Напоминание

"Русская мудрость о воспитании"


Автор: Ермолаева Наталья Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад№1" "Рябинка"
Населённый пункт: г.Нефтеюганск, Тюменская область
Наименование материала: статья по Духовно нравственному воспитанию дошкольников
Тема: "Русская мудрость о воспитании"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья «Русская мудрость о воспитании»

Многовековая

практика

воспитания

детей

в

семье

,

приводит

к

выводу

о

том

,

что

разумное

воспитание

-

одна

из

не

приходящих

ценностей

: «

Человек

без

воспитания

-

тело

без

души

», «

Самое

лучшее

наследство

-

воспитанность

», «

Дитятко

-

это

тесто

:

как

замеси

,

так

и

выросло

».

Заботу

о

воспитании

детей

,

характер

отношений

,

умение

воспитывать

,

народ

рассматривает

как

показатель

нравственной

красоты

человека

,

его

духовной

щедрости

. «

Не

тот

отец

-

мать

,

кто

родил

,

а

тот

,

кто

вспоил

,

вскормил

,

да

добру

научил

», «

Не

чванься

отцом

-

хвались

сыном

молодцом

».

Устное

народное

творчество

Это

история

народа

,

его

духовное

богатство

.

Уже

тысячу

лет

назад

никто

на

Руси

не

мог

засвидетельствовать

,

с

каких

пор

повелось

петь

былины

,

сказывать

сказки

.

Они

переходили

от

поколения

к

поколению

вместе

с

обычаями

и

обрядами

,

с

теми

навыками

,

без

которых

не

срубишь

избы

,

не

добудешь

меда

,

не

вырежешь

ложки

.

Это

были

своего

рода

духовные

заповеди

,

заветы

,

которые

чтил

народ

.

Пение

былин

,

сказывание

сказок

,

пословиц

,

поговорок

понималось

народом

как

сила

,

действующая

в

целях

созидания

.

Один

из

пластов

этого

созидания

-

мудрость

воспитания

.

Недаром

еще

К

.

Д

.

Ушинский

писал

:

«

Воспитание

существует

в

русском

народе

столько

же

веков

,

сколько

существует

сам

народ

-

с

ним

родилось

,

с

ним

выросло

,

отразило

в

нем

всю

его

историю

…».

Ушинскому

принадлежит

и

другое

высказывание

. «

По

содержанию

, -

писал

он

, -

наши

пословицы

важны

для

первоначального

обучения

тем

,

что

в

них

,

как

в

зеркале

,

отразилась

русская

народная

жизнь

со

всеми

своими

живописными

особенностями

.

Может

быть

,

ничем

нельзя

так

ввести

в

понимание

народной

жизни

,

как

объясняя

ему

значение

народных

пословиц

.

В

них

отразились

все

стороны

жизни

народа

:

домашняя

,

семейная

,

полевая

,

лесная

,

общественная

;

его

потребности

,

привычки

,

его

взгляд

на

природу

,

на

людей

,

на

значение

всех

явлений

жизни

Итак

,

какие

же

философские

и

педагогические

мысли

волновали

столетиями

русский

народ

?

Прежде

всего

,

обратим

внимание

на

высказывания

о

сущности

счастья

.

Счастье

и

радость

,

по

воззрениям

русского

народа

,

не

только

в

том

,

чтобы

в

семье

был

ребенок

,

а

в

том

,

чтобы

была

«

полна

горница

детей

».

Какой

же

смысл

вкладывается

в

слово

«

полна

»?

ответ

,

очевидно

,

можно

найти

в

пословице

«

Один

сын

-

не

сын

,

два

сына

-

полсына

,

три

сына

-

целый

сын

».

Счастье

родителей

и

счастье

детей

-

нерасторжимые

судьбы

.

Эту

взаимосвязь

народ

отмечает

так

: «

Добрые

дети

-

делу

венец

,

а

плохие

дети

-

дому

конец

».

Точнее

и

образнее

не

скажешь

.

Да

разве

только

этим

ограничивается

народная

мудрость

о

детях

?

