Автор: Муценко Наталья Игоревна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ
Населённый пункт: город Оренбург, Оренбургская область
Наименование материала: Конспект логопедического занятия
Тема: Дифференциация звуков Ж - Ш в словах и предложениях
Раздел: начальное образование
Конспект логопедического занятия
Тема занятия: Дифференциация звуков Ж - Ш в словах и
предложениях
Номер урока в тематическом планировании _____17_____________
Класс 2 класс
Вид АООП адаптированная образовательная программа начального
общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)
Тип урока ____коррекционно-развивающий _____________________
Цель урока Учить детей дифференцировать Ж - Ш в слогах, в словах,
предложениях и тексте.
Задачи урока:
Образовательные: закреплять правильное произношение звуков [Ш],
[Ж]; учить дифференцировать их по звонкости-глухости на уровне слогов,
слов; закреплять умение определять первый звук в слове; закреплять навык
чтения и письма отдельных слов; уточнять и обогащать словарь, познакомить
детей со сравнительной характеристикой звуков Ж и Ш, нормами их
артикуляции. Тренировка в образовании существительных при помощи
суффиксов -ОНОК-. -ЁНОК-.
Развивающие: развивать мышление, внимание, память воображение,
развивать мелкую и артикуляционную моторику; развивать фонематическое
восприятие и связную речь;
Воспитательные: воспитывать доброжелательность, инициативность,
фактор взаимопомощи, взаимовыручки, желание помогать.
Планируемые результаты:
Личностные
Метапредметные
Предметные
Результаты
коррекционной
работы
самоопределение
смыслообразовани
е (обучающийся
понимает, что он
выучил и где
может применить
полученное
знание).
Действия
нравственно-
этического
оценивания
(чувство
патриотизма….
ценностное
отношение к
Регулятивны
е УУД:
самостоятель
ное определение
цели своего
обучения;
формулирова
ние для себя новых
задач в учебе и
познавательной
деятельности;
навыки
самоконтроля;
навыки
самооценки;
владение
- уметь
дифференцироват
ь звуки [ж] и [ш]
в словах и
предложениях;
уметь
выделять на слух
слова со звуками
[ж] и [ш]; Учить
работать с
деформированны
м текстом.
Умение правильно
оформлять и
записывать
предложения.
развивать
артикуляционну
ю моторику;
-развивать
зрительное и
слуховое
внимание и
восприятие;
Развитие
связной речи.
природе, здоровью,
красоте, труду,
научному
знанию…)
основами принятия
решений и
осуществления
осознанного
выбора в учебной и
познавательной
деятельности
Знания норм
орфографии.
Согласованием
слов в
предложении.
Навык чтения.
Познаватель
ные УУД:
умение
устанавливать
причинно-
следственные
связи;
умение
строить логические
рассуждения,
умозаключения
(индуктивное,
дедуктивное, по
аналогии) и делать
выводы;
создание,
применение и
преобразование
знаков и символов;
создание,
применение модели
и схемы для
решения учебных и
познавательных
задач
Коммуникат
ивные УУД:
умение
планировать
учебное
сотрудничество с
учителем и
сверстниками;
навыки
сотрудничества в
поиске и сборе
информации;
умение
разрешать
конфликты;
управление
поведением
партнера;
умение с
достаточной
полнотой и
точностью
выражать свои
мысли в
соответствии с
задачами и
условиями
коммуникации;
владение
монологической и
диалогической
формами речи в
соответствии с
грамматическими и
синтаксическими
нормами родного
языка
Методы и технологии обучения:
Словесные методы (рассказ-вступление, рассказ-повествование,
рассказ-заключение; объяснение; вступительная беседа, беседа – сообщения
новых знаний, закрепляющая беседа, контрольно-коррекционная беседа;
лекция; учебная дискуссия; работа с учебником и книгой (конспектирование,
тезирование, реферирование, составление плана текста, цитирование,
аннотирование, рецензирование, составление справки, пиктографическая
запись)
Наглядные методы (демонстрация, иллюстрация)
Практические методы (упражнение (устные, письменные, графические)
Традиционная (репродуктивная) технология обучения
Технология развивающего обучения (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В.
Давыдов)
Технология поэтапного формирования умственных действий (П.Я.
Гальперин)
Технология коллективного взаимодействия (А.Г. Ривин)
Технология игры (дидактическая, ролевая, деловая)
Технология разноуровневого обучения
Технология проблемного обучения (Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин,
М.И. Махмудов)
Технология программированного обучения (А.М. Матюшкин, Н.Ф.
Талызина)
Технология модульного обучения (Т.И. Шамова)
Технология проектного обучения (Д. Дьюи
Технология опорных сигнальных схем (В.Ф. Шаталов)
Технология развития критического мышления через чтение и письмо
Образовательные ресурсы (оборудование)
1.
Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты
занятий для логопеда.
2.
Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 2. Упражнения по
коррекции акустической дисграфии.
3.
рабочие тетради учащихся
4.
раздаточный материал – текстовый материал
5.
Иллюстрации, стилизованные изображения буквы ш и ж.,
предметные картинки
6.
Зеркала на каждого ребенка
7.
Карточки с деформированным текстом
Ход урока
Этапы урока
Деятельность
педагога
Деятельность
обучающегося с
ЗПР
I.
Мотивац
ия к деятельности
(осознание «для чего
мне
необходимо
изучить
этот
объект»)
-Говорить
с
тобою мы
Чётко,
правильно
должны.
Чтобы звуки
зазвучали,
Чтобы
все
нас понимали
слушают
II.
Этап
формулировки
темы
А какие же
звуки ждут нас в
этой стране?
Выделение звука
(показать
иллюстрации)
-Как шипит
змея?
