Автор: Воробьева Ирина Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ НАО "Средняя школа №5"
Населённый пункт: город Нарьян-Мар
Наименование материала: статья
Тема: БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ
Раздел: среднее образование
БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ КАК
СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ
Воробьева Ирина Николаевна
г. Нарьян-Мар
ГБОУ НАО «Средняя школа № 5»
учитель математики
Модульное
обучение
–
обучение,
при
котором
учебный
материал
разбит
на
информационные блоки-модули. Технология построена на самостоятельной деятельности
обучающихся, которые осваивают модули в соответствии с поставленной целью обучения.
Модульное обучение базируется на теории поэтапного формирования умственных действий П. Я.
Гальперина – Н. Ф. Талызиной.
Актуальность применения модульной технологии состоит в том, что данная технология
является оптимальной в силу своей гибкости и возможности моделирования программы и
способствует повышению качества обучения. При ее применении можно сочетать новые и
традиционные подходы к обучению, ученик сам оперирует учебным содержанием, что ведет к
более прочному и осознанному усвоению учебного материала. Постоянная рефлексия дает
информацию учителю о состоянии учебного процесса.
Календарно-тематическое планирование по геометрии, рассчитанное на 2 часа в неделю,
предполагает, что большинство тем учебного материала изучается в течение одного часа.
Фактически, 39 пунктов в 7 классе изучается менее чем за 68 часов. Столько же – в 8 классе и 53
часа в 9 классе (по учебнику для общеобразовательных организаций Л. С. Атанасяна, В. Ф.
Бутузова, С. Б, Кадомцева и др.). Блочно-модульная технология позволяет не разбирать отдельные
темы, а изучить за больший период времени достаточно объемный блок с логически связанной
информацией.
Так, например, в 7 классе в главе «Параллельные прямые» выделено 7 основных тем.
Каждая тема содержит большой объем информации, требующей закрепления при решении
немалого количества задач. На изучение этой главы можно выделить около 10 часов, в том числе
контрольная работа. В среднем получается, что каждая тема изучается 1 час, 2 часа уходит на
решение задач и 1 час – контрольная работа. В классе со «средним учеником» времени для
качественного изучения тем явно недостаточно.
При изучении этого же материала с использованием блочно-модульной технологии десять
часов возможно распределить следующим образом: 1 час – понятия, аксиомы, практическое
построение параллельных прямых как учебная проблема, до пяти часов – выдвижение и проверка
гипотез (признаки параллельных прямых и обратные теоремы), до трех часов – воспроизведение,
понимание и реализация знания (решение задач,
теоремы об углах с соответственно
параллельными или перпендикулярными сторонами, повторно и осознанно практические способы
построения параллельных прямых) и 1 час – контрольная работа.
Изучить
весь
курс
геометрии
с
применением
блочно-модульного
обучения
не
представляется возможным, так как изучение некоторых тем предполагает высокую сложность
самостоятельной работы. Но, в своем большинстве, изучаемые главы представляют собой готовые
информационные блоки.
Особенности модульного обучения
Ключевой элемент структуры в данной технологии – информационный модуль.
Модуль – это отдельный блок, включающий теоретический материал, тренировочные
задания, методические рекомендации для учащихся. Составной элемент модуля – контрольные
вопросы и тесты, а также ключи для самопроверки или взаимопроверки. Благодаря изучению
модуля учащиеся достигают определенной дидактической или педагогической цели.
Содержание учебного занятия конструируется из нескольких логически связанных между
собой модулей, каждый из которых решает конкретную учебную задачу. На выполнение модуля
дается фиксированное время. Вместе все модульные блоки направлены на достижение
предметных и личностных результатов.
Технология основана на деятельностном подходе, ориентирована на личность каждого
ученика. Предполагается самостоятельная деятельность обучающихся в освоении материала.
Минимальная продолжительность занятия – 2 академических часа. Учащиеся должны быть
психологически готовы к самостоятельной деятельности с высокой степенью интенсивности.
Поэтому возраст школьников, которые эффективно смогут работать в технологии модульного
обучения, – 13-14 лет.
Виды модульного обучения
• Модульная программа. Планирование курса модульных уроков, которые связаны между
собой целью, обеспечивающей достижение предметных, личностных и регулятивных результатов.
Это программа деятельности учащихся.
• Модульный урок. Это элемент модульной программы.
• Планирование в формате модуля. Использование технологических карт – особой формы
структурирования учебного материала.
Цели использования модульного обучения в средней школе
• Освоение учебного материала в процессе активной деятельности учеников.
