Напоминание

Работа по вокалу с детьми


Автор: Лебедева Инесса Владимировна
Должность: ПДО
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №7 Советского района
Населённый пункт: г. Самара, Самарская область
Наименование материала: Разработка
Тема: Работа по вокалу с детьми
Раздел: дополнительное образование





Назад




Система

вокально-технических

упражнений

(тренинг)

для

развития

голоса ребёнка младшего школьного возраста

I.

Приёмы формирования опоры певческого голоса:

1)Упражнение называется”Под водой”. Берем вдох носом с круговым

движением рук,соединяя вверху.Медленно опускаем руки и делаем

такой же

выдох (как

поршень).

Сбрасываем остатки дыхания

и

опускаемся “под воду”. Идет задержка дыхания. Затем “выныриваем”

и берем вдох. Так же с помощью рук. И повторяем.

2)Выдох,

пауза,вдох (”цветочек”)

начинаем негромко,

но внятно

проговаривать

“птуптоптаптэпти”,

делая

удлинение

гласной

на

первом слоге. Затем на одном дыхании делать по два звукосочетания

и больше.

3)Вдохнуть “цветочек”, на выдохе произнести слог “бучччччч”, пауза,

вдох,

слог “вучччччч”.Начальгые звуки менять на “г”,”з”,

“ж”.

Не

допускать расслабления брюшного пресса.

Постепенно увеличивать

длину “Ч”.

4) ХХххх узкая гортань.

Хаааааа- Ооооо-Ууууу-Ыыыыы-Ээээээ.

Так

же делаем круговое движение руками при вдохе,

затем медленно

опускаем.

Упражнение на подвижность гортани.

Взять мягко пальчиками

гортань. И медленно в одном темпе говорить ф..ф..ф..ф..,

с..с..с..с Не

откпывая

рта.

Затем

темп

постепенно

ускоряя,

но

соблядать

ритмическую ровность.

5)

Упражнение “Кошечка” Рот открыт параллельно полу.

“У-А” с

шипением, как у кошки. Вдох носом “цветочек”

II. Приёмы формирования правильного звукообразования

1)

упражнение на работу органов артикуляционного аппарата.

Артикуляционная гимнастика.

- Сорока-белобока ( работает активно кончик языка). Лягушка (губы

сжимаем внутрь и резко отпускаем со звуком). Уточка, крокодил, ежик.

Превращение. Уточка - губы трубочкой; крокодил - открывается большая

“пасть”, ежик - поднимается верхняя губа, нижняя опускается, зубы на зубы, и

издается отрывистый шип.

Язычок-иголочка ( протыкаем щеки кончиком языка).

Обезьянка перед зеркалом ( гримасничаем).

2)

Дикционные упражнения

а) согласные звуки

Используются различные скороговорки, которые произносятся один раз в

медленном темпе, три раза в быстро.

- Расскажите про покупку, про какую про покупку? Про покупку, про покупку,

про покупочку мою.

- В недрах тундры выдры в гетрах, тырят ведра ядров кедров.

- Купи кипу пик.

- Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.

- Петь и говорить на одном звуке “КПТИ-КПТЕ-КПТА-КПТО-КПТУ”

б) гласные звуки

- На улице в оазисе о, ужас, - ягуар!

- Язык яркой ящерицы яро язвил янтарную ягоду.

- Юморная юная юннатка Юлия подбежала к улею.

3) упражнения на формирование единой вокальной певческой позиции.

-Что важно:

Ощущение внутреннего обема, поднятие мягкого неба.

Образуется зевок и высокая вокальная позиция.

Для этого пугаем верхнее

небо

указательным пальцем ,

затем указательным пальцем показываем

движение нижней челюсти вниз и произносим БЭЭЭ, БООО, БУУУ.

- Следующее упражнение:

А- Ягодка моя аленькая (движение рук вверх) Улыбка и зевок.

О - Бочка с медом ( руки по щекам гладят вниз).

И - Принц,

миленький ( руки находятся у верхней губы и поднимаются

вверх, рисуя улыбку).

Е - Миленький, меленький ( так же, как и).

У - Юля, умница ( руки мягко ведут по щекам, как бы рисуя трубу).

