Автор: Гарцева Ольга Александровна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа № 580
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: Технологическая карта урока русского языка во 2 классе
Тема: "Что такое имя прилагательное"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе.
Учитель: Гарцева Ольга Александровна
Предмет: русский язык
Класс: 2
Учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык 2 класс
Тема урока: Что такое имя прилагательное?
Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)
Цели урока: познакомить учащихся со словами, обозначающими признаки предметов, отвечающими на вопросы: какой? какая? какое? какие?; развивать
наблюдательность, речь, коммуникативные навыки.
Планируемые
результаты
(предметные)
Учащиеся научатся ставить вопрос от существительных к прилагательным; находить прилагательные в тексте; устанавливать
связь между прилагательным и существительным; подбирать примеры с определенной орфограммой; устанавливать аналогии.
Личностные
результаты
Владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,
умеют избегать конфликтов и находят выходы из спорных ситуаций.
Универсальные
учебные действия
(метапредметные)
Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того,
что еще неизвестно.
Познавательные: общеучебные – используют иллюстрации для решения учебной задачи; извлекают информацию
из учебного текста; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез; устанавливают аналогии и причинно-следственные
связи; строят рассуждения;
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные для партнера высказывания
Оборудование:
Для учителя: учебник: «Русский язык» 2 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М «Просвещение», проектор, компьютер. интерактивная доска,
иллюстрации сказочных героев.
Для учеников: учебник «Русский язык» 2 класс, В.П.Канакина, В.Г. Горецкий, М, «Просвещение»,
Ход урока.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
1.Организационный
момент
Цель: проверить
готовность к уроку,
создать
положительный
настрой обучающихся к
деятельности.
«Настроение у нас – отличное,
А улыбка – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Нам урок начинать пора»!!! (Картинка на
экране).
- Каким бы вы хотели видеть этот урок?
- Желаю успехов! А если вы столкнётесь с
трудностями, я и наши друзья- помощники,
непременно придём к вам на помощь!
(Картинка на экране).
Учащиеся улыбаются друг другу.
- Мы хотим видеть этот урок ярким,
интересным, запоминающимся, чтобы он нёс в
себе новое открытие, которое мы сделали бы
сами!
Регулятивные:
-нацеливание на успешную
деятельность.
Личностные:
- выражать положительное
отношение к процессу
познания, проявлять
желание проявлять новое.
Коммуникативные:
- формирование умения
слушать и слышать.
2.Актуализация
знаний.
(Самостоятельная
работа, с последующей
самопроверкой)
Цель: создать условия
для воспроизведения
знаний, умений и
навыков, необходимых и
достаточных для
построения нового
знания
- Ребята, откройте тетради и запишите
число, классная работа.
1. Словарная работа.
- Давайте вспомним словарные слова.
Посмотрите на слайд.
-Найдите слова в строчке и выпишите их.
- Подчеркните непроверяемою б/у гласную.
-Приступайте к выполнению.
-А сейчас проверьте работы, сверив
написание словарных слов в тетради с их
написанием на слайде.
-Те, у кого все слова были написаны
правильно, поднимите карточку с улыбкой.
2. Орфографическая минутка.
-Прочитайте слова:
-Вставьте слоги ЖИ и ШИ так, чтобы
получились слова.
(Один ученик работает на откидной доске.)
(Проверка выполнения задания.)
-Написание каких буквосочетаний мы
повторили?
-Допишите еще два слова на это правило.
(Проверка выполнения задания.)
МОЯГОДАРЫЗЕОАЛПКЮХВЕТЕР
МЦАЕЬБЛОПАТАЛБЖЧАХСКОРО
(Ягода, ветер, лопата, скоро.)
Самопроверка.
Оценивают выполнение своей работы.
Дру…на, ма…на, пру…на, ти…на.
(Дружина, машина, пружина, тишина.)
« ЖИ-ШИ» пиши с буквой «И».
(Мыши, стрижи.)
Познавательные: поиск и
выделение информации.
Коммуникативные: умен
ие договариваться,
вступать в диалог.
Личностные: умение
сотрудничать, принимать
позиции других людей.
Регулятивные: умение
работать в коллективе.
3. Самоопределение к
деятельности.
Цель: подведение детей
к формулированию
темы и постановке
задач урока.
(На экране слова.)
-Разделите слова на два столбика.
(Дети называют слова, которые относятся к
первому столбику:)
(Дети называют слова второго столбика:)
-На какие вопросы отвечают слова первого
столбика?
-
Что обозначают слова первого столбика?
-Как называется часть речи, которая
обозначает предметы и отвечает на вопросы
кто? что?
-Что обозначают слова второго столбика?
-Например, слово - белая?)
Робкий- внутреннее качество человека.
Деревянное- материал.
Широкие- размер.
-Эти слова можно назвать одним словом-
ПРИЗНАКИ этих предметов.
-Какой вопрос можно задать слову белая?
И так к каждому слову:
-Молодцы!
(Белая, кресло, робкий, заяц, деревянное,
улицы, широкие, краска.)
Первый столбик:( краска, заяц, кресло,
улицы.)
Второй столбик: (белая, робкий, деревянное,
широкие.)
- Кто? Что?
- Предмет.
-Имя существительное.
-Цвет.
-Какая?
-Какой? Какое? Какие?
Регулятивные:
- постановка учебной
задачи на основе
соотнесения того, что уже
известно и усвоено
учащимися и того, что еще
не известно;
Познавательные:
- постановка и решение
проблемы;
Личностные:
- развитие познавательных
интересов учебных
мотивов;
Коммуникативные:
- умение ясно и четко
излагать свое мнение,
выстраивать речевые
конструкции.
