаменитыми жителями,природой, транспортом,
архитектурой, профессиями. Сравнение понятий «город — село». Это могут быть
фотоматериалы, иллюстрации, альбомы, набор открыток, тематических папок, различные
макеты — группы, детского сада, улицы или микрорайона, в котором расположен детский
сад. Могут быть представлены материалы об истории города.
3. Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры —предметы
старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства,
различные макеты (крестьянской избы, комнаты-горницы, крестьянского подворья, куклы
в национальных костюмах, дидактические игры по теме.
4. Художественная литература по фольклору — сказки, песенки, пословицы, поговорки и
т. д.
5. Элементы государственной символики — флаг, герб.
6. Элементы краевой символики — флаг, герб.
7. Материал для ознакомления с защитниками Отечества - подбор
иллюстраций, тематические папки.
Старший дошкольный возраст
Основные направления работы - краеведение, ознакомление с родной страной,
Алтайским
краем,
государственной
символикой,
историческим
прошлым
России, организация жизни детей по народному календарю.
1. Моя семья — семейные фотоальбомы, самодельные книги на тему
«Герб моей семьи», «Генеалогическое дерево».
2. Мой город – улицы, памятники, театры, музеи, парки, улицы, знаменитые
люди и т. д.
3. Родной край — иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на
темы «История
возникновения
края», «Знаменитые
земляки», «В
годы
Великой
Отечественной
войны», «Наше
духовное
наследие», «Достопримечательности», «Архитектура», «Спорт», подбор стихов о крае,
карта края, символика края (флаг, герб). Макеты (микрорайон, улица, архитектурные
сооружения станицы).
4. Родная страна — карта России
(хорошо, если это будет детская карта России, которая содержит необходимый
материал, рассказывающий о городах России (столица Родины, символика городов, чем
знамениты, главные достопримечательности); природные зоны нашей страны, народы,
населяющие страну, промышленность и сельское хозяйство); символика (герб, флаг, гимн,
портрет президента). Различные макеты (достопримечательности городов, архитектура и т
п.).
5. Защитники Отечества — иллюстрации, тематические папки на тему
«Наши
предки
—
славяне», «Богатыри
земли
русской», «Великая
Отечественная
война», «Война
1812
года», «Российская
армия».
Фотоматериал «Памятники
воинской
славы».
Художественная
литература
и
дидактические игры по теме,макеты (древняя крепость, военная техника и т. п.).
6. Приобщение к истокам русской народной культуры — иллюстрации и
тематические
папки
по
темам «Как
жили
люди
на
Руси», «Предметы
старины»,«Из
истории
русского
народного
костюма», «Народные
праздники
и
гулянья», «Народный календарь»; предметы старины, русские игрушки, предметы
народного
декоративно-прикладного
искусства,
различные
макеты,
куклы
в
национальных костюмах, дидактические игры по теме.
7. Духовно-нравственное воспитание — материал, дающий детям перво
начальное
представление
о
православии
(это
может
быть
подборка
иллюстраций с изображением храмов и их архитектурных особенностей, подбор открыток
на тему «Русская икона», макет храма, детская Библия).
8. Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания).
9. Великие соотечественники - портреты, художественная литература,
рассказывающая о великих соотечественниках, прославивших Россию.
10. Наша планета Земля — глобус, детская карта мира. Художественная
литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей
в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или
иной страны.