Автор: Гайдукова Елена Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №48
Населённый пункт: Армавир, Краснодарский край
Наименование материала: Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: "Путешествие в страну слов"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
на тему:
«Путешествие в Страну Слов»
Программное содержание: учить детей преобразовывать слова способом
выделения слова из слова, способом добавления буквы в начале, с помощью
анаграмм. Развивать навык слогового и слитного чтения. Понимать смысл
прочитанных слов. Развивать речевой слух, определять место ударения в
словах, в структуре анализируемого слова. Продолжать развивать зрительное
восприятие, произвольное понимание, логическое, наглядно - образное
мышление, воображение. Формировать навык самоконтроля и самооценки на
занятии.
Демонстрационный материал: карточки - слова, мяч, большая картонная
дверь, книга "Русский язык", пеньки - острова на картоне, эмблемы с
название микрогруппы: "Почемучки", "Знайки", "Граммотеи", "Карта -
коврик", "Карта в Страну Знаний".
Раздаточный материал: карточки с набором слов на каждого ребенка,
карточки на игры: "Добавки", "Выдели", "Замени", "Исключи лишнее слово",
"Выбери правильный ответ", "Анаграммы", "Двери + зеркала", "Острова с
буквами".
Методические приемы:
1. "Пароль";
2. "Инспектор";
3. "Добавки";
4. "Выдели";
5. "Замени" - на преобразование слов;
6. "Исключи" лишнее слово;
7. "Выбери" правильный ответ;
8. "определи и напиши";
9. "Прочитай" - чтение для виртуозов;
10. "Школа";
11. "Кураторство".
Ход занятия:
(Дети разделены на условные три группы и у каждого своя эмблема:
"Грамотеи", "Знайки","Почемучки".)
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие - в "Страну
слов", и если, мы справимся со всеми заданиями, то сможем овладеть одним
из сокровищ этой страны. Но, в начале, нам надо вспомнить пароль.
- как вы думаете, что это может быть?
- правильно это - алфавит. (Педагог бросает мяч детям по очереди, и дети
называют весь алфавит от А до Я.)
Итак, путь нам открыт.
Задание №1
В начале нас ждет вот какое испытание.
(Дети подходят к одному из столов.)
Вам, ребята надо из предложенного набора слов на карточках выбрать те
слова, заранее прочитав их, которые относятся к растительному или
животному миру. (Ребята выбирают и откладывают карточки), а сейчас
пойдет "Инспектор " (это один из детей) - и проверит правильность этого
задания.
- Сегодня на занятии мы с вами, ребята, познакомимся со способами
образования слов. Как же образуются слова?
Задание № 2
Посмотрите, какой интересный остров нас ждет. (Работа на острове – карте.)
(Задания детям даются по уровням сложности, 3 уровень - стандарт, 2
уровень - усложненный, 1 уровень - сложный, творческий.)
Для вас "Почемучки " - Почемучкин приготовил следующее задание. Вам
надо заменить первую букву в слове, чтобы получилось новое слово (3
уровень). Например: пел - . ел (м), порт - . орт (т)
Для "Знаек " - Знайкин хочет поиграть в "Прятки". Только прятки
необычные, он спрятал слово в слове, вам надо его определить и выделить (2
уровень). Например: тигры (игры), укол (кол).
И Грамотейкин хочет, чтобы ребята его группы "Грамотеи" способом
"Добавки" добавили букву к слову, чтобы получилось новое, совсем другое
по смыслу слово (самостоятельная работа без помощи воспитателя). - 1
уровень. Например: анна -.анна (в), рот - . рот (к), лень - . лень (о)...
Задание № 3
Игра "Цепочка слов ", где дети называют слова на последний звук
предыдущего слова, например: ананас - свекла - арбуз...
Задание №4
Наше путешествие продолжается и смотрите куда мы пришли.
Здесь мы с вами должны преодолеть еще препятствия. (Работа за столами.)
- Для "Почемучек" задание состоит в том, чтобы найти на
карточке "Правильный ответ и соединить его линией ". Например:
Мама мыла яму.
Папа копал окно.
- Для "Знаек" - вам надо "Исключить лишение слово " из данных на
карточке по строчкам. Например:
Муха, оса, ухо, комар.
Диван, кровать, стул, стол.
- для "Грамотеев" - анаграммы.
Глава (влага)
Гора (рога)
Дорога (города)
Гусли (слуги)...
Задание №5
А сейчас поиграем в "Школу".
Я буду учительница, а вы мои ученики. На доске написаны слова в три
столбика. Я вызываю к доске Таню, Сашу, Лену и они должны будут
поставить правильно ударение. А затем наш "Директор", "Завуч", "Мама"
(это все дети) - проверят правильность постановки ударения в словах.
Задание №6
- А сейчас - давайте немного разомнемся, надо пройти по группе, найти и
назвать слово, чтобы в нем была одна буква "А",например: книга, ручка,
роза..., затем с двумя буквами "А", например: карта, парта..., и с тремя
буквами "А" - карандаш, барабан, скакалка... .
Ребята, мы с вами поиграли и путь стал короче, мы подошли к "Островкам
букв".
Задание №7
Сейчас - надо путем зеркала найти, те буквы, которые представляют одну
букву вместе с отражением на зеркале. Если вы определите правильно,
значит на этот островок наступать можно, а если это неправильная буква, то
наступать нельзя, так как сможем - "утонуть".
Задание №8
И, наконец, мы дошли до заветной волшебной двери этой страны слов. Но
прежде чем открыть её - я хочу, ребята, вас спросить, как вы думаете, что
такое богатство (ответы детей).
(Открывают дверь и находят Книгу" Русский язык".)
Педагог: - Богатство - это не только, то что можно купить, продать, это -
какая - то ценность. Богатства бывают невидимыми. Например: духовное
богатство, богатство речи, то есть красивая речь . И вот ребята, мы
нашли с вами наше богатство: это "Русский язык" - книга. Русский
язык является одним из богатейших языков мира. Наша речь должна быть
красивой, выразительной, а для этого мы должны с вами больше знать.
Вспомните, сколько слов сегодня мы с вами могли превратить одни в другие,
мы расширили свой запас слов. На следующем занятии мы с вами
познакомимся с тем как эти слова можно применить в наших предложениях,
рассказах.
И так, давайте оценим себя, как мы сегодня занимались, все ли задания
смогли выполнить, где было трудно. И разложим фишки на карте "В страну
знаний".