Автор: Демидова Ульяна Исакаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Сусады-Эбалак Населённый пункт: С. Сусады-Эбалак Янаульского района РБ Наименование материала: Конспект Тема: Куда текут реки? Раздел: начальное образование
Цель : Расширить знания учащихся о реках и морях, о пресной и морской воде,
определить причину течения рек.
Научатся : прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; сравнивать
реку
и
море;
различать
пресную
и
морскую
воду;
проводить
опыты
по
определению пресной и морской воды, по «изготовлению» морской воды;
Регулятивные :
ориентироваться
в
учебнике
и
в
рабочей
тетради,
оценивать
результаты
своих
действий,
прогнозировать
результаты
уровня
усвоения
изучаемого материала.
Познавательные:
общеучебные - самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;
устанавливать
взаимосвязь
между
объектом
знаний,
умений,
навыков
и
исследовательских умений.
Логические - сравнивать свои знания с тем, что им предстоит узнать за учебный
год; осуществлять поиск существенной информации из материалов учебника, из
рассказа учителя, по воспроизведению в памяти.
Коммуникативные :
обмениваться
мнениями,
слушать
другого
ученика,
согласовывать
свои
действия
с
партнером,
вступать
в
коллективное
учебное
сотрудничество, принимая его правила и условия, строить понятные речевые
высказывания.
Воспитывать осознание человека за общее благополучие: ценностное отношение к
природному
миру,
готовность
следовать
нормам
природоохранного,
нерасточительного, здоровье сберегающего поведения.
Оборудование :
1. У учителя на демонстрационном столе – яйцо, два стакана (с пресной и соленой
водой), морская пищевая соль, чашка, пробирка с водой; компьютер, проектор,
экран, презентация на тему «Куда текут реки?», конверт с загадками.
2. У учащихся - конверты с корабликами, стаканы с водой, пробирки, стеклянные
палочки, морская соль в пакетиках.
Ход урока:
1.
Организационный момент
- Здравствуйте,
Слово какое чудесное,
Красивое, доброе, чуточку нежное.
-Здравствуйте!
Скажем мы новому дню!
-Здравствуйте скажем мы нашим гостям!
Здоровья желаем всем и всему!
Давайте
улыбнемся
друг
другу.
Пусть
сегодняшний
урок
принесет
нам
всем
радость
общения.
Сегодня
на
уроке,
ребята,
вас
ожидает
много
интересных
заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость,
смекалка.
2.
Актуализация знаний
-Кто узнал свой адрес и почтовый индекс? (ответы детей )
-Кто попробовал написать письмо или открытку кому-то и подписал конверт?
-Кто в данном случае будет отправителем? А адресатом? ( Ответы детей)
3. Самоопределение к деятельности
(На доске картинка: Муравьишка держит в руках конверт)
- А что же принес нам сегодня на урок Муравьишка Вопросик? ( Конверт)
(учитель достает из конверта загадку )
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик – в роднике,
А широкий – в море. (Река)
( На экране появляется картинка с изображением реки. Слайд 1).
-Почему узкий кончик в роднике?
- А почему широкий – в море?
- В конверте есть ещё 1 задание: составить из данных слов предложение.
(Предлагаются карточки со словами текут, реки, куда ) (Дети составляют вопрос:
Куда текут реки)
- На какой вопрос будем искать ответ на уроке? (Куда текут реки?) (Слайд 2)
- Какую учебную задачу поставим перед собой на уроке? (Узнать, куда текут
реки)
- Прочитайте в учебнике на странице 66, как об этом говорит
Муравьишка? (Узнаем, куда текут реки, научимся отличать реку и море).
А для того, чтобы ответить на этот вопрос, отправимся в путешествие, не выходя
из класса.
- Что нужно для путешествия? (Карта или маршрут)
- Откройте учебник на стр.66, найдите карту путешествия.
- Вспомним, с какой целью мы отправляемся в путешествие? (Узнать, куда текут
реки)
- На каком транспорте можно двигаться по реке?
- Кто из вас запускал бумажный кораблик на реке? Если опустить кораблик на
воду, что мы увидим? (Плывёт)
- Почему?
III. Работа над новым материалом.
1. Работа по учебнику с.66
- Наше путешествие мы начнём с реки, название которой вы сейчас услышите:
Я родился в небольшом городе под Москвой. Он стоит на реке Осётр.
(Дети называют реку Осётр)
- Найдите её на карте. Как вы думаете, это большая река? (Это небольшая
река) (Слайд 3. Река Осётр)
- Что заметили, путешествуя по этой реке? (Она впадает в другую реку)
- В какую реку впадает Осётр? (Слайд 4. Ока)
- Какая ещё река впадает в Оку? (Слайд 5. Река Москва)
- Сравните, Ока — больше или меньше, чем Осётр? (В Оку впадают другие реки,
значит, она уже больше, чем Осётр.)
