Автор: Яготинцева Галина Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Детская школа искусств с.Куйбышево
Населённый пункт: Ростовская область, село Куйбышево
Наименование материала: статья
Тема: Роль личности педагога-музыканта в формировании и развитии творческой личности обучающегося
Раздел: дополнительное образование
Научная статья Роль личности педагога-музыканта в формировании и
развитии творческой личности обучающегося.
Подготовила преподаватель МБУДО ДШИ с. Куйбышево
Яготинцева Г.В.
Введение
Преподавание тяжелый и изнурительный процесс, что обусловлено
необходимостью вовлечения в образовательный процесс и обеспечением
вовлечения максимального количества обучающихся. Формирование и
развитие творческой личности необходимо в настоящий период развития
общественной
жизни.
Поэтому
при
обучении
необходимо
чтобы
преподаватель имел опыт, обладал непосредственными качествами лидерства
и творческим подходом к организации учебно-познавательной деятельности.
Таким образом, стоит отметить, что роль личности педагога невероятно
высока при рассмотрении процесса формирования творческой личности.
Данная работа несет познавательный и ознакомительный характер, а также
может выступать в дальнейшем как база для построения детального анализа с
точки зрения психологии и педагогики.
Роль личности педагога-музыканта в формировании и развитии
творческой личности обучающегося
Творческая личность – это человек, который познает окружающую
действительность с помощью собственного творческого потенциала. Иными
словами, творческая личность использует средства творческого выражения
себя, своих чувств и эмоций [1]. Способность творить, субъективна, что
означает, что творчество не имеет границ и не должно проявляться каким-то
определенным способом. Единственное ограничение творчества – свобода
другого человека и правовые нормы. Обучение – это процесс, который
сопровождает человека всю сознательную жизнь, поэтому не маловажную
роль, в жизни обучающихся играет педагог. Личность преподавателя играет
далеко не посредственную роль при обучении. Что обусловлено тем, что
именно этот человек погружает ребенка в мир музыки и создает особое
видение творческого процесса у обучающегося. Процесс формирования
вкусовых предпочтений, развитие креативного мышления и обучение
определенным навыками достаточно длительный и сложный процесс,
который всегда является индивидуальным для каждого ученика.
На
основании этого стоит сказать, что педагог в первую очередь должен
отличаться терпением, пониманием и умением находить индивидуальный
1
подход. Задача преподавателя при обучении - создание благоприятных и
располагающих к обучению условий. При этом стоит говорить о том, что
давление и препятствие в данном процессе неуместны.
Формирование творческой личности кропотливый процесс влияние, на
который оказывает совокупность общих факторов [4]. Первым фактором
выступает
личная
предрасположенность
к
творчеству,
стремление
к
самообразованию и изучению творческих аспектов со стороны учащегося.
Вторым фактором стоит отметить влияние педагога на формирование и
развитие
творческой
личности.
Преподаватель
не
должен
выступать
гарантией формирования творческой личности. Однако его задачей можно
считать преподнесение материала на занятиях так, чтобы обучающий
проявлял интерес к творчеству и стремился к познанию направлений
творчества. Музыка формирует в человеке умение слышать и слушать,
наслаждаться и расслабляться под различные произведения. Задача педагога
– подобрать произведения. Они должны быть подобраны так чтобы у
обучающегося
формировалось
стремление
к
детальному
изучению
музыкальной деятельности.
Роль педагога любого профиля – организация учебного процесса. На
основании этого и стоит говорить о влиянии личности педагога на
творческую личность учащегося. Организация и проведение учебного
процесса само по себе занятие не простое, однако, педагог-музыкант
направляет свою деятельность на творческую личность и ее формирование.
Соответственно,
роль
педагога-музыканта
невероятно
велика,
что
обусловлено созданием учебного процесса и дальнейшим руководством им.
Современное
обучение
требует
определенной
профессиональной
подготовки при решении стать преподавателем. Это обусловлено тем, что
личность педагога-музыканта играет важную роль в процессе формирования
и развития творческой личности обучающегося. Это связано с тем, что
главная задача педагога – обучение неизвестному [3]. Каждый человек
формирует собственное видение творчества, поэтому в данном случае
преподаватель должен выступать неким ориентиром в поиске наиболее
близких жанров, наставником в поиске и создании собственного восприятия
музыки. При становлении личности большую роль играет окружение,
рассмотрение ситуаций, которые происходят с другими. Точно также
происходит и при занятиях музыкой. Каждый преподаватель имеет свою
силу и особенность в формировании занятия. Эффективность занятий
является ключевым моментов в формировании творческой личности. Уроки
музыки старого образца чаще всего не давали необходимых знаний, а степень
вовлеченности в процесс обучения была крайне мала. Преподаватель должен
передать ученику те знания, которые помогут ему найти определенный
ориентир в процессе самопознания и самореализации. В настоящее время
2
обучение требует современного и профессионального подхода. Необходимо
некое отделение от прошлого опыта ведения занятий и разработка от части
уникальных занятий с участием личного воздействия со стороны педагога.
Иными словами, в наше время для того, чтобы занятия музыкой стали
предпосылкой к формированию и развитию личности обучающегося,
необходимо чтобы сам преподаватель был заинтересован в вовлечении
ученика в творческую деятельность.
Развитие творческих способностей является первостепенной ролью
преподавателя, что в дальнейшем формирует творческую личность ученика.
