Автор: Концевенко Анжела Григорьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБПОУ КК КМСК
Населённый пункт: г.Краснодар
Наименование материала: учебная программа
Тема: "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СПО (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) по профессии 23.01.09 Машинист локомотива"
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«КРАСНОДАРСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ КК КМСК)
ОП.09 ПСИХОЛОГИЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СПО (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
по профессии
23.01.09 Машинист локомотива
2017
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ КК КМСК
___________ Т.Н. Колодочка
« 5 » июля 2017 г
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины
ОП.09 Психология разработана по запросу работодателей к дополнительным
результатам освоения ОПОП по специальности 23.01.09 Машинист
локомотива, входящей в состав укрупненной группы специальностей
23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта. Введена из
вариативной части.
Разработчик:
Преподаватель ГБПОУ КК КМСК
А.Г.Концевенко
Рецензенты:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Программа одобрена
учебно - методическим объединением
социально-экономических дисциплин
Протокол № от « »______ 2017г
Председатель ____________ И. Н. Падалка
Программа рассмотрена на заседании
методического совета колледжа
Протокол № 6 от « 31 » мая 2017 г
Председатель___________Л. П. Позова
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2.
ПЕРЕЧЕНЬ РАЗВИВАЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
5
3.
С Т Р У К Т У РА
И
С ОД Е Р Ж А Н И Е
У Ч Е Б Н О Й
ДИСЦИПЛИНЫ
6
4.
У С Л О В И Я
Р Е А Л И З А Ц И И
У Ч Е Б Н О Й
ДИСЦИПЛИНЫ
11
5.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
12
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09 ПСИХОЛОГИЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая
программа
учебной
дисциплины
ОП.09
Психология
разработана
по
запросу
работодателей
к
дополнительным
результатам
освоения ОПОП по профессии
23.01.09 Машинист локомотива, входящей в
состав укрупненной группы специальностей 23.00.00 Техника и технологии
наземного транспорта.
Введена из вариативной части для ОБОСНОВАНИЕ.
Рабочая
программа
учебной
дисциплины
ОП.09
Психология
может
быть
использована
другими
образовательными
учреждениями
СПО
для
обучения студентов по профессии 23.01.09 Машинист локомотива.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
дисциплина является вариативной и входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной
деятельности;
-использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного
общения;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-взаимосвязь
общения
и
деятельности,
цели,
функции,
виды
и
уровни
общения;
-роли и ролевые ожидания в общении;
-виды социальных взаимодействий;
-механизмы взаимопонимания в общении;
-техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
-источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 46 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов;
самостоятельной работы обучающегося 14 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09 «ПСИХОЛОГИЯ»
по профессии 23.01.09 «Машинист локомотива»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем
часов/зачет
ных единиц
Максимальная учебная нагрузка (всего)
46
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
32
в том числе:
Практические занятия
16
Самостоятельная работа студента (всего)
14
в том числе:
подготовка и написание сообщений и докладов
подготовка рефератов
работа с дополнительной литературой
работа с интернет –ресурсами
самодиагностика, самопрезентация
4
2
2
2
4
Итоговая
аттестация
в
форме
дифференцированного
зачета
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.09 «Психология»
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень
освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Введение
в учебную
дисциплину
4
Тема 1.1
Назначение
учебной
дисциплины
«Психология
общения».
Содержание учебного материала
2
Назначение учебной дисциплины.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка сообщений и докладов по теме: «Роль и место общения в структуре
деятельности».
2
Раздел 2.
Социальное
общение
24
Тема 2.1.
Общение – основа
человеческого
бытия
Содержание учебного материала
2
Общение-основа человеческого бытия.
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка докладов и сообщений по теме: «Общение – основа человеческого бытия»
2
Тема 2.2
Общение как
восприятие
людьми друг
друга
Содержание учебного материала
2
Общение как восприятие людьми друг друга.
2
Практические работы:
Самодиагностика по теме «Общение»
«Коммуникативные и организаторские способности».
«Ваш стиль делового общения».
4
«Ваши эмпатические способности»
Самоанализ результатов тестирования
Составление плана действий по коррекции результатов, мешающих эффективному
общению.
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка рефератов по темам: «Значение стереотипа в профессиональной
деятельности», «Роль восприятия в развитии межличностного общения», «Влияние
внешнего вида человека на успех в профессиональной деятельности»
2
Тема 2.3
Общение как
взаимодействие
(интерактивная
сторона общения)
Содержание учебного материала
2
Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с интернет- ресурсами по теме «Определение практической значимости
трансактного анализа Э. Берна»
2
Тема 2.4
Общение как
обмен
информацией
(коммуникативна
я сторона
общения)
Содержание учебного материала
2
Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Самодиагностика: «Уровень владения невербальными компонентами в процессе делового
общения» Анализ самодиагностики.
Самодиагностика «Коммуникативная толерантность» Анализ диагностики.
