Напоминание

Куда текут реки?


Автор: Демидова Ульяна Исакаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Сусады-Эбалак
Населённый пункт: С. Сусады-Эбалак Янаульского района РБ
Наименование материала: Конспект
Тема: Куда текут реки?
Раздел: начальное образование





Назад





Урок окружающего мира

Тема: Куда текут реки?

Цель
: Расширить знания учащихся о реках и морях, о пресной и морской воде, определить причину течения рек.
Научатся
: прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку и море; различать пресную и морскую воду; проводить опыты по определению пресной и морской воды, по «изготовлению» морской воды;
Регулятивные
: ориентироваться в учебнике и в рабочей тетради, оценивать результаты своих действий, прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Познавательные:

общеучебные
- самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; устанавливать взаимосвязь между объектом знаний, умений, навыков и исследовательских умений.
Логические -
сравнивать свои знания с тем, что им предстоит узнать за учебный год; осуществлять поиск существенной информации из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти.
Коммуникативные
: обмениваться мнениями, слушать другого ученика, согласовывать свои действия с партнером, вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, строить понятные речевые высказывания. Воспитывать осознание человека за общее благополучие: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения.
Оборудование
: 1. У учителя на демонстрационном столе – яйцо, два стакана (с пресной и соленой водой), морская пищевая соль, чашка, пробирка с водой; компьютер, проектор, экран, презентация на тему «Куда текут реки?», конверт с загадками. 2. У учащихся - конверты с корабликами, стаканы с водой, пробирки, стеклянные палочки, морская соль в пакетиках.
Ход урока:
1. Организационный момент
- Здравствуйте, Слово какое чудесное, Красивое, доброе, чуточку нежное. -Здравствуйте! Скажем мы новому дню! -Здравствуйте скажем мы нашим гостям! Здоровья желаем всем и всему! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. 2. Актуализация знаний -Кто узнал свой адрес и почтовый индекс? (ответы детей ) -Кто попробовал написать письмо или открытку кому-то и подписал конверт? -Кто в данном случае будет отправителем? А адресатом? ( Ответы детей) 3. Самоопределение к деятельности (На доске картинка: Муравьишка держит в руках конверт) - А что же принес нам сегодня на урок Муравьишка Вопросик? ( Конверт) (учитель достает из конверта загадку ) Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе, Узкий кончик – в роднике, А широкий – в море. (Река) ( На экране появляется картинка с изображением реки. Слайд 1). -Почему узкий кончик в роднике? - А почему широкий – в море? - В конверте есть ещё 1 задание: составить из данных слов предложение. (Предлагаются карточки со словами текут, реки, куда ) (Дети составляют вопрос: Куда текут реки)
- На какой вопрос будем искать ответ на уроке? (Куда текут реки?)
(Слайд 2)

- Какую учебную задачу поставим перед собой на уроке?
(Узнать, куда текут реки) - Прочитайте в учебнике на странице 66, как об этом говорит Муравьишка? (Узнаем, куда текут реки, научимся отличать реку и море). А для того, чтобы ответить на этот вопрос, отправимся в путешествие, не выходя из класса. - Что нужно для путешествия? (Карта или маршрут) - Откройте учебник на стр.66, найдите карту путешествия. - Вспомним, с какой целью мы отправляемся в путешествие? (Узнать, куда текут реки) - На каком транспорте можно двигаться по реке? - Кто из вас запускал бумажный кораблик на реке? Если опустить кораблик на воду, что мы увидим? (Плывёт) - Почему?
III. Работа над новым материалом.

