Напоминание

Роль личности педагога-музыканта в формировании и развитии творческой личности обучающегося


Автор: Яготинцева Галина Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Детская школа искусств с.Куйбышево
Населённый пункт: Ростовская область, село Куйбышево
Наименование материала: статья
Тема: Роль личности педагога-музыканта в формировании и развитии творческой личности обучающегося
Раздел: дополнительное образование





Назад




Научная статья Роль личности педагога-музыканта в формировании и

развитии творческой личности обучающегося.

Подготовила преподаватель МБУДО ДШИ с. Куйбышево

Яготинцева Г.В.

Введение

Преподавание тяжелый и изнурительный процесс, что обусловлено

необходимостью вовлечения в образовательный процесс и обеспечением

вовлечения максимального количества обучающихся. Формирование и

развитие творческой личности необходимо в настоящий период развития

общественной

жизни.

Поэтому

при

обучении

необходимо

чтобы

преподаватель имел опыт, обладал непосредственными качествами лидерства

и творческим подходом к организации учебно-познавательной деятельности.

Таким образом, стоит отметить, что роль личности педагога невероятно

высока при рассмотрении процесса формирования творческой личности.

Данная работа несет познавательный и ознакомительный характер, а также

может выступать в дальнейшем как база для построения детального анализа с

точки зрения психологии и педагогики.

Роль личности педагога-музыканта в формировании и развитии

творческой личности обучающегося

Творческая личность – это человек, который познает окружающую

действительность с помощью собственного творческого потенциала. Иными

словами, творческая личность использует средства творческого выражения

себя, своих чувств и эмоций [1]. Способность творить, субъективна, что

означает, что творчество не имеет границ и не должно проявляться каким-то

определенным способом. Единственное ограничение творчества – свобода

другого человека и правовые нормы. Обучение – это процесс, который

сопровождает человека всю сознательную жизнь, поэтому не маловажную

роль, в жизни обучающихся играет педагог. Личность преподавателя играет

далеко не посредственную роль при обучении. Что обусловлено тем, что

именно этот человек погружает ребенка в мир музыки и создает особое

видение творческого процесса у обучающегося. Процесс формирования

вкусовых предпочтений, развитие креативного мышления и обучение

определенным навыками достаточно длительный и сложный процесс,

который всегда является индивидуальным для каждого ученика.

На

основании этого стоит сказать, что педагог в первую очередь должен

отличаться терпением, пониманием и умением находить индивидуальный

1

подход. Задача преподавателя при обучении - создание благоприятных и

располагающих к обучению условий. При этом стоит говорить о том, что

давление и препятствие в данном процессе неуместны.

Формирование творческой личности кропотливый процесс влияние, на

который оказывает совокупность общих факторов [4]. Первым фактором

выступает

личная

предрасположенность

к

творчеству,

стремление

к

самообразованию и изучению творческих аспектов со стороны учащегося.

Вторым фактором стоит отметить влияние педагога на формирование и

развитие

творческой

личности.

Преподаватель

не

должен

выступать

гарантией формирования творческой личности. Однако его задачей можно

считать преподнесение материала на занятиях так, чтобы обучающий

проявлял интерес к творчеству и стремился к познанию направлений

творчества. Музыка формирует в человеке умение слышать и слушать,

наслаждаться и расслабляться под различные произведения. Задача педагога

– подобрать произведения. Они должны быть подобраны так чтобы у

обучающегося

формировалось

стремление

к

детальному

изучению

музыкальной деятельности.

Роль педагога любого профиля – организация учебного процесса. На

основании этого и стоит говорить о влиянии личности педагога на

творческую личность учащегося. Организация и проведение учебного

процесса само по себе занятие не простое, однако, педагог-музыкант

направляет свою деятельность на творческую личность и ее формирование.

Соответственно,

роль

педагога-музыканта

невероятно

велика,

что

обусловлено созданием учебного процесса и дальнейшим руководством им.

Современное

обучение

требует

определенной

профессиональной

подготовки при решении стать преподавателем. Это обусловлено тем, что

личность педагога-музыканта играет важную роль в процессе формирования

и развития творческой личности обучающегося. Это связано с тем, что

главная задача педагога – обучение неизвестному [3]. Каждый человек

формирует собственное видение творчества, поэтому в данном случае

преподаватель должен выступать неким ориентиром в поиске наиболее

близких жанров, наставником в поиске и создании собственного восприятия

музыки. При становлении личности большую роль играет окружение,

рассмотрение ситуаций, которые происходят с другими. Точно также

происходит и при занятиях музыкой. Каждый преподаватель имеет свою

силу и особенность в формировании занятия. Эффективность занятий

является ключевым моментов в формировании творческой личности. Уроки

музыки старого образца чаще всего не давали необходимых знаний, а степень

вовлеченности в процесс обучения была крайне мала. Преподаватель должен

передать ученику те знания, которые помогут ему найти определенный

ориентир в процессе самопознания и самореализации. В настоящее время

2

обучение требует современного и профессионального подхода. Необходимо

некое отделение от прошлого опыта ведения занятий и разработка от части

уникальных занятий с участием личного воздействия со стороны педагога.

Иными словами, в наше время для того, чтобы занятия музыкой стали

предпосылкой к формированию и развитию личности обучающегося,

необходимо чтобы сам преподаватель был заинтересован в вовлечении

ученика в творческую деятельность.

Развитие творческих способностей является первостепенной ролью

преподавателя, что в дальнейшем формирует творческую личность ученика.