Десятки

,

сотни

пословиц

и

поговорок

свидетельствуют

:

«

Маленькие

дети

тяжелы

на

камнях

,

а

большие

на

сердце

»,

«

Малые

дети

спать

не

дают

,

а

вырастут

,

так

и

сам

не

уснешь

».

Многовековая

практика

воспитания

детей

в

семье

приводит

к

выводу

о

том

,

что

разумное

воспитание

-

одна

из

непреходящих

ценностей

: «

Человек

без

воспитания

-

тело

без

души

», «

Самое

лучшее

наследство

-

воспитанность

», «

Дитятко

-

это

тесто

:

как

замесил

,

так

и

выросло

».

Сложность

и

трудность

воспитания

русский

народ

отразил

в

многочисленных

пословицах

,

поговорках

,

песнях

.

Своеобразным

предупреждением

звучат

наставления

: «

Умел

дитя

родить

,

умей

и

научить

», «

Кому

детей

родить

,

тому

их

и

вскормить

», «

Кто

без

призора

с

колыбели

,

тот

всю

жизнь

не

при

деле

».

Народ

подметил

немаловажную

вещь

наследственного

фактора

и

зафиксировал

свои

наблюдения

в

виде

следующих

суждений

: «

От

плохого

семени

не

жди

доброго

племени

», «

Какие

корешки

,

такие

и

вершки

,

какие

родители

,

такие

и

детишки

», «

От

свиньи

бобры

не

родятся

,

а

такие

же

поросята

».

Какие

же

качества

выше

всего

ценит

народ

в

человеке

?

На

первое

место

ставится

здоровье

: «

Здоровье

-

всему

голова

», «

Было

бы

здоровье

-

остальное

будет

», «

Берешь

платье

снова

,

а

здоровье

смолоду

», «

Здоровье

сгубишь

-

новое

не

купишь

».

А

вот

пословицы

,

почитающие

ум

,

знание

,

науку

: «

Мир

освещается

солнцем

,

а

человек

знанием

», «

Красна

птица

перьями

,

а

человек

знанием

».

Народная

мудрость

называет

детские

годы

лучшей

порой

учения

: «

Ученье

в

детстве

,

как

резьба

на

камне

», «

Чему

Ваня

не

научился

,

того

Иван

не

выучит

».

Русская

народная

мудрость

провозглашает

лучшим

человеческим

качествам

правдивость

: «

Правда

светлее

солнца

», «

Где

,

правда

,

там

и

счастье

», «

Правда

дороже

золота

».

Первыми

воспитателями

в

семье

народная

педагогика

извечно

считает

родителей

.

В

пословицах

и

поговорках

,

сказках

и

былинах

отмечается

,

что

только

те

родители

достойны

высокого

имени

воспитателя

,

которые

уму

-

разуму

да

«

сердцем

награждают

»: «

Не

тот

батька

,

кто

родил

,

а

тот

,

кто

уму

-

разуму

научил

».

Пример

родителей

-

лучшая

школа

для

детей

. «

Возле

батьки

-

матки

учатся

дитятки

», «

Родители

трудолюбивы

-

и

дети

не

ленивы

».

В

реальном

процессе

семейного

воспитания

трудно

вычленить

главное

,

ибо

иногда

и

«

мелочь

»

оказывается

решающей

в

судьбе

ребенка

.

Потому

и

говорят

,

что

в

воспитании

нет

мелочей

.

И

все

же

есть

объективные

условия

,

которые

постоянно

влияют

на

характер

воспитания

,

придавая

ему

то

или

иное

направление

: «

Где

в

семье

лад

,

там

ребят

хорошо

растят

».

Одна

из

прекрасных

традиций

-

обязанность

родителей

воспитывать

своих

детей

.

Это

с

одной

стороны

,

с

другой

-

долг

перед

родителями

: «

Кто

родителей

почитает

,

тот

век

не

погибает

».

Консультацию

подготовила

:

Ермолаева

Н

.

Ю

.



В раздел образования