Напоминание

рабочая программа учебного предмета "Элементарная теория музыки"


Автор: Уйманова Ирина Геннадьевна
Должность: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: детская школа искусств №51
Населённый пункт: р.п.ЯЯ, Кемеровская область-Кузбасс
Наименование материала: методическая разработка
Тема: рабочая программа учебного предмета "Элементарная теория музыки"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Яйская районная детская школа искусств №51»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»,

«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «МУЗЫКАЛЬНЫЙ

ФОЛЬКЛОР», «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»

Предметная область

ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ

программа по учебному предмету

ПО.02.УП.03. ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ

п.г.т. Яя

2019

2

Структура программы учебного предмета

1. Пояснительная записка

1.1 Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе;

1.2 Срок реализации учебного предмета;

1.3

Объем

учебного

времени,

предусмотренный

учебным

планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

1.4 Форма проведения учебных аудиторных занятий;

1.5 Цель и задачи учебного предмета;

1.6 Обоснование структуры программы учебного предмета;

1.7 Методы обучения;

1.8

Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета.

2. Содержание учебного предмета

2.1 Учебный план;

2.2 Учебно-тематический план;

2.3 Содержание тем.

3. Требования к уровню подготовки обучающихся

4. Формы и методы контроля, система оценок

4.1 Аттестация: цель, виды, форма, содержание;

4.2 Критерии оценки;

4.3 Контрольные требования на разных этапах обучения.

5. Методическое обеспечение учебного процесса

5.1 Методические рекомендации педагогическим работникам;

5.2 Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

6. Список рекомендуемой литературы

3

1. Пояснительная записка

1.1

Характеристика

учебного

предмета,

его

место

и

роль

в

образовательном процессе.

Программа учебного предмета «Элементарная теория музыки»

разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями

к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательных программам

в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты»,

«Музыкальный фольклор», «Хоровое пение».

Учебный предмет «Элементарная теория музыки» входит в обязательную

часть предпрофессиональной программы в предметной области «Теория и

история музыки», тесно связан с предметами «Сольфеджио» и «Музыкальная

литература» и ориентирован на подготовку обучающихся к поступлению

в профессиональные учебные заведения.

1.2 Срок реализации учебного предмета

«Элементарная теория

музыки» - 1 год, в 6 (9) классе - при увеличении 5-летнего или 8-летнего

срока обучения на 1 год для обучающихся, не закончивших освоение

образовательной программы основного общего образования или среднего

(полного)

общего

образования

и

планирующих

поступление

в

образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные

образовательные программы в области музыкального искусства.

1.3 Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения на реализацию учебного

предмета

«Элементарная теория музыки»:

Таблица 1

Класс

6 (9) класс

Максимальная учебная нагрузка

66 часов

Количество часов на

аудиторные занятия

33 часа

Количество часов на

внеаудиторную работу

33 часа

1.4 Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая

(от 4 до 10 человек), продолжительность урока - 40 минут.

4

1.5 Цель и задачи предмета

Цель:

изучение музыкального искусства, достижение уровня развития знаний,

умений и навыков в области теории музыки, достаточных для поступления в

профессиональные учебные заведения.

Задачи:

обобщение знаний по музыкальной грамоте;

понимание значения основных элементов музыкального языка;

умение осуществлять практические задания по основным темам

учебного предмета;

систематизация полученных сведений для элементарного анализа

нотного текста с объяснением роли выразительных средств;

формирование и развитие музыкального мышления.

Программа «Элементарная теория музыки» ориентирована также на:

выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих

освоению в соответствии с программными требованиями учебной

информации;

приобретение навыков творческой деятельности;

умение планировать свою домашнюю работу;

осуществление

самостоятельного

контроля

за

своей

учебной

деятельностью;

умение давать объективную оценку своему труду;

формирование

навыков

взаимодействия

с

преподавателями

и

обучающимися в образовательном процессе;

уважительное отношение к иному мнению и художественно-

эстетическим взглядам;

понимание причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности;

определение наиболее эффективных способов достижения результата.

5

1.6 Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты

работы преподавателя с обучающимися.

Программа содержит следующие разделы:

сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

распределение учебного материала по годам обучения;

описание дидактических единиц учебного предмета;

требования к уровню подготовки обучающихся;

формы и методы контроля, система оценок;

методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы

"Содержание учебного предмета".

