Автор: Лебедева Инесса Владимировна
Должность: ПДО
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №7 Советского района
Населённый пункт: г. Самара, Самарская область
Наименование материала: Разработка
Тема: Работа по вокалу с детьми
Раздел: дополнительное образование
Система
вокально-технических
упражнений
(тренинг)
для
развития
голоса ребёнка младшего школьного возраста
I.
Приёмы формирования опоры певческого голоса:
1)Упражнение называется”Под водой”. Берем вдох носом с круговым
движением рук,соединяя вверху.Медленно опускаем руки и делаем
такой же
выдох (как
поршень).
Сбрасываем остатки дыхания
и
опускаемся “под воду”. Идет задержка дыхания. Затем “выныриваем”
и берем вдох. Так же с помощью рук. И повторяем.
2)Выдох,
пауза,вдох (”цветочек”)
начинаем негромко,
но внятно
проговаривать
“птуптоптаптэпти”,
делая
удлинение
гласной
на
первом слоге. Затем на одном дыхании делать по два звукосочетания
и больше.
3)Вдохнуть “цветочек”, на выдохе произнести слог “бучччччч”, пауза,
вдох,
слог “вучччччч”.Начальгые звуки менять на “г”,”з”,
“ж”.
Не
допускать расслабления брюшного пресса.
Постепенно увеличивать
длину “Ч”.
4) ХХххх узкая гортань.
Хаааааа- Ооооо-Ууууу-Ыыыыы-Ээээээ.
Так
же делаем круговое движение руками при вдохе,
затем медленно
опускаем.
Упражнение на подвижность гортани.
Взять мягко пальчиками
гортань. И медленно в одном темпе говорить ф..ф..ф..ф..,
с..с..с..с Не
откпывая
рта.
Затем
темп
постепенно
ускоряя,
но
соблядать
ритмическую ровность.
5)
Упражнение “Кошечка” Рот открыт параллельно полу.
“У-А” с
шипением, как у кошки. Вдох носом “цветочек”
II. Приёмы формирования правильного звукообразования
1)
упражнение на работу органов артикуляционного аппарата.
Артикуляционная гимнастика.
- Сорока-белобока ( работает активно кончик языка). Лягушка (губы
сжимаем внутрь и резко отпускаем со звуком). Уточка, крокодил, ежик.
Превращение. Уточка - губы трубочкой; крокодил - открывается большая
“пасть”, ежик - поднимается верхняя губа, нижняя опускается, зубы на зубы, и
издается отрывистый шип.
Язычок-иголочка ( протыкаем щеки кончиком языка).
Обезьянка перед зеркалом ( гримасничаем).
2)
Дикционные упражнения
а) согласные звуки
Используются различные скороговорки, которые произносятся один раз в
медленном темпе, три раза в быстро.
- Расскажите про покупку, про какую про покупку? Про покупку, про покупку,
про покупочку мою.
- В недрах тундры выдры в гетрах, тырят ведра ядров кедров.
- Купи кипу пик.
- Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.
- Петь и говорить на одном звуке “КПТИ-КПТЕ-КПТА-КПТО-КПТУ”
б) гласные звуки
- На улице в оазисе о, ужас, - ягуар!
- Язык яркой ящерицы яро язвил янтарную ягоду.
- Юморная юная юннатка Юлия подбежала к улею.
3) упражнения на формирование единой вокальной певческой позиции.
-Что важно:
Ощущение внутреннего обема, поднятие мягкого неба.
Образуется зевок и высокая вокальная позиция.
Для этого пугаем верхнее
небо
указательным пальцем ,
затем указательным пальцем показываем
движение нижней челюсти вниз и произносим БЭЭЭ, БООО, БУУУ.
- Следующее упражнение:
А- Ягодка моя аленькая (движение рук вверх) Улыбка и зевок.
О - Бочка с медом ( руки по щекам гладят вниз).
И - Принц,
миленький ( руки находятся у верхней губы и поднимаются
вверх, рисуя улыбку).
Е - Миленький, меленький ( так же, как и).
У - Юля, умница ( руки мягко ведут по щекам, как бы рисуя трубу).
