Напоминание

Формирование познавательного интереса у дошкольников. Финансовая грамотность


Авторы: Ковальчук Виктория Викторовна, Устинова Ольга Александровна
Должность: Воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Калуга, Калужская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование познавательного интереса у дошкольников. Финансовая грамотность
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детство»

«Центр развития ребенка – детский сад» города Калуги

НСП «Акварель»

Формирование познавательного интереса у детей дошкольного

возраста. Финансовая грамотность.

Воспитатели:

Ковальчук В.В.,

Устинова О.А.

Калуга

2020

Цель: формирование основ финансовой грамотности детей старшего возраста;

создание условия для закрепления полученных экономических знаний.

Задачи:

Образовательные:

закрепить представления детей экономического понятия: деньги;

уточнить от чего зависят потребности человека;

продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы,

активизировать словарь.

Развивающие:

развивать умение подмечать в произведениях простейшие экономические

явления;

развивать

познавательный

интерес,

мышление,

память,

внимание

и

воображение.

Воспитательные:

воспитывать

любознательность

в

процессе

познавательно

игровой

деятельности;

формировать положительные взаимоотношения детей.

Оборудование: персонаж

Золушка

(кукла),

монеты

и

банкноты

разного

достоинства, мяч, картинки с изображением первых денег.

Формы

организации

деятельности

детей

на

занятии: совместная

деятельность с педагогом.

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель: «Здравствуйте»! Сегодня к нам пришла очаровательная гостя. Вы,

конечно, её узнаете, если отгадаете загадку:

Из танцзала короля

Девочка домой бежала,

Туфельку из хрусталя

На ступеньках потеряла.

Тыквой стала вновь карета…

Кто, скажи, девчушка эта? (Золушка)

В гости к ребятам приходит Золушка и приносит кошелек.

Золушка: Привет, ребята! Смотрите, какую я нашла красивую маленькую

сумочку, теперь я буду туда складывать разные камешки, бусинки, заколочки!

Воспитатель: Ребята, а что это за сумочка, как вы думаете? (Ответы детей)

Правильно, это кошелек, и нужен он для того, чтобы хранить деньги.

Золушка: А зачем нужны деньги? Что с ними нужно делать?

Воспитатель: Давайте расскажем Золушке, что такое деньги (Ответы детей)

Деньги – это такой предмет, за который можно что-то купить. Деньги выдают

людям за их труд – это заработная плата. Чтобы каждый мог покупать то, что ему

нужно.

Воспитатель: А для чего нужны людям деньги? (Ответы детей)

- А что вы еще знаете о деньгах? (есть купюры и монеты)

- А что у них общего? (это деньги)

- А чем они отличаются? (бумажные купюры мнутся, если опустить в воду

намокнут и могут порваться, они разной формы и размера, купюры бумажные, а

монеты металлические, твердые)

Воспитатель: Вы правы. Деньги нужны в современном мире, без них прожить

невозможно!

Рассматривание купюр и монет разного достоинства.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в одну игру,

Игра «Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный

признак купюры и наоборот.

Монета круглая, а купюра…

Купюра бумажная, а монета …

Монета звенит, а купюра…

Монета металлическая, а купюра…

Воспитатель: Монеты и купюры мы носим в кошельке, они у нас в наличии и

называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в

кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты).

Золушка: Посмотрите, у меня тоже карточка есть. Какая она красивая, яркая.

Воспитатель: Ребята, вы видели такие карточки у родителей? Расскажите, как

ими пользоваться?

Золушка: Теперь я поняла, что такое деньги! Пойду с ними поиграю.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно играть с деньгами? Давайте

поиграем в игру «Зачем нужны деньги?», чтобы Золушка поняла, что играть с

деньгами нельзя.

Игра «Зачем нужны деньги?». Для игры нам нужен мяч, я бросаю ребёнку мяч

и говорю фразу: «деньги нам нужны…», а вы продолжаете:

для оплаты проезда на транспорте; для покупки подарков; для оплаты бытовых

услуг; для оплаты развлечений; для оплаты услуг (уточнить, каких именно); для

покупки продуктов питания.

Воспитатель: А сейчас предлагаю немного отдохнуть (физминутка)

Физминутка - музыкальная под песню «Деньги - лепесточки»

1.Что такое деньги знают даже дети махи руками влево - вправо

Да и как же этого не знать

Деньги, как цветочки разные листочки,

маршируем на месте

Но на них не надо рисовать.

2.Для чего нам деньги тоже знают дети повороты в стороны

Да и как же этого не знать

А чтобы на рынке нам ходить с корзинкой кружимся на месте

Спелую малину покупать.

