Автор: Миронова Виктория Викторовна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр внешкольной работы "Перспектива"
Населённый пункт: п.Вахтан
Наименование материала: «Мы – наследники Великой Победы!»
Тема: Программа летнего оздоровительного отдыха с дневным пребыванием детей. Военно-патриотическая смена
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение Дополнительного образования
«Центр внешкольной работы «Перспектива»
На конкурс методических разработок
Программа летнего оздоровительного отдыха с дневным пребыванием детей
«Мы – наследники Великой Победы!». Военно-патриотическая смена.
Мироновой Виктории Викторовны,
Педагога дополнительного образования
Г.о.г. Шахунья, п. Вахтан, 2020г.
Пояснительная записка
Программа летнего оздоровительного отдыха с дневным пребыванием
детей «Мы – наследники Великой Победы!». Военно-патриотическая смена.
Детский оздоровительный отдых является частью социальной
среды, в котором дети реализуют свои возможности, потребности в
индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время.
Летний отдых является, с одной стороны, формой организации свободного
времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой –
пространством для оздоровления, развития художественного, технического,
социального творчества.
В
настоящее
время
государство
уделяет
большое
внимание
гражданско-патриотическому воспитанию молодого поколения, сохранению
уважения и памяти к истории России, к героям Великой Отечественной
войны. Формирование у молодого человека уважительного отношения к
памяти погибших при защите Отечества, патриотического сознания, чувства
верности своему Отечеству и развитие физического здоровья молодого
человека является приоритетными задачами государства и общества в целом.
Юбилейный год 75-летия Великой Победы подтолкнул к идее
созданию тематической смены в нашем оздоровительном лагере, которая
получила название “Мы – наследники Великой Победы!”.
Данная программа направлена на решение современных проблем,
связанных с созданием условий для всестороннего развития молодого
2
поколения,
его
приобщения
к
общечеловеческим
ценностям,
интеллектуального, духовного и физического развития личности.
Данная
программа
относится
к
программам
гражданско-
патриотической
направленности;
по
содержанию
является
спортивно-
оздоровительной, общекультурной; по форме организации - групповой,
общедоступной.
Программа будет включать не только спортивные соревнования, но и
интеллектуальные игры, музыкальные мероприятия, культурно-досуговые,
экологические и гражданско-патриотические мероприятия, информационные
мероприятия, связанные с историей Великой Отечественной воны, историей
России.
Также будет уделено внимание профилактике асоциальных
явлений.
Однако важнейшим направлением станет активное приобщение
детей к физкультуре, спорту, пропаганде здорового образа жизни.
Смена будет под девизом: “Мы помним! Мы гордимся!”.
Побеждать можно не только в спорте, но и в творчестве, конкурсах,
испытаниях и проявлять организаторские способности, руководствуясь
принципами уважения, честности, справедливости.
Для
более
эффективной
реализации
программы
применяются
следующие формы занятий: практические, экскурсии, игровые программы,
спортивно-оздоровительные
мероприятия,
конкурсы,
коллективные
творческие дела, походы, беседы.
Разработана соответствующая атрибутика: эмблема, гимн, флаг,
девиз, для поощрения отрядов будут использоваться георгиевские ленточки,
галстуки, звёзды за активность и участие в делах лагеря и т.д.
Результативность программы выявляется при помощи проведения
соревнований, игр, конкурсов, викторин.
Участниками программы являются дети и подростки в возрасте 6 – 15
лет:
3
Цель программы:
-
создание
условий
для
всестороннего
развития,
оздоровления,
самореализации личности подростка в период летних каникул через активное
приобщение к занятиям спортом;
- воспитание у юного поколения чувство патриотизма.
Задачи:
1.Приобщить к государственным культурным, историческим ценностям,
символам, традициям Российской Федерации.
2. Выявить и развить индивидуальные способности, социализировать
личность подростка в условиях временного коллектива.
3. Сформировать активную жизненную, гражданскую позиции, развить
чувства патриотизма, ответственности, самоорганизации.
4. Развить способности к организации своей деятельности и поведения.
5.Сформировать
ценностное
отношение
к
себе,
окружающей
действительности.
6. Повысить уровень физической культуры и физической подготовки.
7.
Сочетать развитие и воспитание детей с оздоровительным отдыхом.
8.
Формировать у детей навыки культуры общения и толерантности.
9.
Прививать навыки здорового образа жизни.
10.Развивать творческие способности.
4
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Основания
для
разработки
программы
Закон РФ «Об образовании»
Конвенция о правах ребёнка
Районная
программа мероприятий, посвящённая
75-летию Победы
в Великой Отечественной войне
Полное
название
программы
Программа летнего оздоровительного отдыха с
дневным пребыванием детей «Мы – наследники
Великой Победы!».
Разработчик
программы
Миронова Виктория Викторовна
Название
организации
Муниципальное
бюджетное
учреждение
Дополнительного
образования
«Центр
внешкольной работы «Перспектива»
Адрес организации
606910,Нижегородская область, г. Шахунья, ул.
Чапаева д. 1
606900, Нижегородская обл., г.о.г. Шахунья, п.
Вахтан, ул. Ленина, 17
Телефон
8(83152)26713, 89867615385
Форма организации
Летний
оздоровительный
отдых
с
дневным
пребыванием детей
Цель программы
Создание условий для всестороннего развития,
оздоровления,
самореализации личности ребёнка в период летних
5
каникул через активное приобщение к занятиям
спортом,
через
творческие,
познавательные,
игровые и оздоровительные мероприятия;
Воспитание
у
юного
поколения
чувство
патриотизма;
Развитие
личности
ребенка,
укрепление
физического,
психического
и
эмоционального
здоровья детей, воспитание достойного гражданина
России;
Воспитание социально адаптированной личности
через пропаганду здорового образа жизни.
Основные
задачи
программы
1.
Приобщить к государственным культурным,
историческим ценностям,
символам, традициям Российской Федерации.
2.
Выявить
и
развить
индивидуальные
способности, социализировать
личность
подростка
в
условиях
временного
коллектива.
3.
Сформировать
активную
жизненную,
гражданскую позиции, развить
чувства
патриотизма,
ответственности,
самоорганизации.
4. Обновить содержание и формы организации
летнего лагеря и
оздоровления детей с учётом поставленной цели.
4.
Организовать
работу
педагогического
коллектива,
как коллектива единомышленников.
5.
Определить
основными
направлениями
6
деятельности
лагеря – культурно-историческое и физкультурно-
оздоровительное.
6.
Способствовать
выявлению
и
развитию
творческого и
физического потенциала детей.
7. Повысить интерес детей к развитию и
укреплению своего здоровья.
Специализация
программы
Гражданско-патриотическое
воспитание,
оздоровление детей и подростков.
Сроки реализации
21 день
Возраст участников
Несовершеннолетние дети и подростки (от 6 до 15
лет)
Условия участия в
программе
Приоритет при наборе в лагерь имеют:
- дети-сироты,
- дети из неполных семей,
- дети приёмные,
- дети опекуны
- дети из многодетных, потерявших кормильца и
малообеспеченных семей,
-
несовершеннолетние,
состоящие
на
профилактическом учёте.
- дети с ОВЗ.
Условия реализации
программы
На территории лагеря имеются:
спортивная площадка.
Для детей и подростков оборудованы помещения:
- спортивный зал для проведения мероприятий,
комнаты для пребывания в отрядах, холл, игровая
7
комната.
Имеется музыкальное оборудование, компьютеры,
проектор, микрофоны, настольные игры.
Краткое содержание
программы
Комплекс
мероприятий
по
гражданско-
патриотическому воспитанию к юбилею Великой
Победы.
Укрепление здоровья детей и подростков через
организацию
мероприятий,
направленных
на
пропаганду здорового образа жизни, физическое
развитие и развитие коммуникативных навыков в
детской и взрослой среде.
