Автор: Баширова Фрида Фаритовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ-интернат для одаренных детей" Сабинского муниципального района РТ
Населённый пункт: Республика Татарстан, п.г.т. Богатые Сабы
Наименование материала: разработка
Тема: С детства дружбой дорожи!
Раздел: начальное образование
Классный час на тему:
Цели:
- выявить представления учащихся о том, что такое дружба и каким должен
быть настоящий друг;
- развивать речь и мышление учащихся;
- содействовать формированию дружного коллектива.
Подготовительная работа:
- чтение книг о дружбе, поиск пословиц и поговорок, разучивание песен о
дружбе.
Оборудование:
- аудиозапись мелодии песни «Когда мои друзья со мной», мультимедийный
проектор, экран, электронная презентация.
Ход классного часа:
Звучит песня о дружбе «Когда мои друзья со мной» (слова М.Танича, музыка
В.Шаинского)
Учитель: Вы догадались, о теме нашего классного часа сегодня? Мы
продолжаем путешествие в прекрасное королевство Дружбы. И тема нашего
классного часа «С детства дружбой дорожи» Сегодня мы будем обсуждать
несколько серьёзных вопросов (1 слайд):
- Что такое дружба?
- Какая бывает дружба?
- Где можно встретить дружбу?
Какое прекрасное слово «дружба» Произнесите это слово. Что вам
вспоминается?
Ученики:
- вспоминаю своего друга, с которым интересно играть, читать новую книгу;
- вспоминаю подругу, с которой можно посекретничать;
- вспоминаю весёлых героев мультфильмов.
Учитель: О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно
излагали свои мысли и поэты, и писатели, и учёные, и философы, и
крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ говорил так: «Никакое
общение между людьми невозможно без дружбы». Люди сложили о дружбе
много пословиц и поговорок.
Давайте вместе расскажем стихотворение Л.Измайлова «Монолог о дружбе»:
Учитель: Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать…
Ну, а может, дружба- это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда?
Согласны вы с такой трактовкой дружбы?
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Ученики:
Дружба- это если друг твой болен
И не может в школу приходить,-
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год…
Если друг твой что-то, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг,
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе,
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей- и белых, и цветных.
Дружба- это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба- это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.
Учитель: Кого можно назвать другом?
- Друг- это интересная книга, которую читаешь.
- Друг- это мама, которая поможет в трудную минуту.
- Друг- это учитель, который помогает заглянуть в тайны знаний.
- Друг- это мой непослушный щенок.
Учитель: Слово «дружба» в нашей жизни встречается постоянно. (2 слайд)
В названиях населённых пунктов, названиях трудных участков горных
переходов, в названиях улиц и т.д. Давайте уточним значение понятия
«дружба». Как вы его понимаете? За более точным определением обратимся
к толковому словарю Ожегова. В нем можно найти:
- Друг- это человек, который связан с кем-нибудь дружбой
- Дружба- близкие отношения, основанные на взаимном доверии,
привязанности, общности интересов.
В литературных произведениях мы тоже часто встречаемся с этим понятием:
Дружба- главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда- не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Ребята, а если у вас друг?
Какими качествами обладают ваши друзья, какие они- ваши друзья?
(добрые, весёлые и т.д.)
Слова доброта, внимание, отзывчивость, верность, помощь позволяют
охарактеризовать понятия «дружба» и «друг». А сейчас послушайте ещё
одно стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим
другом и почему?
Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
(Я в тот день забыл пенал)
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок-
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.
(выслушиваются ответы учащихся)
Учитель: Друг- это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает
и радуется за своего друга, т.е. несёт ответственность за другого. А для чего
нужны друзья?
Ученики:
Если есть друзья на свете-
Всё прекрасно, всё цветёт,
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнёт.
Мы и в дождь, и в снег и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим-
Дружбы этой не порвать.
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живём на свете
Для хороших славных дел.
Учитель: Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Какие правила
нужно выполнять, чтобы сохранить дружбу? (3 слайд)
Ученики: - Не ссориться
- Уступать
- Не бояться просить прощения, если обидел друга
- Не грубить
- Не злиться
- Не жадничать
- Помогать другу
- Быть честным
Учитель: Дружбу надо ценить. Ведь не зря говорят: «Нет друга- ищи, а
нашёл- береги».
Исполнение песни «Вместе весело шагать»
Учитель: Здорово. А все ли люди хотят дружить? (4 слайд)
Укреплению мира и дружбы среди народов Земли содействуют:
1) Желание действовать вместе, так как «нас много, а планета- одна».
2) Можно проводить переговоры по острым вопросам, проблемам и решать
их мирным путём.
3) Создавать и участвовать в Международных конкурсах творчества.
4) Проводить совместные праздники.
5) Находить новых друзей и общаться с ними.
Учитель: А знаете ли вы, что во многих странах, и у нас в России, есть
государственные награды, вручаемые за укрепление дружбы между
народами? (5 слайд)
Орденом Дружбы награждаются:
- граждане России;
- предприятия, учреждения, организации, воинские части и города;
- Орденом Дружбы народов могут быть награждены и лица, не являющиеся
гражданами нашей страны.
Учитель: Как вы думаете, только ли с людьми можно дружить и общаться?
(6 слайд)
У кого из вас есть четвероногий друг?
Правильно сказал мудрый человек, что «Дружба- это созвучие душ в
соединённости судеб». Дружить можно со всеми и с кем-то одним, но всё-
таки самая главная дружба начинается в семье. Ведь семья- это начало нашей
жизни, мы здесь родились, растём, взрослеем. Недаром одна из пословиц
гласит: нет лучше дружка, чем родная матушка. Как вы её понимаете? А
какие ещё пословицы о дружбе вы знаете?
- игра «Собери пословицу»
(7 слайд) – Человек без друзей, что дерево без корней.
- Нет друга - ищи, а нашёл - береги.
- Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
- Дружба как стекло: разобьёшь- не сложишь.
- Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.
- Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.
- Друг спорит, а враг поддакивает.
Учитель: Во многих наших песнях поётся о дружбе. Давайте вспомним и
споём. (8 слайд).
Подошло время для подведения итогов нашего классного часа. (9 слайд)
Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, терпеливого и
добрейшего кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»
Посмотрите, какие русские народные пословицы и поговорки он приготовил
для мышат:
(читаем вместе)
- Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.
- Лучше честный враг, чем коварный друг.
- Не бойся врага умного, бойся друга глупого.
(10 слайд) Теперь вы знаете о дружбе всё!
А что может посоветовать нам Крошка Енот?
- Друзей находит тот, кто сам встречает их улыбкой.
Это подтвердят и все герои мультфильмов.
Ребята, давайте пофантазируем, какие чудеса могут произойти в нашей
школе, если все вокруг подружатся? (ответы учащихся)
Чтобы солнышко светило
Чтоб на всех его хватило,
Чтоб цвели в лугах цветы,
Чтоб дружили я и ты-
За руки возьмёмся, встанем в круг
Каждый человек человеку- друг!
Учитель: Посмотрите, какое большое сердце нарисовано на плакате. Это
наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое, а
волшебное. В это сердце – кармашек вы опустите сейчас свою вырезанную
из бумаги ладошку с пожеланиями- себе, классу, другу. Мы их откроем через
несколько лет, когда вы будете в 11 классе.
(звучит музыка, учащиеся пишут пожелания)
Учитель: Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.
Вот и подошёл к концу наш классный час. Помогайте друг другу в трудную
минуту, ищите хороших и верных друзей. Удачи всем в поисках настоящего
друга!