Автор: Свиридюк Галина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детского сада № 11 Приморского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Развитие навыков общения у детей 3-4 лет в процессе сюжетно-ролевой игры
Раздел: дошкольное образование
ГБДОУ детский сад № 11
Приморского района Санкт-Петербурга
Свиридюк Галина Сергеевна, воспитатель
«Развитие навыков общения у детей 3-4 х лет
в процессе сюжетно-ролевой игры»
Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности,
один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя
при посредничестве других людей.
В данный момент проблема развития навыков общения стоит особенно остро: большое
количество дошкольников испытывают серьезные трудности в общении с окружающими,
особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому
человеку, временами даже стесняются ответить соответствующим образом, когда к ним кто-
нибудь обращается. Они не могут поддержать и развить устойчивый контакт, не умеют
соотносить свои действия с действиями партнеров по общению или адекватно высказывать им
свою позицию.
Для того, чтобы научить ребенка общаться с окружающими людьми, быть отзывчивыми и
добрыми, внимательными к сверстникам разумно включать в педагогический процесс те виды
деятельности, которые являются естественными в дошкольном возрасте. Деятельность, где
ребенок чувствует себя раскованно, независимо, где он преображает свой мир, и, меняя его,
преображается сам – это игра.
В младшем дошкольном возрасте социальная ситуация развития характеризуется тем, что
ребенок выходит за круг своего семейного общения и устанавливает отношения с более широким
миром взрослых и детей. Преодоление кризиса трех лет ведет к дальнейшему развитию игры.
Особое значение приобретает сюжетно-ролевая игра. Именно через сюжетно-ролевую игру
ребенок
усваивает
всю
систему
человеческих
отношений
(разыгрываются
сюжеты
взаимоотношений людей, которые он наблюдает в повседневной жизни). Именно через игру
можно увидеть, что восприятие взрослых в этот период происходит прежде всего, как носителей
общественных функций, определенных ролей (дети перенимают роли взрослых). Усвоение
социального опыта взаимоотношений людей в 3-4 года идет на эмоциональном уровне. Это -
именно преимущественно усвоения, а не моделирование отношений взрослого мира, поэтому и
сюжеты в этот период довольно однообразны: «дочки-матери», «детский сад», «больница». Сама
роль достаточно неустойчива и может меняться в процессе игры. «воспитательница» может со
временем превратиться в «медсестру», «мать» в ребенка». Неустойчивость избранных в начале
игры ролей свидетельствует о том, что детям этого возраста еще трудно поддерживать
воображаемый внутренний план событий.
Соединившись в небольшой коллектив и распределив роли, дети в дальнейшем уже не
интересуются поведением друг друга и играют сами по себе, но эпизодически они могут
обменяться игрушками, показать что-то друг другу, а потом снова играют в одиночку. Игра может
возникать по инициативе взрослого и самостоятельно, то есть начинаться по собственному
желанию, замыслу ребенка. Именно в последнем виде ребенок больше развивается умственно и
как личность, а именно эта игра строится на материале значимых для ребенка чувств и
впечатлений.
С принятием ФГОС игра становится содержанием и формой организации жизни. Наиболее
эффективной формой с внедрением ФГОС является форма тематических недель. С целью
обогащения знаний детей по теме сюжетно-ролевой и режиссерской игр должна проводиться
НОД, включающая в себя беседы, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстративного
материала, обсуждение видео презентаций. Очень важен подбор художественной литературы, в
которой есть диалоги действующих лиц с использованием профессиональной лексики. Так же
должна осуществляться разнообразная продуктивная деятельность (самостоятельная и совместная
с воспитателем) по изготовлению атрибутов, игровых модулей, макетов по теме игры. Такая
форма деятельности активизирует диалогическую речь, коммуникативные навыки развития
творчества. Для более успешного проведения игры желательно планировать в плане эпизоды
(блоки – сюжеты) запланированной игры. Где воспитатель выступает то равноправным партнером,
то лидером, демонстрирующим более сложные способы игровой деятельности.
Дошкольники 3 - 4-х лет способны овладеть ролью. Ролевое поведение охватывает диапазон
от ролевого подражания до осознанного оперирования ролью, включения ее в разнообразные
связи и отношения. Освоение ролевого поведения складывается из умения принять на себя
игровую роль и обозначить ее для партнера. Овладение ролью складывается из умений
осуществлять условные предметные действия, разворачивать ролевой диалог, по ходу игры
изменять ролевое поведение исходя из роли партнера, менять игровую роль в зависимости от
развертывающегося сюжета. Эти умения формируются постепенно. Для детей четырех лет
достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические игровые
действия, направленные на партнера-игрушку, осуществлять парное ролевое взаимодействие,
элементарный ролевой диалог со сверстником. Задача педагога – построить совместную игру с
ними так, чтобы центром стало ролевое поведение. Внимание ребенка важно перевести от
действий
с
игрушками
на
взаимодействие
с
партнером-взрослым.