Ожидаемые
результаты
реализации
программы
При условии успешного решения поставленных
перед
педагогическим
коллективом
задач,
предполагается:
- пополнить общее представление у молодого
поколения об истории Великой Отечественной
войны, в частности, о героях - земляках;
- приобретение детьми коммуникативных навыков
и
организаторских способностей.
8
Содержание программы
В лагере должно функционировать, желательно, 4 отряда.
Учитывая возрастные особенности младшего и среднего школьного
возраста, воспитание творчески активной личности будет проходить через
игру- путешествие, как ведущий тип деятельности. Игра – путешествие
представляет собой исполнение
детьми
какого-либо
путешествия по
станциям. Эти игры проходят без зрителей, все-участники! Ценность такой
игры определяется тем, насколько в ребенке она развивает такие качества
как: настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной ситуации,
умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы, не
разрушая позитивного отношения к действительности.
Игра-путешествие
-
это
реальная
жизнь
в
предлагаемых
обстоятельствах. В такой игре создается ситуация выбора, ведь ребенок
выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ
достижения цели. Содержание игры: в ходе игры ребята путешествуют по
станциям:
1 -я неделя - станция «Мой край родной»
2-я неделя - станция «Мои земляки»
3-я неделя - станция «Моя малая родина»
Игра предполагает:
- большую двигательную активность;
- разнообразие видов деятельности;
9
- признание и позитивную оценку в среде сверстников и взрослых;
- релаксационные и мотивационные занятия.
В конце каждого дня ребята отмечают своё настроение в общелагерном
уголке.
Реализация программы осуществляется по следующим направлениям:
культурно - историческое
образовательное
спортивно-оздоровительное
гражданско-патриотическое
досуговое
формирование и развитие временных подростковых коллективов.
Направление
Формы деятельности
Работа
по
развитию
творческих
способностей детей. Это направление
отражает в себе художественное и
эстетическое
воспитание
детей.
Различные
мероприятия
этого
направления должны способствовать
развитию
у
детей
чувства
ответственности,
надежности,
честности, заботливости и уважения
по отношению к себе, к другим
людям и к порученному делу, а также
чувства
прекрасного,
бережного
отношения
к
природе.
Это
направление должно способствовать
творческому развитию детей и их
инициативе. Необходимо создать все
условия
для
реализации
этого
Беседы, викторины по истории
родного края (района) и по
истории ВОВ, символике РФ;
Конкурсы;
Праздники, концерты;
Конкурсы рисунков, плакатов;
Создание выставок;
Литературные конкурсы.
10
направления, т.к. мероприятия этого
направления
благоприятствуют
самореализации,
самосовершенствованию
и
социализации ребенка в жизни.
Спортивно-оздоровительное работа.
В
это
направление
входят
мероприятия,
пропагандирующие
здоровый
образ
жизни.
Разрабатываются
и
проводятся
различные
встречи,
экскурсии,
соревнования,
конкурсные
программы по физической культуре,
ОБЖ,
противопожарной
безопасности, правилам дорожного
движения,
по
оказанию
первой
медицинской помощи. С помощью
спорта
и
физкультуры
решаются
задачи
физического
воспитания:
укрепление
здоровья,
физическое
развитие детей. Творчески подходя к
делу, можно разнообразить, сделать
увлекательной самую обыкновенную
утреннюю гимнастику.
Ежедневная утренняя зарядка;
Спортивные соревнования и
праздники;
Беседы, конкурсы, викторины
по спорту;
День Здоровья;
Беседы, викторины на тему
ЗОЖ;
Конкурсы плакатов о ЗОЖ, на
тему
противопожарной
безопасности;
Встречи
с
участковым
инспектором,
медицинским
работником;
Посещение
Вахтанского
стадиона
и
большого
спортзала.
Гражданско-патриотическое
воспитание.
Это
направление
включает в себя все мероприятия,
носящие
патриотический,
исторический и культурный характер.
Мероприятия
этого
направления
Посещение
Вахтанского
историко-природного музея,
Выставок,
Дворца Культуры,
Детской библиотеки,
11
должны
воспитывать
в
детях
патриотизм, любовь к родному краю,
чувство гордости за свою страну, за
ее историю и культуру.
Сквера Памяти,
Дома Ветеранов,
Музыкальной школы,
парка,
Вахтанского стадиона
Профилактические мероприятия. Это
направление
включает
в
себя
формирование
толерантности,
профилактику
экстремизма,
правонарушений,
асоциальных
явлений.
Беседы, конкурсы, викторины по
профилактике
Трудовое
воспитание.
Это
направление занимает особое место в
системе
воспитания.
Именно
в
процессе
трудовой
деятельности
происходит физическое и умственное
развитие, воспитание аккуратности,
желание
поддерживать
чистоту
и
порядок.
В
трудовом
воспитании
школьников большое место занимает
хозяйственно-бытовой труд: уборка
помещения, работа на территории
центра, в библиотеке.
Работа по благоустройству
территории центра;
Работа в библиотеке;
Работа
по
очистке
территории
посёлка
от
мусора.
12
План мероприятий
1 июня
2 июня
3
июня
1.Торжественная
линейка,
посвящённая дню Защиты
детей
2.Добро
пожаловать
в
лагерь «Мы – наследники
Великой Победы!».
3.Концерт во Дворце
Культуры
4.Деление детей на отряды
5.Анкетирование.
6.Выбор командиров
7. Совет отрядов
(подготовка к следующему
дню)
1. Экскурсия в детскую
центральную библиотеку
2. Викторина «Подвиг твой
бессмертен»
3. Показ видео из цикла
«Велика Отечественная
Война»
4.Название, девиз, гербы.
5.Конкурс
плакатов
и
рисунков «Пусть не будет
войны никогда!»
6.Подвижные игры на
воздухе
7.Совет отрядов
1.«В любом месте
веселее вместе» -
открытие лагерной
смены.
2. Познавательная
игровая программа «75-
лет Великой Победы»
3. Дартс
4.
Конкурс
рисунков
«Этих дней не смолкнет
слава»;
5.Совет отрядов
6 июня
7 июня
8 июня
1. Патриотическая акция
«Георгиевская ленточка»
2. Просмотр фильма о
войне «Война и дети»
3. Конкурс чтецов «Нам не
помнить об этом нельзя»
4.Встреча с фельдшером
«Советы доктора
Айболита».
5. Акция «Сажаем аллею к
юбилею»
6. Настольный теннис
7.Совет отрядов.
1.Первенство по футболу
2. Викторина, посвященная
Великой Отечественной
войне «Давайте, люди,
никогда, об этом не
забудем!»
3. Конкурс чтецов «Нам не
помнить об этом нельзя»
4. Презентация «Вспомним
всех поименно…»;
5.Фотовыставка
«Они
сражались за Родину»;
6. Совет отрядов
1. Конкурс детских
рисунков «Салют,
Победа!»
2. Выпуск газеты «Нам
не
помнить
об
этом
нельзя…»
3.Спортивный праздник
«Путешествие на поезде
«Здоровье»
4.Презентация «Спасибо
солдатам Победы за то,
что не знаем войны»;
5.Совет отрядов
13
9 июня
10 июня
14июня
1. Праздничный концерт,
посвященный 75-летию
Победы «Не забыть нам
годы боевые!»
2. «Дружно вместе мы
поём» - разучивание
военных песен.
3.Игры по интересам.
4. Военно-
патриотическая игра
«Дорогами войны»;
5.Книжная выставка
«Войны священные
страницы»;
6. Совет отрядов
1. Шашки
2.Конкурс
«Патриотической песни»;
3.Начало
работы
над
социальным
проектом:
«Заслуженные люди села.
Вахтан - моя малая
Родина»
4.Экскурсия в музей;
5.Конкурс рисунков «Мой
любимый поселок»
6.Совет отрядов
1.В мире дорожных
знаков. Игра.