2
Тема 2.5
Формы делового
общения и их
характеристики
Содержание учебного материала
2
Формы делового общения и их характеристики
2
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка самопрезентации по теме: « Мой стиль делового общения»
2
Раздел 3.
Конфликты и
способы их
предупреждения и
разрешения
18
Тема 3.1
Содержание учебного материала
2
Конфликт: его
сущность и
основные
характеристики
Конфликт: его сущность и основные характеристики
2
Практические работы:
Самодиагностика по теме «Конфликт»
10
«Твоя конфликтность»
«Стратегия поведения в конфликтах» К. Томаса.
Анализ своего поведения на основании результатов диагностики.
Анализ своего поведения на основании результатов диагностики.
Самостоятельная работа обучающихся:
Самопрезентация по теме: «Анализ художественные произведения, в которых
рассматриваются различные стратегии поведения в конфликтах». Работа с дополнительной
литературой. «Роль руководителя в разрешении конфликтов»
2
Тема 3.2
Эмоциональное
реагирование в
конфликтах и
саморегуляции
Содержание учебного материала
2
Эмоциональное реагирование в конфликтах и саморегуляции.
2
Практическая работа
Разрешение межгрупповых конфликтов
Дифференцированный зачет
1
1
Всего
46
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
Психология.
Оборудование учебного кабинета:
1. Документационное обеспечение:
-
паспорт
кабинета;
ФГОС
СПО
по
профессии;
план
работы
учебного
кабинета; журнал по технике безопасности.
2. Учебно-методическое обеспечение:
- планы практических и семинарских занятий по дисциплине «Психология»;
-
раздаточный
дидактический
материал
по
учебной
дисциплине
«Психология»;
-
банк
оценочных
материалов
по
дисциплине
«Психология»
в
форме
разноуровневых тестовых заданий, ситуационных задач;
-
методические
рекомендации
для
организации
самостоятельной
деятельности студентов по дисциплине «Психология»;
- слайд – лекции к дисциплине «Психология общения».
Технические средства обучения:
-учебные рабочие места оснащенные ПВМ;
-интернет ресурс;
-интерактивная доска;
-мультимедийный проектор;
-программные средства обучения.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень
рекомендуемых
учебных
изданий,
Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1)
Андреева Г. М. «Социальная психология». - М. : Аспект – пресс, 2013.
2)
Андреенко Е. В. «Социальная психология» - М.: Академия, 2014.
3)
Соснин В. А., Красникова Е. А. Социальная психология. Учебник для
ССУЗов (изд:2). – М., 2013.
Дополнительные источники:
1) Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: 2014.
2) Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. –
М.: 2013.
3) Бороздина Г.В. Психология делового общения. –М.: 2014.
4) Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: 2014.
5)
Панфилова
А.П.
Деловая
коммуникация
и
профессиональной
деятельности. Учебное пособие. – СПб.: 2013.
6) Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М.: 2015.
7) Социальная психология./ Авторы – составители Р.И. Мокшанцев,
А.В. Мокшанцева. – М.: Новосибирск, 2014.
Интернет-источники:
1) Портал психологии - "Psychology": [Электронный ресурс] - Режим
доступа: psychology
2 )
Жу р н а л "Psychologies":
[Электронный
ресурс]
-
Режим
доступа:
psychologies
3 )
Электронная
библиотека
учебников:
[Электронный
ресурс]
-
Режим
доступа: studentam/
4)
Библиотека Гумер - гуманитарные науки
:
[Электронный ресурс] - Режим
доступа: gumer/
5)
PSYLIB: Психологическая библиотека "Самопознание и саморазвитие":
[Электронный ресурс] - Режим доступа: psylib.kiev/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль
и
оценка
результатов
освоения
учебной
дисциплины
осуществляется
преподавателем
в
процессе
проведения
практических
и
семинарских
занятий,
тестирования,
а
также
выполнения
обучающимися
индивидуальных
заданий,
исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Освоенные умения:
-
применять
техники
и
приемы
э ф ф е к т и в н о г о
о б щ е н и я
в
профессиональной деятельности;
Практическая работа .
- и с п о л ь з о в а т ь
п р и е м ы
с а м о р е г ул я ц и и
п о в е д е н и я
в
процессе межличностного общения.
Практическая работа
Усвоенные знания:
- в з а и м о с в я з ь
о б щ е н и я
и
деятельности, цели, функции, виды
и уровни общения;
Тестовый контроль
-роли
и
ролевые
ожидания
в
общении;
-виды социальных взаимодействий;
-механизмы
взаимопонимания
в
общении;
Тестовый контроль
-техники
и
приемы
общения,
правила слушания, ведения беседы,
убеждения;
-этические принципы общения
Индивидуальные задания.
-источники,
причины,
виды
и
способы разрешения конфликтов.
Практическая работа
Разрешение межгрупповых
конфликтов.
Дифференцированный зачет