Автор: Сафонова Оксана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: Лихославль
Наименование материала: конспект по ИЗО
Тема: "Портрет"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Малышок» г. Лихославль
Конспект НОД
По художественному творчеству
в старшей группе
на тему: «Портрет»
Составила: воспитатель
МДОУ «Детский сад «Малышок»
Сафонова Оксана Анатольевна
Цель: знакомство детей с одним из жанров живописи (портретом);
Задачи:
закреплять знания о профессии «художник»;
формировать у детей положительный эмоциональный отклик к
произведениям изобразительного искусства;
воспитывать уважение к труду художника;
обогащать словарь детей («портретист»).
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, детских работ в
изостудии, разрезное лото «Профессии»; д/и «Кому что нужно для работы»,
«Угадай настроение»; беседы с детьми о труде взрослых; отгадывание
загадок; чтение рассказа Н.Носова «Приключения Незнайки».
Оборудование: два мольберта, фломастеры, маленькие незаконченные
портреты девочки (по количеству детей), палитра, краски, карандаши, лист
бумаги, кисть.
Ход занятия:
Здравствуйте ребята! По дороге к вам в гости я зашла на почту и принесла
вот эту посылку (красивую коробку) и конверт. Интересно посмотреть, что
там лежит?
Но сначала отгадайте мою загадку:
У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист,
А еще мольберт-треножник,
Потому, что я ….(художник)
-Молодцы, правильно отгадали! Так, расскажите пожалуйста, кто же такой
художник? (Человек, который рисует картины).
- А теперь давайте посмотрим, что находится в этой посылке
(По очереди из посылки воспитатель достает предметы: лист бумаги,
кисть, карандаши, краски, палитру, дети называют их)
- Для кого нужны все эти предметы? (для художника)
- Как вы думаете, ребята, где хранят художники свои картины? (в музее,
картинных галереях)
- Правильно, в музее потом делают выставки картин. Туда можно прийти и
посмотреть на них.
- Раз, вы так хорошо умеете отгадывать загадки, попробуйте еще раз:
В нарисованной картине
Это главное лицо.
Может папа или мама,
Может дедушка и я
Нарисованы в картине
Может вся моя семья.
Догадаться тут несложно,
Неуверенности нет,
Что красивая картина
Называется …..(портрет)
-Правильно. Портрет – это такая картина, на которой художник рисует лицо
человека или изображает его во весь рост. Художник передает черты
человека, его характер. Такие картины называются «портретами», а
художников, которые рисуют их так и называют «художниками-
портретистами».
(Дети смотрят на экран)
Воспитатель: А теперь пришло время посмотреть, что лежит в этом большом
конверте.
(Воспитатель достает из него поочередно репродукции картин и вывешивает
на мольберте)
- Посмотрите ребята на этот портрет девочки. Его нарисовал художник Борис
Кустодиев. На этом портрете он изобразил свою дочку, которую зовут
Иринка. Она вам нравится? (Да)
-Чем вам понравилась девочка? (Она красивая…)
-Посмотрите, какой изобразил на портрете художник свою дочку, почему?
-Во что одета Иринка? Что у нее в руках?
-Как вы думаете, куда может пойти девочка?
-Кто еще нарисован на картине? (собака). Ее зовут Шумка.
- Глядя на этот портрет попробуйте подобрать слова, которые расскажут об
Иринке. Какая она? (Красивая, маленькая, веселая, улыбающаяся, нарядная).
- На следующей картине, которую нарисовал художник Илья Репин,
нарисована тоже девочка – его дочка, которую зовут Надя.
- Какой нарисовал ее художник?
-Почему она может быть такой грустной, что с ней могло случиться?
(Заболеть, загрустить, ждет маму, устала..)
- Какие слова можно подобрать к Наде, нарисованной на этом портрете?
(Больная, грустная, задумчивая, усталая..)
- Скажите ребята, а эти две девочки, нарисованные на этих портретах
похожи?
-Какие, ребята, вы молодцы! Наверное вы устали? Сейчас мы с вами
поиграем.
(Дети выходят на середину группы)
Физкультминутка «Юные волшебники»
Раз -подняться, потянуться
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – тихонечко присесть.
Будем дружно рисовать
И картины создавать.
Восп-ль: Ребята, а кто же создает картины? (художники).
- Посмотрите, что-то еще лежит в конверте? (Достает маленькие
незаконченные портреты ). Что это? Как называется картина, на которой
художник рисует только лицо? (портрет).
- Для того, чтобы закончить эти портреты, нам необходимо превратиться в
самых настоящих художников. Для этого надо сказать «волшебные слова»:
(Дети закрывают ладонями глаза)
Раз, два, три – покрутись
И в художников превратись.
(дети садятся за столы, дорисовывают лицо на портрете)
Восп-ль: Теперь наши портреты готовы. У нас получилась целая картинная
галерея. А теперь ребята, давайте пригласим на нашу выставку гостей, но
для этого из художников надо превратиться обратно в ребят. (Дети
закрывают глаза)
Раз, два, три – покрутись
И в ребяток превратись.