3.Где берутся деньги, тоже знают дети

выставляем пяточку

Да и как же этого не знать

Книжечки с замочком, то есть кошелечки щелчки руками

Их оттуда просто доставать

Щелкнул и достал.

4. Почему листочки, деньги – лепесточки

маршируем на месте

Брать без спросу детям не велят. Нельзя!

Мы расспросим маму, мы расспросим папу

махи руками влево - вправо

И они нам это объяснят.

На столе воспитатель раскладывает картинки «первых денег»

Золушка: А это что за картинки?

Воспитатель: Золушка, раньше деньги выглядели по-другому.

Было время, когда денег совсем не существовало. Человек тогда еще жил в

пещерах, вооружен был дубиной и все свое время тратил на добывание пищи. Деньги

этому человеку совершенно не были нужны.

Но прошло много лет, и эти первобытные люди стали жить иначе. Они уже

научились делать себе из камня топоры, ножи, глиняные горшки, копья, стрелы. Пищу

добывали охотой и рыбной ловлей.

А если чего нельзя было достать трудом, прибегали к силе и отнимали нужное

себе у чужого из другой семьи.

Какое-нибудь племя жило, например, в той местности, где можно было добывать

соль. Другому племени соль тоже была нужна. Ну, и начиналась война, и тот, кто

побеждал, становился хозяином.

Но бывало и так, что сила не помогала. Тогда приходилось поступать по-

другому. Племена заключали союз и начинали меняться. Из одного племени давали

соль, а из другого топоры, стрелы, горшки.

Постепенно обмен развивался все больше и больше. Для того, чтобы меняться,

люди стали сходиться в определенные места. Приходили из разных окрестностей и

приносили

с

собой

для

обмена

те

вещи,

которых

у

них

было

много.

Выработались и правила для обмена. Согласились, например, считать, что можно

обменивать 1 топор или на 10 стрел или на 2 копья или на 2 горшка или на 1 овцу.

А больше всего любили первобытные люди меняться на украшения —

раковины,

кусочки

янтаря

и

прочие

красивые

вещи.

И у кого больше было навешено разных украшений, тот считался красивее и богаче.

- А вспомните, что это такое, за что можно купить все, что угодно? Это деньги.

Таким образом, украшения постепенно стали деньгами.

Но не только украшения, еще и хозяйственные предметы служили деньгами.

У некоторых племен деньгами был скот: овцы, коровы, лошади. И даже впоследствии

названия некоторых денег оказались происшедшими от слова «скот». У индусов

теперь денежный знак называется «рупия», а это слово раньше обозначало скот.

У других деньгами служили шкуры животных или куски холста: его отмеряли

«локтями», то есть рукой от локтя до конца пальцев, и за несколько «локтей»

получали нужные себе предметы. Но все эти деньги были очень неудобны. Такие

деньги в карман не спрячешь. И вот все с большой охотой начинают принимать в

обмен металлы, которые к этому времени люди научились добывать.

Воспитатель: Ребята, готовы еще поиграть? Вставайте в круг. Я буду бросать

вам мяч, и называть слово, а вы, возвращая его мне, отвечайте, можно это купить за

деньги или нельзя.

Корова, солнце, здоровье.

Топор, перо, совесть.

Доброта, коза, пух.

Ветер, молоко, дружба.

Золушка: А разве доброту нельзя купить? А ветер? Почему? (Объяснение детей)

Воспитатель: А сейчас вспомните, пожалуйста, сказки, мультфильмы, где герои

покупали, продавали, работали, менялись на что-то, собирали, копили деньги. (Ответы

детей: «Муха-цокотуха», «Золотой ключик», «Трое из Простоквашино», «Лисичка со

скалочкой», «Морозко», «Золушка», «Али-баба и сорок разбойников», «Чебурашка и

крокодил Гена», «Дудочка и кувшинчик» и т. д).

Заключительная часть

Ребята, сегодня мы с вами закрепили наши знания о деньгах. Предлагаю вам по

кругу рассказать о том, что больше всего запомнилось на занятии (передают монетку и

высказываются).

Золушка: Спасибо за то, что рассказали мне столько нового и интересного.

Список литературы:

1. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект

Российской экономической школы по личным финансам. Издательство: Учитель, 2018

г. Для воспитателей ДОУ -2010 – С. 42.

2. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой

грамотности

«Первые

шаги

по

ступеням

финансовой

грамотности»

(для

дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.

3. Смоленцева А.А. «Введение в мир экономики или как мы играем в

экономику» Учебно-методическое пособие «Детство» 2008г.



В раздел образования