1. Работа по учебнику с.66
- Наше путешествие мы начнём с реки, название которой вы сейчас услышите: Я родился в небольшом городе под Москвой. Он стоит на реке Осётр. (Дети называют реку Осётр) - Найдите её на карте. Как вы думаете, это большая река? (Это небольшая река) (Слайд 3. Река Осётр) - Что заметили, путешествуя по этой реке? (Она впадает в другую реку) - В какую реку впадает Осётр? (Слайд 4. Ока) - Какая ещё река впадает в Оку? (Слайд 5. Река Москва) - Сравните, Ока — больше или меньше, чем Осётр? (В Оку впадают другие реки, значит, она уже больше, чем Осётр.) - Двигаемся дальше. Куда впадает Ока? (В другую реку) - Назовите её. (Волга) (Слайд 6) - Сравните Оку и Волгу. Что заметили? (Волга ещё более крупная река)
-
Отправляемся дальше. Мне кажется, что чем дальше мы плывём, тем река становится уже. Вы согласны со мной? (Нет, она становится всё шире и шире) - Куда же впадает река Волга? (В Каспийское море) (Слайд 7) - Вернёмся к началу нашего путешествия. Посмотрите, какой путь совершила вода из реки Осётр (Она прошла путь от маленькой реки до моря). - Куда же текут реки? ( В море)
- А почему они текут в моря, океаны?
2. Практическая работа 1.
Давайте проведём опыт, для того чтобы подтвердить или опровергнуть ваши предположения. Необходимо взять пробирку с водой и чашку. Пусть чашка – это море, а пробирка с водой – это река. В каком случае вода из пробирки будет вытекать в чашку?
Вывод
: реки текут в моря, так как уровень морей ниже уровня реки.
3. Работа с учебником
. ( Учащиеся читают текст в учебнике ). - Кто знает название реки, которая протекает в нашей местности? ( Аръян, Шадын, Якс) - Куда они впадают? (Работа по карте Янаульского района, Башкортостана) 1-й ученик. Буй (башк. Беүә "плотина") — река в Европейской части России, левый приток Камы. Начинается на юге Пермского края, в Куединском районе, затем течёт по северо-западу Башкортостана и впадает в Каму на территории Удмуртии.. - А Кама куда впадает? Посмотрите на карту. - А что все реки нашей страны впадают в Каспийское море? 2-й ученик. Река Лена занимает по величине десятое место в мире. Её длина более четырёх тысяч километров. Истоком реки Лены, то есть её началом, считается небольшое болото. Впадает река Лена в море Лаптевых – это её устье. Видеофрагмент. Чтение задания с.67 (Сравнивание реки и моря) (Река имеет два берега, море очень широкое)
IV.

Физминутка
Море волнуется — раз! (Шагаем на месте.) Море волнуется - два! (Наклоны туловища влево-вправо.) Море волнуется — три! (Повороты туловища влево-вправо.) Морская фигура, замри! (Присели.)
V. Продолжение изучения нового материала.
- У Муравьишки в конверте еще одна загадка. Отгадайте ее. Кругом вода, А с питьем – беда. (Море)
- Почему же в море с питьем беда? Чем речная вода отличается от морской? ( В море вода соленая.) - Почему в морях вода солёная, если в них постоянно несут свои пресные воды реки? 3-й ученик. Откуда же берется соль в море? Дело в том, что реки вымывают из почвы содержащиеся в ней минеральные соли и по крупинкам несут их в море. За долгие годы и тысячелетия соли в море становится все больше и больше. Она никуда из моря не уходит. В то время как вода, испаряясь, превращается в облака. Потом она снова проливается на землю в виде дождя, наполняя реки и снова возвращаясь в море, добавляя в него еще чуточку соли.
4. Практическая работа 2
На демонстрационном столе два стакана с водой. В одном стакане чистая питьевая вода, в другом стакане подсоленная морской солью. - Определите, в каком стакане речная вода, а в каком – морская. Затрудняетесь, а как проверить. Посмотрите на экран. (Слайд 8. Слева яйцо в пресной воде, справа - в соленой). - Где легче плавать?
5. Практическая работа 3.
- Ребята, пока мы беседовали, Муравьишка решил искупаться в море, не выходя из дома. Рассмотрите рисунок на с.67 учебника. Скажите, как же это у него получилось? - А теперь сами приготовьте морскую воду. 1. Возьмите стакан воды. 2. Добавьте ложку морской соли. 3. Размешайте. - Так можно приготовить в ванной морскую воду и купаться в ней. Она очень полезна. - Для использования лабораторной работы вы использовали морскую пищевую соль, также морскую соль можно купить в аптеке, ее используют для лечебных ванн.

6. Беседа
- Пока мы колдовали в своей лаборатории, Муравьишка выставил несколько фотографий. Показ фото с изображением мусора на реке. -Что вы видите? - Хорошо ли поступают люди? -Люди должны заботиться о чистоте рек, охранять их.
7. Обобщение.

Вывод.
Река может впадать в другую реку, в озеро или в море. В реке вода пресная, а в море солёная.
VI. Рефлексия
-Оцените свои достижения на уроке. - Я знаю… - Я запомнил… - Я смог…
VII. Подведение итогов урока
- Что нового вы узнали на уроке? - Вам понравилось путешествовать по рекам?


В раздел образования