Напоминание

Развитие навыков общения у детей 3-4 лет в процессе сюжетно-ролевой игры


Автор: Свиридюк Галина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детского сада № 11 Приморского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Развитие навыков общения у детей 3-4 лет в процессе сюжетно-ролевой игры
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГБДОУ детский сад № 11

Приморского района Санкт-Петербурга

Свиридюк Галина Сергеевна, воспитатель

«Развитие навыков общения у детей 3-4 х лет

в процессе сюжетно-ролевой игры»

Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности,

один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя

при посредничестве других людей.

В данный момент проблема развития навыков общения стоит особенно остро: большое

количество дошкольников испытывают серьезные трудности в общении с окружающими,

особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому

человеку, временами даже стесняются ответить соответствующим образом, когда к ним кто-

нибудь обращается. Они не могут поддержать и развить устойчивый контакт, не умеют

соотносить свои действия с действиями партнеров по общению или адекватно высказывать им

свою позицию.

Для того, чтобы научить ребенка общаться с окружающими людьми, быть отзывчивыми и

добрыми, внимательными к сверстникам разумно включать в педагогический процесс те виды

деятельности, которые являются естественными в дошкольном возрасте. Деятельность, где

ребенок чувствует себя раскованно, независимо, где он преображает свой мир, и, меняя его,

преображается сам – это игра.

В младшем дошкольном возрасте социальная ситуация развития характеризуется тем, что

ребенок выходит за круг своего семейного общения и устанавливает отношения с более широким

миром взрослых и детей. Преодоление кризиса трех лет ведет к дальнейшему развитию игры.

Особое значение приобретает сюжетно-ролевая игра. Именно через сюжетно-ролевую игру

ребенок

усваивает

всю

систему

человеческих

отношений

(разыгрываются

сюжеты

взаимоотношений людей, которые он наблюдает в повседневной жизни). Именно через игру

можно увидеть, что восприятие взрослых в этот период происходит прежде всего, как носителей

общественных функций, определенных ролей (дети перенимают роли взрослых). Усвоение

социального опыта взаимоотношений людей в 3-4 года идет на эмоциональном уровне. Это -

именно преимущественно усвоения, а не моделирование отношений взрослого мира, поэтому и

сюжеты в этот период довольно однообразны: «дочки-матери», «детский сад», «больница». Сама

роль достаточно неустойчива и может меняться в процессе игры. «воспитательница» может со

временем превратиться в «медсестру», «мать» в ребенка». Неустойчивость избранных в начале

игры ролей свидетельствует о том, что детям этого возраста еще трудно поддерживать

воображаемый внутренний план событий.

Соединившись в небольшой коллектив и распределив роли, дети в дальнейшем уже не

интересуются поведением друг друга и играют сами по себе, но эпизодически они могут

обменяться игрушками, показать что-то друг другу, а потом снова играют в одиночку. Игра может

возникать по инициативе взрослого и самостоятельно, то есть начинаться по собственному

желанию, замыслу ребенка. Именно в последнем виде ребенок больше развивается умственно и

как личность, а именно эта игра строится на материале значимых для ребенка чувств и

впечатлений.

С принятием ФГОС игра становится содержанием и формой организации жизни. Наиболее

эффективной формой с внедрением ФГОС является форма тематических недель. С целью

обогащения знаний детей по теме сюжетно-ролевой и режиссерской игр должна проводиться

НОД, включающая в себя беседы, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстративного

материала, обсуждение видео презентаций. Очень важен подбор художественной литературы, в

которой есть диалоги действующих лиц с использованием профессиональной лексики. Так же

должна осуществляться разнообразная продуктивная деятельность (самостоятельная и совместная

с воспитателем) по изготовлению атрибутов, игровых модулей, макетов по теме игры. Такая

форма деятельности активизирует диалогическую речь, коммуникативные навыки развития

творчества. Для более успешного проведения игры желательно планировать в плане эпизоды

(блоки – сюжеты) запланированной игры. Где воспитатель выступает то равноправным партнером,

то лидером, демонстрирующим более сложные способы игровой деятельности.

Дошкольники 3 - 4-х лет способны овладеть ролью. Ролевое поведение охватывает диапазон

от ролевого подражания до осознанного оперирования ролью, включения ее в разнообразные

связи и отношения. Освоение ролевого поведения складывается из умения принять на себя

игровую роль и обозначить ее для партнера. Овладение ролью складывается из умений

осуществлять условные предметные действия, разворачивать ролевой диалог, по ходу игры

изменять ролевое поведение исходя из роли партнера, менять игровую роль в зависимости от

развертывающегося сюжета. Эти умения формируются постепенно. Для детей четырех лет

достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические игровые

действия, направленные на партнера-игрушку, осуществлять парное ролевое взаимодействие,

элементарный ролевой диалог со сверстником. Задача педагога – построить совместную игру с

ними так, чтобы центром стало ролевое поведение. Внимание ребенка важно перевести от

действий

с

игрушками

на

взаимодействие

с

партнером-взрослым.