• Развитие навыков самостоятельности и самоконтроля.
• Повышения познавательного интереса обучающихся.
• Развитие у обучающихся умения планировать свою деятельность.
Принципы
• Модульность. Учебный
материал
разбивается
на
отдельные
законченные
блоки,
логически связанные между собой и объединенные одной дидактической целью.
• Динамичность. Модули можно свободно дополнять, заменять в зависимости от
изменений в программах, по которым строится обучение.
• Гибкость. Адаптация содержания модуля к индивидуальным запросам обучающихся.
• Осознанная перспектива. Перед учащимся ставятся ближние и дальние цели. Обучение
строится на осознанном отношении к процессу освоения знаний.
• Индивидуальные консультации и инструкции для каждого обучающегося.
Роль преподавателя
Учитель разбивает учебный материал на блоки, составляет модульную программу,
разрабатывает модульные уроки.
Главная цель – организация самостоятельной деятельности учащихся при работе с
модулем. Для этого в продолжение занятия преподаватель контролирует учебный процесс,
оказывает консультационную помощь. Следит за временем выполнения каждого учебного
элемента и сообщает обучающимся о лимите времени.
Преимущество для учащихся
• Самостоятельное освоение учебного материала.
• Психологическая комфортность на занятиях.
• Работа с модулями осуществляется в индивидуальном темпе.
• Индивидуальная траектория работы на каждом модульном уроке.
Преимущество для учителя
• На уроке освобождается время для индивидуального консультирования учащихся.
Основные трудности для учащихся
• Временной дефицит при выполнении заданий.
• Высокий темп выполнения заданий.
• Не все учащиеся умеют работать самостоятельно. Низкое и фрагментарное качество
освоения учебных тем.
Основные трудности для учителя
• Разработка материалов для модуля (комплект заданий, тестов, инструкций) требует
больших затрат времени и сил.
• Необходим высокий уровень профессиональной компетенции.
• Материальные затраты на копирование комплектов заданий для каждого учащегося.
Структура модульного урока
1. Мотивационный этап. Беседа, настраивающая на самостоятельную деятельность на
уроке. Инструкции к последующей работе.
2. Работа с модульными блоками – учебными элементами (УЭ), которые структурируются в
определенном порядке, нумеруются и предлагаются учащимся в индивидуальных комплектах.
Ограничения: количество УЭ на уроке должно быть не более семи.
3. Рефлексия. Самооценка уровня продуктивности работы на уроке. Дифференцированное
задание для работы дома, выбор которого зависит от результата работы с модулем.
Содержание учебных элементов в модуле:
• УЭ 0 – для учащегося определяется цель, которая будет достигнута в результате освоения
модуля по теме урока.
• УЭ 1 – входная диагностика, проверяющая сформированность необходимых умений для
освоения модуля. Дается ключ для самопроверки или взаимопроверки, если предполагается
парная или групповая работа.
• УЭ 2 – УЭ 6 – обучающие модули, которые включают теоретические и практические
задания.
• УЭ 7 – выходная диагностика, оценивающая степень усвоения темы. Ключ к заданию
может быть у учителя или также проводится самопроверка.
В печатных комплектах для учащихся обязательно размещается технологическая карта,
которая включает следующие элементы:
• Номер УЭ. Время на выполнение каждого учебного блока.
• Учебный материал.
• Инструкции для выполнения каждого учебного элемента.
• Ключи (если предусмотрена самопроверка).
Перспективы развития
Для активного внедрения технологии модульного обучения необходимо повышение
мотивации ученика. У школьников должно быть хорошо развито умение самостоятельной
познавательной деятельности. Важно, чтобы материальная база учебного заведения позволяла
обеспечить учащихся индивидуальными комплектами для работы на модульных уроках.
Богатое содержание курса геометрии предоставляет большие возможности для организации
разнообразной деятельности учащихся на уроке, в выборе методов и средств обучения, позволяет
учитывать субъективный опыт ученика, а также создает условия для проявления познавательной
деятельности. Хорошо вписывается в модульную систему обучения вся система форм организации
учебно-познавательной деятельности.
Фото в свободном доступе интернет-источника
Блок имеет следующую структуру:
ПМ – ИМ – РМ – МС – МКЗ – МК
ПМ – проблемный модуль.
ИМ – информационный модуль.
РМ – расширенный модуль.
МС – модуль систематизации.
МКЗ – модуль коррекции знаний.
МК – модуль контроля.
ПМ – проблемный модуль
Изложение теоретического материала начинаю с постановки проблемной задачи и
показываю исторически возникшую проблему, которая привела к появлению нового понятия.