Упражнение “ Лодка” тпр без звука,
долго на одном дыхании.
меняя ритм,
затем под музыкальное сопровождение.
III. Приёмы развития певческого голоса:
1)
упражнения на формирование смешанного типа звучания.
- По квинте на тпр движение вверх и вниз. Спокойно не давить, не
подталкивать. С тональности ля мажор малой октавы и до си мажор первой
октавы.
- Нэй, нэй, нэй. По мажорному трезвучию вверх. Соль мажор малой и до соль
мажор первой.
- По хроматической гамме дышим, как собака, но язык не достаем. Рот в
стороны ха-ха... (рот натягивать на высоких звуках). Петь субтоном.
2)
упражнения на сглаживание регистров.
- Используем так называемый немой звук. Раскрываем ноздри. Нет
откровенного Н, кончик языка в спокойном положении. Кверху звук не
раздувать. Звук, как скулит щенок. Этот звук перетянуть на упражнение. С
небольшим глиссандо, как бы подвывая. Петь на интервал квинту, или октаву.
- Упражнение “Мартовский кот”. Поется октава вверх МЯЯЯ----ААА------У
А вверхняя нота октавы, У возвращаемся в исходную ноту.
3)
упражнения на развитие диапазона
-Мычим на согласную “М” на одном звуке от си малой октавы и по полутонам
вверх. Будим голос.
-А а А а А а Раскачка на большой секунде от си бемоля малой октавы.
- Немой звук по развернутому мажорному трезвучию вверх ( Ля-до#-до#-ми-
ми-ля;
вниз Ля-ми-ми-до#-до#-ля-ляяя) Чередуя легато и стаккато.
- Мажорный септаккорд в разложенном виде поется на УУУ и открывается на
верхнем вуке на А, раскачивается и спускается вниз на гласную АА, а тоника
внизу поется на У.
- Да(до1окт. четверть)-А(ре восьмая)-А(до четверть)-А(ре восьмая)-А(до
четверть)
- Соль-Ми-До (сверху вниз 1окт.) На слоги РА-ЛЯ-БА.
IV. Приёмы развития вокальных украшений:
1) Субтон- пение с придыханием. Теплый воздух в нижнюю челюсть. Сначала
воздух потом звук. ( Ля-до#-до#-ми-ми-ля;
вниз Ля-ми-ми-до#-до#-ля-ляяя)
На А. Призвук от воздуха получается ХА).
2) Фальцет. Вокальный прием головного регистра. Головной звук с воздухом.
Продуваем воздух в очень узкий звук. Слово Ветер с воздухом (фальцетом).
Протягивая звук и воздух “проводить” через рот.
С воздухом Уууу, Аааа (До#
четверть с точкой, си врсьмая, ля четверть в первой октаве).
3)
Вибрато.
Вибрато
заключается
в
колебании тона
звука,
вызываемом
периодическим движением диафрагмы.
На
гласную И .
Темп постепенно
ускоряется. Упражнение поется почти на стаккато. До-ре, до-ре (четверти), до-
ре, до-ре, до-ре, до-ре(восьмые), доооооо (шестнадцатые).
Работа над произведением.
Сначала выразительная прочитка текста с жестами или с хлопком.
Посыл
звука.
Рука -
маятник.(
Чувствовать щечки-яблочки).
При пении двигаться
(ходить, бегать, приседать...).
Грудной регистр
Головной регистр
Фальцет(звук выдоха,
-Субтон
вздоха)Корень языка
Вокальный нос (корень языка поджат,
припухший, пресс фик-
приподнят).Рот открыт параллельно
сированный. Звук с воз-
в стороны.
духом.
Народный звук(звук без воздуха)
Академ.звук- ощущение
Корень языка лежит, посыл звука
зевка.В эстр.пении убрать
в твердое небо.
зевок, петь узко.
Хэй-растягиваем,посыл в твердое небо,
звук без воздуха.
Украшения
Хмык; Расщепление.......( ....Коооо-ко-ко-ко упр. “курочка”, через
расщепление); Йодль (Увии--и); Тембр ( Мой- Твоя); Вибрато ( ннн-как
вкусно).