1.7. Методы обучения

Для

достижения

поставленной

цели

и

реализации

задач

предмета

используются следующие методы обучения:

- словесный (рассказ, беседа, объяснение);

- наглядный (наблюдение, демонстрация);

- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

1.8. Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета

Материально

-

техническая

база

образовательного

учреждения

должна

соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Реализация программы учебного предмета «ЭТМ» обеспечивается доступом

каждого обучающегося к библиотечным фондам. Библиотечный фонд детской школы

искусств укомплектован печатными изданиями основной и дополнительной учебной

и учебно-методической литературы по учебному предмету «ЭТМ», а также изданиями

музыкальных произведений.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета

«ЭТМ», оснащены фортепиано, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью

(доской, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и

оформляются наглядными

пособиями. Учебные аудитории имеют звуковую изоляцию.

6

2. Содержание учебного предмета

2.1 Учебный план

Таблица 2

Название раздела

количество

часов

Раздел 1

Музыкальный звук

2

Раздел 2

Ритм. Метр. Размер. Темп

5

Раздел 3

Интервалы и аккорды вне лада

4

Раздел 4

Лад. Тональность

3

Раздел 5

Диатоника. Диатонические лады

1

Контрольный урок

1

Раздел 6

Интервалы и аккорды в тональности

6

Раздел 7

Хроматизм

5

Раздел 8

Музыкальный синтаксис. Мелодия. Фактура

4

Раздел 9

Транспозиция. Секвенция

1

Зачёт

1

2.2 Учебно-тематический план

Таблица 3

Наименование

раздела, темы

Вид учебного

занятия

Общий объем времени (в

часах)

Максимальная

учебная

нагрузка

Аудиторные

Занятия

Самостоятельная

работа

66

33

33

Раздел 1. Музыкальный звук.

4

Тема 1.1. Музыкальный звук и его свойства.

Обертоновый звукоряд.

Урок

1

1

Тема 1.2. Музыкальный строй. Альтерация.

Энгармонизм. Ключи.

Урок

1

1

Раздел 2. Ритм. Метр. Размер. Темп.

10

Тема 2.1.

Ритм.

Основные

и особые

виды

ритмического деления.

Урок

1

1

7

Тема 2.2. Метр. Размер. Простые и сложные метры и

размеры. Группировка в простых размерах.

Урок

1

1

Тема 2.3.Смешанные метры и размеры.

Группировка в сложных и смешанных

размерах. Синкопа.

Урок

2

2

Тема 2.4. Переменный размер. Темп. Обозначение

темпа.

Урок

1

1

Раздел 3. Интервалы и аккорды вне лада.

8

Тема 3.1.Интервал. Простые и составные

интервалы. Обращение интервалов.

Урок

1

1

Тема 3.2. Энгармонизм интервалов.

Урок

1

1

Тема 3.3. Аккорд. Трезвучия. Обращения трезвучий.

Урок

1

1

Тема 3.4. Септаккорды. Обращения

септаккордов.

Урок

1

1

Раздел 4. Лад. Тональность.

6

Тема 4.1. Лад. Тональность. Квинтовый круг

тональностей. Энгармонизм тональностей.

Урок

1

1

Тема 4.2. Три вида мажора и минора.

Соотношение тональностей (параллельные,

одноименные, однотерцовые).

Урок

2

2

Раздел 5. Диатоника. Диатонические лады.

2

Тема 5.1. Диатонические лады.

Урок

1

1

Контрольный урок.

2

1

1

Раздел 6. Интервалы и аккорды в тональности.

12

Тема 6.1. Интервалы на ступенях мажора и

минора. Разрешение интервалов в

тональности.

Урок

1

1

Тема 6.2. Характерные интервалы и их

разрешение в тональности и от звука.

Урок

1

1

Тема 6.3. Главные и побочные трезвучия.

Разрешение трезвучий в тональности.

Урок

1

1

Тема 6.4. Разрешение уменьшенного и

увеличенного трезвучий и их обращений.

Урок

1

1

Тема 6.5.Септаккорды на ступенях мажора и

минора. Главные септаккорды с обращениями и

разрешениями.

Урок

2

2

Раздел 7. Хроматизм.

10

Тема 7.1. Хроматизм. Хроматическая гамма.

Урок

2

2

Тема 7.2. Общее понятие о модуляции. Виды

модуляций.