Для того чтобы занятия приносили необходимый прогресс необходимо

вовлечение обучающегося в процесс занятия. Наличие интереса способствует

развитию

наблюдательности,

восприятия,

способствует

подключению

воображения в ходе урока, а также помогает ученику оставаться в

сосредоточенном состоянии. Если занятия формируются верно, и степень

вовлеченности в процессе обучения высока, то это выступает основным

этапом в формировании желания заниматься творчеством. Наилучшим

результатом в таком случае выступает развитие музыкального чувства,

желание и стремление отработать умения на практике, что говорит начале

формирования и развитии музыкального самовоспитания у ученика. Сам

процесс проведения занятий можно назвать индивидуальным не только со

стороны ученика, но и со стороны преподавателя. Иначе говоря, в процессе

обучения участие двух сторон просто необходимо, что говорит и о

необходимости получения обратной взаимосвязи между участвующими в

данном

процессе.

Индивидуальный

подход

преподавателя

является

ключевым фактором формирования и развития творческой личности. Это

связано с тем, что преподаватель своего рода заряжает обучающегося. Таким

образом, занятия, которые способны заинтересовать ученика способствуют

его становлению как творческой личности [2]. Однако стоит учесть, что в

занятия главным фактором формирования творческой личности выступает

системность и накопительный эффект. То есть не стоит ждать большого

стремления к музыке после единичного занятия. В первую очередь это

процесс требующий постоянного подкрепления.

Стоит рассмотреть проблематику групповых занятий и как происходит

формирование музыкальной личности в таком случае. Начнем с того, что в

предыдущей главе было сказано о роли индивидуального подхода в процессе

обучения. Групповые занятия не являются препятствием к созданию занятия,

которое было бы интересно для всех обучающихся. В первую очередь

преподаватель

должен

рассмотреть

каким

образом

происходит

формирование интереса у обучающихся. Кто-то любит дискуссии и

рассуждения, кто-то, наоборот, старается закрыться от остальных и

формировать свои мысли и идеи лично для себя. В таком случае самым

важным является отсутствие давления на ученика. Необходимо более

3

внимательно рассматривать те вопросы, которые задействуют в процессе

обучения всех присутствующих. Тогда процесс познания еще неизведанного

даст стимул к дальнейшему обучению и познанию мира музыки. Необходимо

создание тех условий, которые смогли бы формировать спорные моменты,

позволяли подключать воображение и стремиться к преподнесению своего

мнения без осуждения или одобрения, но с возможностью дальнейшей

доработки не только других обучающихся, но и самого преподавателя. Для

того, чтобы при групповой работе добиться максимального результата

необходимо искать разнообразные подходы в обучении. Тут же стоит

отметить, что при групповых занятиях необходима смена деятельности.

Иными словами урок должен быть подстроен под каждого ученика, что

позволит добиться результатов. Например, можно делить занятия на

теоретическую и практическую часть, устраивать небольшие игры с

задействованием музыкальных произведений, импровизированное создание

песен, рассмотрение жанров с последующей отработкой. Говоря простым

языком личность педагога должна быть достаточно яркой и способной к

быстрой смене занятий. Это позволяет находить разнообразный подход при

обучении и формировать творческую составляющую в процессе познания

музыкального мира.

Стоит сказать о том, что педагог не является гарантией развития творческих

способностей. Его функция – направлять, а не обязать к формированию

творческих способностей. Таким образом, еще раз подтверждается, роль и

влияние педагога высока, но это не обязует его пробудить в каждом ребенке

некий талант. Все что может сделать педагог – дать основу для

формирования и продолжить развитие, однако основная часть лежит на

плечах обучающегося. Личность педагога является не единственным, но

ключевым звеном в формировании творческой личности. Педагог является

неким ориентиром, который способен направлять обучающегося в различные

направления творческой деятельности, путем личного подхода к обучению.

При обучении в профильных школах педагог

-музыкант должен

обладать всеми необходимыми качествами для создания эффективного

занятия, которое может служит предпосылкой к формированию творческой

личности. Стоит отметить, что в процессе обучения необходим постоянный и

тщательный контроль за работой обучающихся. В таком случае педагог

может своевременно отследить успехи и неудачи ученика, что позволит

своевременно корректировать познавательный процесс. Вместе с тем,

контроль над деятельностью в процессе обучения помогает самому педагогу

корректировать образовательный процесс, что говорит о заинтересованности

самого педагога в развитии личностных качеств в ученике. Таким образом,

как и было сказано, педагог должен обладать качествами непосредственного

лидерства.

Педагоги

с

такими

личностными

качествами

способны

4

руководить процессом обучения и организовывать групповые занятия

наравне с частными.

Заключение

В заключении необходимо отметить, что личность педагога-музыканта

играет одну из главных ролей в формировании творческой личности

обучающегося. Личность педагога способствует формированию и созданию

занятий, на которых общий интерес к работе был бы высок, что позволяет

вовлекать в процесс наибольшее количество учащихся. Основной задачей

педагога является преподнесение новых знаний, рассмотрение наибольшего

количества информации и непосредственное вовлечение обучающихся в

творческую деятельность. Что является главным фактором формирования и

развития творческой личности.

Список использованных источников

1. Воображение и творчество в детском возрасте. Выготский Л.С. - М. 1999

2. Воспитание с умом. 12 революционных стратегий всестороннего развития

мозга вашего ребенка / Д.Дж. Сигел, Т.П. Брайсон. - М.: Эксмо, 2014

3.Профессионально-педагогическая культура преподавателя.

Академия: Исаев И. Ф., 2002 г.

4. Психология искусства. 2-е изд. М., Выготский Л.С., Искусство, 1986

5



В раздел образования