2.Встреча с
сотрудником ГИБДД.
3.«Безопасное колесо»
4. Военно-
спортивные игры
5. Раздача буклетов «У
войны не женское лицо»;
6.Выставка
рисунков
«Пришла весна - весна
Победы»;
7.Совет отрядов
15 июня
16 июня
17 июня
1. Поход в Сквер Памяти
2.«Смелее, быстрее,
дальше» - Спортивные
игры.
3.Музыкальная гостиная
«Песни, с которыми мы
победили», посвященная
75-летию Победы
4.Операция «Штурм» -
уборка территории.
5. Фотовыставка «Мой
папа в армии служил»;
6.Совет отрядов
1. Презентация. Встреча с
детьми
войны
«Жестокая
правда войны!»
2.Экскурсия в ПЧ -170
3.Участие в
легкоатлетической эстафете
совместно с родителями,
посвященной победе в
Великой Отечественной
Войне «Сюда нас память
позвала…».
4. Просмотр
патриотического концерта к
23 февраля
5. Спортивно-игровые
программы
6.Совет отрядов
1.Спортивные игры на
свежем воздухе.
2. Квест - игра «По
дорогам Великой
Отечественной войны»
3. Раздача буклетов «У
войны не женское лицо»;
4. Живая
поздравительная
открытка и чествование
тыловиков и детей войны
в Доме Ветеранов.
Концерт в Доме
Ветеранов
5.Совет отрядов
20 июня
21 июня
----
1.Русская игра «Лапта».
2. Подготовка шоу-
программы к закрытию
лагерной смены
3. Акция. Оформление
стенда «Наши земляки -
герои Великой
Отечественной Войны»;
4. Просмотр видеофильма
1. Выставка детских работ
2. Шоу - программа,
посвящённая закрытию
лагерной смены: «Мы
говорим Вам до
свиданья…»
3.Анкетирование детей
4. Спортивно-игровые
программы
14
о Великой Отечественной
Войне»;
5. Выставка творчества
детей «Мы наследники
Победы»
6. Совет отрядов
5.Дискотека
Спортивно-оздоровительный блок:
Соревнования по видам спорта:
Футбол;
Военно-спортивные игры;
Настольный теннис;
Спортивно-игровые программы;
Шашки;
Дартс;
Участие в легкоатлетической эстафете совместно с родителями,
посвященной победе в Великой Отечественной Войне «Сюда нас
память позвала…».
Гражданско-патриотический блок
включает в себя комплекс
мероприятий и коллективных творческих дел:
15
Викторины и игры:
Викторина «Подвиг твой бессмертен»;
Музыкальная гостиная «Песни, с которыми мы победили»;
Викторина для детей «Знатоки истории страны»;
Игровые
программы
на
тему
Великой
Отечественной
Войны;
Военно-патриотическая игра «Дорогами войны»;
Познавательная
игровая
программа
«75-лет
Великой
Победы».
Просмотр фильмов во Дворце Культуры:
Показ видео из цикла «Велика Отечественная Война»;
Просмотр фильма о войне «Война и дети»;
Просмотр патриотического концерта к 23 февраля;
Просмотр видеофильма о Великой Отечественной Войне»;
Конкурсы:
Конкурс рисунков «Этих дней не смолкнет слава»;
Конкурс «Патриотической песни»;
Конкурс патриотической песни «Песни военных лет»;
Конкурс детских рисунков «Салют, Победа!»;
Конкурс рисунков «Дедушкина медаль»;
Конкурс чтецов «Нам не помнить об этом нельзя»;
Конкурс плакатов и рисунков «Пусть не будет войны
никогда!»
Акции:
Акция «Сажаем аллею к юбилею»;
Акция «Мои родные сражались за Родину»;
День памяти и скорби. Акция «Свеча памяти»;
Акция. Оформление стенда «Наши земляки - герои Великой
Отечественной Войны»;
16
Акция «Минута памяти»;
Патриотическая акция «Георгиевская ленточка»;
Участие в акции «Поздравительная открытка»
Беседа «Офицер профессия героическая»
Экскурсии и походы в другие учреждения:
Выставка экспонатов «Мы помним павших имена!». Поход в
Вахтанский музей;
Экскурсия
в
Вахтанский
Историко-природный
музей.
Выставка-обзор альбомов и Книги Памяти героев Великой
Отечественной войны»;
Экскурсия в детскую центральную библиотеку;
Экскурсия в музыкальную школу. Концерт «Нам этот мир
завещано беречь»;
Экскурсия в ПЧ -170;
Живая поздравительная открытка и чествование тыловиков и
детей войны в Доме Ветеранов. Концерт в Доме Ветеранов;
Поход в Сквер Памяти.
Досуговый блок включает:
Презентация «Спасибо солдатам Победы за то, что не знаем
войны»;
Литературный марафон «Поэты-фронтовики»;
Презентация «Города герои Великой Отечественной Войны»;
Творческие выступления отрядов в военном стиле (танцевальные
и песенные номера, стихотворения, сценки и др.);
Презентация «Вспомним всех поименно…»;
Фотовыставка «Они сражались за Родину»;
Книжная выставка «Войны священные страницы»;
Познавательная программа «Они сражались за Родину»;
Выставка рисунков «Памяти павших будьте достойны!»;
17
Фотовыставка «Мой папа в армии служил»;
Раздача буклетов «У войны не женское лицо»;
Выставка рисунков «Пришла весна - весна Победы»;
Выставка творчества детей «Мы наследники Победы»;
Презентация. Встреча с детьми войны «Жестокая правда войны!»;
Праздничный концерт, посвященный 75-летию Победы «Не
забыть нам годы боевые!»;
Выпуск газеты «Нам не помнить об этом нельзя…»
Детская программа «Песни, с которыми мы победили»
Прогулки.
Мероприятия по формированию и развитию временного коллектива:
Отрядные «Коллективные творческие дела»;
Отрядная свеча;
Конкурс на лучший отряд.
Условия реализации программы
18
Совместная заинтересованность в общем деле:
- воспитание ответственности;
- формирование социальной активности;
- органическое сочетание различных видов деятельности: досуга,
оздоровления;
- обеспечение разумной дисциплины и порядка, как условия
защищённости каждого ребёнка.
- следование демократическому стилю общения, выстраивание
между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и доверия
(взрослый – друг, товарищ, человек);
- вовлечение в дела и мероприятия смены всех детей.
Формы реализации программы
Краеведческий блок призван воспитывать в детях любовь к своей
малой родине, прививать интерес к
истории, культуре, традициям и
обычаям родного края.
Расширять
кругозор
учащихся,
развивать
их
познавательные
интересы. Воспитывать человека уважающего традиции и обычаи людей
разных национальностей – патриота Родины. Мероприятия этого блока:
беседы, экскурсии, встречи с интересными людьми, помощь ветеранам труда
и пожилым жителям посёлка, посещение библиотек, музеев, конкурсы,
подготовка презентации и др.
Блок безопасности, включает мероприятия по ПДД, пожарной
безопасности. Проведение инструкций по охране труда.
Оздоровительный блок
основан на мероприятиях физкультурно-
оздоровительной тематике. Этот блок включает в себя спортивные игры,
состязания, беседы о ЗОЖ, спортивные праздники, экскурсии.
Развивающий
блок
включает
работу
кружков,
оформление
презентаций, проведение викторин, игр.
19
Научно - методическое обеспечение
Отбор
педагогически
целесообразных
форм
работы.
Комплектация
методической копилки специальной литературы по различным направлениям
воспитательной и досуговой деятельности детского оздоровительного лагеря
дневного пребывания. Разработка системы контроля за результатами
педагогической деятельности, подведение итогов, анализ. Создание газет и
фотовыставок, фото- и видео- презентаций о работе лагеря, о достижениях.
