Автор: Кочелорова Дора Прокопьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Калининская СОШ
Населённый пункт: село Аскиз республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровое семя - добрые всходы"
Раздел: начальное образование
Кочелорова Дора Прокопьевна
учитель начальных классов
МБОУ «Калининская СОШ»
Аскизский район
Здоровое семя – добрые всходы.
Оставь на этой лучшей из планет
Свой яркий след, свои живые всходы
Добро вершить добро, пока есть силы
Не то потом и ты, и я в преддверии можем
Лишь зло пожнем,
Посеем семена добра
Покуда сеять можем,
Пока земля, что столь щедра,
Для нас не станет ложем
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро - творить трудней.
Рождает зверя зверь
Рождает птицу птица
От доброго добро
От злого зло родится…
Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном
обществе,
принуждают
размышлять
о
будущем
России,
о
её
молодёжи.
Наше
общество нуждается в образованных, высоконравственных людях, владеющих не
только
знаниями,
но
и
прекрасными
чертами
личности,
которой
является
духовность.
Своей
деятельностью
А.С.Макаренко
отстаивал
идею
динамического
единства
жизни и воспитания. Занимаясь воспитанием подрастающего поколения, он боролся
прежде всего за гармоническое развитие личности ребёнка. Дети, считал он, не
«готовятся к труду и жизни», как утверждали иные учёные-педагоги, а живут и
трудятся, мыслят и переживают. Он говорил: «Нет, дети – это живые жизни» - и учил
относиться к ним как товарищам и гражданинам, видеть и уважать их права и
обязанности, включая право на радость и обязанность ответственности.
Вера в лучшее в человеке – ведущее начало педагогики А.С. Макаренко. К этому
призывал
он
своих
–
коллег
воспитателей.
«Когда
вы
видите
перед
собой
воспитанника – вы должны уметь проектировать больше, чем кажется для глаза. И
это всегда правильно, т.е. педагог в своём воспитательном деле должен брать далеко
вперёд, много требовать от человека и страшно уважать его, хотя по внешним
признакам может быть, этот человек и не заслуживает уважения ». Без такого
подхода к детям невозможен истинный гуманизм, уважение к достоинству человека,
его творческим возможностям и перспективам.
Духовное
воспитание
–
привитие
духовных
качеств
личности
и
эстетическое
нравственное становление личности человека. А. С. Макаренко уделяет огромное
внимание игре. Он считает: игра имеет важное значение в жизни ребёнка. Каков
ребёнок
в
игре,
таков
во
многом
он
будет
в
работе,
когда
вырастет.
Поэтому
воспитание будущего деятеля происходит в игре, и в такой организации, когда игра
остаётся игрой, но в игре воспитывается качества будущего работника и гражданина.
Игра не должна стать единственным стремлением ребёнка, она должна воспитывать
те психические и физические навыки, которые необходимы для работы. Особая роль
в таком воспитании отводится семье и школе.
Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра – заметил
С. Михалков. И только через годы будет ясно, оказались ли эти семена добра
всхожими или сорняки зла загубили их. Задача каждого из нас – сделать так, чтобы
проросли семена добра, которые заложили родители. Стремление воспитывать и
обучать
детей
по
собственному
образцу,
широко
распространенно
в
разных
культурах. К. Юнг утверждал, что воспитатель не должен применять в работе
автоматические
автоматические
методы.
Хочешь
воспитывать
–
будь
сам
воспитанным.
В семье формируется отношение ребёнка к самому себе и окружающим людям. В
ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные
роли. Закладываются основные ценности жизни. Родители естественным образом
оказывают влияние на своих детей: через механизмы подражания. Идентификации и
образцов родительского поведения.
Задача учителя заключается в том, чтобы научить
школьника избирать
те
ценности, которые несут в себе объективную пользу для него самого и для общества.
Младший школьный возраст (6,6-10 лет)предполагает главной задачей духовного
развития
учение,
которое
в
дальнейшей
жизни
должно
развернуться
в
способ
общения с людьми. Для ребёнка естественно учиться в этом возрасте, а желание
должно быть поддержано учителем.
В младшем школьном возрасте дети ещё не способны к достаточно полноценной
выработке собственных нравственных убеждений. Усваивая то или иное моральное
требование
младший
школьник
всё
ёщё
полагается
на
авторитет
педагогов,
родителей,
старших
учеников
(братьев,
сестёр
и
друзей).
Относительная
несамостоятельность
морального
мышления
и
большая
внушаемость
младшего
школьника обуславливают его лёгкую восприимчивость как положительному, так и
дурному
влиянию.
Чтобы
добиться
от
учащихся
глубоко
осознанного,
обоснованного
поведения,
учитель
начальных
классов
ведёт
целенаправленную
работу
над
формированием
мотивов,
их
дальнейшим
развитием.
Важным
показателем
сформированности
нравственных
качеств
личности
является
внутренний
контроль,
действие
которого
приводит
порой
к
эмоциональному
дискомфорту,
недовольство
собой.
Убеждение
в
воспитательном
процессе
достигается при использовании различных приёмов и методов: чтение и анализ
притч, басен, назидательных рассказов, этические беседы, разъяснения, внушения,
диспуты, игры и инсценировки.
Разъяснения: в данной ситуации как я бы поступил
Этическая беседа: обсуждение героев сказок, мультфильмов
библейских персонажей или конкретных людей.
Пример
Пример из жизни:
В этом учебном году у меня первый класс, в своей работе я считаю главной –
учитель сам должен находиться в балансе, быть ровным и спокойным. На мой взгляд
очень важным является голос и тон учителя, ведь и наш голос может вылечить
ребёнка
или
наоборот
вызвать
негативное
отношение
и
Физическое
состояние
учителя
1. Вода – значение воды.
2. Бог – это любовь, которая есть в сердце каждого человека.
3. Клякса: на белом листе сделана клякса и на вопрос, что вы видите из 14 детей
только 5 учащихся назвали сначала белый цвет и кляксу, 9 учеников кроме тёмной
кляксы ничего не увидели. Отсюда чётко видна проблема: что мы видим в других
только чёрную точку, а невидим то белое, доброе что окружает нас вокруг. Нам
нравится видеть ошибку у других, ко всем придираться. Задача учителя показывать
всегда доброе и позитивное везде и во всём.
С малышами играли в игру «Доброе слово». Сделан вывод из 14 детей – 2 ученика
не
назвали
ни
одного
нежного
слова.
На
вопрос
-
людям
каких
профессий
необходимо быть нежным и почему, дети дали правильные ответы. Когда был дан им
вопрос: дети должны быть нежными, то не все дали утвердительный ответ. Отсюда
вывод: над чем работать учителю и родителям.
После чтения сказки « Фея сновидений» был сделан анализ и на вопрос « Были ли
случаи в вашей жизни, когда чьё-либо нежное слово помогло вам в трудную минуту
»
Двое детей рассказали очень интересные случаи из своей жизни.
В своей педагогической работе я уделяю внимание работе с родителями. Моё мнение
если
в
семье
доброжелательные
и
позитивные
отношения,
в
школе
ребёнок
встречается этими же позитивами, то душа ребёнка будет наполняться добрым и
хорошими качествами.
Литература: Злыгостаева Надежда Анатольевна «А.С.Макаренко о воспитании»
М.Политиздат.,1990 г.