Автор: Конохова Екатерина Александровна
Должность: ИНСТРУКТОР ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Учебное заведение: ГОБУЗ
Населённый пункт: МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ ГОРОД АПАТИТЫ
Наименование материала: консультация для инструкторов ФК
Тема: Подготовка детей -инвалидов к занятию по плаванию в ванне
Раздел: дошкольное образование
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ИНСТРУКТОРОВ ПО
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
КАК В ВАННЕ ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА
К ОБУЧЕНИЮ ПЛАВАНИЮ
Человечеству издревле известны целительные свойства воды, которые в широких
народных массах с успехом используются для гигиены и восстановления работоспособности
организма.
В качестве примера можно назвать широко используемые ежедневные водные
процедуры – умывание по утрам, а также использование различного рода парилок в национальных
банях.
Каждая мать применяет купание или мокрое обтирание грудных детей. Замечу, не
имеющая, как правило, не только медицинского образования, но и, в начале, личного опыта.
Однако, принимая безоговорочно сердцем пользу водных процедур для здоровья ребенка,
постепенно и осторожно осваивает процесс купания.
Дорогие
коллеги
наберитесь
долготерпения
на
ВАШЕМ
нелегком
пути.
Опыт
подсказывает: научить плавать можно любого, но, если одного ребенка можно научить
плавать за одно занятие, то для другого потребуется несколько лет.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ
РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА ДЛЯ ПЛАВАНИЯ
Цель методики подготовки ребенка-инвалида для плавания– передать опыт многих поколений
людей сохранять жизнь в воде путем выполнения целенаправленных двигательных действий в
условиях гидроневесомости и необходимости дышать.
Уметь плавать необходимо каждому человеку. Плыть – столько, чтобы сохранить свою жизнь и не
утонуть.
Любого человека, в том числе с тяжелыми проблемами развития и последствиями заболеваний,
можно научить плавать. Проблема в продолжительности процесса обучения. Одного – учат
плавать за одно занятие, другому – потребуется не один год.
Задача – выявить и реализовать скрытые возможности ребенка-инвалида путем организации и
проведения занятий в условиях водной среды домашней ванны.
В настоящее время известны работы немецких, польских, шведских, финских, российских и
других зарубежных специалистов в области начального обучения плаванию новорожденных в
условиях ванной комнаты. Работники, владеющие подобными навыками обращения в условиях
водной среды с новорожденными детьми от рождения до 1,5 лет, добиваются улучшения здоровья
ребенка после всевозможных родовых последствий и задержек развития.
Любая информация о новом методе воспитания и развития ослабленного, подчас, в физическом,
умственном и психическом развитии ребенка воспринимается родителями с надеждой и
перспективой раскрытия новых возможностей.
Необходимость разработки предлагаемого подхода диктуется возникшим в настоящее время
противоречием,
с
одной
стороны,
многовекового
опыта
различных
народов
мира
по
использованию оздоровительного влияния воды на различные проявления двигательных и
интеллектуальных действий человека.
С другой стороны, отсутствует система эффективных средств и методов педагогического
воздействия на подрастающее поколение
детей-инвалидов старше 3-х летнего возраста, путем использования водной среды в условиях
домашней ванны.
Выявленное противоречие указывает пути и направления его решения в качестве главного
и основного для практики педагогической водной реабилитации.
среды с новорожденными детьми от рождения до 1,5 лет, добиваются улучшения здоровья
ребенка после всевозможных родовых последствий и задержек развития.
ПОДГОТОВКА
РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА В ВАННОЙ
ТРЕБОВАНИЯ ГИГИЕНЫ
Для проведения занятий в домашней ванне необходимо соблюдать элементарные правила
гигиены:
воздух и вода в ванне должны быть комфортны для ребенка. Необходимую температуру воды
для купания в ванне следует уточнить у лечащего врача ребенка;
вода в ванне не должна иметь примесей мыла, шампуней или каких либо химических веществ;
по своему составу вода в ванне должна соответствовать качеству питьевой, стандартной
местной водопроводной из теплоцентрали;
дно и борта ванны перед заполнением необходимо вымыть горячей водой щеткой с мылом;
выполнить гигиеническую обработку игрушек и других вспомогательных предметов , которые
будут использованы в ванне;
родитель, или лицо проводящее занятия с ребенком, должен вымыть руки и находиться в
ванной в халате или тренировочном костюме, сменной обуви, футболке;
при проявлении в ванне стула ребенка следует прекратить занятия и сменить воду.
