Автор: Кулатова Оксана Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №37 "Теремок"
Населённый пункт: г. Железногорск, Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Волшебные пальчики"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 37 «Теремок»
ЗАТО г. Железногорск, Красноярский край
Программа кружка
«Волшебные пальчики»
(для детей 6-7 лет)
Воспитатель: Кулатова О.В.
Пояснительная записка
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить
одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозгом, речевым
центром. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает
функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи
развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного
внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более
способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только
выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием
практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его
выполнения.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным
творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие
творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к
реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности,
радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность,
которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее
доступным
для
детей,
прикладное
творчество
обладает
необходимой
эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает
развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло
своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен
каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить,
создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить
головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое,
многое другое, что интересует ребенка.
Обрывная аппликация – вид аппликации, выполненная из кусочков бумаги одного
цвета или различных цветов, составляющих детали изображения.
Бумажный комочек - при изготовлении аппликации этим способом тонкая бумага
или салфетки рвутся на маленькие или большие кусочки. Каждый кусочек при помощи
пальцев рук или ладоней сминается, а затем скатывается в комочек нужной формы.
Бумажная полоска «петля» - вид аппликации, выполненный из полосок бумаги,
закрепленных в одном месте в виде петли.
Знакомство с оригами – пер. с японского «сложенная бумага» - древнее искусство
складывания фигурок из бумаги.
Программа кружка построена “от простого к сложному”. Рассматриваются
различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием
самых разнообразных техник.
Цели:
Создание оптимальных условий для художественно-эстетического развития
детей.
Развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики.
Задачи:
Обучающие
• Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами разных техник.
• Обучать различным приемам работы с бумагой.
• Формировать умения следовать устным инструкциям.
• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат,
треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.
• Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
• Создавать композиции с изделиями, выполненными в различных техниках
работы с бумагой.
Развивающие:
• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к искусству бумажной пластики.
• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные
способности детей.
• Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал,
содержать в порядке рабочее место.
Программа «Волшебные пальчики» рассчитана на 1 год. Занятия проводятся
четыре раза в месяц, с сентября по май, в вечернее время. Продолжительность занятий
30 мин.
Форма – тематическая совместная деятельность.
Формы и методы работы:
Беседа
Рассказ
Рассматривание иллюстрации
Показ образца выполнения последовательности работы
Презентация
Техническое оснащение занятий.
Для занятий в кружке необходимо иметь:
- цветную бумагу,
- гофрированный картон;
- картон белый и цветной,
- клей (наилучшим является клей ПВА),
- бумажные полоски шириной 5-7 мм,
- стержни для шариковой ручки с расщепленным концом,
- ножницы,
- карандаши простые,
- линейка,
- кисточки для клея,
- салфетки,
- клеенка.
Целевые ориентиры:
К концу года дети должны:
научиться различным приемам работы с бумагой;
научиться следовать устным инструкция;
развить внимание, память, мышление, пространственное воображение;
усовершенствовать мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус,
творческие способности и фантазию.
улучшить свои коммуникативные способности и закрепить навыки работы в
коллективе.
Планируемый результат реализации кружка «Волшебные пальчики»
составление альбома лучших работ;
проведение выставок детских работ.
Примерное планирование
Месяц
Тема занятия
Образец
Цель
сентябрь
«Осенние
листья»
- Учить переплетать бумажную
основу
полосками
цветной
бумаги,
подбирать
красивые
сочетания цветов;
сентябрь
-Продолжить обучение технике –
объемная аппликация;
развивать
внимание,
память,
глазомер, логическое и образное
мышление;
развивать
навыки
усидчивости,
аккуратности,
любви
к
процессу
работы,
стремлению к результату.
сентябрь
«Дары осени»
Учить
детей
обрывать
мелко
цветную
бумагу
и
развивать
способность
к
созданию
композиции в форме мозаики,
Познакомить
детей
с
выполнением
аппликации
с
помощью
контурной
мозаики,
развивать у детей способность к
творчеству,
воображение,
воспитывать
точность,
аккуратность.
сентябрь
«Урожай
собирай»
Развивать
тонкие
движения
пальцев рук при получении круга
из
квадрата,
овала
из
прямоугольника и из трапеции
овала путём обрезания углов;
развивать сенсорные способности
восприятия цвета при назывании
овощей
и
фруктов,
их
характерных
особенностей
(формы и цвета);
воспитывать самостоятельность в
выполнении заданий.
октябрь
«Зонтик»
Развивать
умение
делать
аппликацию
из
бумаги,
сложенной гармошкой;
развивать
представления
об
осени;
развивать навыки работы с клеем
и ножницами;
воспитывать
аккуратность
в
работе
октябрь
«Ёжик»
Учить
детей
изготавливать
игрушки
из
бумаги
и
ниток,
дополняя
ее
деталями;
воспитывать
аккуратность
во
время работы с клеем.
октябрь
«Осенние
деревья»
Продолжать
учить
создавать
поделки из бумажных полосок.
Познакомить с новыми приемами
получения
объемных
форм:
изготовления
стебелька
путем
скручивания бумаги в трубочку,
создания
объемной
головки
цветка
путем
точечного
соединения кругов.
октябрь
«Осенний
пейзаж»
Научить
делать
обрывную
аппликацию;
учить
подбирать
красивые
сочетания
цветов;
закреплять
навыки
работы
с
ножницами;.
ноябрь
Забавные
животные из
газет»
Совершенствовать
умение
работать
с
разной
бумагой,
использовать
знания,
приобретенные
в
ходе
предыдущих занятий; поощрять
желание детей работать сообща.