Мотивационное обеспечение
Добровольность участия ребенка в деятельности, предоставление ему права
выбора
направления
деятельности
и
возможности
проявить
себя
в
соответствии с его индивидуальными качествами. Организация различных
видов
стимулирования
активности
и
самостоятельности.
Применение
системы поощрений. Систематическое информирование о результатах
соревнований, конкурсов, об условиях участия в том или ином деле.
Все участники – воспитатели, вожатые и воспитанники лагеря –
наследники Великой Победы.
20
Законы наследников
1.
«Наследник стремится стать достойным гражданином своего
Отечества».
2.
«Наследник» бережно хранит природу, культуру и традиции
родного края».
3.
«Наследник – верный друг, помогает младшим и старшим,
никого не бросит в беде».
4.
«Наследник хочет больше знать и уметь, стать сильным,
добрым».
Советы наследникам:
сами планируем дела;
сами организуем их подготовку;
сами проводим;
сами подводим итоги.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
21
1.«Чтобы увидеть радугу……» (из опыта реализации педагогических
программ в условиях детского оздоровительного лагеря). – Ижевск, 2001
2. «Лето- это маленькая жизнь» - Хабаровск, 2003
3. Титов С.В. «Ура, каникулы» - М., 2001
4.С.А. Шмаков, Дети на отдыхе. Прикладная энциклопедия учителю,
воспитателю, вожатому, М., 2001 г.
5.Н.В. Волкова, Лето, ах, лето! Праздники, развлечения, конкурсы при
организации досуга в летнем оздоровительном лагере, Ростов н/Дону,
Феникс, 2004 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
22
Мониторинг реализации программы
Входящая
-
диагностика
проводится
до
начала
смены
и
в
организационный период с целью выявления индивидуальных
особенностей детей и корректировки поставленных задач.
Цель
:
Изучение интереса учащихся.
Анкета на входе.
Диагностика интересов.
Ответив на вопросы анкеты, можно организовать интересный отдых в
лагере.
1.
Чем вы любите заниматься в свободное время?
2.
Любите ли Вы петь и танцевать, какие по жанру песни и танцы
предпочитаете?
3.
Любите ли Вы мастерить поделки своими руками, если «да», то
из каких материалов?
4.
В какие игры Вы любите играть?
5.
Каким видом спорта Вы занимаетесь?
6.
Какие телепередачи Вы любите?
7.
Чем бы Вы хотели заняться летом
?
8.
Интересуетесь ли прошлым нашего посёлка?
9.
Какую музыку Вы слушаете?
10. Какие фильмы/мультфильмы смотрите?
Спасибо за ответы!
Итоговая
-
диагностика проводится в итоговый период смены для того,
чтобы судить о достижении цели программы (т.е. удалось ли организаторам
23
смены создать максимально благоприятные условия для формирования
умения взаимодействовать в разновозрастном коллективе учащихся 6-15
лет).
Цель: определить степень удовлетворённости учащихся в лагере.
Анкета на выходе.
1.
Хотелось бы тебе еще раз принять участие в военно-патриотической
смене?
2. Насколько интересно
был организован твой
отдых?
Оцени по десятибалльной шкале.
3. Что для тебя было самым интересным в профильной смене?
Участие в конкурсах, концертах
Спортивные мероприятия
Экскурсии
Встречи с интересными людьми
Закрытие потока
Другое (напишите)
24
Да
Скорее да, чем нет
Затрудняюсь ответить
Скорее нет, чем да
Нет
4. Какие новые способности ты раскрыл в себе в лагере?
Поисковые
Спортивные
Танцевальные
Музыкальные
Ораторские
Умственные
Патриотические
Организаторские
Другие (написать)
Затрудняюсь ответить
/
Правила жизни в лагере
Лагерь – наш дом, мы – хозяева в нем. Чистота, порядок, уют и
покой зависят, прежде всего, от себя.
25
Время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое дело должно
начинаться и заканчиваться вовремя. Не заставляй ждать себя и беспокоить
напрасно других.
Каждый в ответе за то, что с ним происходит. Помни, что о тебе
заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее. Сначала
подумай, потом действуй. Не стесняйся спросить совета.
Игра – это зеркало жизни. Не забывай про свое отражение,
смотрись в зеркало чаще.
Законы лагеря
Главный закон «Все новое узнай и в лагерь передай».
Закон «Ноль-ноль» (Все делай вовремя, никогда не опаздывай).
Мы в дружбу верим, все как один и руку дружбы всегда подадим.
Будь всегда весел, бодр, никогда не падай духом.
Будь настойчив и трудолюбив в задуманном.
26
-
Мне очень понравилось
-
Мне было неинтересно
- Мне было скучно
27
Музыкальная гостиная «Песни, с которыми мы победили»,
посвященная 75-летию Победы
Цель: Познакомить детей с военной песней - своеобразной музыкальной
летописью Великой Отечественной войны. Приобщение к совместному
творчеству взрослых (педагогов, родителей) и детей.
Задачи:
Обучающие:
1. Обогащать музыкально-слуховой опыт детей в процессе восприятия
песен военных лет.
2. Познакомить с историческими событиями ВОВ через произведения
искусства: музыкальные, художественную литературу.
Развивающие: Развивать у детей зрительное и слуховое восприятие,
вокально-слуховые навыки.
Воспитательные:
1.
Воспитывать у детей патриотические чувства: любовь к Родине,
уважительное отношение к старшему поколению, к истории своей страны.
2. Воспитывать у детей чувство гордости за свою Родину, победившую
в Великой Отечественной войне.
Предварительная работа:
• слушание военных песен;
• чтение стихов, рассказов, беседы о войне;
• выставка рисунков;
• посещение памятника Неизвестному солдату, вечного огня города
Перевоз;
• привлечение родителей к празднику.
Ход мероприятия
Зал празднично украшен. Ведущие – педагог и ребёнок.
1 ведущий (педагог).
Салют и слава годовщине
28
Навеки памятного дня!
Салют Победе, что в Берлине
Огнем попрала зло она!
Салют ее большим и малым
Творцам, что шли путем одним,
Её бойцам и генералам,
Героям, павшим и живым!
Совсем недавно наша страна отмечала Великий праздник - 9 мая -
День Победы! 9 Мая – светлый и радостный праздник. 75 лет назад в этот
день закончилась война с немецкими фашизмом. Мы с благодарностью
вспоминаем наших воинов, защитников, отстоявших мир в жестокой битве.
Всем нашим защитникам, сегодняшним ветеранам и тем, кого с нами нет, мы
обязаны тем, что живем под мирным небом. Вечная им слава!
2 ведущий. (ребёнок) Нас всех, и взрослых и детей, собравшихся в зале,
объединяет одно – радость Победы, радость мира, радость безоблачного
неба, чувство гордости за свою Родину и чувство благодарности солдатам,
подарившим этот мир.
1 ведущий. Сегодня мы поговорим о музыке, которая помогла людям в
тяжелые
дни
Великой
Отечественной
войны.
Много музыкальных и
литературных произведений различных жанров было создано в военные
годы. Ребята, назовите основные музыкальные жанры.
Дети. Песня, танец, марш.
1
ведущий.
Как
вы
считаете,
какой
из музыкальных жанров
мог
поддержать защитника Отечества, идущего в бой? Конечно, песня. Ведь
в песне есть слова, и есть музыка, которые тесно взаимосвязаны между собой
и дополняют друг друга. В дни войны многие композиторы писали песни о
войне. Но дошли до нас самые лучшие, которые пели и стар и млад на
фронте и в тылу.
Кто сказал, что места нету песне на войне?
29
2 ведущий. Песни, рожденные в первые дни войны, призывали к защите
родной земли. Среди этих песен есть одна, при звучании которой все встают,
лица становятся серьезными. Это песня – «Священная война». Эта песня –
призыв к правому бою, песня-клятва. Она объединяла советских солдат,
придавала
им
мужества
и
силы,
помогала
поверить
в победу.