Урок

1

1

Тема 7.3. Родство тональностей. Тональности

первой степени родства.

Урок

1

1

Тема 7.4.Отклонение.

Урок

1

1

Раздел 8. Музыкальный синтаксис. Мелодия. Фактура.

8

Тема 8.1. Музыкальный синтаксис. Цезура.

Мотив. Фраза. Период.

урок

1

1

8

Тема 8.2. Период. Предложение. Каденции.

Разновидности периода.

Практическое

занятие

1

1

Тема 8.3. Мелодия. Виды мелодического рисунка.

Практическое

занятие

1

1

Тема 8.4. Фактура.

Практическое

занятие

1

1

Раздел 9. Транспозиция. Секвенция.

2

Тема 9.1. Три вида транспозиции. Секвенция и ее

разновидности.

урок

1

1

Зачёт

2

1

1

9

2.3 Содержание тем

Тема 1. Музыкальный звук

Звук как физическое явление. Музыкальный звук. Свойства и

качества звука. Натуральный звукоряд. Обертоны. Темперированный строй.

Звукоряд. Основные ступени звукоряда. Слоговые и буквенные названия

ступеней звукоряда. Октава. Диапазон. Регистр. Полутон и целый тон.

Знаки

альтерации (ключевые и случайные). Энгармонизм. Диатонические

и хроматические полутоны и целые тоны.

Ключи. Ключ «соль», «фа», система ключей «до».

Тема 2. Ритм. Метр. Размер. Темп

Ритм — форма организации звукового потока во времени. Организация

звуков одинаковой или различной длительности. Основные и особые виды

ритмического деления.

Метр — регулярность чередования равнодлительных отрезков времени.

Равномерность пульсации. Метр и размер. Простые, сложные, смешанные

размеры. Группировка в простых, сложных, смешанных размерах. Синкопа.

Переменный размер.

Темп. Обозначение темпа. Агогика. Динамические оттенки. Артикуляция.

Обозначение характера исполнения.

Значение ритма, метра и темпа в музыке.

Тема 3. Интервалы и аккорды вне лада

Интервал. Мелодические и гармонические интервалы. Количественная

и качественная величина интервалов. Простые и составные интервалы.

Обращение интервалов. Энгармонизм интервалов.

Созвучие. Аккорд. Виды аккордов: трезвучие, септаккорд.

Терция — основа построения аккордов.

Трезвучия. Четыре вида трезвучий. Обращения трезвучий.

Септаккорды. Семь видов септаккордов. Обращения септаккордов.

Тема 4. Лад. Тональность

10

Общее понятие о ладе. Лад как система музыкального мышления.

Устойчивые и неустойчивые

звуки. Тяготение и разрешение. Лад как

источник создания выразительных красочно-колористических возможностей,

основа различных стилей и направлений.

Мажор и минор. Три вида мажора и минора. Тональность. Квинтовый

круг тональностей. Энгармонизм тональностей. Параллельные, одноименные,

однотерцовые тональности.

Тема 5. Диатоника. Диатонические лады

Понятие о диатонике. Диатонические разновидности мажора и минора:

ионийский, лидийский, миксолидийский, эолийский, дорийский, фригийский.

Сравнение их с обычным мажором и минором. Конструктивные и фонические

особенности ладов: характерная ступень, характерный интервал (лидийская

кварта, миксолидийская септима, дорийская секста, фригийская секунда)

Тема 6. Интервалы и аккорды в тональности

Интервалы на ступенях мажора (натурального и гармонического) и

минора (натурального и гармонического). Разрешение неустойчивых

интервалов.

Характерные интервалы гармонического мажора и минора (ув.2, ум.7,

ув.5, ум.4).

Построение и разрешение интервалов от звука (диатонические,

характерные).

Значение интервалов в музыке. Роль интервалов в горизонтали

(особенности мелодической линии, плавное движение и скачки, широкие и

узкие интервалы, устойчивые и неустойчивые, увеличенные и уменьшенные).

Роль интервалов в образовании вертикали (интервал как часть аккорда).

Интервал как основа музыкальной интонации.

Трезвучия на ступенях мажора и минора. Главные трезвучия лада.

Побочные

трезвучия.

Разрешение

побочных

трезвучий

(по

тяготению

ступеней).

Разрешение

уменьшенного

и

увеличенного

трезвучий

и

их

11

обращений.