Ребенок
вступает
в
инициированный взрослым ролевой диалог, приобретает опыт выполнения и развития разных
ролей.
Выделяются
независимые
(строитель,
шофер,
космонавт,
пожарный)
и
взаимодополнительные (врач, медсестра, больной) роли. Для формирования ролевого поведения
педагог начинает игру с детьми, используя взаимодополнительные роли, понятные детям. Парные
взаимодополнительные роли ставят детей перед необходимостью строить ролевой диалог для
разворачивания сюжета. Сначала ведущую роль в паре партнеров выполняет педагог, а затем
уступает ее другому ребенку и ориентирует детей друг на друга. Роли инициируются разные – от
самых простых (мама – дочь) до любых социальных ролей и сказочных персонажей. Игра может
быть начата ребенком, педагог «угадывает», что делает ребенок, подключается к игре, действует
внутри нее, корректно разворачивает ролевое взаимодействие с опорой на личные интересы
дошкольника. С позиции своей роли педагог вопросами и репликами активизирует речь детей. Для
акцентирования внимания на диалоге в игре используется минимальное количество игрушек.
Создать разговорные ситуации педагог может в играх типа «телефонный разговор», где
воспитатель участвует в диалоге и может подсказывать содержание ответов. Так же эффективно
использовать игры импровизации по известным сказкам типа «Колобок», «Репка». Воспитатель
играет вместе с детьми, он разворачивает игру таким образом, чтобы вызывать у детей ролевое
поведение. Для этого используются сюжеты с парными ролевыми связями и ролевой диалог.
Ролевое поведение ребенка ориентировано на партнера (сначала на взрослого, а затем на
сверстника).
Для начала педагогом выбираются более простые по содержанию игры такие как «Угости
подружку чаем», «Уложим куклу спать», «День рождения Петрушки», «Кукла Надя заболела» и
т.д. Эти игры с куклами и кукольными персонажами. Они используются как способ наглядного
примера каких-либо действий. Они не продолжительны по времени и позволяют создать
позитивный эмоциональный настрой в группе, вызвать у детей желание вступать в контакт со
сверстниками. Особое внимание тут следует уделить детям, у которых отмечается нежелание
вступать в контакт.
После этого стоит уделить основное внимание играм, направленным на умение организовать
общение со сверстниками. Например, «В гости к бабушке», «Строим домик для Мишутки»,
«Принимаем гостей». Эти игры более длительные по времени и богаты по содержанию. Тут уже
не используется кукла и другие игрушки-персонажи, а дети берут роль на себя, таким образом,
дети включаются в прямое, направленное друг на друга общение. Детям данного возраста
свойственно копирование, поэтому роль воспитателя заключается в показе действий, эмоций,
пояснении правил (нельзя выходить из автобуса, если он не остановился, нельзя ехать без билета.)
Особое внимание уделяется объяснению, как и что необходимо сделать, чтоб твоему товарищу
было интересно и приятно играть; как правильно обращаться к взрослому; как помочь другу; как
поблагодарить за оказанную услугу. Так же необходимо уделить внимание таким моментам, как
поочередное высказывание детей и выслушивание друг друга.
Позитивных результатов в работе можно добиться, работая в тесном контакте с родителями,
обогащая их знаниями про особенности игровой деятельности детей. Можно провести
анкетирование, консультации по вопросам игровой деятельности дошкольника – «Ребенок и его
игрушки», «Играем вместе с детьми», «Роль игры в развитии ребенка и участие родителей в
организации игры», беседы, оформление папок передвижек, приобщение к участию развлечений,
помощи при изготовлении атрибутов для игр.
В итоге хочется отметить, что сюжетно-ролевую игру можно расценивать как наиболее
доступное средство, способствующее социально-коммуникативному развитию детей, усвоению
норм и ценностей, принятых в обществе, развитию общения и взаимодействия ребенка с
взрослыми и сверстниками. В совместных сюжетно-ролевых играх у детей формируются
гуманные чувства, способность проявлять участие и заботу, различать не справедливость. А
именно этих качеств не хватает в современном мире.
Список литературы.
1.
Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство
для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. Чернецкая Л.В. -
Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
2.
Игра и дошкольник. Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова. Детство-Пресс, 2007 г.
3.
Михайленко, Короткова: Как играть с ребенком. Линка-Пресс, 2015 г.