Устами песни советский народ дал клятву о непоколебимом решении
разрушить ненавистный фашизм.
Музыку написал
известный
композитор
Александр
Владимирович
Александров, а слова – Василий Иванович Лебедев-Кумач. Энергичная
мелодия и аккордовое сопровождение, четкий ритм придают ей черты марша.
«Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой.
С фашисткой силой темною,
С проклятою ордой…»
Звучит в записи песня «Священная война»
А. Александрова, В. Лебедева-Кумача
На экране демонстрируется военная видеохроника.
Стихотворение «Вставай, народ!»
(читает другой педагог).
2 ведущий. В дни войн песня была оружием, и мечтою, и клятвою. Ни
один вид искусства не может объединить людей так, как это делает песня.
Александр Владимирович Александров написал немало песен. Этот
композитор является основателем всемирно известного красноармейского
ансамбля песни и пляски. Этот ансамбль с другими артистами выезжал на
поля сражения. Они давали концерты для солдат и офицеров.
1 ведущий. В содержании песен Великой Отечественной войны отразились
события
военных
лет.
Такими
были,
например, песни о
героических
сражениях под Москвой, Севастополем, Сталинградом. Вот одна из них.
Поёт группа детей, одетых в военные формы:
«Мы не дрогнем в бою за столицу свою,
30
Нам родная Москва дорога.
Нерушимой стеной, обороной стальной
Разгромим, уничтожим врага!»
1 ведущий. В часы затишья между боями на привалах каждый вспоминал
свою родную сторонку. Звучали песни о верности, дружбе, любви: пели
солдаты о красоте родной природы, о березах, о травах, небе, реке… и,
словно, какое-то волшебство переносило их в родные края.
Поёт группа детей, одетых в военные формы:
«Давно мы дома не были. Цветет родная ель,
Как будто в сказке-небыли за тридевять земель.
Как будто в сказке-небыли за тридевять земель…
На ней иголки новые, медовые на ней…»
Стихотворение
(читает подросток).
«Шли солдаты на запад по дорогам войны.
Выпадал среди залпов, может, час тишины.
И тогда на привале, опустившись в окоп,
Люди письма писали тем, кто был так далек...»
2 ведущий. Всегда с солдатами были рядом гармонь и гитара. Самая
любимая песня в народе «В землянке» звучит задумчиво и нежно. Поется в
ней о девушке, которая далеко, и каждый, слушая эту песню, вспоминает
глаза и улыбку своей девушки.
Песня «В землянке» К. Листова, А. Суркова
(исполняет парень в сопровождении гармони).
1 ведущий.
Еще одна известная песня Никиты Богословского «Темная
ночь» переносит нас в те военные годы. Мы слышим интонации грусти,
тоски по родному дому, по любимым детям.
Песня «Темная ночь» Н. Богословского, В. Агатова
(исполняет дуэт детей).
1 ведущий. И нежно вальс вдруг зазвучал в лесу прифронтовом.
31
И каждый слушал и молчал о чем-то дорогом…
Песня «В лесу прифронтовом» М. Блантера, М. Исаковского
(исполняет руководитель)
2 ведущий. Удивительно, что в неслышимом грохоте войны, в угарных
бомбежках и обстрелах, в ежедневном реве танковых и авиационных
моторов, этим песни были хорошо слышны. Было в них что-то такое, что
перекрывало весь этот грохот, визг, рев, гул. А видимо, дело в том, что
наши песни были наполнены высочайшей человечностью, несмотря на всю
непримиримость к врагу.
Дороги войны… куда только они не забрасывали солдат. А впереди
шла песня.
Стихотворение «Вот солдаты идут»
(в исполнении девушки)
1 ведущий.
Представим, что между боями небольшая передышка, и
пехотинцы, сидя в окопах, запели:
(руководитель поет):
«На позиции девушка провожала бойца.
Темной ночью простилися на ступеньках крыльца…»
Эта песня пронизана темой прощания, провожания девушкой своего
любимого на фронт. Каждый солдат напевал эту песню, вспоминал свой дом,
свою любимую.
Песня «Моя любимая» М. Блантера, Е. Долматовского
(исполняют трио детей в виде сценки).
2 ведущий. А вот моряки, стоя на палубе военного корабля, вдруг
затянули песню. Звучит она спокойно, а в памяти каждого всплывают дни
мирной жизни.
Песня «Вечер на рейде» В. Соловьева-Седого, А. Чуркина
(звучит фрагмент в записи, сопровождаемой видеоклипом, попевают
дети, переодетые в моряков).
32
2 ведущий. «Прощай, до свидания, прощайте» - этими словами начиналась
долгая дорога войны.
Девушка
исполняет
мелодию песни «Шли
солдаты»,
на
фоне которой звучат слова 2-го ведущего).
2 ведущий. На этой дороге взрывались мины, пылали огнем мосты, в небе
кружились вражеские самолеты. Эта дорога проходила по изрытым взрывами
полями и обгоревшим лесами. Упирались в горы, которые нужно было
штурмовать, в реки, которые нужно было форсировать, проходила через
города и села, которые нужно было отбивать от врага. И пока враг
сопротивлялся, дорога была тяжелой и трудной. Шли солдаты в летний зной
и зимнюю стужу. Шли навстречу пулям и огню… до самой Победы.
И про эти дороги была написана песня
Песня «Эх, дороги» А Новикова, Л. Ошанина
(звучит в записи, показывается видеоролик)
1 ведущий. Эта песня полна усталости и тяжести разлук. Сколько тягот и
лишений пришлось пережить нашим воинам, чтобы однажды услышать
долгожданную песню.
Поёт группа детей, одетых в солдат, моряков, лётчиков, в руках у них
цветы:
«… Эй, встречай, с победой поздравляй,
Белыми руками покрепче обнимай…»
Какое настроение в этой песне? (ответ детей: веселая, радостная).
Правильно. Она полна счастья, ведь война закончилась Победой! На
площадях и улицах люди пели под гармонь, звучали оркестры. И если на
лицах были видны слезы, то это были слезы радости.
Читает ребёнок
Еще стояла тьма густая,
В тумане плакала трава,
Девятый день большого мая
33
Уже вступал в свои права.
И кто-то пел, и кто-то плакал,
А кто-то спал в земле сырой.
Вдруг тишь нахлынула сплошная,
И в полновластной тишине
Спел соловей, ещё не зная,
Что он поет не на войне.
2 ведущий. Закончилась победой война, и зазвучали новые песни. Песни о
минувшей войне, созданные за эти мирные послевоенные 75 лет. Это песни-
воспоминания, песни раздумья, песни памяти.
В них рассказывается о
далеких походах, о возвращении солдат на Родину, о боевых друзьях-
однополчанах, о фронтовой дружбе.
Песня «Последний бой» М. Ножкина
(исполняет группа детей, одетых в солдат, моряков, лётчиков, в руках у
них цветы)
2 ведущий. Песня, как эхо, услышанное сердцем через столетия.
Еще одна песня – «Алеша». Это песня, как памятник, но не из холодного
камня, а из живой мелодии и стихов. Когда звучит эта песня, душа волнуется.
Песня «Алеша» Э. Колмановского, К. Ваншенкина
(исполняет дуэт девушек)
1 ведущий и дети (молодой человек играет на синтезаторе):
«Горит и кружится планета,
Над нашей Родиною дым.
И значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех – мы за ценой не постоим!»
Что вы почувствовали, когда слушали эту песню? Какая она по характеру?
(Ответ детей: маршевая, военная, упрямая, непобедимая).
Вы нашли очень точное слово «непобедимая». Как бы хотелось, чтобы
эту песню услышали все те, кто остался в нашей памяти героями, не
доживших до Победы. Ведь это их песня. Это в честь павших воинов во всех
34
городах и селах возведены памятники, горят вечные огни. Минутой
молчания почтим их память, и каждый в душе поблагодарит их за тот
счастливый мир, в котором мы живем. Встанем все и склоним головы перед
их памятью.