Септаккорды

на

ступенях

мажора

и

минора

(натуральные

и

гармонические

формы).

Главные

септаккорды

(доминантсептаккорд,

септаккорд

второй

ступени,

вводные

септаккорды)

с

обращениями

и

разрешениями. Внутрифункциональное разрешение.

Значение аккордов в музыке. Роль аккордов в мелодии: развертывание

аккордов по горизонтали. Аккорды и аккордовые тоны как основа мелодической

линии. Аккорд — структурный элемент вертикали. Функциональная роль

аккорда, преобладание устойчивости и неустойчивости, диатоники или

хроматики. Фонизм аккордов (консонанс — диссонанс, мажорность —

минорность, основной вид — обращения).

Тема 7. Хроматизм

Хроматизм.

Хроматическая

гамма.

Правила

правописания

хроматической мажорной и минорной гамм. Альтерация неустойчивых

ступеней лада.

Общее понятие о модуляции. Виды модуляций: переход, отклонение,

сопоставление.

Родство тональности. Тональности первой степени родства.

Роль тонального плана в музыкальном произведении.

Тема 8. Музыкальный синтаксис. Мелодия. Фактура

Музыкальный синтаксис. Цезура.

Главные признаки цезуры (пауза,

остановка, повторность мелодических или ритмических фигур). Мотив. Фраза.

Период. Предложение, каденция, виды каденций. Разновидности периода

(квадратный и неквадратный период, период повторной структуры, период

единого строения, период с расширением и дополнением, период их трех

предложений,

однотональный

и

модулирующий

периоды).

Простая

двухчастная и простая трехчастная форма (общее представление).

Мелодия.

Виды

мелодического

рисунка

(повторность

звука,

опевание, восходящее, нисходящее, волнообразное движение; плавное —

поступенное движение и скачки. Мелодическая вершина. Кульминация.

12

Понятие о фактуре. Виды фактур: монодия; многоголосие — гомофонно-

гармоническая

и

аккордовая

фактура;

полифония

имитационная,

подголосочная.

Фактурные

приемы:

фигурация

(гармоническая,

ритмическая, мелодическая). Выразительная роль фактуры.

Тема 9. Транспозиция. Секвенция

Транспозиция. Три способа транспозиции (на интервал, на хроматический

полутон, посредством замены ключа).

Секвенция (общее понятие). Мотив секвенции. Звено секвенции.

Секвенция — один из приемов развития музыкального материала. Место

секвенций в форме. Виды секвенций. Секвенции тональные (диатонические) и

модулирующие.

3.

Требования к уровню подготовки учащиеся

Результат освоения программы по учебному предмету «Элементарная

теория музыки» должен отражать:

• знание основных элементов музыкального языка (понятий — звукоряд,

лад, интервалы, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);

• первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения

музыкального материала;

• умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с

объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального

произведения;

• наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки

зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использование

диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного

изложения материала (типов фактур).

Результатом освоения учебного предмета «Элементарная теория музыки»

является приобретение обучающимися также следующих знаний, умений и

навыков:

- знание музыкальной грамоты, характерных особенностей средств

музыкальной выразительности, первичные знания в области музыкального

13

синтаксиса;

- умение использовать полученные теоретические знания при

исполнительстве на музыкальных инструментах, умение строить и разрешать

интервалы и аккорды, определять лад и тональность, отклонения и модуляции,

выполнять задания на группировку длительностей, транспозицию заданного

музыкального материала;

- навык владения элементами музыкального языка, наличие первичных

навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы,

особенностей звукоряда, фактурного изложения материала (типов фактуры),

навыков сочинения музыкального текста.

Уровень знаний по данному учебному предмету должен соответствовать

требованиям вступительных испытаний в средние профессиональные учебные

заведения.

4. Формы и методы контроля, система оценок

4.1. Аттестация: цель, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации учебного предмета "Элементарная теория

музыки" включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную

аттестацию обучающихся.

Текущий контроль

успеваемости обучающихся проводится в счет

аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Формы и средства текущего контроля. В качестве средств текущего

контроля могут использоваться письменные контрольные работы и устные

опросы по темам, тестирование.

