Напоминание

"Психологическая помощь детям, пережившим жестокое обращение в семье"


Автор: Ольга Павловна Коновалова
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБУ "Детский дом №1"
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: "Психологическая помощь детям, пережившим жестокое обращение в семье"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Психологическая помощь детям,

пострадавшим от жестокого обращения в семье

Как известно, жестокое обращение с детьми в семье, является одной

главных социальных проблем в обществе. И дети, проживающие в социально

неблагополучных семьях – это особый объект наблюдения государственных

органов.

В России существует категория детей, проживающих в особо тяжелых

условиях. К данной категории принадлежит ряд групп:

- Дети (социальные сироты), оставшиеся без попечения одного или

обоих родителей в связи с лишением их родителей родительских прав или

под опекой лиц, которые не в состоянии в полной мере обеспечить жизненно

необходимые потребности детей в их физическом и психосоциальном

развитии;

- Дети с асоциальным (криминальным) поведением, не достигших

возраста уголовной ответственности и нуждающихся в принудительных

мерах воспитательного воздействия;

- Дети, находящиеся в особо трудных условиях (семьи беженцов,

переселенцев, безработных, одиноких и несовершеннолетних матерей).

Большинство детей, относящихся к данной категории попадают в

социально-реабилитационные центры, интернаты и детские дома.

Очень часто дети, живущие в подобных тяжелых условиях становятся

объектами

жестокого

обращения

со

стороны

родителей

или

других

родственников.

Итак, что же следует понимать под термином «жестокое обращение»?

Жестокое обращение с детьми – это умышленное или неосторожное

обращение, или действия со стороны родителей/лиц их заменяющих, или

других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти

ребенка, либо угрожают правам и благополучию ребенка.

Выделяют четыре общих категории жестокого обращения с детьми:

1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических

повреждений ребенку.

2. Сексуальное насилие (развращение) – вовлечение ребенка с его

согласия и без такового в сексуальные действия с целью получения

последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный

контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок

не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные

последствия для себя.

3. Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное

или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие

личности и приводящее к формированию патологических черт характера. К

психологической

форме

насилия

относятся:

открытое

неприятие

и

постоянная критика ребенка; угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в

словесной

форме;

замечания,

высказанные

в

оскорбительной

форме,

унижающие достоинство ребенка; преднамеренная физическая и социальная

изоляция ребенка; ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний; грубое

психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму;

унижение и насмешки, вызывающие у ребенка негативные чувства по

отношению к себе; угрозы и различные манипуляции по типу: «Ты мне вот

такой не нужен…» и другие формы психического насилия.

4. пренебрежение нуждами ребенка – отсутствие элементарной заботы

о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и

появляется угроза его здоровью или развитию. Например: отсутствие

адекватного возрасту питания, одежды, жилья, образования, медицинской

помощи, отсутствие должного внимания и заботы.

Следует сказать, что дети, воспитывающиеся в семьях, где соседствуют

несколько

таких

факторов,

например

алкоголизм

одного

или

обоих

родителей, регулярные скандалы, финансовые трудности, еще больше

подвержены опасности, стать жертвами жестокого обращения со стороны

родителей или других близких родственников, а также опекунов и приемных

родителей.

Жестокое обращение с детьми не проходит бесследно. Любое насилие

над ребенком влечет за собой серьезные негативные последствия.

Среди наиболее существенных и часто встречающихся последствий

жестокого обращения с детьми можно выделить следующие:

- неспособность добиться успеха в профессиональной карьере, стать

эффективным членом общества;

- трудности в создании собственной семьи, налаживании супружеских

отношений, решении бытовых проблем;

-

проблемы

в

воспитании

собственных

детей,

«наследование»

насильственных

методов

воспитания,

неумение

строить

с

детьми

доверительные отношения;

- неспособность вовремя увидеть насилие над собственными детьми и

защитить их;

- нарушение половой ориентации;

-

вовлечение

в

употребление

алкоголя,

наркотиков,

занятия

проституцией;

- вовлечение в преступную активность.

Причины и условия жестокого обращения, а также последствия для

ребенка и семьи носят комплексный (медицинский, психологических,

социальный и юридический) характер.

Следовательно, при попадании ребенка в такое учреждение как детский

дом,

должна

проводиться

комплексная

реабилитационная

и

профилактическая работа специалистами различного профиля.

Мы рассмотрим особенности психологической помощи детям.

Известно, что при отсутствии психологической коррекции отдаленные

последствия перенесенного в детстве насилия могут сохраняться долгие годы

и становятся одной из причин преступности и воспроизводства жестокого

обращения с детьми в обществе.