Минута молчания.
Стихотворение (читает парень).
«Вечная слава героям!
Павшим вечная слава!
Вспомним их поименно!
Горем вспомним своим.
Это нужно не мертвым!
Это нужно живым!»
2 ведущий. Сейчас вы услышите еще одну песню-памятник. Называется
она «Журавли». Написали ее известный композитор Ян Френкель и поэт
Расул Газматов. Исполняет песню известный певец, голос которого все знают
и слушают многие поколения. Зовут его Марк Бернес.
Видеоклип. Песня «Журавли» Френкеля
(запись, в исполнении М. Бернеса)
2 ведущий. Всеми любимая песня «Катюша». Она была рядом с солдатами
все эти страшные 4 года. И до сих пор мы поем ее вместе радостно и
счастливо.
Песня «Катюша» М. Блантера, М. Исаковского
(исполняют группа детей, остальные подпевают).
1 ведущий. Вот и закончился наш путь по долгим дорогам войны вместе
с песнями военных лет. Благодаря этим песням будет всегда гореть вечный
огонь нашей памяти. Для нас, взрослых, и для вас, дети, - это история нашей
страны.
В послевоенные годы композитором Давидом Тухмановым и поэтом
Владимиром Харитоновым была написана песня «День Победы».
35
Эта песня, словно эмблема праздника «Дня Победы».
Песня «День Победы» и танец. Видеозапись на фоне.
(подпевают все присутствующие)
2 ведущий. Как много сделал наш народ для того, чтобы мы жили под
мирным небом! Давайте и мы будем беречь и приумножать богатства нашей
Родины – России!
Квест - игра «По дорогам Великой Отечественной войны»
Цель: формирование у воспитанников знания о Великой Отечественной
войне 1941-1945 гг., ее защитниках и их подвигах.
Задачи: воспитывать у детей чувства гордости за наш народ, героев
войны;
способствовать
нравственно-патриотическому
воспитанию
несовершеннолетних; воспитывать любовь и уважение к своему народу, к
истории своей страны.
Оборудование: карточки, ручки, 2 черных ящика, тушенка, сало, сухари,
спирт, 2 бинта, 2 шины, галстуки для участников зеленые и желтые, дарц,
дротики, пазлы, жетоны в виде звездочек, колонки, спички, дрова.
маршрутные листы (конверты с заданиями, 2 тяжелых мяча, 2 грамоты.
Ведущий
1: Здравствуйте,
ребята!
В
этом
году
мы
отмечаем
знаменательную дату- 75 - летие Победы народов нашей многонациональной
Родины в Великой Отечественной войне, победы, доставшейся стране ценой
великих подвигов и неимоверных потерь.
Ведущий 2: Нам не пришлось страдать и воевать,
Всем людям мира нужно нам сказать,
36
Пусть не узнают дети о войне,
Пусть не пройдет война по их судьбе!
Ведущий 1: Под чистым небом пусть растут они,
Пусть снятся детям розовые сны,
Для них – рассвет и голубой закат,
Для них цветы и с неба звездопад!
Ведущий 2: Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете,
На земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети.
Там, где пушки не гремят,
В небо солнце ярко светит
Нужен мир для всех ребят.
Нужен мир на всей планете!
Ведущий
2: Называется
наша
встреча
«По
дорогам
Великой
Отечественной войны» и будет проходить в форме квеста.
Ведущий 1: Мы находимся в штабе. Для того чтобы начать игру, вам
нужно разделиться на команды и придумать название на военную тематику.
Каждая команда получит свой маршрутный лист и должна пройти все
станции, выполнить задания, за которые получит звездочки и пазл. В конце
мы встречаемся в штабе для подведения итогов и выявления победителей.
1 станция «Госпиталь»
Ведущий 2: Артиллерийский огонь, выстрелы ружей, громыхающая
техника – смерть на войне была повсюду. Часто она приходила абсолютно
случайно, в виде осколка от недалекого взрыва или шальной пули. В такой
ситуации раненый может рассчитывать только на помощь товарищей,
которые вовремя окажут ему первую помощь и спасут его жизнь.
Задание: перелом (голень ноги): нужно сразу максимально вытянуть ногу,
после чего закрепить с помощью медицинских бинтов или одежды ногу к
шине – прямому, длинному предмету.
37
«Товарищи бойцы, вы успешно справились с заданием – получите пазл».
2 станция «Ни шагу назад»
Ведущий 1: Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю
города, области, страны и даже Земли. О них пишут книги, слагают песни, и
сочиняют стихи. Главное, что о них помнят! И эта память передается из
поколения в поколение и не даёт померкнуть далеким дням и событиям.
Первый наш этап посвящен важнейшим датам и именам.
Ведущий 2. Ваша задача — уничтожить вражеские танки, правильно
ответив на вопросы за 2 минуты.
1. Дата начала и окончания Великой Отечественной войны. 22 июня 1941
года - 9 мая 1945 года.
2. Против какой страны в гитлеровской Германии был разработан план
«Барбаросса»? (СССР).
3. Какой город России в годы ВОВ выдержал 900-дневную осаду немцев?
(Ленинград)
4. Чьим голосом было озвучено послание Советскому народу о начале
Великой Отечественной войны? Левитан.
5. Назовите самый молодой город-герой? Мурманск
6. Кусок ткани, используемый в сапогах вместо носка. Портянка
7. Назовите города – герои. - Москва, - Ленинград, -Киев, -Волгоград
(Сталинград, -Минск, -Одесса, -Севастополь, -Новороссийск, -Керчь, -Тула, -
Мурманск, -Смоленск, -крепость – герой Брест.
8. Что является символом Победы? Георгиевская лента.
9. Лучший советский танк времён Великой Отечественной войны. Танк Т-
34.
10. Защитой какого города прославились панфиловцы? Москва
11. Назовите самое крупное танковое сражение в истории, имевшее место
во время Великой Отечественной войны. Курская битва.
12. Сколько дней продолжалась оборона Севастополя? 250.
13. Головной убор танкиста. Шлем.
38
14. Сколько лет шла Великая Отечественная война? 4 года.
15. Каким именем называют систему полевой реактивной артиллерии,
которая появилась во времена Великой Отечественной войны? Катюша.
16. Как назывался знаменитый роман Александра Фадеева, названный по
имени подпольной организации? Молодая гвардия.
17. Какому полководцу народ присвоил почетное звание «Маршала
Победы»? Георгий Жуков.
18. Кто такой Михаил Калашников? Конструктор автоматического
стрелкового оружия.
19. В каком городе возведен монумент «Родина - мать зовет!» Героям
Сталинградской битвы (Волгоград)
20. Что означает черный и оранжевый цвета на георгиевской ленте? Дым и
пламя.
21. В честь какого события устраивается ежегодно парад Победы 9 Мая?
Победа Красной Армии в Великой Отечественной войне.
22. Передвижение войск. Маневр.
За каждый правильный ответ команда получает звезду.
Вы ответили на большинство ответов правильно и смогли отбить
вражеские танки, по результатам прохождения этапа вы получаете пазл.
3 станция «Снайпер»
Ведущий
1: Лучшими
снайперами
второй
мировой
были
русские
снайперы, и этому факту есть вполне конкретное объяснение: задолго до
начала Великой Отечественной войны, в Советском Союзе уделялось особое
внимание массовой стрелковой подготовке населения, развитию навыков
обращения с оружием и меткой стрельбе.
Необходимо каждому игроку произвести выстрел дротиком в цель. За
попадание в цель, игрокам дается звезда.
«Товарищи бойцы, вы успешно справились с заданием – получите пазл».
