Напоминание

Подготовка детей -инвалидов к занятию по плаванию в ванне


Автор: Конохова Екатерина Александровна
Должность: ИНСТРУКТОР ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Учебное заведение: ГОБУЗ
Населённый пункт: МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ ГОРОД АПАТИТЫ
Наименование материала: консультация для инструкторов ФК
Тема: Подготовка детей -инвалидов к занятию по плаванию в ванне
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ИНСТРУКТОРОВ ПО

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

КАК В ВАННЕ ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА

К ОБУЧЕНИЮ ПЛАВАНИЮ

Человечеству издревле известны целительные свойства воды, которые в широких

народных массах с успехом используются для гигиены и восстановления работоспособности

организма.

В качестве примера можно назвать широко используемые ежедневные водные

процедуры – умывание по утрам, а также использование различного рода парилок в национальных

банях.

Каждая мать применяет купание или мокрое обтирание грудных детей. Замечу, не

имеющая, как правило, не только медицинского образования, но и, в начале, личного опыта.

Однако, принимая безоговорочно сердцем пользу водных процедур для здоровья ребенка,

постепенно и осторожно осваивает процесс купания.

Дорогие

коллеги

наберитесь

долготерпения

на

ВАШЕМ

нелегком

пути.

Опыт

подсказывает: научить плавать можно любого, но, если одного ребенка можно научить

плавать за одно занятие, то для другого потребуется несколько лет.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ

РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА ДЛЯ ПЛАВАНИЯ

Цель методики подготовки ребенка-инвалида для плавания– передать опыт многих поколений

людей сохранять жизнь в воде путем выполнения целенаправленных двигательных действий в

условиях гидроневесомости и необходимости дышать.

Уметь плавать необходимо каждому человеку. Плыть – столько, чтобы сохранить свою жизнь и не

утонуть.

Любого человека, в том числе с тяжелыми проблемами развития и последствиями заболеваний,

можно научить плавать. Проблема в продолжительности процесса обучения. Одного – учат

плавать за одно занятие, другому – потребуется не один год.

Задача – выявить и реализовать скрытые возможности ребенка-инвалида путем организации и

проведения занятий в условиях водной среды домашней ванны.

В настоящее время известны работы немецких, польских, шведских, финских, российских и

других зарубежных специалистов в области начального обучения плаванию новорожденных в

условиях ванной комнаты. Работники, владеющие подобными навыками обращения в условиях

водной среды с новорожденными детьми от рождения до 1,5 лет, добиваются улучшения здоровья

ребенка после всевозможных родовых последствий и задержек развития.

Любая информация о новом методе воспитания и развития ослабленного, подчас, в физическом,

умственном и психическом развитии ребенка воспринимается родителями с надеждой и

перспективой раскрытия новых возможностей.

Необходимость разработки предлагаемого подхода диктуется возникшим в настоящее время

противоречием,

с

одной

стороны,

многовекового

опыта

различных

народов

мира

по

использованию оздоровительного влияния воды на различные проявления двигательных и

интеллектуальных действий человека.

С другой стороны, отсутствует система эффективных средств и методов педагогического

воздействия на подрастающее поколение

детей-инвалидов старше 3-х летнего возраста, путем использования водной среды в условиях

домашней ванны.

Выявленное противоречие указывает пути и направления его решения в качестве главного

и основного для практики педагогической водной реабилитации.

среды с новорожденными детьми от рождения до 1,5 лет, добиваются улучшения здоровья

ребенка после всевозможных родовых последствий и задержек развития.

ПОДГОТОВКА

РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА В ВАННОЙ

ТРЕБОВАНИЯ ГИГИЕНЫ

Для проведения занятий в домашней ванне необходимо соблюдать элементарные правила

гигиены:

воздух и вода в ванне должны быть комфортны для ребенка. Необходимую температуру воды

для купания в ванне следует уточнить у лечащего врача ребенка;

вода в ванне не должна иметь примесей мыла, шампуней или каких либо химических веществ;

по своему составу вода в ванне должна соответствовать качеству питьевой, стандартной

местной водопроводной из теплоцентрали;

дно и борта ванны перед заполнением необходимо вымыть горячей водой щеткой с мылом;

выполнить гигиеническую обработку игрушек и других вспомогательных предметов , которые

будут использованы в ванне;

родитель, или лицо проводящее занятия с ребенком, должен вымыть руки и находиться в

ванной в халате или тренировочном костюме, сменной обуви, футболке;

при проявлении в ванне стула ребенка следует прекратить занятия и сменить воду.

