Напоминание

В 1 класс идет ребенок с ЗПР. На что следует обратить внимание


Автор: Поникарова Ольга Павловна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ТФ ГАУЗ ТО «ДПН ЛРЦ «Надежда»
Населённый пункт: город Тобольск, Тюменская область
Наименование материала: В 1 класс идет ребенок с ЗПР. На что следует обратить внимание
Тема: В 1 класс идет ребенок с ЗПР. На что следует обратить внимание
Раздел: дополнительное образование





Назад




В 1 класс идет ребенок с ЗПР. На что следует обратить

внимание

Педагогам

Ребенок, пришедший из дошкольного образовательного учреждения с диагнозом

ЗПР, в общеобразовательную школу имеет соответствующие рекомендации. Но бывает и

так, что задержку психического развития диагностируют в процессе обучения в первые 3-

5 лет.

В случае обнаружения (диагностики) у ребенка ЗПР или наличия ее признаков,

учителю следует информировать об этом родителей. Это необходимо сделать в интересах

ребенка, чтобы задержка психического развития не приняла устойчивую форму. В том и

другом

случае

помощь

ребенку

осуществляется

комплексно,

совместными

согласованными действиями педагога, психолога и родителей.

Данная категория детей влияет на учебный процесс в классе и требует к себе

особого внимания и подхода учителя.

Учителю необходимо осознавать, что для ребенка с ЗПР адаптационный период

более сложный и длительный, чем для других учеников. Ему необходимо больше

времени, чтобы привыкнуть к режиму и требованиям учителя. Дайте ему этот шанс.

Его непослушание и невыполнение требований ни в коем случае не говорит про

некомпетентность учителя. Это особенности задержки психического развития.

Целесообразно познакомить родителей с правилами поведения на уроке и

требованиями учителя к выполнению заданий. Согласованный алгоритм действий при

выполнении учебного задания дома и в классе, ускорит процесс адаптации ребенка и

снизит его тревожность.

Родителям.

Если вы знаете, что у вашего ребенка ЗПР, и вы принимаете его таким, какой он

есть, то проинформируйте педагога об этом. Поговорите с учителем, расскажите о своем

ребенке, о его положительных качествах и талантах.

Установите контакт и выразите свое желание сотрудничать.

Познакомьтесь с требованиями учителя, с алгоритмом действия при выполнении

учебных заданий, последовательности работы над учебным материалом. Если требования

учителя на уроке будут закрепляться дома, то ребенок быстрее привыкнет к ним и станет

увереннее и спокойнее.

Родителям, в интересах собственного ребенка, важно убедиться в том, что педагог

знаком с особенностями работы с такими детьми.

Как проявляется задержка психического развития во время обучения.

Ребенок медленнее реагирует на распоряжение учителя, например: приготовь

рабочее место к уроку, достань учебник, тетрадь, ручку и карандаш; открой тетрадь,

найди строчку или клеточку, работай по образцу. Иногда такие дети не осознают, что

обращение ко всему классу, относится к ним.

Ругать и стыдить ученика в невыполнении или отставании нет смысла, так как у

ребенка с ЗПР эмоции преобладают над действиями.

Это отнимает время от учебного процесса и создает напряженную обстановку в

классе. Учителю следует подойти и помочь ребенку, продолжая урок. Данной категории

детей необходима постоянная поддержка, эмоциональное подкрепление в словесной

форме, улыбкой, поощрительным жестом.

Именно так же следует родителям реагировать дома на подготовку ребенком

домашнего задания. Не приказом, давлением, упреками: «Ты что, не понимаешь? Ты

опять всё забыл? Сколько раз я говорила тебе? Делай, а не то накажу! И т.д.»

Последовательное выполнение действий на уроке закрепит в сознании ребенка

алгоритм выполнения требований учителя. Через некоторое время он сам будет четко в

нужной последовательности выполнять необходимые действия.

Важно понимать, что в требованиях необходимо соблюдать четкий порядок, иначе

у ребенка не сформируется навык.

Родители, которые принимают ребенка таким, какой он есть, с радостью пойдут на

контакт с учителем и будут выполнять его распоряжения.

В силу своих особенностей, ребенок с ЗПР более тревожен, беспокоен,

эмоционально неустойчив, чем другие дети.

Со временем, если относиться к ребенку терпеливо и доброжелательно, дать ему

возможность привыкнуть, то он адаптируется к новой для него обстановки. Это позволит

ему не выделяться среди других учащихся своим поведением и отношением к учебе.



В раздел образования