Напоминание

Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста


Автор: Заботина Галина Николаевна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №123
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль подвижных игр в развитии детей

дошкольного возраста

В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего

гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет

своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной

из основных задач которого является развитие и совершенствование

движений.

В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и

характеру основных движений. Развитие и совершенствование некоторых из

них обусловлено повседневностью их применения. Это такие движения, как

ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только

широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих

играх, но являются неотъемлемым элементом содержания организованных

подвижных игр, начиная с самого раннего возраста. Эти движения успешно

усваиваются детьми в менее регламентированных, чем занятия, формах

обучения, в частности в подвижных играх.

В то же время игра не может служить средством обучения младших

дошкольников более сложным по координации движениям, требующим

определенной четкой техники, усиленной концентрации внимания,

дополнительных волевых усилий. К таким движениям могут быть отнесены

разные виды метаний и прыжков. Первичное ознакомление и разучивание их

более эффективно происходит в форме упражнений на занятиях. Подвижные

игры целесообразны только для закрепления и совершенствования этих

движений.

Для дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С

их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные,

воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются

благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей,

формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в

коллективе.

В дошкольном возрасте еще не выдвигается требование обязательного

целенаправленного воспитания двигательных (физических) качеств. Однако

меняющиеся игровые ситуации и правила игр заставляют маленького

ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее

спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко), чтобы не быть

пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия (подлезть под

веревку, рейку, не задевая за них, пробежать между кеглями, не свалив ни

одной, обязательно добежать до определенного места и т. д.). Многократное

повторение этих действий требует от детей внимания, волевых и физических

усилий, координации движений.

Подвижные игры в основном — коллективные, поэтому у детей

вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве,

согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить

свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать

или менять место на игровой площадке или в зале и т. п.

Совместные действия детей создают условия для общих радостных

переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных

играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу.

Нередко приходится наблюдать, как более старшие и самостоятельные

подходят к маленьким, берут их за руки, помогают влезть на скамейку или

приглашают малышей, сидящих безучастно на стуле, поиграть вместе с

ними.

Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность,

внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению

волевых усилий. Дети должны, например, начинать движения все вместе по

указанию воспитателя, убегать от водящего только после сигнала или

последних слов текста, если игра сопровождается текстом.

Сюжетные подвижные игры благодаря многообразию их содержания

помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и

явлениях окружающего их мира: о повадках и особенностях движений

различных животных и птиц, их криках; о звуках, издаваемых машинами; о

средствах передвижения и правилах движения поезда, автомобиля, самолета.

Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности

детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения

физиологических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные

действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному

усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и

дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ

в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и

органов.

Влияние подвижных игр на развитие движений детей, а также некоторых

волевых проявлений их во многом зависит от того, сколько времени длится

эта игра. Чем дольше и активнее действует ребенок в игре, тем больше он

упражняется в том или ином виде движений, чаще вступает в различные

взаимоотношения с другими участниками, т, е. тем больше ему приходится

проявлять ловкость, выдержку, умение подчиняться правилам игры.

Об активности детей в подвижных играх можно судить по так называемой

моторной плотности. (Моторная плотность — это отношение времени,

затраченного детьми в игре на активные двигательные действия, ко всей

длительности игры.) Она определяется педагогом путем хронометрирования.

Моторная плотность в разных подвижных играх неодинакова, она может

колебаться от 50 до 80%.

Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При

активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается

работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается поступление

кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние

здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система,

повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.

Работники дошкольных учреждений должны по возможности увеличивать

время прогулок детей, насыщать их играми и различными физическими

упражнениями.

Разнообразие игр по содержанию и организации детей позволяет подбирать

их с учетом времени дня, условий проведения, возраста детей, их

подготовленности, а также в соответствии с поставленными воспитателем

задачами.

Подвижные игры должны обеспечить разностороннее развитие моторной

сферы детей, а также способствовать формированию их умений действовать

в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в

соответствии с правилами или текстом игры. Поэтому надо использовать

подвижные игры и упражнения не только разнообразные по содержанию, но

и по организации детей, по сложности согласования движений.

Первое требование, которым надо руководствоваться при отборе подвижных

игр, — соответствие содержания игровых действий, правил возрастным

особенностям детей, их представлениям, умениям, навыкам, знаниям об

окружающем мире, их возможностям в познании нового.

Очень важно иметь в виду, что разнообразие двигательных заданий

обеспечивается не только тем, что в каждой игре используется новое по

характеру движение, но и тем, что в нескольких играх одно и то же движение

выполняется при разном построении и в разных ситуациях. В одной игре

дается ходьба группой, в другой — ходьба по кругу, взявшись за руки, в

третьей игре детей приучают ходить парами или врассыпную. Так же можно

разнообразить и бег. Дети могут бегать в одном направлении, врассыпную,

убегать от ловящего на свои места и т. п. Выполнение движений в разных

игровых ситуациях имеет большое значение для развития координации

движений малышей, ориентировки их в пространстве, а также способствует

воспитанию их активности и самостоятельности.

Педагогический эффект подвижной игры во многом зависит от соответствия

ее определенной воспитательной задаче. В зависимости от того, какие

навыки и умения воспитатель стремится развивать у детей в данный момент,

он выбирает игры, помогающие развитию именно этих навыков. Так, если

перед воспитателем стоит задача научить детей согласованно действовать в

коллективе, двигаться на большой площади, то для этой цели более всего

подойдут игры сюжетные, такие как "Солнышко и дождик", "Воробушки и

кот". Если же ставится задача по развитию равновесия у детей, то в данном

случае лучше всего подойдут игровые упражнения "По тропинке", "Через

ручеек" и др.

Подбирая игры, воспитатель должен учитывать состав группы детей. В

разных детских учреждениях он может быть различным. Часть детей в

начале года впервые приходит в детский сад. У таких детей еще нет навыка

совместных действий в группе сверстников, некоторые долго не могут

привыкнуть к режиму. По своему двигательному опыту эти дети отличаются

от детей, ранее посещавших ясельные группы. Поэтому в начале года надо

организовывать игровые упражнения для небольшого числа детей, а также

подвижные игры, более простые по содержанию и не требующие четкого

согласования движений играющих.

Следует учитывать и общее состояние группы. Если дети возбуждены, лучше

провести спокойную, малоподвижную игру, правила которой требуют от них

определенного внимания ("Где звенит колокольчик?", "Найди флажок",

"Пройди тихо"). Если дети долго сидели на занятии, им необходимы

активные действия. В этом случае нужно выбрать игру, в которой движения

разнообразны, часто меняются в соответствии с сюжетом и правилами ("Мой

веселый звонкий мяч", "Воробушки и кот").

Выбор игры зависит также от времени года, погоды, температуры (в

помещении или на участке), одежды детей, имеющегося оборудования и т. д.

При выборе игры нужно учитывать, в какое время дня она проводится.

Подвижные игры разного характера следует сочетать с играми и занятиями,

которые имеют место в режиме дня. В конце дня, незадолго до сна, игры

должны быть более спокойными.



В раздел образования