Автор: Ермолаева Наталья Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад№1" "Рябинка"
Населённый пункт: г.Нефтеюганск, Тюменская область
Наименование материала: статья по Духовно нравственному воспитанию дошкольников
Тема: "Русская мудрость о воспитании"
Раздел: дошкольное образование
Статья «Русская мудрость о воспитании»
Многовековая
практика
воспитания
детей
в
семье
,
приводит
к
выводу
о
том
,
что
разумное
воспитание
-
одна
из
не
приходящих
ценностей
: «
Человек
без
воспитания
-
тело
без
души
», «
Самое
лучшее
наследство
-
воспитанность
», «
Дитятко
-
это
тесто
:
как
замеси
,
так
и
выросло
».
Заботу
о
воспитании
детей
,
характер
отношений
,
умение
воспитывать
,
народ
рассматривает
как
показатель
нравственной
красоты
человека
,
его
духовной
щедрости
. «
Не
тот
отец
-
мать
,
кто
родил
,
а
тот
,
кто
вспоил
,
вскормил
,
да
добру
научил
», «
Не
чванься
отцом
-
хвались
сыном
молодцом
».
Устное
народное
творчество
…
Это
история
народа
,
его
духовное
богатство
.
Уже
тысячу
лет
назад
никто
на
Руси
не
мог
засвидетельствовать
,
с
каких
пор
повелось
петь
былины
,
сказывать
сказки
.
Они
переходили
от
поколения
к
поколению
вместе
с
обычаями
и
обрядами
,
с
теми
навыками
,
без
которых
не
срубишь
избы
,
не
добудешь
меда
,
не
вырежешь
ложки
.
Это
были
своего
рода
духовные
заповеди
,
заветы
,
которые
чтил
народ
.
Пение
былин
,
сказывание
сказок
,
пословиц
,
поговорок
понималось
народом
как
сила
,
действующая
в
целях
созидания
.
Один
из
пластов
этого
созидания
-
мудрость
воспитания
.
Недаром
еще
К
.
Д
.
Ушинский
писал
:
«
Воспитание
существует
в
русском
народе
столько
же
веков
,
сколько
существует
сам
народ
-
с
ним
родилось
,
с
ним
выросло
,
отразило
в
нем
всю
его
историю
…».
Ушинскому
принадлежит
и
другое
высказывание
. «
По
содержанию
, -
писал
он
, -
наши
пословицы
важны
для
первоначального
обучения
тем
,
что
в
них
,
как
в
зеркале
,
отразилась
русская
народная
жизнь
со
всеми
своими
живописными
особенностями
.
Может
быть
,
ничем
нельзя
так
ввести
в
понимание
народной
жизни
,
как
объясняя
ему
значение
народных
пословиц
.
В
них
отразились
все
стороны
жизни
народа
:
домашняя
,
семейная
,
полевая
,
лесная
,
общественная
;
его
потребности
,
привычки
,
его
взгляд
на
природу
,
на
людей
,
на
значение
всех
явлений
жизни
.»
Итак
,
какие
же
философские
и
педагогические
мысли
волновали
столетиями
русский
народ
?
Прежде
всего
,
обратим
внимание
на
высказывания
о
сущности
счастья
.
Счастье
и
радость
,
по
воззрениям
русского
народа
,
не
только
в
том
,
чтобы
в
семье
был
ребенок
,
а
в
том
,
чтобы
была
«
полна
горница
детей
».
Какой
же
смысл
вкладывается
в
слово
«
полна
»?
ответ
,
очевидно
,
можно
найти
в
пословице
«
Один
сын
-
не
сын
,
два
сына
-
полсына
,
три
сына
-
целый
сын
».
Счастье
родителей
и
счастье
детей
-
нерасторжимые
судьбы
.
Эту
взаимосвязь
народ
отмечает
так
: «
Добрые
дети
-
делу
венец
,
а
плохие
дети
-
дому
конец
».
Точнее
и
образнее
не
скажешь
.
Да
разве
только
этим
ограничивается
народная
мудрость
о
детях
?