Психологическая помощь детям и подросткам, пережившим насилие и

жестокость, должна быть направлена на частичное или полное устранение их

последствий и принятие мер по прекращению насильственных действий. Эта

работа

включает

меры

профилактического,

диагностического

и

коррекционно-терапевтического характера. Выделяют такие особенности

такого рода помощи:

- Полное признание основных прав детей и подростков: на жизнь,

личную неприкосновенность, защиту и достойное существование;

- Анонимность и конфиденциальность, повышающие вероятность

обращения жертв насилия за помощью.

Целью

психологической

помощи

жертве

насилия

состоит

в

уменьшении

отрицательного

влияния

пережитой

им

травмы

на

его

дальнейшее развитие, предотвращение отклонений в поведении, облегчении

реабилитации в обществе. Исходя из этого, психолог решает следующие

задачи:

- оценивает уровень психического здоровья жертвы насилия и

определяет показания к другим видам помощи;

- изучает индивидуально-психологические особенности ребенка с

целью более адекватного их использования для решения возникших проблем;

-

мобилизует

скрытые

психологические

ресурсы

ребенка,

обеспечивающие самостоятельное решение проблем;

- осуществляет коррекцию личностных дисгармоний и социальной

дезадаптации;

- выявляет основные направления дальнейшего развития личности;

- привлекает других членов семьи, родственников, сверстников,

доверенных и референтных лиц к оказанию психологической поддержки

пострадавшему ребенку.

Для работы с детьми и подростками, пострадавшими от насилия,

психолог использует следующие психодиагностические методики: опросник

А.Е. Личко, цветовой тест М. Люшера, шкалу уровня субъективного

контроля

Д.

Роттера,

рисуночные

тесты

(«Дом-Дерево-Человек»,

«Кинематический рисунок семьи», «Несуществующее животное»), методику

«Неоконченные предложения» и другие.

Основными задачами индивидуальной психотерапии с детьми и

подростками, находящимися в кризисном состоянии, являются: преодоление

отчужденности, нейтрализация аффективного состояния через создание

атмосферы принятия, доверия, безопасности и привлечение ресурсных

состояний. Для детей чаще всего используются психо-драматическое

отреагирование

травматических

ситуаций

через

арттерапию,

телесно-

ориентированные техники, игровую терапию.

Это очень ответственная часть работы психолога, так как повторное

внутреннее психологическое переживание ситуации насилия может усилить

психотравму. Подросток, имеющий достаточный личностный ресурс, может

вывести проблему на уровень осознания и с помощью психолога произвести

переориентирование с кризисного переживания на какие-либо позитивные

направления. После отреагирования травматического опыта или позитивной

переориентации основной проблемы у клиента высвобождается достаточно

сил, которые следует направить на поднятие самооценки, на формирование

доверия к себе, уверенности в своих силах, на конструктирование новых

способов поведения и решения конфликтов, на выработку активности в

борьбе со злом.

Острое кризисное состояние может длиться от одного до двух месяцев.

В этот период жертвы насилия особенно нуждаются в психотерапевтической

помощи. Возможно применение терапии творческим самовыражением,

сказкотерапии,

игровой

терапии.

Групповая

психотерапия

детей

и

подростков показана в случаях, когда контакт установлен и пострадавший

может говорить о волнующих его темах. Это может произойти после

индивидуальной

психотерапии,

когда

снимается

аффективная

острая

симптоматика. Обычно группа формируется из подростков, имеющих

аналогичные проблемы. Именно в такой группе пострадавший может

обрести понимание и сочувствие, ощутить себя в своей среде, рассказать о

своих переживаниях, услышать опыт других, попробовать новые модели

поведения, не боясь осуждения, выработать новые способы адаптации,

саморегуляции

и

самоконтроля

и,

наконец,

найти

новых

друзей,

почувствовать уверенность в себе и перестать быть жертвой.

Психопрофилактикой насилия может служить работа психолога с

родителями, педагогами, специалистами; осознание источников насилия,

разъяснение

их

опасности,

защиту

прав

жертв

насилия

и

способы

предупреждения насилия и жестокости. Профилактическую задачу решает и

специальная работа психолога по коррекции агрессивного поведения детей и

подростков. Коррекционно-развивающая работа психолога направлена на

осознание подростками причин агрессивного поведения, расширение предела

терпимости,

освоение

способов

социального

контроля,

поиск

альтернативных агрессии, социально приемлемых способов поведения и

разрешения жизненных трудностей. Важно обучить ребенка безопасному

поведению,

усилить

его

возможности

самозащиты,

снять

комплексы

неполноценности.

Важным

компонентом

психокоррекционной

программы

является

работа с семьей подростка. Отклоняющееся поведение может служить

средством психологической защиты инфантильной личности подростка,

компенсации его блокированных потребностей.

Задача психолога состоит не только в психологической помощи детям

и подросткам, имеющим те или иные отклонения в поведении, но и в

переориентации их социальной микросреды, воспитательного микросоциума.



В раздел образования