ОБОРУДОВАНИЕ И ИНВЕНТАРЬ

Для удобства организации занятий в домашней ванне желательно предусмотреть:

два больших полотенца – одно для ребенка, другое для лица проводящего занятие;

подстилку на дно ванны. Она не должна всплывать, но предохранять ребенка от возможных

ушибов и потертостей о дно и бортик при движениях в воде и погружении;

приспособления для поддержания на плаву ребенка. Это могут быть две, закрепленные между

собой прочной бечевкой, полиэтиленовые пустые бутылки закрытые

пробкой из под

лимонада;

удочка – поводок с поясом, который при необходимости укрепляется на ребенке. Родитель при

этом может одной рукой поддерживать пояс с ребенком за поводок, другой рукой страховать,

помогать и управлять движениями ребенка или игрушки;

водный термометр, губку для полива воды на тело ребенка;

круглую рейку или гимнастическую палку устанавливаемую поперек ванны для выполнения

ребенком упражнений с захватом руками;

различные плавающие ярко окрашенные игрушки.

различные потопляемые ярко окрашенные игрушки.

ТЕМПЕРАТУРА ВОДЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ

В современной литературе имеются различные рекомендации по температурному режиму воды

для занятий с ребенком. При общем подходе, для лиц страдающих спастическими последствиями

рекомендуют теплую воду, напротив, при ослаблении мышечного тонуса – прохладную. В

медицине встречаются рекомендации по температуре воды в соответствие с характером

различных заболеваний и поражений.

В нашем случае при организации занятий в ванне температура воды не должна превышать

температуру тела и одновременно не допускать переохлаждения и перегревания организма.

КАК ДОЛГО ПРОДОЛЖАТЬ ЗАНИМАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ В ВАННЕ

Заниматься с ребенком в ванне нужно столько, сколько необходимо для его здоровья, для

вывода организма на качественно новый уровень жизненного самообеспечения.

Этот уровень для каждого индивидуальный. От занятия к занятию планка уровня будет

подниматься.

Оценку и высоту планки определяет сама жизнь - "Мы уходим из жизни, а ребенок остается". В

каком состоянии он останется подготовленным к самостоятельному адекватному общению в

жизни

Вариант А. Обе руки поддерживают за подмышечные впадины со стороны спины или

лица, находящегося в вертикальном положении ребенка. Выполняют спуск ребенка в ванну и

подъем. Выполняют различного рода проводки ребенка в воде в вертикальном положении боком,

грудь, спиной вперед. Предлагают передвигаться ногами по дну с различной глубиной воды.

Осуществляют

плавный

вертикальный

подъем

и

опускание

в

толще

воды.

Помогают

отталкиваться ногами от дна.

Вариант Б. Одна рука родителя ладонью поддерживает снизу область таза и предплечьем

- нижнюю часть спины, при необходимости плечом удерживают верхнюю часть спины. Другая

ладонь поддерживает снизу-сбоку голову ребенка. Выполняют спуск ребенка в ванну и подъем.

Выполняют различного рода проводки ребенка в воде в горизонтальном положении головой или

ногами вперед.

Вариант В. Одна рука поддерживает снизу область таза, другая - ладонью удерживает

среднюю или верхнюю часть спины, а предплечьем голову ребенка в районе согнутой в локтевом

суставе руке родителя. Выполняют спуск "тяжелого" ребенка в ванну и подъем. Выполняют

различного рода покачивания, проводки ребенка в воде в горизонтальном положении головой или

ногами вперед.

Вариант Г. Одна рука поддерживает голову ребенка сбоку ладонью и снизу согнутой

рукой в лучезапястном суставе. Другая осуществляет поддержку за удочку с креплением на

поясном ремне. Осуществляют поддержку ребенка в положении на спине при упражнениях на

лежание, проводку, покачивания.

Вариант Д. Одна рука поддерживает голову ребенка снизу одними пальцами, другая осуществляет

поддержку за удочку с креплением на поясном ремне. Осуществляют поддержку ребенка в положении на

спине в заключительной фазе усвоения упражнений на лежание.