ОБОРУДОВАНИЕ И ИНВЕНТАРЬ
Для удобства организации занятий в домашней ванне желательно предусмотреть:
два больших полотенца – одно для ребенка, другое для лица проводящего занятие;
подстилку на дно ванны. Она не должна всплывать, но предохранять ребенка от возможных
ушибов и потертостей о дно и бортик при движениях в воде и погружении;
приспособления для поддержания на плаву ребенка. Это могут быть две, закрепленные между
собой прочной бечевкой, полиэтиленовые пустые бутылки закрытые
пробкой из под
лимонада;
удочка – поводок с поясом, который при необходимости укрепляется на ребенке. Родитель при
этом может одной рукой поддерживать пояс с ребенком за поводок, другой рукой страховать,
помогать и управлять движениями ребенка или игрушки;
водный термометр, губку для полива воды на тело ребенка;
круглую рейку или гимнастическую палку устанавливаемую поперек ванны для выполнения
ребенком упражнений с захватом руками;
различные плавающие ярко окрашенные игрушки.
различные потопляемые ярко окрашенные игрушки.
ТЕМПЕРАТУРА ВОДЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ
В современной литературе имеются различные рекомендации по температурному режиму воды
для занятий с ребенком. При общем подходе, для лиц страдающих спастическими последствиями
рекомендуют теплую воду, напротив, при ослаблении мышечного тонуса – прохладную. В
медицине встречаются рекомендации по температуре воды в соответствие с характером
различных заболеваний и поражений.
В нашем случае при организации занятий в ванне температура воды не должна превышать
температуру тела и одновременно не допускать переохлаждения и перегревания организма.
КАК ДОЛГО ПРОДОЛЖАТЬ ЗАНИМАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ В ВАННЕ
Заниматься с ребенком в ванне нужно столько, сколько необходимо для его здоровья, для
вывода организма на качественно новый уровень жизненного самообеспечения.
Этот уровень для каждого индивидуальный. От занятия к занятию планка уровня будет
подниматься.
Оценку и высоту планки определяет сама жизнь - "Мы уходим из жизни, а ребенок остается". В
каком состоянии он останется подготовленным к самостоятельному адекватному общению в
жизни
Вариант А. Обе руки поддерживают за подмышечные впадины со стороны спины или
лица, находящегося в вертикальном положении ребенка. Выполняют спуск ребенка в ванну и
подъем. Выполняют различного рода проводки ребенка в воде в вертикальном положении боком,
грудь, спиной вперед. Предлагают передвигаться ногами по дну с различной глубиной воды.
Осуществляют
плавный
вертикальный
подъем
и
опускание
в
толще
воды.
Помогают
отталкиваться ногами от дна.
Вариант Б. Одна рука родителя ладонью поддерживает снизу область таза и предплечьем
- нижнюю часть спины, при необходимости плечом удерживают верхнюю часть спины. Другая
ладонь поддерживает снизу-сбоку голову ребенка. Выполняют спуск ребенка в ванну и подъем.
Выполняют различного рода проводки ребенка в воде в горизонтальном положении головой или
ногами вперед.
Вариант В. Одна рука поддерживает снизу область таза, другая - ладонью удерживает
среднюю или верхнюю часть спины, а предплечьем голову ребенка в районе согнутой в локтевом
суставе руке родителя. Выполняют спуск "тяжелого" ребенка в ванну и подъем. Выполняют
различного рода покачивания, проводки ребенка в воде в горизонтальном положении головой или
ногами вперед.
Вариант Г. Одна рука поддерживает голову ребенка сбоку ладонью и снизу согнутой
рукой в лучезапястном суставе. Другая осуществляет поддержку за удочку с креплением на
поясном ремне. Осуществляют поддержку ребенка в положении на спине при упражнениях на
лежание, проводку, покачивания.
Вариант Д. Одна рука поддерживает голову ребенка снизу одними пальцами, другая осуществляет
поддержку за удочку с креплением на поясном ремне. Осуществляют поддержку ребенка в положении на
спине в заключительной фазе усвоения упражнений на лежание.
