Напоминание

С детства дружбой дорожи!


Автор: Баширова Фрида Фаритовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ-интернат для одаренных детей" Сабинского муниципального района РТ
Населённый пункт: Республика Татарстан, п.г.т. Богатые Сабы
Наименование материала: разработка
Тема: С детства дружбой дорожи!
Раздел: начальное образование





Назад




Классный час на тему:

Цели:

- выявить представления учащихся о том, что такое дружба и каким должен

быть настоящий друг;

- развивать речь и мышление учащихся;

- содействовать формированию дружного коллектива.

Подготовительная работа:

- чтение книг о дружбе, поиск пословиц и поговорок, разучивание песен о

дружбе.

Оборудование:

- аудиозапись мелодии песни «Когда мои друзья со мной», мультимедийный

проектор, экран, электронная презентация.

Ход классного часа:

Звучит песня о дружбе «Когда мои друзья со мной» (слова М.Танича, музыка

В.Шаинского)

Учитель: Вы догадались, о теме нашего классного часа сегодня? Мы

продолжаем путешествие в прекрасное королевство Дружбы. И тема нашего

классного часа «С детства дружбой дорожи» Сегодня мы будем обсуждать

несколько серьёзных вопросов (1 слайд):

- Что такое дружба?

- Какая бывает дружба?

- Где можно встретить дружбу?

Какое прекрасное слово «дружба» Произнесите это слово. Что вам

вспоминается?

Ученики:

- вспоминаю своего друга, с которым интересно играть, читать новую книгу;

- вспоминаю подругу, с которой можно посекретничать;

- вспоминаю весёлых героев мультфильмов.

Учитель: О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно

излагали свои мысли и поэты, и писатели, и учёные, и философы, и

крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ говорил так: «Никакое

общение между людьми невозможно без дружбы». Люди сложили о дружбе

много пословиц и поговорок.

Давайте вместе расскажем стихотворение Л.Измайлова «Монолог о дружбе»:

Учитель: Что такое дружба? Каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Слово «дружба» что обозначает?

Может быть, поход вдвоём в кино,

Может быть, хороший пас в футболе,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски?

Ну, а может быть, молчанье в классе,

Если друг плохое совершит?

Скажем, Коля стены разукрасил,

Михаил всё видел, но молчит.

Разве это дружба, если кто-то

Дроби дома не хотел решать:

Заниматься не было охоты,

А дружок даёт ему списать…

Ну, а может, дружба- это если

Друг приятно говорит всегда,

Речь свою пересыпая лестью,

И не скажет резкость никогда?

Согласны вы с такой трактовкой дружбы?

Что такое дружба, каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Ну а всё же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

Ученики:

Дружба- это если друг твой болен

И не может в школу приходить,-

Навещать его по доброй воле,

Школьные уроки приносить,

Терпеливо объяснять заданья,

На себя взять часть его забот,

Отдавать ему своё вниманье

Дни, недели, месяц или год…

Если друг твой что-то, к сожаленью,

Плохо сделал или же сказал,

Надо честно, прямо, без сомненья

Правду высказать в глаза.

Может быть, понять он всё не сможет,

Может быть, обидится он вдруг,

Всё равно сказать ты правду должен,

Ведь на то и нужен лучший друг.

Дружба в радости и дружба в горе,

Друг последнее всегда отдаст.

Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,

Тот, кто не обманет, не предаст.

Дружба никогда границ не знает,

Нет преград для дружбы никаких.

Дружба на земле объединяет

Всех детей- и белых, и цветных.

Дружба- это если пишут дети

Письма детям из другой страны.

Дружба- это мир на всей планете

Без сирот, без ужасов войны.

Учитель: Кого можно назвать другом?

- Друг- это интересная книга, которую читаешь.

- Друг- это мама, которая поможет в трудную минуту.

- Друг- это учитель, который помогает заглянуть в тайны знаний.

- Друг- это мой непослушный щенок.

Учитель: Слово «дружба» в нашей жизни встречается постоянно. (2 слайд)

В названиях населённых пунктов, названиях трудных участков горных

переходов, в названиях улиц и т.д. Давайте уточним значение понятия

«дружба». Как вы его понимаете? За более точным определением обратимся

к толковому словарю Ожегова. В нем можно найти:

- Друг- это человек, который связан с кем-нибудь дружбой

- Дружба- близкие отношения, основанные на взаимном доверии,

привязанности, общности интересов.

В литературных произведениях мы тоже часто встречаемся с этим понятием:

Дружба- главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее,

И любая беда- не беда,

Если рядом друзья настоящие.

Ребята, а если у вас друг?

Какими качествами обладают ваши друзья, какие они- ваши друзья?

(добрые, весёлые и т.д.)

Слова доброта, внимание, отзывчивость, верность, помощь позволяют

охарактеризовать понятия «дружба» и «друг». А сейчас послушайте ещё

одно стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим

другом и почему?