- Двигаемся дальше. Куда впадает Ока? (В другую реку)
- Назовите её. (Волга) (Слайд 6)
- Сравните Оку и Волгу. Что заметили? (Волга ещё более крупная река)
- Отправляемся дальше. Мне кажется, что чем дальше мы плывём, тем река
становится уже. Вы согласны со мной? (Нет, она становится всё шире и шире)
- Куда же впадает река Волга? (В Каспийское море) (Слайд 7)
- Вернёмся к началу нашего путешествия. Посмотрите, какой путь совершила вода
из реки Осётр (Она прошла путь от маленькой реки до моря).
- Куда же текут реки? ( В море)
- А почему они текут в моря, океаны?
2. Практическая работа 1. Давайте проведём опыт, для того чтобы подтвердить
или опровергнуть ваши предположения.
Необходимо взять пробирку с водой и чашку. Пусть чашка – это море, а пробирка
с водой – это река. В каком случае вода из пробирки будет вытекать в чашку?
Вывод : реки текут в моря, так как уровень морей ниже уровня реки.
3. Работа с учебником . ( Учащиеся читают текст в учебнике ).
- Кто знает название реки, которая протекает в нашей местности? ( Аръян,
Шадын, Якс)
- Куда они впадают? (Работа по карте Янаульского района, Башкортостана)
1-й ученик. Буй (башк. Беүә "плотина") — река в Европейской части России,
левый приток Камы. Начинается на юге Пермского края, в Куединском районе,
затем течёт по северо-западу Башкортостана и впадает в Каму на территории
Удмуртии..
- А Кама куда впадает? Посмотрите на карту.
- А что все реки нашей страны впадают в Каспийское море?
2-й ученик. Река Лена занимает по величине десятое место в мире. Её длина более
четырёх тысяч километров. Истоком реки Лены, то есть её началом, считается
небольшое болото. Впадает река Лена в море Лаптевых – это её устье.
Видеофрагмент.
Чтение задания с.67 (Сравнивание реки и моря) (Река имеет два берега, море
очень широкое)
IV.
Физминутка
Море волнуется — раз! (Шагаем на месте.)
Море волнуется - два! (Наклоны туловища влево-вправо.)
Море волнуется — три! (Повороты туловища влево-вправо.)
Морская фигура, замри! (Присели.)
V. Продолжение изучения нового материала.
- У Муравьишки в конверте еще одна загадка. Отгадайте ее.
Кругом вода,
А с питьем – беда. (Море)
- Почему же в море с питьем беда? Чем речная вода отличается от морской?
( В море вода соленая.)
- Почему в морях вода солёная, если в них постоянно несут свои пресные воды
реки?
3-й ученик. Откуда же берется соль в море? Дело в том, что реки вымывают из
почвы содержащиеся в ней минеральные соли и по крупинкам несут их в море. За
долгие годы и тысячелетия соли в море становится все больше и больше. Она
никуда из моря не уходит. В то время как вода, испаряясь, превращается в облака.
Потом она снова проливается на землю в виде дождя, наполняя реки и снова
возвращаясь в море, добавляя в него еще чуточку соли.
4. Практическая работа 2
На демонстрационном столе два стакана с водой. В одном стакане чистая питьевая
вода, в другом стакане подсоленная морской солью.
- Определите, в каком стакане речная вода, а в каком – морская. Затрудняетесь, а
как проверить. Посмотрите на экран.
(Слайд 8. Слева яйцо в пресной воде, справа - в соленой).
- Где легче плавать?
5. Практическая работа 3.
- Ребята, пока мы беседовали, Муравьишка решил искупаться в море, не выходя из
дома. Рассмотрите рисунок на с.67 учебника. Скажите, как же это у него
получилось?
- А теперь сами приготовьте морскую воду.
1.
Возьмите стакан воды.
2.
Добавьте ложку морской соли.
3.
Размешайте.
- Так можно приготовить в ванной морскую воду и купаться в ней. Она очень
полезна.
- Для использования лабораторной работы вы использовали морскую пищевую
соль, также морскую соль можно купить в аптеке, ее используют для лечебных
ванн.
6. Беседа
- Пока мы колдовали в своей лаборатории, Муравьишка выставил несколько
фотографий. Показ фото с изображением мусора на реке.
-Что вы видите?
- Хорошо ли поступают люди?
-Люди должны заботиться о чистоте рек, охранять их.
7. Обобщение.
Вывод. Река может впадать в другую реку, в озеро или в море. В реке вода
пресная, а в море солёная.
VI. Рефлексия
-Оцените свои достижения на уроке.
- Я знаю…
- Я запомнил…
- Я смог…
VII. Подведение итогов урока
- Что нового вы узнали на уроке?
- Вам понравилось путешествовать по рекам?