Автор: Беспалова Надежда Анатольевна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 17"
Населённый пункт: г. Череповец, Вологодская область
Наименование материала: статья
Тема: "Применение дифференцированного подхода в обучении иностранным языкам"
Раздел: среднее образование
«Применение дифференцированного подхода в обучении иностранным языкам».
Н.А. Беспалова,
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17»
В настоящее время всё большее внимание уделяется роли иностранного языка в
процессе
образования.
Глобальной
целью
изучения
иностранного
языка
считается
формирование
личности,
способной
и
желающей
участвовать
в
межкультурной
коммуникации. Достижение данной цели предполагает овладение школьниками минимально
достаточным уровнем коммуникативной компетенции, в процессе которого происходит
воспитание, образование и развитие школьников средствами иностранного языка[1;7].
Однако
бесспорным
фактом
является
то,
что
учащиеся
имеют
разную
степень
подготовленности. Причины этого могут быть различны: пропуски уроков по болезни,
невнимательность
на
уроке,
непонимание
учебного
материала.
Для
преодоления
возникающих трудностей учителю необходимо найти индивидуальный подход к каждому
ученику, что достаточно трудно сделать в условиях классно-урочной системы, поскольку
учитель ограничен во времени и должен научить каждого. Бесспорную помощь в учете
индивидуальных способностей и потребностей учащихся может оказать использование на
уроках приёмов дифференцированного обучения.
В педагогическом энциклопедическом словаре приводится следующее определение:
«дифференциация обучения - это форма организации учебной деятельности школьников, при
которой учитывается их склонности, интересы и проявившиеся способности» [4].
Ориентация процесса обучения на способности обучающихся более чем актуальна.
Одним изучение иностранного языка даётся легко, другим приходится прилагать большие
усилия.
Считается, что тип мышления, темперамент, уровень понимания, мотивы,
ценностные ориентации, мировосприятие, могут быть основаниями для дифференциации
[5;18].
Многие учёные сходятся во мнении, что дифференцированный подход в обучении
представляет собой не только дифференцированные задания по сложности, но и
дифференцирование условий выполнения этих заданий. Предполагается различная помощь
учителя сильным и слабым учащимся, разное время для выполнения заданий. Различными
могут быть также формы контроля.
Таким
образом,
дифференцированный
подход
является
той
«палочкой
–
выручалочкой», которая позволяет эффективно обучать иностранному языку обучающихся
любой возрастной категории. В своей практике я активно использую данный подход во всех
видах деятельности: при обучении чтению, письму, говорению и аудированию. Так, при
обучении аудированию можно предложить обучающимся задания, дифференцированные по
уровню сложности. Например, после прослушивания текста ученикам в классе предлагается
выполнить следующие задания:
На оценку «3»
- Кратко ответить на вопросы + написать 5-7 предложений по
содержанию текста.
На оценку «4» - Подробно ответить на вопросы + написать 12-15 предложений по
содержанию текста.
На оценку «5» - Подробно ответить на вопросы + составить пересказ текста и выразить
своё отношение к нему.
При составлении пересказа текста обучающимся могут быть предложены задания
следующего типа:
На оценку «3»
- Назвать автора, где и когда текст был опубликован, указать
действующих лиц и место действия, а также выразить основную идею текста.
На оценку «4» - Обучающимся предлагается более подробно рассказать о действующих
лицах и дать им характеристику.
На оценку «5» - Выполнить задания уровня «3» и «4», а так же выразить своё мнение
по тексту.
Помощь учителя может быть различной. Слабые ученики могут выполнять задания с
опорой на образцы, разговорные клише.
Пример дифференцированного задания по чтению может выглядеть следующим
образом:
На оценку «3» - найти информацию в тексте, заполнить пропуски.
На оценку «4» - найти информацию в тексте, заполнить пропуски, ответить на вопросы
по тексту.
На оценку «5» - найти информацию в тексте, заполнить пропуски, ответить на вопросы
по тексту, составить краткий пересказ (5-7 предложений)
При обучении письму учащимся может быть предложена история в картинках.
На оценку «3» - необходимо по картинкам составить историю из 8-10 предложений.
На оценку «4» - использовать при написании истории определённые грамматические
структуры.
На оценку «5» - Выразить своё мнение.
Дифференцированный подход в обучении иностранному языку может быть реализован
и другим способом. Так, В. Ф. Корнилова предлагает условно разделить обучающихся на три
группы:
В первую группу входят самые сильные ученики класса,
Во вторую группу входят ученики со средними возможностями,
В третью группу входят слабые ученики. [2; 74]
Ученики, входящие в первую группу, являются наиболее самостоятельными и могут
выполнять задания, носящие творческий характер. Помощь учителя при этом минимальна.
Некоторые учащиеся могут выполнить предложенные задания и без помощи учителя.
Данные задания не обязательно должны ограничиваться учебником и школьной программой.
Это может быть работа с аутентичными текстами, обзор иностранных журналов и газет,
выполнение творческих проектов.
Более сильные ученики могут выполнять роль наставников, например, помогать более
слабым учащимся при выполнении групповых работ.
Задания для учеников третьей группы должны быть более конкретными, практически
направленными.
Дифференцированный подход может найти своё отражение и при контроле домашнего
задания. Ученикам может быть предложено выполнить задания разного уровня сложности.
Такой подход при планировании домашнего задания позволяет учащимся правильно
рассчитывать свои силы, оценивать свои знания. Не только оценка учащегося, но и его
знания зависят от усилий, затраченных ими. При этом домашнее задание может выходить за
рамки учебника. Обучающимся могут быть предложены карточки с заданиями на лексику,
грамматику или страноведческий материал. Более сильным ученикам может быть
предложено в качестве домашнего задания составить небольшое сообщение, разыграть
диалог, подготовить мини-реферат. Для более слабых обучающихся можно ограничиться,
например, грамматической карточкой.
Таким
образом,
использование
дифференцированного
подхода
при
обучении
иностранному языку позволяет усвоить материал каждому ученику с учётом его
индивидуальных особенностей.
Список литературы
1.
Бим И.Л. Программы общеобразовательных учреждений. Немецкий язык 5-9 классы.
– М.: Просвещение, 2006
2.
Корнилова В. Ф. Индивидуализация обучения иностранному языку // Иностранные
языки в школе. - 1972. - №6. - С. 74.
3.
Осмоловская
И.М.
Организация
дифференциации
обучения
в
современной
общеобразовательной школе – М.: Просвещение, 1998
4.
Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Просвещение, 1998.
5. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников - М.:
Педагогика, 1975