Напоминание

Развитие грамматического строя речи


Автор: Жура Валентина Владимировна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: Томская область, г. Колпашево
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие грамматического строя речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Обогащаем словарь

дошкольника»

Старший дошкольный возраст

очень

важный

период

в

жизни

ребенка,

ведь

от

того

насколько

подготовленным

малыш

придет

в

первый класс, зависит его дальнейшее

обучение.

В

дошкольном

возрасте

ребенок

должен

овладеть

таким

словарем,

который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно

обучаться

в

школе,

понимать

литературу,

теле-,

радиопередачи.

Поэтому

развитие словаря – это одна из важных задач развития речи.

Следует отметить и то, что своевременное развитие словаря — один из

важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие

достаточным

лексическим

запасом,

испытывают

большие

трудности

в

обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя

отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические

задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной

работе на уроках.

Речь

открывает доступ

ребёнку

ко всем

достижениям человеческой

культуры.

С

развитием

речи

у

ребёнка

тесно

связано

формирование

как

личности в целом, так и основных психических процессов.

Особенности словаря у детей с речевыми нарушениями.

Словарь детей с нарушениями речи имеет ряд особенностей

Во-первых, словарь ограничен в количестве.

Во-вторых, имеющийся запас слов в пассивном словаре (те слова и

выражения, которые ребенок понимает) медленно переходит в активный (слова

и выражения, которые ребенок активно использует в речи). Дети затрудняются

назвать

по

картинкам

целый

ряд

слов,

не

знают

названия

многих

частей

предмета, дети заменяют их названием самого предмета (стена – «дом») или

действия

(кузов

«песок

возят»),

зачастую

части

предметов

заменяют

названиями частей тела (воротник – «горлышко»; кабина – «кузов»). Также

дети заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам (пишет –

«раскрашивает»).

В словаре мало обобщающих понятий (машина, трамвай, поезд, самолет

это…

-

транспорт).

В

речи

детей

практически

нет

антонимов

(слова

противоположные по значению: холод - жара), очень мало синонимов (слова

различные

по

звучанию,

но

близкие

по

значению:

холод

стужа).

Так,

характеризуя

величину

предмета,

дети

используют

только

два

понятия:

большой и маленький, которыми заменяют слова длинный, короткий, высокий,

низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий.

Как развивать словарь ребенка?

Работа над развитием словаря должна

проходить по нескольким направлениям:

обогащение

словаря

новыми

словами

(названия

предметов,

признаков

и

качеств, действий, процессов и др.);

уточнение словаря (наполнение их

конкретным содержанием, на основе точного

соотнесения с объектами реального мира);

активизация словаря (дети должны не просто запомнить новые слова,

но и уметь свободно ими пользоваться);

устранение

из

речи

детей

нелитературных

слов

(диалектные,

просторечные, жаргонные).

Развитие ребенка происходит через общение и совместную деятельность

со взрослыми, только так малыш познает мир. С обогащением знаний детей об

окружающем расширяется и словарный запас.

Стимулируйте развитие словаря посредством:

наблюдения (наблюдайте за каким-нибудь процессом, например, за

сезонными изменениями, происходящими в природе, рассматривайте

различные предметы и т.д.);

рассматривания и описания картин, картинок, игрушек и различных

предметов;

показа фильмов и последующего обсуждения;

чтения художественных произведений;

дидактических игр, словесно-логических упражнений.

Следует

отметить,

что

данные

приемы

должны

сопровождаться

комментариями или рассказом взрослого. Постоянно рассказывайте, поясняйте

ребенку:

«Что

это?»,

«Для

чего

это?»,

«Как

это

устроено?»,

«Почему

происходит так, а не иначе?» и т.д.

Желаю удачи!

Логопед Жура В.В.



В раздел образования