39
4 станция «Шифровальная»
Ведущий 2: С появлением специальных устройств, дешифрующих коды,
переговоры нацистов и вовсе не были секретом. Благодаря расшифровке
кодов немецкой машинки, например, советские войска смогли подготовиться
к битве на Курской дуге, после которой вермахт окончательно потерял
инициативу на Восточном фронте.
Вы получили вместе с заданиями шифровку от нашего разведчика. «Итак,
ребята, ваша задача - расшифровать текст письма.
Шифровка
15 6 19 20 18 1 26 15 1 3 18 1 4 16 3 15 1 14 20 21 25 1 6 19 13 10 1 18 14 10
33 14 16 4 21 25 1
Ключ к шифровке
А Б В Г Д Е Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 22
Ответ: «Не страшна врагов нам туча, если армия могуча»
Товарищи бойцы, вы успешно справились с заданием – получите пазл.
5 станция «На привале» (музыкальная)
Ведущий 1: От самых первых залпов и выстрелов и до победного салюта
через всю войну прошагали военные песни в боевом солдатском строю. Для
тех, кто прошел и пережил войну, песни эти сродни позывным из той
далекой поры. Вот сейчас мы проверим, насколько вы близки к тому
времени. Для вас будут воспроизводиться отрывки из песен военной поры. А
вы должны назвать песню и по возможности исполнить куплет или припев.
«Только все вместе».
«Темная ночь».
40
«У незнакомого посёлка».
«Прощание славянки».
«Пора в путь дорогу».
«Синий платочек».
«День Победы».
По результатам прохождения этапа, учащиеся получают пазл.
6 станция «Разведчики»
Ведущий
2: На
войне
разведчик
—
это
солдат
самой
высокой
квалификации. Не всякий даже хороший солдат мог быть разведчиком.
Разведчик должен быть смел и умел, хитер и остер, пытлив и сметлив,
неболтлив.
«Ребята, а понимаете ли вы своих товарищей без слов? Это мы сейчас и
увидим».
1. граната
2. пулемет
3. танк
4. самолет
5. снайпер
6. корабль
7. салют
8. пограничник
9. бинокль
10. бескозырка
11. связист
12. ранение
13. шпага
14. пленный
Бойцы, вы успешно справились с заданием – получите пазл.
41
7 станция «Вместе - мы сила»
Ведущий 2: Самые отважные, смелые и храбрые шли на фронт,
становились
командирами.
Показывали
себя
бесстрашными
и
инициативными. В боевой обстановке хорошо ориентировались, умели
руководить боем. Так же бойцам требовалась физическая подготовка. Сейчас
от каждой команды выберите по 3 человека. Участники выполняют физ.
упражнения: подтягивание на перекладине, бег с препятствиями, метание.
Товарищи бойцы, вы успешно справились с заданием – получите пазл.
8 станция «Черный ящик»
Ведущий 1: Сейчас каждой команде дается задание, определить что
находится в ящике.
1. В этом ящике находится то, что спасло защитников Москвы в 1941
году. В 1941 году защитники Москвы страдали от нехватки продовольствия.
От сильных морозов продукты рассыпались в труху, портились даже
консервы. И тогда пришлось обратиться за советом к бывшему главному
интенданту царской армии. Когда этого очень пожилого человека привезли к
Сталину и объяснили суть проблемы, он сказал: "Русскую армию спасут три
"С". Этот совет действительно помог. Назовите: что находится в этом ящике.
Ответ: сало, спирт, сухари
2. Во время Великой Отечественной войны многим советским солдатам
приходилось открывать «второй фронт». То, что называли «вторым
фронтом» лежит в «черном ящике». Что это?
Ответ: американская тушенка.
Товарищи бойцы, вы успешно справились с заданием – получите пазл.
9 станция «Пазл»
Ведущий 2: Вся страна поднялась на защиту Отечества. Художникам так
же была отведена важная роль. Они должны были укреплять боевой дух
42
советских воинов в борьбе с захватчиками. В первые военные годы были
созданы настоящие шедевры плакатного искусства. И мы сейчас вместе
соберем.
Ведущий
1: Закончилось
ваше
путешествие,
ребята!
Для
нашего
поколения – это история, но история близкая, сопереживаемая. В наших
силах сделать так, чтобы героические страницы истории Отечества не
предавались забвению. Мы обязаны знать, чтобы помнить!
Подведение итогов игры. Награждение команд почетными грамотами.
И мы поздравляем наших воспитанников. И чествуем победителей нашей
квест - игры.
Викторина, посвященная Великой Отечественной войне «Давайте, люди,
никогда, об этом не забудем!»
43
Участвуют
старшие
дети
и
подростки.
Правила
1.Игра состоит из 6 туров. В ходе каждого тура участники отвечают на
вопросы
ведущего,
зарабатывая
звезды
за
правильные
ответы.
2.
Побеждает
команда,
показавшая
наилучшие
знания,
набравшая
наибольшее
количество
баллов
Цель:
•
воспитание
гражданской
позиции,
развитие
чувства
патриотизма.
Задачи:
• воспитывать чувство гордости за великий подвиг своего народа, своей
страны;
•
развивать
интеллектуальные
способности
подростков
посредством
изучения истории Великой Отечественной войны
Ход мероприятия:
Ведущий. Звучит фонограмма песни «День Победы». На фоне мелодии
звучат слова:
Прогремели салюты Великой Победы над фашисткой Германией. Но до сих
пор ноют по ночам раны войны у оставшихся в живых ветеранов,
возвращаются к ним во снах её страшные картины. И кажется им, эта война
была недавно, вчера. А для вас эта война – история.
Добрый день, дорогие ребята. Мы приветствуем вас на викторине,
которая посвящена Великой Отечественной войне. Есть память, которой не
будет конца, поэтому каждый год мы вспоминаем о тех великих годах. В
2020 году Россия отмечает 75 –летие Великой Победы. Ветеранов ВОВ почти
не осталось, но память жива. Давайте вспомним о трагических и героических
страницах Великой Отечественной войны. Я надеюсь, что сегодня вы не
только продемонстрируете свои знания, но и узнаете много нового о том
непростом времени ВОВ.
1 тур «Трагическое начало»
1.Назовите дату начала Великой Отечественной войны.
44
Ответ: 22 июня 1941 года.
2.За три недели до вторжения фашистов в нашу страну советский разведчик
передал в Москву,
что война начнется 22 июня. Кто был этот разведчик?
Ответ: Рихард Зорге
2.Как назывался план вторжения в СССР?
Ответ: план «Барбаросса»
3.Что такое в военном деле «свинья», «клещи»?
Ответ: Боевой порядок войск.
4. Какую военную операцию немецко-фашистское командование называло
операцией «Тайфун»?
Ответ: Наступление на Москву в 1941г.
5.Чей голос звучал по Всесоюзному радио, оповещая о начале Великой
Отечественной войны?
Ответ: Левитана Ю.Б.
6.Этими словами стала заканчиваться любая сводка с фронта. Назовите эти
слова.
Ответ: Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!
7.Как называлась операция советских войск по освобождению Белоруссии?
Ответ: «Багратион»
8.Какие имя и фамилия зашифрованы в названии советского танка «ИС»?
Ответ: Иосиф Сталин
2 тур «Города - герои»
1.Сколько месяцев длилась героическая оборона Одессы?
Ответ: Более двух месяцев (73 дня)
2.Сколько дней длилась героическая оборона Севастополя?
Ответ: 250дней.
3.Сколько месяцев длилась в 1941г. Оборона Киева?
Ответ: Более двух месяцев (11 июля – 19 сентября)
45
4.Назовите город-герой, который ни разу за всю историю своего
существования не был захвачен вражескими войсками.
Ответ: город Ленинград.
5.Сколько дней продолжалась героическая оборона Ленинграда?
Ответ: около 900 дней (8 сентября 1941-27 января 1944г.)
6. Какие города после войны 1941-1945 гг. получили почетное звание
«Город-герой»?
