Авторы: Ковальчук Виктория Викторовна, Устинова Ольга Александровна
Должность: Воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Калуга, Калужская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование познавательного интереса у дошкольников. Финансовая грамотность
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детство»
«Центр развития ребенка – детский сад» города Калуги
НСП «Акварель»
Формирование познавательного интереса у детей дошкольного
возраста. Финансовая грамотность.
Воспитатели:
Ковальчук В.В.,
Устинова О.А.
Калуга
2020
Цель: формирование основ финансовой грамотности детей старшего возраста;
создание условия для закрепления полученных экономических знаний.
Задачи:
• Образовательные:
закрепить представления детей экономического понятия: деньги;
уточнить от чего зависят потребности человека;
продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы,
активизировать словарь.
• Развивающие:
развивать умение подмечать в произведениях простейшие экономические
явления;
развивать
познавательный
интерес,
мышление,
память,
внимание
и
воображение.
• Воспитательные:
воспитывать
любознательность
в
процессе
познавательно
–
игровой
деятельности;
формировать положительные взаимоотношения детей.
Оборудование: персонаж
Золушка
(кукла),
монеты
и
банкноты
разного
достоинства, мяч, картинки с изображением первых денег.
Формы
организации
деятельности
детей
на
занятии: совместная
деятельность с педагогом.
Ход занятия
Вводная часть
Воспитатель: «Здравствуйте»! Сегодня к нам пришла очаровательная гостя. Вы,
конечно, её узнаете, если отгадаете загадку:
Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета…
Кто, скажи, девчушка эта? (Золушка)
В гости к ребятам приходит Золушка и приносит кошелек.
Золушка: Привет, ребята! Смотрите, какую я нашла красивую маленькую
сумочку, теперь я буду туда складывать разные камешки, бусинки, заколочки!
Воспитатель: Ребята, а что это за сумочка, как вы думаете? (Ответы детей)
Правильно, это кошелек, и нужен он для того, чтобы хранить деньги.
Золушка: А зачем нужны деньги? Что с ними нужно делать?
Воспитатель: Давайте расскажем Золушке, что такое деньги (Ответы детей)
Деньги – это такой предмет, за который можно что-то купить. Деньги выдают
людям за их труд – это заработная плата. Чтобы каждый мог покупать то, что ему
нужно.
Воспитатель: А для чего нужны людям деньги? (Ответы детей)
- А что вы еще знаете о деньгах? (есть купюры и монеты)
- А что у них общего? (это деньги)
- А чем они отличаются? (бумажные купюры мнутся, если опустить в воду
намокнут и могут порваться, они разной формы и размера, купюры бумажные, а
монеты металлические, твердые)
Воспитатель: Вы правы. Деньги нужны в современном мире, без них прожить
невозможно!
Рассматривание купюр и монет разного достоинства.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в одну игру,
Игра «Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный
признак купюры и наоборот.
Монета круглая, а купюра…
Купюра бумажная, а монета …
Монета звенит, а купюра…
Монета металлическая, а купюра…
Воспитатель: Монеты и купюры мы носим в кошельке, они у нас в наличии и
называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в
кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты).
Золушка: Посмотрите, у меня тоже карточка есть. Какая она красивая, яркая.
Воспитатель: Ребята, вы видели такие карточки у родителей? Расскажите, как
ими пользоваться?
Золушка: Теперь я поняла, что такое деньги! Пойду с ними поиграю.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно играть с деньгами? Давайте
поиграем в игру «Зачем нужны деньги?», чтобы Золушка поняла, что играть с
деньгами нельзя.
Игра «Зачем нужны деньги?». Для игры нам нужен мяч, я бросаю ребёнку мяч
и говорю фразу: «деньги нам нужны…», а вы продолжаете:
для оплаты проезда на транспорте; для покупки подарков; для оплаты бытовых
услуг; для оплаты развлечений; для оплаты услуг (уточнить, каких именно); для
покупки продуктов питания.
Воспитатель: А сейчас предлагаю немного отдохнуть (физминутка)
Физминутка - музыкальная под песню «Деньги - лепесточки»
1.Что такое деньги знают даже дети махи руками влево - вправо
Да и как же этого не знать
Деньги, как цветочки разные листочки,
маршируем на месте
Но на них не надо рисовать.
2.Для чего нам деньги тоже знают дети повороты в стороны
Да и как же этого не знать
А чтобы на рынке нам ходить с корзинкой кружимся на месте
Спелую малину покупать.
