Автор: Поникарова Ольга Павловна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ТФ ГАУЗ ТО «ДПН ЛРЦ «Надежда»
Населённый пункт: город Тобольск, Тюменская область
Наименование материала: В 1 класс идет ребенок с ЗПР. На что следует обратить внимание
Тема: В 1 класс идет ребенок с ЗПР. На что следует обратить внимание
Раздел: дополнительное образование
В 1 класс идет ребенок с ЗПР. На что следует обратить
внимание
Педагогам
Ребенок, пришедший из дошкольного образовательного учреждения с диагнозом
ЗПР, в общеобразовательную школу имеет соответствующие рекомендации. Но бывает и
так, что задержку психического развития диагностируют в процессе обучения в первые 3-
5 лет.
В случае обнаружения (диагностики) у ребенка ЗПР или наличия ее признаков,
учителю следует информировать об этом родителей. Это необходимо сделать в интересах
ребенка, чтобы задержка психического развития не приняла устойчивую форму. В том и
другом
случае
помощь
ребенку
осуществляется
комплексно,
совместными
согласованными действиями педагога, психолога и родителей.
Данная категория детей влияет на учебный процесс в классе и требует к себе
особого внимания и подхода учителя.
Учителю необходимо осознавать, что для ребенка с ЗПР адаптационный период
более сложный и длительный, чем для других учеников. Ему необходимо больше
времени, чтобы привыкнуть к режиму и требованиям учителя. Дайте ему этот шанс.
Его непослушание и невыполнение требований ни в коем случае не говорит про
некомпетентность учителя. Это особенности задержки психического развития.
Целесообразно познакомить родителей с правилами поведения на уроке и
требованиями учителя к выполнению заданий. Согласованный алгоритм действий при
выполнении учебного задания дома и в классе, ускорит процесс адаптации ребенка и
снизит его тревожность.
Родителям.
Если вы знаете, что у вашего ребенка ЗПР, и вы принимаете его таким, какой он
есть, то проинформируйте педагога об этом. Поговорите с учителем, расскажите о своем
ребенке, о его положительных качествах и талантах.
Установите контакт и выразите свое желание сотрудничать.
Познакомьтесь с требованиями учителя, с алгоритмом действия при выполнении
учебных заданий, последовательности работы над учебным материалом. Если требования
учителя на уроке будут закрепляться дома, то ребенок быстрее привыкнет к ним и станет
увереннее и спокойнее.
Родителям, в интересах собственного ребенка, важно убедиться в том, что педагог
знаком с особенностями работы с такими детьми.
Как проявляется задержка психического развития во время обучения.
Ребенок медленнее реагирует на распоряжение учителя, например: приготовь
рабочее место к уроку, достань учебник, тетрадь, ручку и карандаш; открой тетрадь,
найди строчку или клеточку, работай по образцу. Иногда такие дети не осознают, что
обращение ко всему классу, относится к ним.
Ругать и стыдить ученика в невыполнении или отставании нет смысла, так как у
ребенка с ЗПР эмоции преобладают над действиями.
Это отнимает время от учебного процесса и создает напряженную обстановку в
классе. Учителю следует подойти и помочь ребенку, продолжая урок. Данной категории
детей необходима постоянная поддержка, эмоциональное подкрепление в словесной
форме, улыбкой, поощрительным жестом.
Именно так же следует родителям реагировать дома на подготовку ребенком
домашнего задания. Не приказом, давлением, упреками: «Ты что, не понимаешь? Ты
опять всё забыл? Сколько раз я говорила тебе? Делай, а не то накажу! И т.д.»
Последовательное выполнение действий на уроке закрепит в сознании ребенка
алгоритм выполнения требований учителя. Через некоторое время он сам будет четко в
нужной последовательности выполнять необходимые действия.
Важно понимать, что в требованиях необходимо соблюдать четкий порядок, иначе
у ребенка не сформируется навык.
Родители, которые принимают ребенка таким, какой он есть, с радостью пойдут на
контакт с учителем и будут выполнять его распоряжения.
В силу своих особенностей, ребенок с ЗПР более тревожен, беспокоен,
эмоционально неустойчив, чем другие дети.
Со временем, если относиться к ребенку терпеливо и доброжелательно, дать ему
возможность привыкнуть, то он адаптируется к новой для него обстановки. Это позволит
ему не выделяться среди других учащихся своим поведением и отношением к учебе.