Напоминание

Актуальные вопросы дополнительного образования


Автор: Савостина Елена Николаевна
Должность: Преподаватель декоративно-прикладного и изобразительного искусства
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Населённый пункт: Волгоградская область, Еланский муниципальный район, село Вязовка
Наименование материала: Статья
Тема: Актуальные вопросы дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




Статья

на тему:

«Актуальные вопросы дополнительного

образования»

Выполнила:

Савостина Елена

Николаевна

2020г.

2

1.

Роль

учреждений

дополнительного

образования.

Дополнительное

образование детей в современной России занимает особое положение. С одной

стороны, оно определяется тем, что за рубежом практически не существует

финансируемых государством систем внешкольного образования (во многих

странах работают досуговые объединения по интересам, известные как

учреждения

«неформального

образования»,

которые

финансируются

муниципалитетами и общественными организациями), а в странах бывшего

социалистического лагеря такие системы переводятся на платные услуги,

самофинансирование. С другой стороны, с ним связывают важные для

государства задачи продуктивного использования детьми своего свободного

времени, обретения молодым поколением культурной идентичности, раннего

выявления и развития способных детей в самых разных сферах – культуре,

искусстве, спорте, научно-техническом творчестве и др. В.А. Березина дает

следующее

определение:

«Дополнительное

образование

детей

мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее

человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве,

максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально,

профессионально, личностно…». Дополнительное образование на современном

этапе

должно

способствовать

расширенному

воспроизводству

знаний,

развитию

мотивации

учащихся

к

самообразованию,

их

творческих

способностей,

включению

в

социально

полезную

деятельность,

профессиональному и личностному самоопределению детей, самореализации и

самовоспитанию,

адаптации

их

к

жизни

в

обществе,

формированию

толерантного сознания, организации содержательного досуга и занятости. В.И.

Слободчиков отмечал, что вопрос о дополнительном образовании – это вопрос

о полноте образования, вопрос о восполнении основного образования до

целого,

до

полного

образования;

это

вопрос

о

дополнительных

образовательных ресурсах, создающих условия для полноценного развития

базовых способностей растущего человека, развитие которых обычная школа в

принципе не может обеспечить самостоятельно. Актуальные вопросы развития

3

дополнительного образования рассматривались и ранее. На наш взгляд,

значение и ценность дополнительного образования можно проследить на трех

главных

уровнях

освоении

учащимися

предметной

деятельности;

формировании особых детско-взрослых сообществ, в которых происходит

неформальная передача традиций и ценностей культурно-профессиональных

сообществ младшему поколению; развитии несистемных (новых, для которых

еще нет регламентированных институтов, решающих проблемы принципиально

новым путем) практик, которые могут оказаться эффективными и дать

качественный

рост

в

самых

разнообразных

областях

производства

и

социальной жизни. Для того, чтобы определить и обозначить реальные

социокультурные

функции

дополнительного

образования

в

обществе,

необходимо

рассмотреть

самый

общий

план

миссии

дополнительного

образования, и это третий уровень. Она связана с поддержкой новых,

зарождающихся несистемных практик в системе образования, образующих

нишу широкой социокультурной инновационной деятельности в системе

образования, когда экспериментальная деятельность направлена на разработку,

апробацию и внедрение новых образовательных институтов и механизмов,

правовой режим которых не урегулирован законодательством Российской

Федерации

в

сфере

образования.

Для

развития

новаций

в

системе

дополнительного

образования,

превращения

учреждений

в

«инкубаторы

нового» необходимо создание устойчивого механизма обновления содержания

и форм деятельности в учреждениях. Широкое развитие новаций возможно при

создании механизмов целевого финансирования перспективных проектов в

сфере дополнительного образования; создания «нормативных заповедников», в

которых действует своя, разработанная участниками проекта нормативная база.

Однако путь, по которому идет дополнительное образование в настоящее

время, характеризуется детализацией нормативной базы, созданием механизмов

нормативно-подушевого финансирования, требований к условиям реализации

образовательных программ и т. д., что приближает его к схеме работы общего и

профессионального образования, затрудняя возникновение и развитие новаций.