Для того чтобы занятия приносили необходимый прогресс необходимо
вовлечение обучающегося в процесс занятия. Наличие интереса способствует
развитию
наблюдательности,
восприятия,
способствует
подключению
воображения в ходе урока, а также помогает ученику оставаться в
сосредоточенном состоянии. Если занятия формируются верно, и степень
вовлеченности в процессе обучения высока, то это выступает основным
этапом в формировании желания заниматься творчеством. Наилучшим
результатом в таком случае выступает развитие музыкального чувства,
желание и стремление отработать умения на практике, что говорит начале
формирования и развитии музыкального самовоспитания у ученика. Сам
процесс проведения занятий можно назвать индивидуальным не только со
стороны ученика, но и со стороны преподавателя. Иначе говоря, в процессе
обучения участие двух сторон просто необходимо, что говорит и о
необходимости получения обратной взаимосвязи между участвующими в
данном
процессе.
Индивидуальный
подход
преподавателя
является
ключевым фактором формирования и развития творческой личности. Это
связано с тем, что преподаватель своего рода заряжает обучающегося. Таким
образом, занятия, которые способны заинтересовать ученика способствуют
его становлению как творческой личности [2]. Однако стоит учесть, что в
занятия главным фактором формирования творческой личности выступает
системность и накопительный эффект. То есть не стоит ждать большого
стремления к музыке после единичного занятия. В первую очередь это
процесс требующий постоянного подкрепления.
Стоит рассмотреть проблематику групповых занятий и как происходит
формирование музыкальной личности в таком случае. Начнем с того, что в
предыдущей главе было сказано о роли индивидуального подхода в процессе
обучения. Групповые занятия не являются препятствием к созданию занятия,
которое было бы интересно для всех обучающихся. В первую очередь
преподаватель
должен
рассмотреть
каким
образом
происходит
формирование интереса у обучающихся. Кто-то любит дискуссии и
рассуждения, кто-то, наоборот, старается закрыться от остальных и
формировать свои мысли и идеи лично для себя. В таком случае самым
важным является отсутствие давления на ученика. Необходимо более
3
внимательно рассматривать те вопросы, которые задействуют в процессе
обучения всех присутствующих. Тогда процесс познания еще неизведанного
даст стимул к дальнейшему обучению и познанию мира музыки. Необходимо
создание тех условий, которые смогли бы формировать спорные моменты,
позволяли подключать воображение и стремиться к преподнесению своего
мнения без осуждения или одобрения, но с возможностью дальнейшей
доработки не только других обучающихся, но и самого преподавателя. Для
того, чтобы при групповой работе добиться максимального результата
необходимо искать разнообразные подходы в обучении. Тут же стоит
отметить, что при групповых занятиях необходима смена деятельности.
Иными словами урок должен быть подстроен под каждого ученика, что
позволит добиться результатов. Например, можно делить занятия на
теоретическую и практическую часть, устраивать небольшие игры с
задействованием музыкальных произведений, импровизированное создание
песен, рассмотрение жанров с последующей отработкой. Говоря простым
языком личность педагога должна быть достаточно яркой и способной к
быстрой смене занятий. Это позволяет находить разнообразный подход при
обучении и формировать творческую составляющую в процессе познания
музыкального мира.
Стоит сказать о том, что педагог не является гарантией развития творческих
способностей. Его функция – направлять, а не обязать к формированию
творческих способностей. Таким образом, еще раз подтверждается, роль и
влияние педагога высока, но это не обязует его пробудить в каждом ребенке
некий талант. Все что может сделать педагог – дать основу для
формирования и продолжить развитие, однако основная часть лежит на
плечах обучающегося. Личность педагога является не единственным, но
ключевым звеном в формировании творческой личности. Педагог является
неким ориентиром, который способен направлять обучающегося в различные
направления творческой деятельности, путем личного подхода к обучению.
При обучении в профильных школах педагог
-музыкант должен
обладать всеми необходимыми качествами для создания эффективного
занятия, которое может служит предпосылкой к формированию творческой
личности. Стоит отметить, что в процессе обучения необходим постоянный и
тщательный контроль за работой обучающихся. В таком случае педагог
может своевременно отследить успехи и неудачи ученика, что позволит
своевременно корректировать познавательный процесс. Вместе с тем,
контроль над деятельностью в процессе обучения помогает самому педагогу
корректировать образовательный процесс, что говорит о заинтересованности
самого педагога в развитии личностных качеств в ученике. Таким образом,
как и было сказано, педагог должен обладать качествами непосредственного
лидерства.
Педагоги
с
такими
личностными
качествами
способны
4
руководить процессом обучения и организовывать групповые занятия
наравне с частными.
Заключение
В заключении необходимо отметить, что личность педагога-музыканта
играет одну из главных ролей в формировании творческой личности
обучающегося. Личность педагога способствует формированию и созданию
занятий, на которых общий интерес к работе был бы высок, что позволяет
вовлекать в процесс наибольшее количество учащихся. Основной задачей
педагога является преподнесение новых знаний, рассмотрение наибольшего
количества информации и непосредственное вовлечение обучающихся в
творческую деятельность. Что является главным фактором формирования и
развития творческой личности.
Список использованных источников
1. Воображение и творчество в детском возрасте. Выготский Л.С. - М. 1999
2. Воспитание с умом. 12 революционных стратегий всестороннего развития
мозга вашего ребенка / Д.Дж. Сигел, Т.П. Брайсон. - М.: Эксмо, 2014
3.Профессионально-педагогическая культура преподавателя.
Академия: Исаев И. Ф., 2002 г.
4. Психология искусства. 2-е изд. М., Выготский Л.С., Искусство, 1986
5