Ввод в самом начале изучения проблемного модуля позволяет: показать необходимость
изучаемого материала; доказывать его значимость; определить дальнейшее применение этого
материала, как при изучении данной темы, так и всей математики в целом.
ИМ – информационный модуль
Основой информационного модуля каждого блока являются лекция, а ее итогом служит
либо опорный конспект, либо схема исследования функции, либо типы решения заданий.
Блоковая система подачи материала позволяет изучать объект или материал в целом, не дробя его
как при обычной линейной методике обучения. Особое значение придаю разработке алгоритмов
решения задач и классификации основных типов задач. Применение алгоритмов поэлементного
решения задач, которые применяю при изучении информационного модуля, позволяет учащимся
на следующих этапах изучения блока решать стандартные задачи самостоятельно. Все эти
моменты реализую на уроках усвоения новых знаний.
РМ – расширенный модуль
Если при объяснении материала в информационном модуле рассматриваю только
основные, главные вопросы, то при работе в расширенном модуле происходит углубление и
расширение теоретического материала, решение нестандартных задач. Происходит усвоение
большего количества информации за одну и ту же единицу времени, которое возможно только на
пути укрупнения единиц усвоения, т.е. при формировании теоретических обобщений и
систематизации знаний. Провожу в этом модуле уроки закрепления изученного материала и уроки
применения знаний и умений, на которых предлагаю выполнить учащимся сложные комплексные
задания, охватывающие знания, навыки и умения по крупным разделам всей изучаемой темы.
Наиболее благоприятны условия в расширенном модуле для проведения нестандартных уроков,
таких как: "Морской бой" , 3вездный час", "Математический суд" и т. д.
МС – модуль систематизации
Обобщение и систематизацию знаний реализую на занятиях модуля систематизации.
Практикую проведение таких занятий после изучения важнейших разделов информационного
блока. Систематизация знаний избавляет учащихся от необходимости запоминать материал как
набор, сумму фактов. В этом процессе активное участие принимают сами учащиеся, а
сгруппированный материал легче и прочнее запоминается, а главное, его в дальнейшем
несравненно удобнее использовать. В этом процессе выделяю наиболее общие и существенные
понятия, законы и закономерности, основные теории, устанавливаю причинно-следственные и
другие связи и отношения между изучаемыми объектами и процессами. Обобщение и
систематизацию знаний провожу чаще всего на семинарских занятиях. Огромную роль в этом
блоке
играют
уроки
обобщения
и
систематизации,
которые
предполагают
следующую
последовательность действий: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов к
формированию у учащихся понятий, категорий и систем, от них – к усвоению все более сложной
системы знаний, к овладению основными теориями и ведущими идеями той или иной темы. Кроме
семинарских занятий, интересны уроки обобщения и систематизации, проводимые виде турниров,
КВН, конференций, путешествий и т.д.
МКЗ – модуль коррекции знаний
Основная задача коррекционного модуля – это ликвидация пробелов в знаниях учащихся. В
результате проведения текущего контроля, в процессе изучения конкретного раздела темы
определяю уровень знаний, эффективность процесса обучения, обнаруживаю пробелы в
восприятии и осознании, осмыслении и запоминаний знаний и действий, а также их применение
на практике. Ранняя диагностика пробелов в знаниях учащихся с целью предупреждений
отставаний
и
неуспеваемости
отдельных
учащихся,
реализую
посредством
проведения
консультаций, дополнительных занятий, уроков работы над ошибками и т. д.
МК – модуль контроля
При работе в модуле контроля провожу систематический учет знаний и умений учащихся
по следующим параметрам: 1) текущий контроль; 2) контроль выполнения домашних заданий; 3)
тематический или итоговый контроль. Текущий контроль провожу в виде каждодневной проверки
теоретического и практического умения решать задания, он осуществляется при выполнении
самостоятельных, практических и лабораторных работ, при ответе листов взаимоконтроля, опросе
опорных конспектов, определений и теорем. Выполнение домашнего задания проверяю при
выполнении релейных работ – учащиеся получают индивидуальное задание по выполненному
ранее домашнему заданию (карточки с указанием номеров заданий из учебника). Итоговый
контроль знаний реализую при выполнении тестов, тематических контрольных работ и зачетов.
Зачетная работа – это итог работы учителя и его учеников поданной теме. Если ученик к зачету по
изученной теме ответил всю теорию (опорные конспекты, теоремы, свойства, графики), то он от
теоретической части зачета освобождается.
Источники информации:
Материал и фото с интернет-источников в свободном доступе.