-Как жужжат
жуки?
Шипят как
змея (ш-ш-ш).
Жужжат как
жук (ж-ж-ж).
III.
Целепол
агание («что я
должен сделать...»);
И так
сегодня на уроке
будем учиться
различать звуки
«ш» и «ж».
Актуализация ранее
приобретенных
знаний
Возьмите
зеркало в руки.
Произнесите звуки
и смотрите в
зеркало.
Вспомните: а) Чем
эти звуки похожи?
б) а чем
отличаются?
(обращаем
внимание на
голосовые связки)
Артикуляцио
нная зарядка.
В страну
звуков пускают
только тех, кого
послушны язык и
губы.
А какие они
у вас давайте
поверим?
а)
УПРАЖНЕНИЕ
ДЛЯ ГУБ.
«Улыбка» -
«Трубочка» -
«Рупор» (под счёт)
б)
УПРАЖНЕНИЕ
ДЛЯ ЯЗЫКА.
«Чашечка»
(1-2-3)
Упражнение
на развитие
правильной
воздушной струи
«Фокус»,
Берут зеркало
в руки и произносят
звуки ш-ж. Эти
звуки похоже
артикуляцией
ЯЗЫК--- в
форме «чашечки»,
поднят к верхним
зубам.
ГУБЫ---
рупором.
ЗУБЫ---
сближены.
«ж»-
произносим с
голосом (тыльная
сторона ладони)-
звонкий согласный.
«ш»-
произносим без
голоса (тыльная
сторона ладони)-
глухой согласный.
Выполняют
артикуляционную
гимнастику
Выполняют
дыхательное
упражнение
«Футбол»
Учебно-
познавательная
деятельность
(освоение способов
деятельности)
Работа над
слогом
Вас всех
заколдовала
Шапокляк. Не
верите? Давайте
проверим!
Сейчас
проверим кто из
вас самый
внимательный.
1)Повторите
за мной цепочку
слогов. Какой слог
повторяется
дважды?
ша - ша – жа
жо – шо – жо
жу – шу – шу
ши – ши –
ши
- нет
Повторяют
цепочки слогов,
отвечают на вопросы
Интеллектуал
ьно-
преобразовательная
деятельность
(применение
способов
деятельности)
Дальше
дороги нет.
Впереди огромная
лужа. Обойти лужу
смогут те, кто
сможет составить
волшебную
звуковую дорожку.
1.У вас на
партах конверты. В
конвертах….
-подняли
«шарики»
(«шарики»
обозначают звук
«ш»)
-показали
«жёлуди»
(«жёлуди»
обозначают звук
«ж»)
Я называю
слово, а вы
Выполняют
задание
Составляют
предложения,
записывают в
рабочую тетрадь
выкладываете на
партах узор. Если в
слове есть звук
«ж», то берёте
«жёлудь». Если в
слове звук «ш», то
берёте» шарик».
Но не забывайте,
что вам надо ещё и
запомнить слова.
ЖИРАФ,
ЛУЖА, КАША,
ЛЕЖАЛ,
ШУРШИТ, ЁЖИК
Составление
предложений из
слов, данных в
разбивку.
В, трава,
ужи, шуршат.
По,
жеребёнок,
лужайке, бежал,
рыженький .
Шарик, уши,
насторожить,
вдруг .
На,
выбежали,
школьники,
дорожка, беговая .
Каникулы,
уже, школьные,
приближаются .
Гриша,
желтого, жука,
нашёл, дорожке, на
.
Физминутка:
Игра с мячом
“Закончи слово”
.
Логопед
(кидая мяч):
Малы…ши,
Дети встают
из-за парт, ловят мяч
и заканчивают слова
Читают и
записывают в
рабочую тетрадь
мы…,ши дока…
жи, подска…жи,
поло…,жи кры…
ша, ка…ша, уло…
жи.
Прочитайте
запись на табличке
и запишите в
тетради
получившиеся
слова
Лягушонок и
ежонок
приглашают вас на
День рождения. У
малышей много
знакомых
детенышей
животных и птиц.
Но гостей всегда
собирается так
много, что в этом
году друзья
решили поступить
так: если в
названии птенца
или детеныша
животного есть
звук Ж, то он идет
к ежонку. А если в
его названии звук
Ш - к лягушонку.
Проводите
каждого малыша в
«свой» домик
(домики
закреплены, на
доске).
Соберите из
предложений
рассказ, запишите
его, отметьте звуки
Ж - Ш.
Слова в
скобках заменены
Детям
раздаются картинки:
жеребенок,
мышонок,
кукушонок, ужонок,
верблюжонок,
медвежонок. И они
их крепят каждого в
свой домик.
Выполняют
задание:
Жук
Наташа (идти)
на лужок. Там она
увидела (жук). (Жук)
лежал животом
вверх. Он не мог
улететь. Девочка
перевернула (жук).
(Жук) замахал
крыльями и улетел.
картинками.
III.
Заключи
тельная часть урока
Контроль и
оценка результатов
деятельности
(«все и
правильно ли я
сделал, что еще
необходимо сделать,
чтобы достигнуть
цели»)
- Какие звуки
вы сегодня
произносили чаще
всего?
- В какую
игру хотели бы
поиграть ещё раз?
- Что было
трудным для вас?
- Кто у нас
были в гостях?
Дети отвечают
на вопросы
Домашнее
задание
-
Артикуляционная
гимнастика
-Выучить
потешку, учиться
различать звуки
[Ш-Ж].
Кошка
мышку не
поймала,
Мышка в
норку убежала
И от страха
там дрожит.
Кошка
мышку сторожит.
Берут листочки
с домашним
заданием