Автор: Игнатова Анна Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ сельского поселения
Населённый пункт: Ванинского района, Хабаровского края
Наименование материала: Доклад из опыта работы
Тема: «Работа с одаренными в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования» (из опыта работы).
Раздел: начальное образование
Протокол заседания
МО учителей начальных классов
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы сельского поселения
«Поселок Монгохто»
3 октября 2019 г. №2
Всего членов МО – 15чел.
Присутствовали -15 чел.
Повестка дня
1. Поддержка одаренности личности ребенка в образовательном процессе.
(Маркова Л.В.)
2. Поддержка одаренности личности ребенка в образовательном процессе
(Игнатова А.В.)
3. Вовлечение одаренных детей в проектную и исследовательскую
деятельность.
(Зоненко М.Ю.)
4. Разное.
Выступление на заседании районного методического
объединения (РМО) учителей начальных классов по теме :
«Работа с одаренными в условиях реализации федеральных
государственных
образовательных стандартов начального общего образования»
(из опыта работы).
СЛАЙД № 2
«Одаренность — генетически обусловленный компонент способностей,
развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее
отсутствии».
Слова профессора К. К. Платонов
Одарённые, талантливые дети – это высокий потенциал любой страны,
позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать
современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с
одарёнными детьми является крайне необходимой.
СЛАЙД № 3
Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых обычно
одаренными.
1. дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;
2. дети с высоким уровнем творческих способностей;
3. дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности
4. дети, хорошо обучающиеся в школе
5. дети, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны.
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и
поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся
погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду
знаний,
стремление
к
открытиям,
активному
умственному
труду,
самопознанию.
СЛАЙД № 4
Для этой категории детей предпочтительны методы работы:
1. исследовательский;
2. частично-поисковый;
3. проблемный;
4. проектный.
СЛАЙД № 5-10
В своей деятельности я предусматриваю реализацию основных направлений
работы:
1. Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках путём
усложнения содержания задания. Развитие познавательных способностей к
длительной
интеллектуальной
деятельности,
обучение
рациональным
приемам
самостоятельной
работы.
(примеры
творческих
работ
по
литературному чтению – мини-сочинение « Путешествие капельки,
авторская сказка «Серая Шейка продолжение»,
«Новая сказка о
Колобке» творческая работа по олицетворению различных слов..
подготовка сообщений по окружающему миру)
СЛАЙД № 11-13
2.
Организация
совместной
деятельности
учащихся
на
уроке
через
организацию
групповых
форм
работы.
Каждый
ученик
получает
возможность на уроке говорить, доказывать, объяснять. (примеры работ
Литературно-художественный проект на тему: «Былины»
)
СЛАЙД № 14 -20
3.
Система
дополнительных
творческих
заданий.
Развитие
умения
организовывать самостоятельную деятельность, работать с дополнительными
источниками информации, в том числе и Интернет. (примеры работ Защита
проектов по русскому языку на тему: «Части речи» , Защита проектов по
окружающему миру на тему: «Лекарственные растения».
Дети самостоятельно разбились на группы, сами распределяли свои
роли в группах, самостоятельно планировали продукт проектной
деятельности, а также определяли в каком виде будет проходить защита
проектной работы (мы угощались зелеными яблоками, отведали
морошку и клюкву, попили настой лимонника и даже попробовали на
вкус варенье из пихты)
СЛАЙД № 21-26
4.
Индивидуальная
работа
с
одаренными
учащимися
по
различным
направлениям. Заинтересованность в более глубоком изучении предмета,
участие в олимпиадах и конкурсах. (Все 4 года мы участвуем в олимпиадах
и конкурсах разного уровня, что позволяет детям в полной мере
проявлять свои способности и таланты, как в учебной, так и творческой
деятельности)
СЛАЙД № 27-31
5.
Участие в проектно-исследовательской работе
(районная
научно-
практическая конференция)
Первый раз я принимала участие во II районной научно-практической
конференции «На пороге открытий» в 2017г. с учениками 1 класса.
Родин Тимофей
Победитель конференции в секции «Естественные науки» среди
учащихся 1-4 классов Его исследование было на тему «Откуда в хлебе
дырочки?»
Сиваева Диана-ученица 1-а класса Призёр конференции в секции
« Зона свободных открытий» среди учащихся 1-4 классов с
исследованием по теме «Собака-друг человека?»
