Автор: Скалкина Жанна Юрьевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №23"
Населённый пункт: Энгельс
Наименование материала: статья
Тема: "Комплексный подход к формированию творческих компетентностей одаренных детей"
Раздел: начальное образование
Тема: «Комплексный подход к формированию творческих
компетентностей одаренных детей»
Одаренность—конечно дар,
Богом данный, данный свыше.
Одаренность—это огонь,
Не гаси, поддержи его, слышишь.
Одаренность—пытливый ум,
Почемучка еще с пеленок.
Одаренный—философ и шут,
В общем, трудный еще ребенок
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение.
Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до
тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало,
сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в
человеке
-
это
всегда
стремление
вперед,
к
лучшему,
к
прогрессу,
к
совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле
э т о г о
п о н я т и я .
Развитие в учащихся творческого начала - важнейшая задача эстетического
воспитания в школе, в чем бы оно не проявлялось - в математике или в
музыке, в физике или в спорте, в общественной работе или в шефстве над
первоклассниками.
Творческое
начало
играет
огромную
роль
в
самих
классных
занятиях.
Это
знают
все
хорошие
педагоги.
Ведь
там,
где
появляется творческая инициатива, там всегда достигается экономия сил и
времени
и
одновременно
повышается
результат.
Вот
почему
не
правы
учителя,
несклонные
вводить
в
изучение
преподаваемых
ими
предметов
элементы эстетики, искусства, ссылаясь на то, что их собственная нагрузка и
нагрузка учащихся и без того слишком велика. Эти учителя не понимают, от
какого доброго, щедрого и верного помощника они тем самым отказываются,
поскольку
творчество
помогает
развивать
ключевые
компетенции
школьников.
В
настоящее
время
существует
большое
количество
подходов
для
определения перечня ключевых компетенций человека, которые необходимо
формировать в общеобразовательной школе. А.В. Хуторской выделяет в том
числе общекультурные и творческие компетенции.
Для
формирования
этих
компетенций
у
одаренных
детей
педагоги
нашей школы сочетают принципы комплексного развития и дифференциацию
обучения.
Эти
требования
можно
расценивать
как
социальный
заказ.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей,
реализация
их
потенциальных
возможностей
является
одной
из
приоритетных социальных задач.
Схема комплексного подхода
к организации работы с одарёнными обучающимися
Внутренний
круг
–
это
те
направления
работы,
которые
реализуются
педагогом внутри учебного заведения. Внешний круг выводит обучающихся
за пределы образовательного учреждения, способствуя его социализации,
развитию его творческой активности.
Я уверена, что содержание учебной деятельности одаренных детей должно
отличаться от содержания базового образования. Одаренные дети, различаясь
между
собой,
обладают
при
этом
некоторыми общими
особенностями,
которые и учитываются при отборе содержания образования. Оптимальный
результат
в
развитии
обучающихся
достигается
при
одновременно
соответствующем изменении содержания и методов обучения.
В своей деятельности я отдаю предпочтение следующим методам:
проблемному, который ориентирует на осознанное усвоение знаний,
формирует логическое мышление;
эвристическому, ориентирующему учащихся на самостоятельное
открытие тех или иных явлений или законов;
исследовательскому, который способствует самостоятельному поиску
связи между уже имеющимися знаниями.
Одарённые
дети
с
определённого
этапа
должны
иметь
возможности
подключиться
к
различным
формам
творческой
коммуникации.
Поэтому
педагоги нашей школы постоянно вовлекают их в создание и реализацию
различных проектов, исследований, участие в фестивалях, олимпиадах и
конкурсах разного уровня.
Мудрость творчества заключается в том, что не надо «торопить» чувство
мыслью,
надо
довериться
бессознательной
области
души
ребенка.
Постепенно
накапливая
и
сопоставляя
свои
впечатления,
музыкально-
слуховые
представления,
он
внезапно
расцветает
в
своих
творческих
проявлениях, как внезапно раскрывается цветок.
Весьма
серьёзна
проблема,
связанная
с
так
называемой
«скрытой
одаренностью».
«Скрытой»
является
такая
одаренность,
которая
не
проявляется в высокой школьной успеваемости или каких-либо других явных
достижениях ребенка или подростка и не является очевидной для тех, кто
ребенка
окружает,
—
семьи,
учителей,
сверстников.
Более
того,
дети,
обладающие
такого
рода
одаренностью,
часто
бывают
про сто
неуспевающими.