Друг напомнил мне вчера,

Сколько делал мне добра:

Карандаш мне дал однажды,

(Я в тот день забыл пенал)

В стенгазете, чуть не в каждой,

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок-

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка:

Откусить мне дал когда-то,

А теперь представил счёт.

Не влечёт меня, ребята,

Больше к другу не влечёт.

(выслушиваются ответы учащихся)

Учитель: Друг- это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает

и радуется за своего друга, т.е. несёт ответственность за другого. А для чего

нужны друзья?

Ученики:

Если есть друзья на свете-

Всё прекрасно, всё цветёт,

Даже самый сильный ветер,

Даже буря не согнёт.

Мы и в дождь, и в снег и в стужу

Будем весело шагать.

При любой погоде дружим-

Дружбы этой не порвать.

И любой из нас ответит,

Скажут все, кто юн и смел:

Мы с тобой живём на свете

Для хороших славных дел.

Учитель: Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Какие правила

нужно выполнять, чтобы сохранить дружбу? (3 слайд)

Ученики: - Не ссориться

- Уступать

- Не бояться просить прощения, если обидел друга

- Не грубить

- Не злиться

- Не жадничать

- Помогать другу

- Быть честным

Учитель: Дружбу надо ценить. Ведь не зря говорят: «Нет друга- ищи, а

нашёл- береги».

Исполнение песни «Вместе весело шагать»

Учитель: Здорово. А все ли люди хотят дружить? (4 слайд)

Укреплению мира и дружбы среди народов Земли содействуют:

1) Желание действовать вместе, так как «нас много, а планета- одна».

2) Можно проводить переговоры по острым вопросам, проблемам и решать

их мирным путём.

3) Создавать и участвовать в Международных конкурсах творчества.

4) Проводить совместные праздники.

5) Находить новых друзей и общаться с ними.

Учитель: А знаете ли вы, что во многих странах, и у нас в России, есть

государственные награды, вручаемые за укрепление дружбы между

народами? (5 слайд)

Орденом Дружбы награждаются:

- граждане России;

- предприятия, учреждения, организации, воинские части и города;

- Орденом Дружбы народов могут быть награждены и лица, не являющиеся

гражданами нашей страны.

Учитель: Как вы думаете, только ли с людьми можно дружить и общаться?

(6 слайд)

У кого из вас есть четвероногий друг?

Правильно сказал мудрый человек, что «Дружба- это созвучие душ в

соединённости судеб». Дружить можно со всеми и с кем-то одним, но всё-

таки самая главная дружба начинается в семье. Ведь семья- это начало нашей

жизни, мы здесь родились, растём, взрослеем. Недаром одна из пословиц

гласит: нет лучше дружка, чем родная матушка. Как вы её понимаете? А

какие ещё пословицы о дружбе вы знаете?

- игра «Собери пословицу»

(7 слайд) – Человек без друзей, что дерево без корней.

- Нет друга - ищи, а нашёл - береги.

- Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

- Дружба как стекло: разобьёшь- не сложишь.

- Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.

- Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.

- Друг спорит, а враг поддакивает.

Учитель: Во многих наших песнях поётся о дружбе. Давайте вспомним и

споём. (8 слайд).

Подошло время для подведения итогов нашего классного часа. (9 слайд)

Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, терпеливого и

добрейшего кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»

Посмотрите, какие русские народные пословицы и поговорки он приготовил

для мышат:

(читаем вместе)

- Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.

- Лучше честный враг, чем коварный друг.

- Не бойся врага умного, бойся друга глупого.

(10 слайд) Теперь вы знаете о дружбе всё!

А что может посоветовать нам Крошка Енот?

- Друзей находит тот, кто сам встречает их улыбкой.

Это подтвердят и все герои мультфильмов.

Ребята, давайте пофантазируем, какие чудеса могут произойти в нашей

школе, если все вокруг подружатся? (ответы учащихся)

Чтобы солнышко светило

Чтоб на всех его хватило,

Чтоб цвели в лугах цветы,

Чтоб дружили я и ты-

За руки возьмёмся, встанем в круг

Каждый человек человеку- друг!

Учитель: Посмотрите, какое большое сердце нарисовано на плакате. Это

наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое, а

волшебное. В это сердце – кармашек вы опустите сейчас свою вырезанную

из бумаги ладошку с пожеланиями- себе, классу, другу. Мы их откроем через

несколько лет, когда вы будете в 11 классе.

(звучит музыка, учащиеся пишут пожелания)

Учитель: Так давайте, давайте дружить,

Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.

Если дружбой всегда дорожить,

То любое желанье исполнится.

Вот и подошёл к концу наш классный час. Помогайте друг другу в трудную

минуту, ищите хороших и верных друзей. Удачи всем в поисках настоящего

друга!



В раздел образования