Десятки
,
сотни
пословиц
и
поговорок
свидетельствуют
:
«
Маленькие
дети
тяжелы
на
камнях
,
а
большие
на
сердце
»,
«
Малые
дети
спать
не
дают
,
а
вырастут
,
так
и
сам
не
уснешь
».
Многовековая
практика
воспитания
детей
в
семье
приводит
к
выводу
о
том
,
что
разумное
воспитание
-
одна
из
непреходящих
ценностей
: «
Человек
без
воспитания
-
тело
без
души
», «
Самое
лучшее
наследство
-
воспитанность
», «
Дитятко
-
это
тесто
:
как
замесил
,
так
и
выросло
».
Сложность
и
трудность
воспитания
русский
народ
отразил
в
многочисленных
пословицах
,
поговорках
,
песнях
.
Своеобразным
предупреждением
звучат
наставления
: «
Умел
дитя
родить
,
умей
и
научить
», «
Кому
детей
родить
,
тому
их
и
вскормить
», «
Кто
без
призора
с
колыбели
,
тот
всю
жизнь
не
при
деле
».
Народ
подметил
немаловажную
вещь
наследственного
фактора
и
зафиксировал
свои
наблюдения
в
виде
следующих
суждений
: «
От
плохого
семени
не
жди
доброго
племени
», «
Какие
корешки
,
такие
и
вершки
,
какие
родители
,
такие
и
детишки
», «
От
свиньи
бобры
не
родятся
,
а
такие
же
поросята
».
Какие
же
качества
выше
всего
ценит
народ
в
человеке
?
На
первое
место
ставится
здоровье
: «
Здоровье
-
всему
голова
», «
Было
бы
здоровье
-
остальное
будет
», «
Берешь
платье
снова
,
а
здоровье
смолоду
», «
Здоровье
сгубишь
-
новое
не
купишь
».
А
вот
пословицы
,
почитающие
ум
,
знание
,
науку
: «
Мир
освещается
солнцем
,
а
человек
знанием
», «
Красна
птица
перьями
,
а
человек
знанием
».
Народная
мудрость
называет
детские
годы
лучшей
порой
учения
: «
Ученье
в
детстве
,
как
резьба
на
камне
», «
Чему
Ваня
не
научился
,
того
Иван
не
выучит
».
Русская
народная
мудрость
провозглашает
лучшим
человеческим
качествам
правдивость
: «
Правда
светлее
солнца
», «
Где
,
правда
,
там
и
счастье
», «
Правда
дороже
золота
».
Первыми
воспитателями
в
семье
народная
педагогика
извечно
считает
родителей
.
В
пословицах
и
поговорках
,
сказках
и
былинах
отмечается
,
что
только
те
родители
достойны
высокого
имени
воспитателя
,
которые
уму
-
разуму
да
«
сердцем
награждают
»: «
Не
тот
батька
,
кто
родил
,
а
тот
,
кто
уму
-
разуму
научил
».
Пример
родителей
-
лучшая
школа
для
детей
. «
Возле
батьки
-
матки
учатся
дитятки
», «
Родители
трудолюбивы
-
и
дети
не
ленивы
».
В
реальном
процессе
семейного
воспитания
трудно
вычленить
главное
,
ибо
иногда
и
«
мелочь
»
оказывается
решающей
в
судьбе
ребенка
.
Потому
и
говорят
,
что
в
воспитании
нет
мелочей
.
И
все
же
есть
объективные
условия
,
которые
постоянно
влияют
на
характер
воспитания
,
придавая
ему
то
или
иное
направление
: «
Где
в
семье
лад
,
там
ребят
хорошо
растят
».
Одна
из
прекрасных
традиций
-
обязанность
родителей
воспитывать
своих
детей
.
Это
с
одной
стороны
,
с
другой
-
долг
перед
родителями
: «
Кто
родителей
почитает
,
тот
век
не
погибает
».
Консультацию
подготовила
:
Ермолаева
Н
.
Ю
.