Упражнение “ Лодка” тпр без звука,

долго на одном дыхании.

меняя ритм,

затем под музыкальное сопровождение.

III. Приёмы развития певческого голоса:

1)

упражнения на формирование смешанного типа звучания.

- По квинте на тпр движение вверх и вниз. Спокойно не давить, не

подталкивать. С тональности ля мажор малой октавы и до си мажор первой

октавы.

- Нэй, нэй, нэй. По мажорному трезвучию вверх. Соль мажор малой и до соль

мажор первой.

- По хроматической гамме дышим, как собака, но язык не достаем. Рот в

стороны ха-ха... (рот натягивать на высоких звуках). Петь субтоном.

2)

упражнения на сглаживание регистров.

- Используем так называемый немой звук. Раскрываем ноздри. Нет

откровенного Н, кончик языка в спокойном положении. Кверху звук не

раздувать. Звук, как скулит щенок. Этот звук перетянуть на упражнение. С

небольшим глиссандо, как бы подвывая. Петь на интервал квинту, или октаву.

- Упражнение “Мартовский кот”. Поется октава вверх МЯЯЯ----ААА------У

А вверхняя нота октавы, У возвращаемся в исходную ноту.

3)

упражнения на развитие диапазона

-Мычим на согласную “М” на одном звуке от си малой октавы и по полутонам

вверх. Будим голос.

-А а А а А а Раскачка на большой секунде от си бемоля малой октавы.

- Немой звук по развернутому мажорному трезвучию вверх ( Ля-до#-до#-ми-

ми-ля;

вниз Ля-ми-ми-до#-до#-ля-ляяя) Чередуя легато и стаккато.

- Мажорный септаккорд в разложенном виде поется на УУУ и открывается на

верхнем вуке на А, раскачивается и спускается вниз на гласную АА, а тоника

внизу поется на У.

- Да(до1окт. четверть)-А(ре восьмая)-А(до четверть)-А(ре восьмая)-А(до

четверть)

- Соль-Ми-До (сверху вниз 1окт.) На слоги РА-ЛЯ-БА.

IV. Приёмы развития вокальных украшений:

1) Субтон- пение с придыханием. Теплый воздух в нижнюю челюсть. Сначала

воздух потом звук. ( Ля-до#-до#-ми-ми-ля;

вниз Ля-ми-ми-до#-до#-ля-ляяя)

На А. Призвук от воздуха получается ХА).

2) Фальцет. Вокальный прием головного регистра. Головной звук с воздухом.

Продуваем воздух в очень узкий звук. Слово Ветер с воздухом (фальцетом).

Протягивая звук и воздух “проводить” через рот.

С воздухом Уууу, Аааа (До#

четверть с точкой, си врсьмая, ля четверть в первой октаве).

3)

Вибрато.

Вибрато

заключается

в

колебании тона

звука,

вызываемом

периодическим движением диафрагмы.

На

гласную И .

Темп постепенно

ускоряется. Упражнение поется почти на стаккато. До-ре, до-ре (четверти), до-

ре, до-ре, до-ре, до-ре(восьмые), доооооо (шестнадцатые).

Работа над произведением.

Сначала выразительная прочитка текста с жестами или с хлопком.

Посыл

звука.

Рука -

маятник.(

Чувствовать щечки-яблочки).

При пении двигаться

(ходить, бегать, приседать...).

Грудной регистр

Головной регистр

Фальцет(звук выдоха,

-Субтон

вздоха)Корень языка

Вокальный нос (корень языка поджат,

припухший, пресс фик-

приподнят).Рот открыт параллельно

сированный. Звук с воз-

в стороны.

духом.

Народный звук(звук без воздуха)

Академ.звук- ощущение

Корень языка лежит, посыл звука

зевка.В эстр.пении убрать

в твердое небо.

зевок, петь узко.

Хэй-растягиваем,посыл в твердое небо,

звук без воздуха.

Украшения

Хмык; Расщепление.......( ....Коооо-ко-ко-ко упр. “курочка”, через

расщепление); Йодль (Увии--и); Тембр ( Мой- Твоя); Вибрато ( ннн-как

вкусно).



В раздел образования