Форму и время

проведения промежуточной аттестации по предмету

образовательное учреждение устанавливает самостоятельно. Это могут быть

контрольные уроки, зачёты.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольного урока и

дифференцированного зачёта на завершающих полугодия учебных занятиях в

счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Оценка качества реализации программы по учебному предмету

14

«Элементарная теория музыки» включает в себя текущий контроль и

промежуточную аттестацию.

По завершении изучения предмета по итогам промежуточной аттестации

обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об

окончании образовательного учреждения.

В конце первого полугодия проводится контрольный урок. В конце

второго полугодия — дифференцированный зачёт с оценкой.

4.2. Критерии оценки

При проведении дифференцированного зачёта в письменной форме

уровень знаний обучающихся оценивается следующим образом:

Таблица 4

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

на зачёте обучающийся продемонстрировал

прочные, системные теоретические знания

и владение практическими навыками в

полном

объеме,

предусмотренном

программой

4 («хорошо»)

обучающийся

демонстрирует

хорошие

теоретические

знания

и

владение

практическими

навыками

в

объеме,

предусм отренном

п р о гр а мм о й .

Допускаемые

при

этом

погрешности

и

неточности не являются существенными и

не

затрагивают

основных

понятий

и

навыков

3 («удовлетворительно»)

обучающийся в процессе зачёта допускает

существенные

погрешности

в

теории

и

показывает

частичное

владение

п р е д у с м о т р е н н ы х

п р о г р а м м о й

практических навыков

15

Дифференцированный зачёт по учебному предмету «Элементарная теория

музыки» состоит из письменной формы ответа и включает в себя

следующие типы заданий.

Примерный вариант письменной зачётной работы

1. Данную мелодию переписать с правильной группировкой в указанном

размере и выполнить следующие задания: указать вид размера, определить

тональность, найти, выписать и разрешить характерные интервалы, перевести

термины.

2. Построить и (или) определить данные интервалы (диатонические,

характерные) и разрешить в возможные тональности 2-3 из них.

3. Построить и (или) определить данные аккорды и разрешить 2-3 из них.

Данные задания могут быть вариативны и изменяться как в сторону упрощения

так и в сторону усложнения. Учитывая пройденный материал, преподаватель

может добавить или исключить некоторые вопросы по своему усмотрению.

4.3.

Контрольные требования на разных этапах обучения.

Тема «Музыкальный звук» (устно или письменно)

1. Построить натуральный звукоряд от данного звука, найти указанные

интервалы и аккорды (например, малые терции, уменьшенную квинту, малый

мажорный септаккорд).

2. Играть гаммы, в том числе хроматические, интервалы и аккорды,

употребляя буквенные названия звуков.

3. Строить от данного звука вверх и вниз диатонические и хроматические

полутоны и тоны.

Тема «Ритм. Метр. Размер. Темп» (устно и письменно)

1. Дать основные определения (например, ритм, размер, синкопа).

1. Знать итальянские обозначения темпа, характера исполнения,

динамических оттенков.

2. Сгруппировать длительности в данном размере с определенной

16

высотой звука (мелодии) или без определенной высоты.

2. Определить особые виды ритмического деления.

3. Определить размеры по группировке.

Тема «Лад. Тональность» (устно и письменно)

1. Дать определения основным понятиям (например, лад, тональность,

квинтовый круг тональностей и т.п.).

2. Определить тональности, которым принадлежит данный звук в

качестве устойчивой или неустойчивой ступени.

3. Определить тональность по ключевым знакам, тетрахордам, отрезкам

гамм, интервалам (тритоны, характерные интервалы), аккордам (трезвучия

главных ступеней с обращениями, доминантсептаккорд с обращениями,

вводные септаккорды, септаккорд второй ступени с обращениями).

4. Строить в тональности и разрешать указанные интервалы и аккорды.

5. Определить тональность данного музыкального отрывка и выявить

ладовые особенности (три вида мажора и минора, параллельно-переменный

лад и т.д.).

Тема «Диатоника. Диатонические лады» (устно или письменно)

1. Определить по ключевым знакам тональности диатонических ладов.

2. Строить вверх и вниз от данных звуков различные виды диатонических

структур.

3. Определить тональность и лад мелодии.

Тема «Интервал»

Письменно

1. Определить количество тонов и полутонов, составляющих данные

интервалы (в том числе составные); назвать интервалы, содержащие указанное

количество тонов и полутонов.

2. Построить от звука вверх и вниз обозначенные интервалы

(диатонические, характерные, тритоны), определить тональность и разрешить.