4

(Леонтович А.В.

Дополнительное образование детей в современной

образовательной системе/А.В. Леонтович// Педагогическое образование и

наука.- 2014.- №2.-с. 101-108)

2. Никто не ставит под сомнение значимость хорошего образования. Вот только

«хорошее» должно не только формировать и развивать универсальные учебные

действия,

но

и

сохранять

национальные

ценности,

ведь

без

них

обессмысливаются те или иные количественные успехи (высокие рейтинги,

баллы), достижением которых так озабочены в современном российском

образовании. Преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Что вы благое

посеете в душах своих детей в их юности, то может после прозябнуть в сердцах

их, когда они придут в зрелое мужество». Особую остроту проблема

сохранения национальных ценностей приобретает в малых городах России.

Становление и развитие духовно-нравственного потенциала обучающихся

достигается посредством: 1) приобщения к искусству: (театру, музыке,

изобразительной деятельности, декоративно-прикладному творчеству и т.д.). 2)

развития коммуникативных навыков, стремление к самореализации и развитие

социально-значимых

качеств

личностих

конференциях

и

мн.

др.;

3)

формирования

представления

о

семейных

ценностях

и

традициях.

Педагогический коллектив всегда осознавал особую роль семьи в воспитании

детей, считая ее важнейшим институтом социализации; 4) патриотического

воспитания.

Активизация

познавательной

и

учебно-исследовательской

деятельности учащихся при изучении истории и традиций родного края

позволяет выстроить работу коллектива такимобразом, чтобы больше внимания

уделялось этому педагогическому направлению; 5) воспитания правильного

отношения

к

миру

природы.

В

рамках

экологического

воспитания

обучающихся мы традиционно проводим экологические акции, конкурсы,

фестивали и конференции. Таким образом, духовно-нравственное воспитание –

это

педагогический

организованный

процесс

усвоения

и

принятия

национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих и культурных,

5

духовных

и

нравственных

ценностей

нашего

народа.

(

Касимова

Т.А.

Учреждение

дополнительного

образования

детей

в

организации

педагогического процесса усвоения и принятия национальных ценностей /

Т.А. Касимова // Педагогическое образование и наука.- 2014.- №6.- 42-43)

3.

Результаты

социологического

опроса

о

качестве

и

доступности

дополнительного образования детей. Подводя итоги по направлениям опроса:

«удовлетворенность населения услугами дополнительного образования детей»,

«доступность услуг дополнительного образования детей», «качество услуг в

сфере дополнительного образования детей», можно констатировать следующее:

1. Удовлетворенность населения услугами дополнительного образования

находится

на

достаточно

высоком

уровне.

2.

Самая

низкая

степень

удовлетворенности

населения

услугами

дополнительного

образования

у

респондентов из труднодоступной сельской местности, самая высокая степень

удовлетворенности

населения

услугами

дополнительного

образования

у

респондентов из малых городов и административных центров. 3. Все категории

респондентов согласны с тем, что доступность программ дополнительного

образования детей находится на высоком уровне. 4. Уровень доступности

необходимых детям программ допобразования напрямую связан с типом

местности, где проживают семьи: наименьшая доступность наблюдается в

труднодоступной сельской местности и мегаполисах, наибольшая — в малых

городах и административных центрах (крупных городах). 5. Вопросы качества

услуг дополнительного образования детей наиболее остро стоят в сельской

местности, особенно труднодоступных районах. Здесь родители готовы платить

деньги за качественные программы, несмотря на мнение педагогов о том, что

родители скорее предпочитают бесплатные программы невысокого качества.

(Алиева Э.Ф. Изучение актуального состояния системы дополнительного

образования детей в российской /Э.Ф.

Алиева, Ж.С. Мамедова, О.В.

Зайцева, И.В. Селиверстова//Мир образования – образование в мире.-2015.-

№3.-с 188-194)

6



В раздел образования