Автор: Будникова Валентина Ивановна
Должность: Учитель русского языка
Учебное заведение: ГСУВОУ Кемеровская специальная общеобразовательная школа имени народного учителя Э.Г. Фельде
Населённый пункт: Кемеровская область, с. Верхотомское
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа курса «Родная литература» (5-6 классы)
Раздел: среднее образование
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Родная литература» адресована обучающимся 5-
6-х классов общеобразовательной школы, разработана в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования с опорой на примерную программу курса Родная
(русская) литература для 5-9 классов под редакцией Н.В. Ащеуловой, И.Г.
Вертилецкой.
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку
основного
курса
литературы,
направлено на
достижение
результатов
освоения ООП основного общего образования по литературе. В то же время
цели курса родной литературы в рамках образовательной области «Родной
язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную
дополнительным по своему содержанию характером курса с включением
регионального компонента.
В соответствии с этим в курсе родной (русской) литературы актуализируются
следующие цели:
воспитание гражданина и патриота;
формирование представления о русской литературе как духовной,
нравственной и культурной ценности народа;
осознание национального своеобразия русской литературы;
формирование
познавательного
интереса,
любви,
уважительного
отношения к русской литературе, а через неё к родной культуре.
Формы и способы обучающей деятельности: беседа; изучение литературных
образцов; лекция-диалог; моделирование речевых ситуаций; презентация и
др. Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня
подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического
мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.
В начале и в конце курса запланированы уроки контроля (оценка уровня
речевого
развития
обучающихся).
Курс рассчитан на 34 ч
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение учебного предмета "Родная литература" должно обеспечить:
воспитание ценностного отношения к родному языку и родной
литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле
своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа,
осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности
за сохранение культуры народа;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его
функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и
письменной речи, правилами речевого этикета;
получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся
явлении,
о
его
уровнях
и
единицах,
о
закономерностях
его
функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование
аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных
функционально-смысловых типов и жанров.
Предметные
результаты
изучения
учебного
предмета
«Родная
литература" должны отражать:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для
своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом
чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации
отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-
культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3)
обеспечение
культурной
самоидентификации,
осознание
коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе
изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и
мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным
эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять
его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров,
создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего
характера,
участвовать
в
обсуждении
прочитанного,
сознательно
планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные
произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста
на
основе
понимания
принципиальных
отличий
литературного
художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.,
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать
и интерпретировать
прочитанное, осознавать художественную картину
жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Учащийся научится:
владеть различными видами пересказа;
выявлять особенности композиции;
характеризовать героев-персонажей;
находить изобразительно-выразительные средства;
выражать личное отношение к прочитанному;
ориентироваться
в
образовательном
информационном
пространстве:
работать
с
энциклопедиями,
словарями,
справочниками.
Содержание учебного предмета
5 класс
Раздел 1. Русский фольклор как отражение национального духа и
характера. Жанр русской народной сказки. Типы сказок: волшебные,
бытовые, о животных. Русская народная сказка как проявление
национального мышления и сознания. «По щучьему веленью», «Колобок»,
«Три медведя».
Раздел 2. Русская литература XIX века о национальных особенностях.
Авторская сказка в творчестве писателей XIX века. Сказки А.С. Пушкина.
Христианская, православная картина мира. Выделение смертных грехов в
поведении персонажей авторской сказки.
Раздел 3. Русская литература XX века о национальных особенностях.
Авторская сказка в XX веке. Пьеса-сказка Ю. Олеши «Три толстяка», А.Н.
Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино», сказки и сказы П.П.
Бажова.
Раздел 4. Кузбасская литература XX - XXI веков.
Понятие литературного пространства родного края. Авторская сказка в
кузбасской литературе: В. Кужелёва «Сказка про непослушного карасишку»,
«Почему у сороки хвост длинный?», «Как братья счастье своё искали».
Сказки исконных народов Сибири. Шорская сказка. С. Тотыш «Сказки
Шапкая». Шорские сказы Любови Арбачаковой. Современные сказы-притчи
В. Куропатова «Первее первого», «Подушечки».
Содержание учебного предмета
6 класс
Раздел 1. Русский фольклор как отражение национального духа и
характера.
Былины, былички, легенды.
Образ русского богатыря.
Яркие черты
характера. «Святогор-богатырь», «Илья Муромец и Соловей - разбойник»,
«Добрыня Никитич и Змей», «Алёша Попович и Тугарин Змеевич».
Раздел 2. Русская литература XIX века о национальных особенностях.
Понятие дидактической литературы. Жанр басни в русской литературе XIX
века. Басни И. А. Крылова. Басни Л. Н. Толстого. Типы басен. Мораль в
баснях.
Раздел 3. Русская литература XX века о национальных особенностях.
Басня XX века. Сатирические басни С. Михалкова. Образ русского мира в
стихотворениях о природе
(Б. Пастернак, С. Есенин, Н. Рубцов, Е.
Евтушенко).
Раздел 4. Кузбасская литература XX - XXI веков.
Жанр басни в кузбасской литературе. Биографические справки о писателях
(доклады). М. Глушков «Пчела и муха», «Разговор», С. Рекунов «Барбос»,
«Медведь на пасеке», Л. Сбытова «Бледная поганка и сыроежка». Смыслы
морали в современных баснях. Образ сибирского мира в поэзии кузбасских
поэтов. Басни и юмористические стихотворения о школьной жизни В.
Матвеева.
Тематическое планирование учебных предметов
(5-6 кл.)
№ п/п
Раздел программы
Кол-во
часов в
5-ом
кл.
Кол-во
часов в
6-ом
кл.
1
Раздел 1. Русский фольклор как отражение
национального духа и характера.
4
4
2
Раздел 2. Русская литература XIX века о
национальных особенностях.
3
3
3
Раздел 3. Русская литература XX века о
национальных особенностях.
5
5
4
Раздел 4. Кузбасская литература XX - XXI
веков.
5
5
Итого:
17ч
17ч
Общее количество часов:
34ч