3.Где берутся деньги, тоже знают дети
выставляем пяточку
Да и как же этого не знать
Книжечки с замочком, то есть кошелечки щелчки руками
Их оттуда просто доставать
Щелкнул и достал.
4. Почему листочки, деньги – лепесточки
маршируем на месте
Брать без спросу детям не велят. Нельзя!
Мы расспросим маму, мы расспросим папу
махи руками влево - вправо
И они нам это объяснят.
На столе воспитатель раскладывает картинки «первых денег»
Золушка: А это что за картинки?
Воспитатель: Золушка, раньше деньги выглядели по-другому.
Было время, когда денег совсем не существовало. Человек тогда еще жил в
пещерах, вооружен был дубиной и все свое время тратил на добывание пищи. Деньги
этому человеку совершенно не были нужны.
Но прошло много лет, и эти первобытные люди стали жить иначе. Они уже
научились делать себе из камня топоры, ножи, глиняные горшки, копья, стрелы. Пищу
добывали охотой и рыбной ловлей.
А если чего нельзя было достать трудом, прибегали к силе и отнимали нужное
себе у чужого из другой семьи.
Какое-нибудь племя жило, например, в той местности, где можно было добывать
соль. Другому племени соль тоже была нужна. Ну, и начиналась война, и тот, кто
побеждал, становился хозяином.
Но бывало и так, что сила не помогала. Тогда приходилось поступать по-
другому. Племена заключали союз и начинали меняться. Из одного племени давали
соль, а из другого топоры, стрелы, горшки.
Постепенно обмен развивался все больше и больше. Для того, чтобы меняться,
люди стали сходиться в определенные места. Приходили из разных окрестностей и
приносили
с
собой
для
обмена
те
вещи,
которых
у
них
было
много.
Выработались и правила для обмена. Согласились, например, считать, что можно
обменивать 1 топор или на 10 стрел или на 2 копья или на 2 горшка или на 1 овцу.
А больше всего любили первобытные люди меняться на украшения —
раковины,
кусочки
янтаря
и
прочие
красивые
вещи.
И у кого больше было навешено разных украшений, тот считался красивее и богаче.
- А вспомните, что это такое, за что можно купить все, что угодно? Это деньги.
Таким образом, украшения постепенно стали деньгами.
Но не только украшения, еще и хозяйственные предметы служили деньгами.
У некоторых племен деньгами был скот: овцы, коровы, лошади. И даже впоследствии
названия некоторых денег оказались происшедшими от слова «скот». У индусов
теперь денежный знак называется «рупия», а это слово раньше обозначало скот.
У других деньгами служили шкуры животных или куски холста: его отмеряли
«локтями», то есть рукой от локтя до конца пальцев, и за несколько «локтей»
получали нужные себе предметы. Но все эти деньги были очень неудобны. Такие
деньги в карман не спрячешь. И вот все с большой охотой начинают принимать в
обмен металлы, которые к этому времени люди научились добывать.
Воспитатель: Ребята, готовы еще поиграть? Вставайте в круг. Я буду бросать
вам мяч, и называть слово, а вы, возвращая его мне, отвечайте, можно это купить за
деньги или нельзя.
Корова, солнце, здоровье.
Топор, перо, совесть.
Доброта, коза, пух.
Ветер, молоко, дружба.
Золушка: А разве доброту нельзя купить? А ветер? Почему? (Объяснение детей)
Воспитатель: А сейчас вспомните, пожалуйста, сказки, мультфильмы, где герои
покупали, продавали, работали, менялись на что-то, собирали, копили деньги. (Ответы
детей: «Муха-цокотуха», «Золотой ключик», «Трое из Простоквашино», «Лисичка со
скалочкой», «Морозко», «Золушка», «Али-баба и сорок разбойников», «Чебурашка и
крокодил Гена», «Дудочка и кувшинчик» и т. д).
Заключительная часть
Ребята, сегодня мы с вами закрепили наши знания о деньгах. Предлагаю вам по
кругу рассказать о том, что больше всего запомнилось на занятии (передают монетку и
высказываются).
Золушка: Спасибо за то, что рассказали мне столько нового и интересного.
Список литературы:
1. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект
Российской экономической школы по личным финансам. Издательство: Учитель, 2018
г. Для воспитателей ДОУ -2010 – С. 42.
2. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой
грамотности
«Первые
шаги
по
ступеням
финансовой
грамотности»
(для
дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.
3. Смоленцева А.А. «Введение в мир экономики или как мы играем в
экономику» Учебно-методическое пособие «Детство» 2008г.