Автор: Жура Валентина Владимировна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: Томская область, г. Колпашево
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие грамматического строя речи
Раздел: дошкольное образование
«Обогащаем словарь
дошкольника»
Старший дошкольный возраст
–
очень
важный
период
в
жизни
ребенка,
ведь
от
того
насколько
подготовленным
малыш
придет
в
первый класс, зависит его дальнейшее
обучение.
В
дошкольном
возрасте
ребенок
должен
овладеть
таким
словарем,
который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно
обучаться
в
школе,
понимать
литературу,
теле-,
радиопередачи.
Поэтому
развитие словаря – это одна из важных задач развития речи.
Следует отметить и то, что своевременное развитие словаря — один из
важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие
достаточным
лексическим
запасом,
испытывают
большие
трудности
в
обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя
отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические
задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной
работе на уроках.
Речь
открывает доступ
ребёнку
ко всем
достижениям человеческой
культуры.
С
развитием
речи
у
ребёнка
тесно
связано
формирование
как
личности в целом, так и основных психических процессов.
Особенности словаря у детей с речевыми нарушениями.
Словарь детей с нарушениями речи имеет ряд особенностей
Во-первых, словарь ограничен в количестве.
Во-вторых, имеющийся запас слов в пассивном словаре (те слова и
выражения, которые ребенок понимает) медленно переходит в активный (слова
и выражения, которые ребенок активно использует в речи). Дети затрудняются
назвать
по
картинкам
целый
ряд
слов,
не
знают
названия
многих
частей
предмета, дети заменяют их названием самого предмета (стена – «дом») или
действия
(кузов
–
«песок
возят»),
зачастую
части
предметов
заменяют
названиями частей тела (воротник – «горлышко»; кабина – «кузов»). Также
дети заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам (пишет –
«раскрашивает»).
В словаре мало обобщающих понятий (машина, трамвай, поезд, самолет
–
это…
-
транспорт).
В
речи
детей
практически
нет
антонимов
(слова
противоположные по значению: холод - жара), очень мало синонимов (слова
различные
по
звучанию,
но
близкие
по
значению:
холод
–
стужа).
Так,
характеризуя
величину
предмета,
дети
используют
только
два
понятия:
большой и маленький, которыми заменяют слова длинный, короткий, высокий,
низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий.
Как развивать словарь ребенка?
Работа над развитием словаря должна
проходить по нескольким направлениям:
обогащение
словаря
новыми
словами
(названия
предметов,
признаков
и
качеств, действий, процессов и др.);
уточнение словаря (наполнение их
конкретным содержанием, на основе точного
соотнесения с объектами реального мира);
активизация словаря (дети должны не просто запомнить новые слова,
но и уметь свободно ими пользоваться);
устранение
из
речи
детей
нелитературных
слов
(диалектные,
просторечные, жаргонные).
Развитие ребенка происходит через общение и совместную деятельность
со взрослыми, только так малыш познает мир. С обогащением знаний детей об
окружающем расширяется и словарный запас.
Стимулируйте развитие словаря посредством:
наблюдения (наблюдайте за каким-нибудь процессом, например, за
сезонными изменениями, происходящими в природе, рассматривайте
различные предметы и т.д.);
рассматривания и описания картин, картинок, игрушек и различных
предметов;
показа фильмов и последующего обсуждения;
чтения художественных произведений;
дидактических игр, словесно-логических упражнений.
Следует
отметить,
что
данные
приемы
должны
сопровождаться
комментариями или рассказом взрослого. Постоянно рассказывайте, поясняйте
ребенку:
«Что
это?»,
«Для
чего
это?»,
«Как
это
устроено?»,
«Почему
происходит так, а не иначе?» и т.д.
Желаю удачи!
Логопед Жура В.В.