ноябрь
«Аквариум»
активизировать
способы
вырезания кругов и овалов из
квадратов или прямоугольников,
путем
закругления
углов;
преобразовывать
одни
геометрические фигуры в другие
(квадрат в 2-4 треугольника)
ноябрь
«Полосатый
коврик»
Учить
работать
ножницами,
нарезать
полоски
из
листа
бумаги,
подбирать
цветовые
оттенки,
чередовать
полоски
разного
цвета
и
составлять
композицию.
ноябрь
«Бумажные
фантазии»
Создавать выразительные образы
средствами бумажной пластики.
Совершенствовать
навыки
в
лепке
из
бумаги
и
передачи
цветом, формой характера образа.
Развивать
воображение
в
конструировании
частей.
Развивать
желание
фантазировать.
декабрь
«Волшебная
птица»
Закреплять
приемы
вырезания
симметричных
предметов
из
бумаги
гармошкой;
поощрять
проявления творчества.
декабрь
«Птицы зимой»
Продолжать
учить
детей
обрывать мелко цветную бумагу
и
развивать
способность
к
созданию композиции в форме
мозаики, развивать воображение;
совершенствовать
навыки
вырезания; воспитывать умение
доводить начатое дело до конца.
декабрь
«Снеговик»
Научить
детей
проявлять
творчество,
аккуратность
в
процессе изготовления поделки
из
бумажных
салфеток,
складывать вчетверо, обрезать у
салфетки
уголки
закреплять
степлером,
закреплять
навыки
работы
с
салфетками
и
ножницами.
декабрь
«Мороженое»
Закреплять
навыки
работы
ножницами, уметь вырезать по
прямой (ровные геометрические
фигуры,),
совершенствовать
навыки
работы
с
клеем,
прививать аккуратность.
январь
«Зимний
пейзаж»
Учить
детей
использовать
в
работе
прием
обрывания.
Упражнять
в
составлении
пейзажа.
Совершенствовать
умение в скручивании жгутиков
из салфеток, аккуратной работе с
клеем.
Развивать
мелкую
моторику рук.
январь
«Елка с
шарами»
- повторить умение вырезать по
контуру,
учиться
работать
с
ножницами;
- повторить понятие о “тёплых”
цветах.
Февраль
«Моё сердечко»
Учить
детей
использовать
в
работе
прием
обрывания.
Упражнять в составлении сердца
по контуру. Развивать желание
фантазировать.
Февраль
«Совушка из
крафтпакета»
Создание выразительного образа
совенка в технике аппликации
февраль
Подарок папе
Учить детей создавать
изображение предметов, срезая
углы у прямоугольников; ровно
вырезать треугольники из
квадрата и прямоугольника по
диагонали.
Развивающие: развивать
познавательный интерес,
творчество, память,
самостоятельность при
выполнении работы.
февраль
«Поздравительн
ый плакат к 8 м
марта»
Закрепить
способы
работы
в
технике аппликации: аккуратное
вырезывание
по
шаблону,
вырезывание по прямой линии,
аккуратное
наклеивание
вырезанных частей аппликации,
составление
композиции.
Поощрять детей работать сообща.
март
«Букет роз»
Продолжать
учить
создавать
красивые
цветы,
упражнять
в
декорировании работы. Развивать
мелкую
моторику
рук.
Учить
детей
аккуратно
складывать
бумажную полоску «бантиком»,
зафиксировать
края
клеем,
сформировать из этих заготовок
цветочки, аккуратно не примяв
листочки.
март
«Пасхальные
кролики»
Учить декорировать пластиковые
ложки с помощью аппликации из
бумаги
март
«Аппликация из
ладошек»
- повторить умение вырезать по
контуру, учиться работать с
ножницами;
- повторить понятие о “тёплых”
цветах.
март
«Волшебная
тарелочка»
Учить декорировать тарелку уже
знакомыми приемами работы из
салфеток, из цветной бумаги.
апрель
«Детки
в
клетках»
Учить
работать
ножницами,
нарезать
полоски
из
листа
бумаги,
подбирать
цветовые
оттенки,
чередовать
полоски
разного
цвета
и
составлять
композицию.
апрель
«Первоцветы»
Учить
детей
воплощать
в
художественной
форме
свое
представление
о
первоцвете
(подснежнике,
одуванчике)
Совершенствовать
аппликационную
технику
–
составлять цветок из отдельных
элементов,
старясь
передать
особенности
внешнего
вида
растения
Формировать композиционные
умения
апрель
«Весна пришла»
формировать
практические
навыки
работы
с
бумагой,
бросовым
материалом;
-
развивать
интерес
к
художественному
творчеству;
- развивать мелкую моторику рук,
глазомер, фантазию, эстетический
вкус, композиционные умения и
пространственное
мышление;
- закреплять умения обращения с
простейшими орудиями труда -
ножницами,
бумагой
-
совершенствовать
конструкторские
и
аппликационные
навыки
и
умения;
- воспитывать самостоятельность,
аккуратность в работе, терпение,
усидчивость
май
«Волшебная
птица»
Развивать умение делать
аппликацию из бумаги,
сложенной гармошкой;
воспитывать аккуратность в
работе.
май
Оформление
группы к лету
«Одуванчики,
розы,
маки,
ромашки»
Познакомить
со
способом
изготовления
розы
из гофрированной бумаги;
Обучить
основным
приемам
работы,
научить
изготавливать
цветок
в
данной
технике. Способствовать
развитию
пространственного
воображения,
художественного
вкуса, коммуникативных качеств;
Совершенствовать
мелкую
моторику
рук,
развивать
глазомер;
Получать
чувство
эстетического
наслаждения
от
полученного результата.