Помогать ребенку следует как можно мягче, плавно, без резких движений и крика.
Разговаривать с ребенком спокойно и уверенно. Не теряться и не паниковать в неожиданных
критических ситуациях. Улыбаться. Полезно менять интонацию и тембр голоса.
Следить за сохранением ребенком положения взвешенности в воде. С этой целью голову,
затылок, шею и спину поддерживать под водой в одной плоскости параллельной поверхности
воды. При этом в положении ребенка на спине рот должен постоянно находиться над
поверхностью воды.
Если ребенок захлебнулся, то его надо немедленно посадить в ванной, или взять на
руки.
Предложить,
сказать,
показать,
что
нужно
сделать
резкие
неглубокие
последовательные вдохи через нос, а выдох - кашлеобразно через рот. Вдох через нос
снимает спазм голосовой щели, а резкий выдох через рот удаляет капли воды, попавшие в
воздушные ходы.
Первый способ поддержки. Родитель находится в заполненной ванне вместе с ребенком,
удерживая его на руках. Применяется при необходимости проводить занятия с ребенком с
тяжелыми поражениями и последствиями заболеваний.
Вариант А. Ребенок располагается спиной на расставленных вдоль ванны ногах родителя, а ноги
ребенка находятся на дне. При этом две руки поддерживают ребенка за подмышечные впадины,
голова - в упоре затылком о живот родителя.
Вариант Б. То же, что и при варианте А, но ребенок удерживается предплечьями рук,
кисти родителя помогают ребенку выполнять двигательные действия.
Вариант В. Ребенок полностью лежит на груди и животе родителя погруженного под
воду. При необходимости, ноги родителя следует согнуть и расположить на борта ванны. В этом
случае руки родителя полностью свободны и расширяют возможности помощи ребенку.
Страховку, для ограничения размаха случайных движений головой ребенка, осуществляют слегка
приподнятыми над водой плечами родителя.
во многом зависит от родителей. Родители больных детей систематически занимающихся
плаванием с радостью сообщают:
впервые в 10 летней жизни после занятий в воде ребенок самостоятельно смог держать ложку
с супом и не выливать его;
впервые за 9 лет произнес слово мама;
впервые в 12 лет самостоятельно сделал первые шаги;
впервые в 9 лет ребенок спал всю ночь;
впервые в 10 лет сам сходил и убрал туалет;
у ребенка больного гемофилией не было три месяца от начала занятий, ежедневных ранее,
кровотечений;
и многое другое.
Вода раскрывает и реализует скрытые возможности организма.
Многолетний опыт современной организации и проведения занятий, многовековой опыт
человечества по использованию целительных сил воды свидетельствует о безграничных
возможностях оздоровительного влияния водной среды.
Однако, ребенку не следует долго оставаться в организации занятий в ванной комнате.
Родителям при первой же возможности следует продолжить занятия с ребенком в открытом
водоеме или плавательном бассейне – индивидуально, с опытным тренером. В развитых странах
эти занятия оплачиваются государством и оцениваются, в зависимости от характера и тяжести
заболевания, не в одну сотню долларов.
ПРИМЕРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РЕБЕНКА –ИНВАЛИДА ВЫПОЛНЯЕМЫЕ В
ВАННОЙ
Содержание, характер, последовательность, продолжительность, темп освоения и
усвоения конкретного упражнения для ребенка индивидуален.
Количество повторений и разнообразие предложенных ребенку и выполненных им
двигательных действий бесконечно велико. Первый успех ребенка
в воде откроет в ВАС
творческое начало, направит профессиональную, фантазию на поиски необходимых следующих
посильных упражнений, изобретений либо приобретений или изготовлений индивидуальных
средств поддержки, тренажеров и приспособлений.
ВАША любовь, долготерпение, свобода и снятие многих двигательных ограничений,
новые внутренние ощущения и восприятия, в том числе и общения с ВАМИ позволят ребенку
раскрыть новые горизонты радости и необходимости жизни, вскрыть новые пласты и уровни его
духовных, физических, интеллектуальных и соматических возможностей.
Доброго пути и здоровья ребенку.
Инструктор по физической культуре
Конохова Е.А