3.

В данной тональности написать указанные интервалы и разрешить

(диатонические, характерные, тритоны).

17

Устно

1. Дать определения основным понятиям.

2. Играть последовательности интервалов от заданного звука.

3. Строить на фортепиано интервалы от звука с их последующим

разрешением в различные тональности.

Тема «Аккорд»

Письменно

1. Определить данные аккорды (все виды трезвучий и септаккордов с

разрешениями). Разрешить их в возможные тональности.

2. Построить от звука вверх и вниз указанные аккорды, определить

тональность, разрешить.

3. Определять в аккордах заданные тоны.

4. В данной тональности построить указанные аккорды и разрешить.

5. Написать аккордовую последовательность.

Устно

1. Дать определения основным понятиям.

2. Строить в данной тональности аккорды и их обращения с

разрешениями.

3. Привести примеры из произведений по специальности на разные виды

аккордов.

Тема «Хроматизм»

Письменно

1.

Записать хроматические гаммы мажора и минора.

Устно

1. Играть в тональности альтерированные ступени, группы интервалов с

18

разрешением.

2. Читать хроматические гаммы мажора и минора.

3. Называть родственные тональности.

Тема «Музыкальный синтаксис. Мелодия. Фактура»

1. Анализировать различные виды периода (музыкальный материал — из

музыкальной литературы, из произведений по специальности).

2. Анализировать примеры на различные виды мелодического рисунка,

фактуры (из музыкальной литературы, из произведений по специальности).

Тема «Транспозиция. Секвенция»

1. Играть виды секвенций, используя материал ранее пройденных тем.

1. Привести примеры на разные виды секвенций из произведений по

специальности.

5. Методическое обеспечение учебного процесса

5.1. Методические рекомендации педагогическим работникам

Учебный предмет «Элементарная теория музыки» в образовательной

программе «Теория и история музыки» является основополагающим и

содержит в себе элементарные сведения из курсов гармонии, анализа

музыкальных произведений, тесно связан с предметами из области

музыкального исполнительства. Он обобщает и систематизирует полученные

знания на предметах «сольфеджио», «слушание музыки», «музыкальная

литература». Качественное усвоение учебного материала помогает в успешном

обучении по другим предметам предметных областей.

Для выработки у обучающихся навыков по обобщению, углублению,

закреплению и систематизации полученных теоретических знаний по темам

учебного предмета проводятся контрольные работы в письменной и устной

форме. В ходе учебного процесса желательно вводить формы заданий, которые

активизируют внимание, творческое мышление, поиск нетрадиционных путей

решения поставленных задач. Такими формами могут быть конкурсы и

19

олимпиады по теории музыки, а также игровые формы заданий.

Сочетание теоретической и практической части чрезвычайно важно для

глубокого и прочного усвоения программы. Комплексный подход развивает

необходимые представления, навыки и слуховой анализ. Восприятие и

понимание музыкальных произведений во многом зависит от глубины и

стабильности полученных знаний, навыков и умений.

Практические задания предполагают выполнение письменных заданий

(построение гамм, интервалов, аккордов, транспозицию, группировку), анализ

фрагментов музыкальных произведений, игру на фортепиано гамм, интервалов,

аккордов и выполнение творческих заданий.

5.2. Рекомендации по организации самостоятельной работы

обучающихся

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся является одним из

видов учебных занятий, которая ставит целью обеспечить успешное усвоение

материала и овладение всеми необходимыми навыками. Основными видами

самостоятельной работы по учебному предмету «Элементарная теория музыки»

являются практические задания для работы в классе. Самостоятельная работа

— процесс, направляемый и контролируемый преподавателем. Преподаватель

должен следить за доступностью, объемом и формой заданий, равномерным

распределением затрачиваемого на их выполнение времени в течение недели, а

также обеспечить четкий и постоянный контроль за их выполнением.

6. Список рекомендуемой литературы

1. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. – М: Музыка, - 2002.

254с.

2. Русяева И. Справочник по элементарной теории музыки. – М. 2017.

20

74с.

2.

Способин И.В. Элементарная теория музыки. – М: Кифара, - 1996.

200с.

3.

Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. – М:

Музыка, - 1980. 272с.

4.

Хвостенко В. Задачи и упражнения по элементарной теории музыки.

– М: Музыка, - 1965. 285с.

21

22



В раздел образования