Напоминание

"Комплексный подход к формированию творческих компетентностей одаренных детей"


Автор: Скалкина Жанна Юрьевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №23"
Населённый пункт: Энгельс
Наименование материала: статья
Тема: "Комплексный подход к формированию творческих компетентностей одаренных детей"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: «Комплексный подход к формированию творческих

компетентностей одаренных детей»

Одаренность—конечно дар,

Богом данный, данный свыше.

Одаренность—это огонь,

Не гаси, поддержи его, слышишь.

Одаренность—пытливый ум,

Почемучка еще с пеленок.

Одаренный—философ и шут,

В общем, трудный еще ребенок

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение.

Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до

тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало,

сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в

человеке

-

это

всегда

стремление

вперед,

к

лучшему,

к

прогрессу,

к

совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле

э т о г о

п о н я т и я .

Развитие в учащихся творческого начала - важнейшая задача эстетического

воспитания в школе, в чем бы оно не проявлялось - в математике или в

музыке, в физике или в спорте, в общественной работе или в шефстве над

первоклассниками.

Творческое

начало

играет

огромную

роль

в

самих

классных

занятиях.

Это

знают

все

хорошие

педагоги.

Ведь

там,

где

появляется творческая инициатива, там всегда достигается экономия сил и

времени

и

одновременно

повышается

результат.

Вот

почему

не

правы

учителя,

несклонные

вводить

в

изучение

преподаваемых

ими

предметов

элементы эстетики, искусства, ссылаясь на то, что их собственная нагрузка и

нагрузка учащихся и без того слишком велика. Эти учителя не понимают, от

какого доброго, щедрого и верного помощника они тем самым отказываются,

поскольку

творчество

помогает

развивать

ключевые

компетенции

школьников.

В

настоящее

время

существует

большое

количество

подходов

для

определения перечня ключевых компетенций человека, которые необходимо

формировать в общеобразовательной школе. А.В. Хуторской выделяет в том

числе общекультурные и творческие компетенции.

Для

формирования

этих

компетенций

у

одаренных

детей

педагоги

нашей школы сочетают принципы комплексного развития и дифференциацию

обучения.

Эти

требования

можно

расценивать

как

социальный

заказ.

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей,

реализация

их

потенциальных

возможностей

является

одной

из

приоритетных социальных задач.

Схема комплексного подхода

к организации работы с одарёнными обучающимися

Внутренний

круг

это

те

направления

работы,

которые

реализуются

педагогом внутри учебного заведения. Внешний круг выводит обучающихся

за пределы образовательного учреждения, способствуя его социализации,

развитию его творческой активности.

Я уверена, что содержание учебной деятельности одаренных детей должно

отличаться от содержания базового образования. Одаренные дети, различаясь

между

собой,

обладают

при

этом

некоторыми общими

особенностями,

которые и учитываются при отборе содержания образования. Оптимальный

результат

в

развитии

обучающихся

достигается

при

одновременно

соответствующем изменении содержания и методов обучения.

В своей деятельности я отдаю предпочтение следующим методам:

проблемному, который ориентирует на осознанное усвоение знаний,

формирует логическое мышление;

эвристическому, ориентирующему учащихся на самостоятельное

открытие тех или иных явлений или законов;

исследовательскому, который способствует самостоятельному поиску

связи между уже имеющимися знаниями.

Одарённые

дети

с

определённого

этапа

должны

иметь

возможности

подключиться

к

различным

формам

творческой

коммуникации.

Поэтому

педагоги нашей школы постоянно вовлекают их в создание и реализацию

различных проектов, исследований, участие в фестивалях, олимпиадах и

конкурсах разного уровня.

Мудрость творчества заключается в том, что не надо «торопить» чувство

мыслью,

надо

довериться

бессознательной

области

души

ребенка.

Постепенно

накапливая

и

сопоставляя

свои

впечатления,

музыкально-

слуховые

представления,

он

внезапно

расцветает

в

своих

творческих

проявлениях, как внезапно раскрывается цветок.

Весьма

серьёзна

проблема,

связанная

с

так

называемой

«скрытой

одаренностью».

«Скрытой»

является

такая

одаренность,

которая

не

проявляется в высокой школьной успеваемости или каких-либо других явных

достижениях ребенка или подростка и не является очевидной для тех, кто

ребенка

окружает,

семьи,

учителей,

сверстников.

Более

того,

дети,

обладающие

такого

рода

одаренностью,

часто

бывают

про сто

неуспевающими.