4.
ФИЗКУЛЬТМИНУТК
А ДЛЯ ГЛАЗ.
-Дети, кто догадался какая тема
сегодняшнего урока?
-А какая цель? Что мы должны будем
узнать?
-Умнички!
-Да, сегодня на уроке мы познакомимся с
новой частью речи- ИМЯ
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
Стихотворение про имя прилагательное.
Дети выполняют физкультминутку.
-Прилагательное.
-Что такое прилагательное.
-Что вы узнали о прилагательном из
стихотворения?
-Имя прилагательное обозначает признак,
украшает речь.
5.Открытие нового
знания (темы и цели
урока)
Цель: подведение детей
к самостоятельному
выводу
Работа по учебнику.
– Откройте учебник на стр. 86, и прочитайте
тему урока.
Ученик читает тему урока.
Регулятивные:
- предвосхищение
-Найдите упражнение 144. Мы его выполним
устно.
-Прочитайте слова тетушки Совы.
-Что они обозначают?
-На какие вопросы они отвечают?
- Как называются эти слова?
-А теперь выполним упражнение в тетради.
(с.86,упр.149). – самостоятельное
выполнение после предварительного
разбора по шагам.
- Признаки предметов.
-Какая? Какой? Какое? Какие?
-Имена прилагательные.
Учащиеся выполняют упр. В соответствии с
заданиями.
При проверке – один ученик читает
выписанные словосочетания, остальные
учащиеся проверяют себя. Если задание
выполнено правильно, на полях выставляют
знак «+».
результата и уровня
усвоения знаний, его
временных характеристик;
Познавательные:
- выбор наиболее
эффективных способов
решения задач в
зависимости от
конкретных условий;
Личностные:
- выражать положительное
отношение к процессу
познания; проявлять
внимание, желание узнать
больше.
Коммуникативные:
- умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации.
6. Физкультминутка
Дети выполняют физкультминутку.
7. Закрепление
учебного материала.
(Работа в группе)
Цель: создать условия
для активной
познавательной
деятельности,
развитие творческих
способностей.
(Учащиеся делятся на 2 группы).
-Ребята, кто относится к первой группе-
поднимите флажки красного цвета, а вторая
Учащиеся составляют словосочетания.
(Синие брюки, кислый лимон, деревянный
карандаш и т.д.)
Регулятивные:
- умение действовать по
плану и планировать свою
деятельность;
- умение контролировать
процесс и результаты
своей деятельности,
включая осуществление
предвосхищающего
контроля в сотрудничестве
с учителем и
сверстниками;
Познавательные:
- поиск и выделение
необходимой информации,
применение методов
информационного поиска.
Личностные:
- готовность к
сотрудничеству, оказанию
группа- флажки- синего цвета.
-Задание слушайте очень внимательно!
-Прочитаем признаки имен прилагательных.
- Каждому признаку соответствует рисунок.
- Первая группа характеризует рисунки по
их признакам (первые четыре рисунка- для
первой группы; вторые четыре рисунка- для
второй группы.)
-Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте.
Оцените друг друга. Если все выполнено
верно поставьте своему товарищу плюсик.
помощи, распределение
ролей;
Коммуникативные:
- планирование учебного
сотрудничества с учителем
и сверстниками;
- умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации.
8.Рефлексия
деятельности.
9.Подведение итогов.
Цель: соотнесение
поставленных задач с
- Спишите, вставляя подходящие по смыслу
имена прилагательные вместо точек.
-Прочитайте получившийся текст.
-Назовите слова с непроверяемой
безударной гласной.
-
С какими словами познакомились на уроке?
-Что они обозначают?
-На какие вопросы отвечают?
- Какое задание вам было интересно
выполнять?
Этот …зверёк живёт в лесу. У него …ушки,
… хвост. Передние лапы… , а задние… .
Шубка у зверька летом…, а зимой… .
Морковка, капуста- любимые лакомства
животного.
Слова для сносок: короткие, пушистый,
белая, длинные, серая, короткий, короткие.)
- Капуста.
- С именами прилагательными.
-Признаки предметов.
- Какая? Какой? Какое? Какие?
(Ответы учащихся.)
-Дети оценивают результаты своей
деятельности.
Регулятивные:
- оценка – осознание
качества и уровня
освоения и владения теми
или иными учебными
действиями;
- осуществлять итоговый
контроль
Личностные:
- оценивать собственную
учебную деятельность:
свои достижения, степень
самостоятельности,
инициативности, причины
неудач.
Коммуникативные:
- умение строить
продуктивное
взаимодействие в
сотрудничестве со
сверстниками и
взрослыми.
- проявлять активность в
достигнутым
результатом, фиксация
нового знания,
постановка дальнейших
целей
деятельности
Домашнее задание.
Цель: обеспечение
понимания учащимися
цели, содержания и
способов выполнения
домашнего задания.
- Выполнить упр.87 на (с.150).
Учащиеся читают стихотворение
хором.
-Разбор выполнения домашнего задания.
Регулятивные:
- выделение и осознание
учащимися того, что уже
усвоено и что еще нужно
усвоить, осознания
качества и уровня
усвоения;
Познавательные:
- самостоятельное
формулирование
познавательной цели;
- самостоятельное
создание алгоритмов
деятельности при решении
проблем творческого и
поискового характера;
Коммуникативные:
- умение слушать и
вступать в диалог; умение
задавать вопросы.