Помогать ребенку следует как можно мягче, плавно, без резких движений и крика.

Разговаривать с ребенком спокойно и уверенно. Не теряться и не паниковать в неожиданных

критических ситуациях. Улыбаться. Полезно менять интонацию и тембр голоса.

Следить за сохранением ребенком положения взвешенности в воде. С этой целью голову,

затылок, шею и спину поддерживать под водой в одной плоскости параллельной поверхности

воды. При этом в положении ребенка на спине рот должен постоянно находиться над

поверхностью воды.

Если ребенок захлебнулся, то его надо немедленно посадить в ванной, или взять на

руки.

Предложить,

сказать,

показать,

что

нужно

сделать

резкие

неглубокие

последовательные вдохи через нос, а выдох - кашлеобразно через рот. Вдох через нос

снимает спазм голосовой щели, а резкий выдох через рот удаляет капли воды, попавшие в

воздушные ходы.

Первый способ поддержки. Родитель находится в заполненной ванне вместе с ребенком,

удерживая его на руках. Применяется при необходимости проводить занятия с ребенком с

тяжелыми поражениями и последствиями заболеваний.

Вариант А. Ребенок располагается спиной на расставленных вдоль ванны ногах родителя, а ноги

ребенка находятся на дне. При этом две руки поддерживают ребенка за подмышечные впадины,

голова - в упоре затылком о живот родителя.

Вариант Б. То же, что и при варианте А, но ребенок удерживается предплечьями рук,

кисти родителя помогают ребенку выполнять двигательные действия.

Вариант В. Ребенок полностью лежит на груди и животе родителя погруженного под

воду. При необходимости, ноги родителя следует согнуть и расположить на борта ванны. В этом

случае руки родителя полностью свободны и расширяют возможности помощи ребенку.

Страховку, для ограничения размаха случайных движений головой ребенка, осуществляют слегка

приподнятыми над водой плечами родителя.

во многом зависит от родителей. Родители больных детей систематически занимающихся

плаванием с радостью сообщают:

впервые в 10 летней жизни после занятий в воде ребенок самостоятельно смог держать ложку

с супом и не выливать его;

впервые за 9 лет произнес слово мама;

впервые в 12 лет самостоятельно сделал первые шаги;

впервые в 9 лет ребенок спал всю ночь;

впервые в 10 лет сам сходил и убрал туалет;

у ребенка больного гемофилией не было три месяца от начала занятий, ежедневных ранее,

кровотечений;

и многое другое.

Вода раскрывает и реализует скрытые возможности организма.

Многолетний опыт современной организации и проведения занятий, многовековой опыт

человечества по использованию целительных сил воды свидетельствует о безграничных

возможностях оздоровительного влияния водной среды.

Однако, ребенку не следует долго оставаться в организации занятий в ванной комнате.

Родителям при первой же возможности следует продолжить занятия с ребенком в открытом

водоеме или плавательном бассейне – индивидуально, с опытным тренером. В развитых странах

эти занятия оплачиваются государством и оцениваются, в зависимости от характера и тяжести

заболевания, не в одну сотню долларов.

ПРИМЕРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РЕБЕНКА –ИНВАЛИДА ВЫПОЛНЯЕМЫЕ В

ВАННОЙ

Содержание, характер, последовательность, продолжительность, темп освоения и

усвоения конкретного упражнения для ребенка индивидуален.

Количество повторений и разнообразие предложенных ребенку и выполненных им

двигательных действий бесконечно велико. Первый успех ребенка

в воде откроет в ВАС

творческое начало, направит профессиональную, фантазию на поиски необходимых следующих

посильных упражнений, изобретений либо приобретений или изготовлений индивидуальных

средств поддержки, тренажеров и приспособлений.

ВАША любовь, долготерпение, свобода и снятие многих двигательных ограничений,

новые внутренние ощущения и восприятия, в том числе и общения с ВАМИ позволят ребенку

раскрыть новые горизонты радости и необходимости жизни, вскрыть новые пласты и уровни его

духовных, физических, интеллектуальных и соматических возможностей.

Доброго пути и здоровья ребенку.

Инструктор по физической культуре

Конохова Е.А



В раздел образования