Ответ: Москва, Сталинград Ленинград, Одесса, Севастополь, Керчь, Минск,
Тула, Киев, Брест, Новороссийск.
7.Назовите белорусский город, под которым 14 июля 1941 года наша армия
впервые применила «катюши».
Ответ: Орша.
8.В каком городе можно посетить Мамаев курган, на котором расположен
памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы»?
Ответ: Волгоград.
9. Город - герой, который трижды менял своё название?
Ответ: Волгоград. До 1925года - Царицын, до 1961года – Сталинград.
3 тур «Творчество в годы ВОВ»
В тяжелейшие годы суровых испытаний Великой Отечественной войны
деятели советской культуры – писатели и поэты, художники и композиторы,
работники кино и радио – весь свой талант отдавали победе над врагом.
Более тысячи членов Союза писателей создавали свои произведения
непосредственно на фронте и в партизанских отрядах. Почти половина из
них пала в боях за свободу родины, была ранена.
1. Стихи этой песни были напечатаны на третий день войны -24 июня
1941года. О какой песни идет речь?
Ответ: «Священная война» В.И. Лебедева-Кумача музыка А. Александрова
2. Песня «День Победы» принесла этому композитору заслуженную славу и
признание. Назовите его.
Ответ: Тухманов
46
3. Самое знаменитое письмо с фронтов Великой Отечественной войны –
это… Какое?
Ответ: «Жди меня, и я вернусь…», стихотворение К. Симонова.
4.Какой из своих романов А.Н. Толстой закончил писать в день начало
Великой Отечественной войны?
Ответ: «Хмурое утро»
5.Назовите татарского поэта - Героя советского Союза, погибшего в
фашисткой тюрьме 1944г.
Ответ: Муса Джалиль
6. Как называется кинофильм по сценарию К.Симонова, посвященный
героям обороны Брестской Крепости?
Ответ: «Бессмертный гарнизон»
7.Назовите имя героини М.Алигер, которой принадлежат эти слова:
“Граждане, не стойте, не смотрите,
Я живая, голос мой звучит,
Убивайте их, травите, жгите,
Я умру, но правда победит!”
Ответ: Зоя Космодемьянская
8.Советский писатель, пленник Архипелага ГУЛАГ
Ответ: А.И. Солженицын
4 тур «Великие сражения»
1.Какая битва Великой Отечественной войны была раньше: Курская или
Сталинградская?
Ответ: Сталинградская.
2.Назовите самое крупное танковое сражение в истории, имевшее место во
время Великой Отечественной Войны.
Ответ: Курская битва.
3.Перед этой битвой немецкое командование сосредоточило значительные
47
силы, состоящие прежде всего из бронетанковых дивизий, оснащенных
танками современных моделей “Тигр” и “Пантера”. Что это за битва?
Ответ: Курская битва.
4.По льду какого озера проходила «Дорога жизни», проложенная для
снабжения блокадного Ленинграда?
Ответ: Ладожское.
5.Чем знаменателен в истории белорусского народа день 3 июля?
Ответ: В связи с освобождением от гитлеровских захватчиков города
Минска 3 июля 1944г.
6. Назовите крепость, которая героически оборонялась с 22 июня до 20-х
чисел июля 1941 г. в тылу немецких войск.
Ответ: Брестская крепость
7.Кто из полководцев подписал акт о капитуляции Германии?
Ответ: Жуков Г.К.
8.Как называлось здание, на крыше которого советские солдаты водрузили
знамя Победы?
Ответ: Рейхстаг
9.Какая победа Советской Армии была впервые отмечена салютом в
Москве? Когда это произошло?
Ответ: Освобождение от немецко-фашистских захватчиков Орла и
Белгорода.
5 августа 1943г.
5 тур «Великие люди»
1.Какому полководцу народ присвоил почётное звание «Маршала Победы»?
Ответ: Жукову Г.К.
2.Этот полководец командовал Парадом Победы на Красной площади
Москвы.
Ответ: Рокоссовский К.К
3.Каким фронтом командовал Маршал Советского Союза С. М. Буденный?
Ответ: Резервным
48
4.Кому из женщин первой было присвоено звание Героя Советского Союза
в годы Великой Отечественной войны?
Ответ: З. Космодемьянской
5.Какие ордена названы в честь русских адмиралов?
Ответ: Орден и медаль Ушакова, орден и медаль Нахимова.
6.Кем был Рихард Зорге, получивший посмертно звание Героя Советского
Союза?
Ответ: Российским разведчиком.[/i]
7.Маршал авиации, трижды Героем Советского Союза, автор книг: «Познать
себя в бою», «Крылья истребителя», «Небо войны». О ком идет речь?
Ответ: Покрышкин А.И.
8.В ходе Сталинградской битвы взял в плен немецкого фельдмаршала Ф.
Паулюса
Ответ: Рокоссовский К.К.
9.В августе 1941 г. в должности Верховного Главнокомандующего был
утверждён…
Ответ: Сталин
6 тур «Вечная им память!»
1.Назовите пионеров-Героев Советского Союза.
Ответ: Валя Котик, Леня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова.
2.Назовите пятерых мологвардейцев, которым было присвоено звание Героя
Советского Союза.
Ответ: Олег Кошевой, Сергей Тюленин, Ульяна Громова, Любовь Шевцова,
Иван Земнухов.
3.Назовите известного летчика - трижды Героя Советского Союза, сбившего
в Период Великой Отечественной войны 62 вражеских самолетов.
49
Ответ: Кожедуб. И.Н.
4.Назовите юного героя Брестской крепости, которого назвали «советским
Гаврошем».
Ответ: Воспитанник Петя Клыпо
5.14-летний белорусский партизан, Герой Советского Союза участвовал во
многих боях и неизменно проявлял мужество и отвагу. В своём последнем
бою он сражался до последнего патрона, а, когда у него осталась одна
граната, подпустил фашистов поближе и взорвал их и себя.
Ответ: Марат Казей
6.16-летний партизан, разведчик, подорвал машину с тремя немецкими
военными, у одного из них (генерал - майора) был портфель с важнейшими
документами. Погиб в бою в селе Острая Лука Псковской области.
Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза.
Ответ: Леня Голиков
7.Кто из выдающихся советских полководцев был репрессирован в 30 годы, в
марте 1940 г. – освобождён? После войны был министр национальной
обороны Польши?
Ответ: Рокоссовский К.К.
8.Беспримерный подвиг лётчика положен в основу художественного
произведения советского писателя. Лишившись после ранения ног, этот
пилот вернулся в строй и сбил ещё 11 вражеских самолётов.
Ответ: А. Маресьев
9.«В человеке должно быть всё прекрасно и лицо, и одежда, и душа, и
мысли». Эти чеховские слова внесла в свою записную книжку героиня ВОВ,
комсомолка – партизанка. Ещё пионеркой она прочла о подвиге героини
войны Татьяны Саломахиной. Попав в руки фашистов, юная партизанка
назвалась её именем. Казнили её 29 ноября 1941 года.
Ответ: Зоя Космодемьянская
Дополнительные вопросы:
1.В годы Великой Отечественной войны немцы называли «чёрной смертью»:
50
Ответ: Советских морских пехотинцев.
2.В годы Великой Отечественной войны 28 бойцов И.В. Панфилова отразили
несколько танковых атак фашистов. Почти все погибли, но врага не
пропустили. Какой город защищали герои - панфиловцы?
Ответ: Москву
3.Этот полководец 8 мая 1945 г. в - Карлсхорте принял от немецкого
фельдмаршала В.Фон Кейтеля безоговорочную капитуляцию фашистской
Германии.
Ответ: Жуков К.Г.
4.Какое важное событие произошло 2 мая 1945г.?
Ответ: Советская Армия заняла город Берлин.
Звучит песня "День Победы"
Подведение итогов и награждение победителей
51