Во втором классе мы еще раз приняли участие в научно-
практической
конференции «На пороге открытий»
Сиваева Диана-ученица 2-а класса теперь уже Победитель конференции
в секции « Зона свободных открытий» среди учащихся 1-4 классов с
исследовательской работой на тему «Влияет ли зубная паста на
прочность зубов?»
Остроух Тимофей - ученик 2-а класса Призер конференции в секции
«Естественные науки» среди учащихся 1-4 классов с исследованием по
теме «Проблемы выращивания сельскохозяйственных культур в
условиях северных территорий Хабаровского края»
СЛАЙД № 32-33 В заключении хочется отметить..
Дети – национальное достояние любой страны, но одаренные дети – её
интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит
незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия
для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят
гордость и славу своего отечества.
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
Китайская пословица.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека
организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую
перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план
действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных
целей.
•
Проект – это самостоятельная работа учащихся, осуществляемая с
помощью педагога-руководителя (супервизора).
Проектная работа, как правило, имеет личностно значимую для учащегося
цель, сформулированную в виде проблемы. Решая проблему, автор проекта
определяет свою стратегию и тактику, распределяет время, привлекает
необходимые ресурсы, в том числе информационные. Это совместная
учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся.
По количеству участников
По продолжительностиПо типу деятельности
По количеству предметов
1) личностные
2) парные
1) краткосрочные
2) средней
продолжительности
3) долгосрочные 1) творческий
2) исследовательский
3) Ролевой и игровой
4) практико-
ориентированный
5) информационный
1) монопроект
2) Межпредметный
проект
В чем особенность подхода к работе над проектами в начальной школе
Двухкомпонентная организация проектной деятельности: работа над темой и
работа над проектами.
•
Компонент 1. Работа над темой. (Узнаём.) Дети собирают сведения по
какому-либо направлению изучения темы. По завершении обмениваются
найденными знаниями.
•
Компонент 2. Работа над проектами. (Делаем.) Дети работают над
разными проектами (поделки, мероприятия, исследования), имеющими
какое-либо отношение к теме.
По завершении представляют готовые проекты
Сочетание общей дисциплины и свободы выбора.
•
Дисциплина: одна тема на всех, общее время перехода от работы над
темой к работе над проектами, общее начало работы над новой темой.
•
Свобода выбора: свободный выбор своей индивидуальной темы (в
рамках общей темы), свободный выбор проектов.
Этапы проектной деятельности:
Выбор учителем общей темы класса и знакомство детей с общей темой.
Выбор детьми своих тем в рамках общей темы класса.
Поиск информации по выбранным детьми темам.
Завершение работы над темой – оформление найденных сведений.
Выбор учениками проектов.
Работа над выбранными проектами.
Презентации проектов.
1 ЭТАП:
Проектно-творческая деятельность учащихся (задания для одноклассников,
сообщения, макеты, книжки-самоделки, мини сборники).
В силу психологических особенностей детей данного возраста, их уровня
знаний творческие работы носят индивидуальную форму выполнения с
непосредственным участием родителей, но также присутствует и групповая
форма работы.
2 ЭТАП:
На 2-ом этапе появляются первые проектные работы с использованием
компьютерных технологий. Это небольшие творческие, задания по
литературному чтению, окружающему миру, технологии.
Погружение в проект происходит во время учебного процесса, а
практическое
выполнение – дома при участии родителей.
3 ЭТАП:
На 3 этапе проектной деятельности акцент делается на использование
компьютерных технологий. Для этого с ребятами необходимо провести ряд
занятий, чтобы познакомить с основными операциями в программе
PowerPoint. Ребята учатся самостоятельно создавать небольшие творческие
работы, которые в дальнейшем будут включены в проектные работы.
Помощь родителей на этом этапе сводится к минимуму. Здесь присутствуют
все формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Правила, по которым нужно строить свою работу в проектной деятельности:
Подходить творчески к любому проекту ученика.
Не сдерживать, а поощрять инициативу учащихся.
Развивать самостоятельность в поиске информации для реализации
проекта.
Избегать прямых инструкций (на 2 и 3 этапах).
В процессе работы над проектом обучить школьника умениям
анализировать свою деятельность и работу.
Тесно сотрудничать с родителями.
При оценке лучше 10 раз похвалить, даже за незначительные успехи,
чем 1 раз раскритиковать.
В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной
школы предполагается оценивание сформированности у школьников
(УУД) универсальных учебных действий.
Организация массовой работы школьников над проектами позволит
существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных
учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате
позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике.