Напоминание

Рабочая программа курса «Родная литература» (5-6 классы)


Автор: Будникова Валентина Ивановна
Должность: Учитель русского языка
Учебное заведение: ГСУВОУ Кемеровская специальная общеобразовательная школа имени народного учителя Э.Г. Фельде
Населённый пункт: Кемеровская область, с. Верхотомское
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа курса «Родная литература» (5-6 классы)
Раздел: среднее образование





Назад




Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Родная литература» адресована обучающимся 5-

6-х классов общеобразовательной школы, разработана в соответствии с

Федеральным государственным образовательным стандартом основного

общего образования с опорой на примерную программу курса Родная

(русская) литература для 5-9 классов под редакцией Н.В. Ащеуловой, И.Г.

Вертилецкой.

Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку

основного

курса

литературы,

направлено на

достижение

результатов

освоения ООП основного общего образования по литературе. В то же время

цели курса родной литературы в рамках образовательной области «Родной

язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную

дополнительным по своему содержанию характером курса с включением

регионального компонента.

В соответствии с этим в курсе родной (русской) литературы актуализируются

следующие цели:

воспитание гражданина и патриота;

формирование представления о русской литературе как духовной,

нравственной и культурной ценности народа;

осознание национального своеобразия русской литературы;

формирование

познавательного

интереса,

любви,

уважительного

отношения к русской литературе, а через неё к родной культуре.

Формы и способы обучающей деятельности: беседа; изучение литературных

образцов; лекция-диалог; моделирование речевых ситуаций; презентация и

др. Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня

подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического

мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.

В начале и в конце курса запланированы уроки контроля (оценка уровня

речевого

развития

обучающихся).

Курс рассчитан на 34 ч

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Изучение учебного предмета "Родная литература" должно обеспечить:

воспитание ценностного отношения к родному языку и родной

литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле

своего народа;

приобщение к литературному наследию своего народа;

формирование причастности к свершениям и традициям своего народа,

осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности

за сохранение культуры народа;

обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у

обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его

функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и

письменной речи, правилами речевого этикета;

получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся

явлении,

о

его

уровнях

и

единицах,

о

закономерностях

его

функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование

аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных

функционально-смысловых типов и жанров.

Предметные

результаты

изучения

учебного

предмета

«Родная

литература" должны отражать:

1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для

своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом

чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации

отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание родной литературы как одной из основных национально-

культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3)

обеспечение

культурной

самоидентификации,

осознание

коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе

изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и

мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным

эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять

его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров,

создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего

характера,

участвовать

в

обсуждении

прочитанного,

сознательно

планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные

произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста

на

основе

понимания

принципиальных

отличий

литературного

художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.,

формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать

и интерпретировать

прочитанное, осознавать художественную картину

жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только

эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Учащийся научится:

владеть различными видами пересказа;

выявлять особенности композиции;

характеризовать героев-персонажей;

находить изобразительно-выразительные средства;

выражать личное отношение к прочитанному;

ориентироваться

в

образовательном

информационном

пространстве:

работать

с

энциклопедиями,

словарями,

справочниками.

Содержание учебного предмета

5 класс

Раздел 1. Русский фольклор как отражение национального духа и

характера. Жанр русской народной сказки. Типы сказок: волшебные,

бытовые, о животных. Русская народная сказка как проявление

национального мышления и сознания. «По щучьему веленью», «Колобок»,

«Три медведя».

Раздел 2. Русская литература XIX века о национальных особенностях.

Авторская сказка в творчестве писателей XIX века. Сказки А.С. Пушкина.

Христианская, православная картина мира. Выделение смертных грехов в

поведении персонажей авторской сказки.

Раздел 3. Русская литература XX века о национальных особенностях.

Авторская сказка в XX веке. Пьеса-сказка Ю. Олеши «Три толстяка», А.Н.

Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино», сказки и сказы П.П.

Бажова.

Раздел 4. Кузбасская литература XX - XXI веков.

Понятие литературного пространства родного края. Авторская сказка в

кузбасской литературе: В. Кужелёва «Сказка про непослушного карасишку»,

«Почему у сороки хвост длинный?», «Как братья счастье своё искали».

Сказки исконных народов Сибири. Шорская сказка. С. Тотыш «Сказки

Шапкая». Шорские сказы Любови Арбачаковой. Современные сказы-притчи

В. Куропатова «Первее первого», «Подушечки».

Содержание учебного предмета

6 класс

Раздел 1. Русский фольклор как отражение национального духа и

характера.

Былины, былички, легенды.

Образ русского богатыря.

Яркие черты

характера. «Святогор-богатырь», «Илья Муромец и Соловей - разбойник»,

«Добрыня Никитич и Змей», «Алёша Попович и Тугарин Змеевич».

Раздел 2. Русская литература XIX века о национальных особенностях.

Понятие дидактической литературы. Жанр басни в русской литературе XIX

века. Басни И. А. Крылова. Басни Л. Н. Толстого. Типы басен. Мораль в

баснях.

Раздел 3. Русская литература XX века о национальных особенностях.

Басня XX века. Сатирические басни С. Михалкова. Образ русского мира в

стихотворениях о природе

(Б. Пастернак, С. Есенин, Н. Рубцов, Е.

Евтушенко).

Раздел 4. Кузбасская литература XX - XXI веков.

Жанр басни в кузбасской литературе. Биографические справки о писателях

(доклады). М. Глушков «Пчела и муха», «Разговор», С. Рекунов «Барбос»,

«Медведь на пасеке», Л. Сбытова «Бледная поганка и сыроежка». Смыслы

морали в современных баснях. Образ сибирского мира в поэзии кузбасских

поэтов. Басни и юмористические стихотворения о школьной жизни В.

Матвеева.

Тематическое планирование учебных предметов

(5-6 кл.)

№ п/п

Раздел программы

Кол-во

часов в

5-ом

кл.

Кол-во

часов в

6-ом

кл.

1

Раздел 1. Русский фольклор как отражение

национального духа и характера.

4

4

2

Раздел 2. Русская литература XIX века о

национальных особенностях.

3

3

3

Раздел 3. Русская литература XX века о

национальных особенностях.

5

5

4

Раздел 4. Кузбасская литература XX - XXI

веков.

5

5

Итого:

17ч

17ч

Общее количество часов:

34ч



В раздел образования