Автор: Курбанова Эсмира Ибрагимовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ Детский сад №18 Невский район
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Адаптация
Раздел: дошкольное образование
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К
УСЛОВИЯМ ДОУ
Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным
пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Ребёнок раннего возраста совсем не готов к строгим режимным моментам, отсутствию
родителей в течение девяти и более часов, новым требованиям к поведению,
постоянному контакту со сверстниками, новому помещению. Все это является для него
тайной, неизвестностью, а значит, и опасностью. Эти изменения обрушиваются на
ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию
Адаптации у каждого происходит по-разному: кто-то с большим удовольствием идет в
детский сад и не испытывает каких-либо трудностей, а для кого-то это является большим
испытанием и вызывает множество переживаний и слез. Адаптация — процесс
приспособления организма к новым условиям жизни, к изменившейся обстановке.
Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых
зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся
семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.
С приходом в детский сад изменяется и социальное положение, ребенка. В семье он
был в центре внимания, общался с ограниченным кругом людей, чаще всего с членами
семьи. В дошкольном учреждении он становится членом детского коллектива, равным
среди других детей. В связи с этим ребенку необходимо психологически перестроиться,
изменить свое поведение, вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками.
Всё это приводит к нарушениям сложившихся стереотипов в деятельности и поведении
ребенка, требует биологической и социальной адаптации к новым условиям.
Под биологической адаптацией в узком смысле понимается перестройка физиологических
систем организма, обеспечивающая целесообразное приспособление к новым условиям
жизни. Эта перестройка осуществляется на основе врожденных механизмов. Уже
новорожденный ребенок быстро приспосабливается к условиям жизни, которые
специально создаются в семье после его рождения.
Биологическая перестройка происходит и в период первоначального пребывания ребенка
в детском учреждении.
Он должен привыкнуть к новому световому режиму, установленному распорядку дня, к
изменению в питании.
Наряду с биологической, осуществляется и социальная адаптация, т.е. способность
изменить своё поведение в зависимости от новых социальных условий.
От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым
взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное
существование в детском саду и в семье.
И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и
родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и
родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт,
интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом
оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от взаимных
установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе
стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и
доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении
педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания; но
главное – ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту).
Каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие
черты. Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети,
особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному
вниманию, неуверенные в себе.
Надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со
сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для
ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность
ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не
могут, поскольку сами нуждаются в том же.
Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку
сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка,
особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями
общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин
затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в
яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым,
плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
Как правило, ослабленные дети труднее адаптируются к новым условиям. Они чаще
заболевают, труднее переживают разлуку с близкими. Случается, что ребенок не плачет,
не выражает внешне негативных проявлений, но теряет в весе, не играет, подавлен.
Так же, особого внимания требуют дети со слабым типом нервной системы. Эти дети
болезненно переносят любые перемены в их жизни. При малейших неприятностях их
эмоциональное состояние нарушается, хотя свои чувства они бурно не выражают. Их
пугает все новое и дается оно с большим трудом. В своих движениях и действиях с
предметами они не уверенны, медлительны. Таких детей к детскому саду следует
приучать постепенно, привлекать к этому близких им людей. Воспитатель должен
поощрять, подбадривать и помогать им.
В разных ситуациях один и тот же малыш может повести себя по-разному, особенно в
период адаптации. Бывает, даже спокойный и общительный ребенок при расставании с
близкими начинает плакать и проситься домой, нелегко привыкает к новым требованиям.
Поведение ребенка под влиянием сложившихся привычек также приобретает
индивидуальный характер. Если он не умеет, есть самостоятельно, то в детском саду
отказывается от еды, ждет, чтобы его накормили. Так же, если не знает, как мыть руки в
новой обстановке – сразу плачет; если не знает, где взять игрушку – тоже плачет; не
привык спать без укачивания – плачет и т.д. поэтому очень важно знать привычки
ребенка, считаться с ними.
Незнание привычек ребенка значительно осложняет работу воспитателя. Все привычки
и навыки каждого вновь поступившего ребенка сразу узнать трудно, да они и не всегда
проявляются в новых условиях
В среднем адаптация у детей раннего возраста длиться 2-3 недели. В детском саду дети
болеют чаще, чем дома. Это и понятно т.к. в группе может быть заболевший ребёнок,
который становиться источником инфекций для других детей. В период адаптации
возможность заболевания ребёнка, особенно трудно привыкающего к новым условиям,
возрастает, поскольку под влиянием эмоционального напряжения снижаются защитные
силы организма.
Плохо приспосабливаются дети к коллективной жизни, которых чрезмерно опекают в
семье, которые не знают родительского «нельзя».
Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребёнку по возможности безболезненно
войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Прежде
всего, необходимо максимально приблизить домашний режим к распорядку дня в детском
саду.
В первые дни лучше оставлять ребёнка на 1-2 часа увеличивая постепенно время
пребывания до обеда, до полдника, а затем и до вечера. Чем быстрее ребёнок почувствует
доверие к воспитателям, няне, установит контакт с ними, тем спокойнее он перенесёт
перемены в своей жизни разлуку с вами.
Хотя бы раз в неделю меняйте с ребенком место для прогулок – это может быть
соседский двор, парк, центр города, просто прогулка пешком. Не обсуждайте при малыше
волнующие вас проблемы, связанные с детским садом. Ходите с ребенком в гости и
приглашайте гостей к себе, желательно с детьми разного возраста – учите ребенка
общаться, вместе играть, давать играть свои игрушки, просить чужие и т.п. – показывайте,
как это надо делать.
Самое главное – положительный настрой на детский сад, если вы верите, что детский
сад самое лучшее место на земле для вашего ребенка, так же будет считать и ваш ребенок.
Заранее узнайте все моменты в режиме дня в детском саду и введите их в режим дня
ребенка дома. Учите ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания
Недопустимо угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а
также за непослушание. Не нервничайте и не показывайте свою тревогу накануне
поступления ребенка в детский сад.
Обязательно соблюдайте график адаптации, т.е. режим кратковременного пребывания
ребенка в детском саду, начиная с 2-х часов.
Внушайте ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
Создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в семье. Щадите его ослабленную
нервную систему. На время можно прекратить походы в цирк, в театр, в гости; сократите
просмотр телевизионных передач.
Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его
капризы, дарите ему свое тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка
в этот период (не отучайте от соски, груди – это лучше сделать заранее, не ездите надолго
в гости, не приглашайте к себе незнакомых малышу людей и т.п.).
Берегите нервную систему ребенка! Наблюдайте за своим ребенком, прислушивайтесь к
нему, и он вам сам подскажет наиболее оптимальные для него воспитательные методы и
приемы!