Ребенок

вступает

в

инициированный взрослым ролевой диалог, приобретает опыт выполнения и развития разных

ролей.

Выделяются

независимые

(строитель,

шофер,

космонавт,

пожарный)

и

взаимодополнительные (врач, медсестра, больной) роли. Для формирования ролевого поведения

педагог начинает игру с детьми, используя взаимодополнительные роли, понятные детям. Парные

взаимодополнительные роли ставят детей перед необходимостью строить ролевой диалог для

разворачивания сюжета. Сначала ведущую роль в паре партнеров выполняет педагог, а затем

уступает ее другому ребенку и ориентирует детей друг на друга. Роли инициируются разные – от

самых простых (мама – дочь) до любых социальных ролей и сказочных персонажей. Игра может

быть начата ребенком, педагог «угадывает», что делает ребенок, подключается к игре, действует

внутри нее, корректно разворачивает ролевое взаимодействие с опорой на личные интересы

дошкольника. С позиции своей роли педагог вопросами и репликами активизирует речь детей. Для

акцентирования внимания на диалоге в игре используется минимальное количество игрушек.

Создать разговорные ситуации педагог может в играх типа «телефонный разговор», где

воспитатель участвует в диалоге и может подсказывать содержание ответов. Так же эффективно

использовать игры импровизации по известным сказкам типа «Колобок», «Репка». Воспитатель

играет вместе с детьми, он разворачивает игру таким образом, чтобы вызывать у детей ролевое

поведение. Для этого используются сюжеты с парными ролевыми связями и ролевой диалог.

Ролевое поведение ребенка ориентировано на партнера (сначала на взрослого, а затем на

сверстника).

Для начала педагогом выбираются более простые по содержанию игры такие как «Угости

подружку чаем», «Уложим куклу спать», «День рождения Петрушки», «Кукла Надя заболела» и

т.д. Эти игры с куклами и кукольными персонажами. Они используются как способ наглядного

примера каких-либо действий. Они не продолжительны по времени и позволяют создать

позитивный эмоциональный настрой в группе, вызвать у детей желание вступать в контакт со

сверстниками. Особое внимание тут следует уделить детям, у которых отмечается нежелание

вступать в контакт.

После этого стоит уделить основное внимание играм, направленным на умение организовать

общение со сверстниками. Например, «В гости к бабушке», «Строим домик для Мишутки»,

«Принимаем гостей». Эти игры более длительные по времени и богаты по содержанию. Тут уже

не используется кукла и другие игрушки-персонажи, а дети берут роль на себя, таким образом,

дети включаются в прямое, направленное друг на друга общение. Детям данного возраста

свойственно копирование, поэтому роль воспитателя заключается в показе действий, эмоций,

пояснении правил (нельзя выходить из автобуса, если он не остановился, нельзя ехать без билета.)

Особое внимание уделяется объяснению, как и что необходимо сделать, чтоб твоему товарищу

было интересно и приятно играть; как правильно обращаться к взрослому; как помочь другу; как

поблагодарить за оказанную услугу. Так же необходимо уделить внимание таким моментам, как

поочередное высказывание детей и выслушивание друг друга.

Позитивных результатов в работе можно добиться, работая в тесном контакте с родителями,

обогащая их знаниями про особенности игровой деятельности детей. Можно провести

анкетирование, консультации по вопросам игровой деятельности дошкольника – «Ребенок и его

игрушки», «Играем вместе с детьми», «Роль игры в развитии ребенка и участие родителей в

организации игры», беседы, оформление папок передвижек, приобщение к участию развлечений,

помощи при изготовлении атрибутов для игр.

В итоге хочется отметить, что сюжетно-ролевую игру можно расценивать как наиболее

доступное средство, способствующее социально-коммуникативному развитию детей, усвоению

норм и ценностей, принятых в обществе, развитию общения и взаимодействия ребенка с

взрослыми и сверстниками. В совместных сюжетно-ролевых играх у детей формируются

гуманные чувства, способность проявлять участие и заботу, различать не справедливость. А

именно этих качеств не хватает в современном мире.

Список литературы.

1.

Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство

для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. Чернецкая Л.В. -

Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

2.

Игра и дошкольник. Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова. Детство-Пресс, 2007 г.

3.

Михайленко, Короткова: Как играть с ребенком. Линка-Пресс, 2015 г.



В раздел образования