Напоминание

Адаптация


Автор: Курбанова Эсмира Ибрагимовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ Детский сад №18 Невский район
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Адаптация
Раздел: дошкольное образование





Назад




АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К

УСЛОВИЯМ ДОУ

Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным

пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Ребёнок раннего возраста совсем не готов к строгим режимным моментам, отсутствию

родителей в течение девяти и более часов, новым требованиям к поведению,

постоянному контакту со сверстниками, новому помещению. Все это является для него

тайной, неизвестностью, а значит, и опасностью. Эти изменения обрушиваются на

ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию

Адаптации у каждого происходит по-разному: кто-то с большим удовольствием идет в

детский сад и не испытывает каких-либо трудностей, а для кого-то это является большим

испытанием и вызывает множество переживаний и слез. Адаптация — процесс

приспособления организма к новым условиям жизни, к изменившейся обстановке.

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых

зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся

семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.

С приходом в детский сад изменяется и социальное положение, ребенка. В семье он

был в центре внимания, общался с ограниченным кругом людей, чаще всего с членами

семьи. В дошкольном учреждении он становится членом детского коллектива, равным

среди других детей. В связи с этим ребенку необходимо психологически перестроиться,

изменить свое поведение, вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками.

Всё это приводит к нарушениям сложившихся стереотипов в деятельности и поведении

ребенка, требует биологической и социальной адаптации к новым условиям.

Под биологической адаптацией в узком смысле понимается перестройка физиологических

систем организма, обеспечивающая целесообразное приспособление к новым условиям

жизни. Эта перестройка осуществляется на основе врожденных механизмов. Уже

новорожденный ребенок быстро приспосабливается к условиям жизни, которые

специально создаются в семье после его рождения.

Биологическая перестройка происходит и в период первоначального пребывания ребенка

в детском учреждении.

Он должен привыкнуть к новому световому режиму, установленному распорядку дня, к

изменению в питании.

Наряду с биологической, осуществляется и социальная адаптация, т.е. способность

изменить своё поведение в зависимости от новых социальных условий.

От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым

взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное

существование в детском саду и в семье.

И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и

родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и

родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт,

интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом

оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от взаимных

установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе

стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и

доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении

педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания; но

главное – ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту).

Каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие

черты. Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети,

особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному

вниманию, неуверенные в себе.

Надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со

сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для

ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность

ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не

могут, поскольку сами нуждаются в том же.

Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку

сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка,

особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями

общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин

затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в

яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым,

плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

Как правило, ослабленные дети труднее адаптируются к новым условиям. Они чаще

заболевают, труднее переживают разлуку с близкими. Случается, что ребенок не плачет,

не выражает внешне негативных проявлений, но теряет в весе, не играет, подавлен.

Так же, особого внимания требуют дети со слабым типом нервной системы. Эти дети

болезненно переносят любые перемены в их жизни. При малейших неприятностях их

эмоциональное состояние нарушается, хотя свои чувства они бурно не выражают. Их

пугает все новое и дается оно с большим трудом. В своих движениях и действиях с

предметами они не уверенны, медлительны. Таких детей к детскому саду следует

приучать постепенно, привлекать к этому близких им людей. Воспитатель должен

поощрять, подбадривать и помогать им.

В разных ситуациях один и тот же малыш может повести себя по-разному, особенно в

период адаптации. Бывает, даже спокойный и общительный ребенок при расставании с

близкими начинает плакать и проситься домой, нелегко привыкает к новым требованиям.

Поведение ребенка под влиянием сложившихся привычек также приобретает

индивидуальный характер. Если он не умеет, есть самостоятельно, то в детском саду

отказывается от еды, ждет, чтобы его накормили. Так же, если не знает, как мыть руки в

новой обстановке – сразу плачет; если не знает, где взять игрушку – тоже плачет; не

привык спать без укачивания – плачет и т.д. поэтому очень важно знать привычки

ребенка, считаться с ними.

Незнание привычек ребенка значительно осложняет работу воспитателя. Все привычки

и навыки каждого вновь поступившего ребенка сразу узнать трудно, да они и не всегда

проявляются в новых условиях

В среднем адаптация у детей раннего возраста длиться 2-3 недели. В детском саду дети

болеют чаще, чем дома. Это и понятно т.к. в группе может быть заболевший ребёнок,

который становиться источником инфекций для других детей. В период адаптации

возможность заболевания ребёнка, особенно трудно привыкающего к новым условиям,

возрастает, поскольку под влиянием эмоционального напряжения снижаются защитные

силы организма.

Плохо приспосабливаются дети к коллективной жизни, которых чрезмерно опекают в

семье, которые не знают родительского «нельзя».

Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребёнку по возможности безболезненно

войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Прежде

всего, необходимо максимально приблизить домашний режим к распорядку дня в детском

саду.

В первые дни лучше оставлять ребёнка на 1-2 часа увеличивая постепенно время

пребывания до обеда, до полдника, а затем и до вечера. Чем быстрее ребёнок почувствует

доверие к воспитателям, няне, установит контакт с ними, тем спокойнее он перенесёт

перемены в своей жизни разлуку с вами.

Хотя бы раз в неделю меняйте с ребенком место для прогулок – это может быть

соседский двор, парк, центр города, просто прогулка пешком. Не обсуждайте при малыше

волнующие вас проблемы, связанные с детским садом. Ходите с ребенком в гости и

приглашайте гостей к себе, желательно с детьми разного возраста – учите ребенка

общаться, вместе играть, давать играть свои игрушки, просить чужие и т.п. – показывайте,

как это надо делать.

Самое главное – положительный настрой на детский сад, если вы верите, что детский

сад самое лучшее место на земле для вашего ребенка, так же будет считать и ваш ребенок.

Заранее узнайте все моменты в режиме дня в детском саду и введите их в режим дня

ребенка дома. Учите ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания

Недопустимо угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а

также за непослушание. Не нервничайте и не показывайте свою тревогу накануне

поступления ребенка в детский сад.

Обязательно соблюдайте график адаптации, т.е. режим кратковременного пребывания

ребенка в детском саду, начиная с 2-х часов.

Внушайте ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.

Создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в семье. Щадите его ослабленную

нервную систему. На время можно прекратить походы в цирк, в театр, в гости; сократите

просмотр телевизионных передач.

Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его

капризы, дарите ему свое тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка

в этот период (не отучайте от соски, груди – это лучше сделать заранее, не ездите надолго

в гости, не приглашайте к себе незнакомых малышу людей и т.п.).

Берегите нервную систему ребенка! Наблюдайте за своим ребенком, прислушивайтесь к

нему, и он вам сам подскажет наиболее оптимальные для него воспитательные методы и

приемы!



В раздел образования