Потеря
мотивации
к
учебе
в
школе
одаренными
детьми
может
вести
к
опасным
последствиям
еще
в
одном
отношении.
Одаренные
люди,
не
нашедшие себе полезного применения в обществе, образуют костяк сил,
направленных на разрушение общества. Способные дети, не нашедшие себя в
школе
и
не
продолжившие
образования
в
вузе,
все
равно
будут
искать
применение
своим
большим
возможностям,
что
и
приводит
к
риску
асоциального поведения.
Всё это говорит о том, что такие дети требуют индивидуального подхода,
более
сложной
работы
с
ними.
В
силу
своих
особенностей
они
очень
уязвимы, их слабости подчас кроются в их преимуществах. Поэтому важно
не «закопать» талант, а максимально способствовать развитию интеллекта и
чувств одарённых детей как потенциала развития нации, создавая вокруг них
атмосферу заинтересованности и доброжелательного отношения.
На начальном этапе я отдаю предпочтение коллективно-групповым формам
работы
с
одаренными
детьми
и
считаю
их
наиболее
перспективной
моделью.
Для
меня
они
представляют
большой
интерес
с
точки
зрения
обучения ребят, развития их индивидуальности, интеллектуально-творческих
способностей каждого в учебной и внеучебной деятельности. Главное здесь
не то, что много людей обучаются вместе, а то, что «все обучают каждого, и
каждый обучает всех». Это дает возможность каждому ребенку продвигаться
со
своей
собственной
скоростью
–
быстрее
или
медленнее,
чем
все
остальные.
.В настоящее время выявление и развитие одаренных детей — актуальная
проблема
современного
образования.
Именно
такие
дети,
способные
к
самообразованию и саморазвитию, являются интеллектуальным богатством
страны. В
современных
условиях
жизни
требуется
проявление
не
только
высокой
активности
человека,
но
и
его
умений
найти
нестандартное,
креативное решение поставленной перед ним проблемы, задачи.
У учащихся важно сформировать понятие: результат – не ради награды, а
ради самосовершенствования и саморазвития.
«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать
творчески», «проявление творчества» - эти понятия в современном обществе
являются
показателями
профессионализма,
высокой
квалификации.
Ведь
именно способность к творчеству и созиданию считается, в первую очередь,
атрибутом таланта, одарённости.
Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой
своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной
способности
вызывать
в
человеке
творческую
фантазию
оно
занимает,
безусловно,
первое
место
среди
всех
многообразных
элементов,
составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой
фантазии
не
сдвинуться
с
места
ни
в
одной
области
человеческой
деятельности.
Нередко от родителей и даже от учителей-воспитателей можно услышать
такие слова: «Ну, зачем он тратит дорогое время на сочинение стихов - у
него ведь нет никакого поэтического дара! Зачем он рисует - из него ведь
все равно художник не получится! А для чего он пытается сочинять
какую-то музыку - ведь это не музыка, а чепуха какая-то получается!..»
Какое во всех этих словах огромное педагогическое заблуждение! В ребенке
надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими
бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Он,
может быть, не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом (хотя в
раннем
возрасте
это
очень
трудно
предвидеть),
но,
возможно,
станет
отличным математиком, врачом, учителем или рабочим. И вот тогда самым
благотворным образом дадут о себе знать его детские творческие увлечения,
добрым следом которых останется его творческая фантазия, его стремление
создавать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому он
р е ш и л
п о с в я т и т ь
с в о ю
ж и з н ь .
Об
огромной
роли
искусства,
творческой
фантазии
в
развитии
научного
мышления
свидетельствует
хотя
бы
тот
поразительный
факт,
что
значительная
часть
научно-технических
проблем
выдвигалась
сначала
искусством, а уже потом, часто через столетия и даже тысячелетия, решалась
н а у к о й
и
т е х н и к о й .
Я не знаю такой области, такой профессии, где нельзя было бы проявить
творческое
начало.
И
когда
говорят,
что
учащихся
-
выпускников
общеобразовательной школы надо ориентировать на ту или иную профессию,
я думаю, забывают о главном: о том, что с первого класса школы надо
внушать учащимся мысль, что нет плохих профессий, как нет и профессий
нетворческих. Что, работая в любой профессии, каждый из них сможет
открыть новый, хотя бы и маленький мир. А вот если будет работать по
ремесленному, не творчески, то и в самой «творческой» профессии ничего
п у т н о г о
н е
с о з д а с т .