Потеря

мотивации

к

учебе

в

школе

одаренными

детьми

может

вести

к

опасным

последствиям

еще

в

одном

отношении.

Одаренные

люди,

не

нашедшие себе полезного применения в обществе, образуют костяк сил,

направленных на разрушение общества. Способные дети, не нашедшие себя в

школе

и

не

продолжившие

образования

в

вузе,

все

равно

будут

искать

применение

своим

большим

возможностям,

что

и

приводит

к

риску

асоциального поведения.

Всё это говорит о том, что такие дети требуют индивидуального подхода,

более

сложной

работы

с

ними.

В

силу

своих

особенностей

они

очень

уязвимы, их слабости подчас кроются в их преимуществах. Поэтому важно

не «закопать» талант, а максимально способствовать развитию интеллекта и

чувств одарённых детей как потенциала развития нации, создавая вокруг них

атмосферу заинтересованности и доброжелательного отношения.

На начальном этапе я отдаю предпочтение коллективно-групповым формам

работы

с

одаренными

детьми

и

считаю

их

наиболее

перспективной

моделью.

Для

меня

они

представляют

большой

интерес

с

точки

зрения

обучения ребят, развития их индивидуальности, интеллектуально-творческих

способностей каждого в учебной и внеучебной деятельности. Главное здесь

не то, что много людей обучаются вместе, а то, что «все обучают каждого, и

каждый обучает всех». Это дает возможность каждому ребенку продвигаться

со

своей

собственной

скоростью

быстрее

или

медленнее,

чем

все

остальные.

.В настоящее время выявление и развитие одаренных детей — актуальная

проблема

современного

образования.

Именно

такие

дети,

способные

к

самообразованию и саморазвитию, являются интеллектуальным богатством

страны. В

современных

условиях

жизни

требуется

проявление

не

только

высокой

активности

человека,

но

и

его

умений

найти

нестандартное,

креативное решение поставленной перед ним проблемы, задачи.

У учащихся важно сформировать понятие: результат – не ради награды, а

ради самосовершенствования и саморазвития.

«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать

творчески», «проявление творчества» - эти понятия в современном обществе

являются

показателями

профессионализма,

высокой

квалификации.

Ведь

именно способность к творчеству и созиданию считается, в первую очередь,

атрибутом таланта, одарённости.

Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой

своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной

способности

вызывать

в

человеке

творческую

фантазию

оно

занимает,

безусловно,

первое

место

среди

всех

многообразных

элементов,

составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой

фантазии

не

сдвинуться

с

места

ни

в

одной

области

человеческой

деятельности.

Нередко от родителей и даже от учителей-воспитателей можно услышать

такие слова: «Ну, зачем он тратит дорогое время на сочинение стихов - у

него ведь нет никакого поэтического дара! Зачем он рисует - из него ведь

все равно художник не получится! А для чего он пытается сочинять

какую-то музыку - ведь это не музыка, а чепуха какая-то получается!..»

Какое во всех этих словах огромное педагогическое заблуждение! В ребенке

надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими

бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Он,

может быть, не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом (хотя в

раннем

возрасте

это

очень

трудно

предвидеть),

но,

возможно,

станет

отличным математиком, врачом, учителем или рабочим. И вот тогда самым

благотворным образом дадут о себе знать его детские творческие увлечения,

добрым следом которых останется его творческая фантазия, его стремление

создавать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому он

р е ш и л

п о с в я т и т ь

с в о ю

ж и з н ь .

Об

огромной

роли

искусства,

творческой

фантазии

в

развитии

научного

мышления

свидетельствует

хотя

бы

тот

поразительный

факт,

что

значительная

часть

научно-технических

проблем

выдвигалась

сначала

искусством, а уже потом, часто через столетия и даже тысячелетия, решалась

н а у к о й

и

т е х н и к о й .

Я не знаю такой области, такой профессии, где нельзя было бы проявить

творческое

начало.

И

когда

говорят,

что

учащихся

-

выпускников

общеобразовательной школы надо ориентировать на ту или иную профессию,

я думаю, забывают о главном: о том, что с первого класса школы надо

внушать учащимся мысль, что нет плохих профессий, как нет и профессий

нетворческих. Что, работая в любой профессии, каждый из них сможет

открыть новый, хотя бы и маленький мир. А вот если будет работать по

ремесленному, не творчески, то и в самой «творческой» профессии ничего

п у т н о г о

н е

с о з д а с т .



В раздел образования